Сегодня 28 апреля 2024

Учёные обнаружили предсказанную 67 лет назад частицу-демона, которая поможет искать сверхпроводники

Группа учёных из США в серии экспериментов с отдалённо похожим на сверхпроводящие материалы рутенатом стронция случайно обнаружила квазичастицу, предсказанную 67 лет назад. Квазичастица под именем «демон Пайнса» не имеет массы и нейтральна, а значит, напрямую себя не обнаруживает. Между тем, свойства частицы-демона могут помочь в определении сверхпроводимости, природа которой до сих пор до конца не изучена. Открытие «демона» может многое изменить.

Источник изображения: Pixabay

Современная теория сверхпроводимости в основном опирается на тесные взаимодействие электронов и фононов в атомарной структуре материалов. В то же время ряд проявлений сверхпроводимости плохо согласуется с этой теорией и оставляет место для экзотических и пока не открытых процессов. Квазичастица демон Пайнса — одно из таких явлений, которое почти 70 лет считалось игрой ума физика Дэвида Пайнса, который предложил её в 1956 году. По его мнению, это безмассовая и нейтральная квазичастица, обнаружить которую по этой причине очень и очень трудно. Её и не искали, если честно.

Физики из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне обнаружили неуловимую квазичастицу совершенно случайно. Они изучали свойства рутената стронция, который не является сверхпроводником, но в ряде аспектов очень сильно его напоминает. Рутинные измерения показали наличие «частиц», которые не были ни поверхностными плазмонами, ни акустическими фононами. Первые результаты измерений были приняты за ошибочные, и лишь их повторение заставило плотнее заняться вопросом: а что это было?

Моделирование показало, что учёные обнаружили плазмон со свойствами, предсказанными Дэвидом Пайнсом. Это особое коллективное движение электронов в твёрдом теле. По сути — это дискретная волна или групповое колебание в электронной плазме. Это не частица в чистом виде, поэтому такие конденсированные явления называют квазичастицами. Данные измерений показали, что обнаруженный плазмон не имеет массы и нейтрален по заряду. Иначе говоря, он отвечает требованиям демона Пайнса. Слово «демон» в данном случае означает «отчетливое движение электрона» с любимым физиками суффиксом «-он». В отличие, скажем, от демона Максвелла, который действительно демон при рогах и копытах, хоть и воображаемый.

Наличие в природе демона Пайнса в виде безмассовой частицы означает потенциальную возможность эффекта сверхпроводимости при любой температуре. Этой частицей можно попытаться объяснить сверхпроводимость в целом списке полуметаллов. Понять и объяснить означает открыть новые пути к осуществимости этого явления, что сделает наш мир чуть более приятным местом для жизни.