Сегодня 21 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Аналитика

Компьютер месяца, спецвыпуск. Закат эпохи: пора ли хоронить DDR4-память и поддерживающие ее игровые платформы?

⇣ Содержание

Если быть более точным, первой настольной платформой, поддерживающей оперативную память стандарта DDR4, стала Intel LGA2011-v3. Она была представлена в конце лета 2014 года. Откуда у данной платформы и процессоров Haswell-E «торчали уши», было ясно сразу — производитель адаптировал для десктопного рынка ряд серверных продуктов. Чипмейкер предоставлял уникальный продукт, ведь только покупка высокопроизводительной HEDT-платформы позволяла обзавестись центральным процессором Intel с шестью ядрами и более. В ту эпоху американская корпорация не стеснялась втридорога продавать многоядерные чипы всем тем, кого не устраивала формула «четыре ядра — четыре «гига» — игровая видеокарта». Толку, правда, было немного. Практика показывала, что многие игры того времени опирались лишь на пару вычислительных ядер, а такие приложения, которые могли бы эффективно задействовать более четырех потоков, встречались очень редко — не то что сейчас. Так что, на мой взгляд, реальный старт эпохи DDR4-памяти был дан годом позже, с выходом в продажу по-настоящему массовой платформы LGA1151 и — не побоюсь этого слова — культовых процессоров Skylake.

#Как все начиналось

Это мы сейчас знаем, что микроархитектура Skylake и чипы Core на ее основе пользуются популярностью до сих пор — процессоры поколений Core 6, Core 7, Core 8, Core 9 и даже Core 10 использовали одни и те же наработки и знаменитый 14-нм техпроцесс. Именно тогда появился пресловутый мем про «5 % прибавки производительности в год», от которого Intel не может откреститься даже в 2023 году. А все потому, что на рынке наблюдалось тотальное отсутствие конкуренции между AMD и Intel — по крайней мере, верхушка айсберга выглядела именно так. Тогда же, в 2015 году, появление чипов Skylake ознаменовало начало эпохи DDR4-памяти, так как речь шла о по-настоящему массовой платформе.

 Комплекты памяти DDR4-3000+ сразу же появились в продаже

Комплекты памяти DDR4-3000+ сразу же появились в продаже

В отличие от дорогущих чипов Haswell-E, поколение процессоров Skylake обзавелось двухканальным контроллером памяти, не только умеющим работать с модулями DDR4, но и обладающим обратной совместимостью со стандартом DDR3L. Формально чипы Core 6 были совместимы с ОЗУ стандарта DDR4-2133, но на практике топовые платы поддерживали работу памяти с эффективной частотой свыше 4000 МГц. Тогда казалось, что именно стандарт DDR4-4000 станет, что называется, мейнстримом в массовых платформах будущего. Одновременно с платформой LGA1151 компания G.Skill представила набор памяти Trident Z PC4-33000 F4-4133C19D-8GTZ, работающий на эффективной частоте 4133 МГц при задержках 19-25-25-45. Реальность — мы убедимся в этом далее — оказалась несколько иной.

 Максимальная эффективная частота оперативной памяти DDR4 флагманской материнской платы ASUS Z170 PRO GAMING

Максимальная эффективная частота оперативной памяти DDR4, поддерживаемая флагманской материнской платой ASUS Z170 PRO GAMING

В Intel утверждали, что процессоры Skylake лучше использовать именно с DDR4-памятью. Чипмейкер настоятельно рекомендовал своим партнерам выпускать больше материнских плат нового поколения с поддержкой DDR4 SDRAM, оставляя стандарт DDR3L для совсем бюджетных систем. Наше тестирование показывало, что в HD-разрешении стенд с Core i5-6600K и памятью DDR4-3000 (16-16-16-36) оказался быстрее схожей сборки с DDR3-1600 (11-11-11-28) в GTA V на 11 %, а в Far Cry 4 — на 15 %. В разрешении Full HD обе конфигурации демонстрировали схожие результаты. В 2015 году дисплеями с таким разрешением владело 35 % пользователей игрового клиента Steam, сейчас — 59 % (23 % — с WQHD, 3 % — с Ultra HD).

На мой взгляд, в Intel поступили мудро, ведь в 2015 году на самой памяти и матплате можно было несколько сэкономить. То же самое мы наблюдаем и в 2023 году, сравнивая теперь стандарт DDR4 с DDR5. Вопрос цены для конечного потребителя оказывается самым главным — доказательства будут приведены далее. Видимо, поэтому контроллеры памяти чипов Core 12, Core 13 и Core 14 для массовой платформы LGA1700 тоже сделали гибридными — тот случай, когда погоня за двумя зайцами оказалась удачной затеей.

 ASRock B150M Combo-G поддерживала и DDR3-, и DDR4-память одновременно. На моей памяти больше никто не экспериментировал в этой области

ASRock B150M Combo-G поддерживала и DDR3-, и DDR4-память одновременно. На моей памяти больше никто не экспериментировал в этой области

По моим наблюдениям, недостатка в LGA1151-платах, поддерживающих DDR3-память, не было — они стабильно стоили меньше DDR4-аналогов. Например, осенью 2015 года мы могли купить ASUS Z170-P D3 за 9 500 рублей, а ASUS Z170-P в среднем стоила на 1 000 рублей больше.

С выходом платформы LGA1151 начался стремительный рост спроса на DDR4 и снижение цен. За два месяца после появления чипов Skylake в продаже оперативная память серьезно подешевела и вплотную приблизилась по этому показателю к DDR3. По данным DRAMeXchange, средняя стоимость одного чипа DDR4-2133 объемом 4 Гбит в декабре 2015 года составляла 2,25 доллара США, хотя еще в сентябре такая микросхема стоила на 50 центов больше, а в июне — почти вдвое больше. Для сравнения: чип DDR3 на 4 Гбит зимой 2015 года стоил в среднем 1,92 доллара США.

На практике мы получали следующую картину. Модуль DDR4-2133 объемом 8 Гбайт в конце 2015 года стоил в Москве 4 000 рублей в среднем. За планку DDR3L-1600 того же объема пришлось бы отдать 3 500 рублей. Дорого стоили высокочастотные модули и комплекты. Одна «палка» DDR4-3000 оценивалась в 7-8 тысяч рублей за 8 Гбайт — доступной такая память стала ближе к выходу платформы AM4 и культовых чипов Ryzen.

На нашем сайте есть рубрика «Компьютер месяца». Как видно из названия, каждый месяц мы рассматриваем актуальные игровые сборки, которые можно купить в розничных компьютерных магазинах Москвы. На 3DNews эта рубрика выходит с 2017 года, но подобные статьи я писал еще раньше, работая в другом интернет-издании, а до того — в печатном журнале «Железо». Сборки с чипами Skylake и памятью DDR4 впервые появились на горизонте в ноябре 2015 года — тогда для продвинутой конфигурации рекомендовались 4-ядерный Core i5-6500 (эти процессоры не поддерживали технологию Hyper-Threading) и двухканальный комплект DDR4-2133 на 16 Гбайт. До этого ставка делалась на чипы поколения Haswell и DDR3-память — они стоили меньше, но обладали схожим быстродействием в играх.

Сравнение игровых сборок*
Ноябрь 2015 г. Ноябрь 2023 г.
Центральный процессор Intel Core i5-6500, 4 ядра, 3,2 (3,6) ГГц, 6 Мбайт L3 15 500 руб. AMD Ryzen 5 5500, 6 ядер и 12 потоков, 3,6 (4,2) ГГц, 16 Мбайт L3 9 500 руб.
Материнская плата B150/H170 Express 8 000 руб. B550 11 500 руб.
Оперативная память 2x 8 Гбайт DDR4-2133 7 500 руб. 2x 16 Гбайт DDR4-3600 8 000 руб.
Видеокарта Radeon R9 390 8 Гбайт GDDR5
или
GeForce GTX 970 4 Гбайт GDDR5
25 500 руб. Radeon RX 6650 XT 8 Гбайт GDDR6
или
GeForce RTX 3060 12 Гбайт GDDR6
32 000 руб.
Накопитель 1 SSD SATA 6 Гбит/с, 256 Гбайт 6 500 руб. SSD PCI Express, 1 Тбайт 5 500 руб.
Накопитель 2 HDD SATA 6 Гбит/с, 1 Тбайт 4 000 руб. 0 руб.
Блок питания 600 Вт 3 500 руб. 700 Вт 5 500 руб.
Цена сборки 75 000 руб. 78 000 руб.

* В таблицу занесены только основные комплектующие, но указана полная стоимость системного блока.

Для наглядности в таблице указана сборка за сопоставимую рублевую цену, взятая из ноябрьского выпуска за 2023 год. Как видите, спустя ровно 8 лет за те же деньги мы можем купить ПК с оперативной памятью вдвое большего объема и с заметно более высокой эффективной частотой. Полагаю, еще какие-либо комментарии здесь излишни. Подробнее о том, как менялись игровые сборки «Компьютера месяца» со временем, мы поговорим уже в декабрьском выпуске.

Полный переход на DDR4-память в сборках Intel произошел только в 2016 году — ближе ко второй половине. В большинстве случаев применялись недорогие «мозги» стандарта DDR4-2133, но строго 16 Гбайт. Интересно, что такого объема ОЗУ в большинстве случаев все еще достаточно для современных игр в 2023 году. А вот быстродействия видеокарт — нет.

Сравнение игровых сборок
Май 2016 г. Ноябрь 2023 г.
Основные комплектующие:
• Intel Core i5-6400, 4 ядра, 2,7 (3,2) ГГц, 6 Мбайт L3;
• B150 Express;
• 2x 8 Гбайт DDR4-2133;
• GeForce GTX 960 4 Гбайт GDDR5;
• HDD SATA 6 Гбит/с, 1 Тбайт;
• 500 Вт
Основные комплектующие:
• Intel Core i3-10100F, 4 ядра и 8 потоков, 3,6 (4,3), 6 Мбайт L3;
• H510 Express;
• 2x 8 Гбайт DDR4-3200;
• GeForce RTX 3050 8 Гбайт GDDR6;
• SSD PCI Express, 512 Гбайт;
• 450 Вт
51 000 руб. 53 000 руб.
Основные комплектующие:
• Intel Core i5-6600, 4 ядра, 3,3 (3,9) ГГц, 6 Мбайт L3;
• B150 Express;
• 2x 8 Гбайт DDR4-2133;
• GeForce GTX 970 4 Гбайт GDDR5;
• HDD SATA 6 Гбит/с, 1 Тбайт;
• 650 Вт
Основные комплектующие:
• Intel Core i3-12100F, 4 ядра и 8 потоков, 3,3 (4,3) ГГц, 12 Мбайт L3;
• B660/B760;
• 2x 16 Гбайт DDR4-3600;
• GeForce RTX 3060 12 Гбайт GDDR6;
• SSD PCI Express, 1 Тбайт;
• 700 Вт
77 000 руб. 82 000 руб.
Основные комплектующие:
• Intel Core i7-6700, 4 ядра и 8 потоков, 3,4 (4,0) ГГц, 8 Мбайт L3;
• Z170 Express;
• 2x 8 Гбайт DDR4-2133;
• GeForce GTX 980 4 Гбайт GDDR5;
• SSD SATA 6 Гбит/с, 256 Гбайт;
• HDD SATA 6 Гбит/с, 1 Тбайт;
• 700 Вт
Основные комплектующие:
• Intel Core i5-12400F, 6 ядер и 12 потоков, 2,5 (4,4) ГГц, 18 Мбайт L3;
• B660/B760;
• 2x 16 Гбайт DDR4-3600;
• GeForce RTX 4060 Ti 8 Гбайт GDDR6X;
• SSD PCI Express, 1 Тбайт;
• 700 Вт
101 500 руб. 96 500 руб.
Основные комплектующие:
• Intel Core i7-5820K, 6 ядер и 12 потоков, 3,3 (3,6) ГГц, 15 Мбайт L3;
• X99 Express;
• 4x 8 Гбайт DDR4-2133;
• GeForce GTX 980 Ti 6 Гбайт GDDR5;
• SSD SATA 6 Гбит/с, 512 Гбайт;
• HDD SATA 6 Гбит/с, 2 Тбайт;
• 750 Вт
Основные комплектующие:
• Intel Core i5-13400F, 6+4 ядер и 16 потоков, 1,8 (4,6) ГГц, 20 Мбайт L3;
• B660/B760;
• 2x 16 Гбайт DDR5-6000;
• GeForce RTX 4070 12 Гбайт GDDR6X;
• SSD PCI Express, 1 Тбайт;
• 850 Вт
148 500 руб. 152 000 руб.

Для написания этой статьи я провел ряд экспериментов. Состав тестовых систем получился следующим:

  • процессоры: Core i7-8700K, Core i5-12400F, Core i9-12900K;
  • видеокарты: GeForce RTX 3080 10 Гбайт, GeForce RTX 4080 16 Гбайт (драйвер — 546.01);
  • материнские платы: ASUS PRIME Z690-A, ASUS TUF GAMING B660M-PLUS WIFI D4, ASRock Z390 Phantom Gaming 6;
  • оперативная память: G.Skill RIPJAWS V F4-3600C16D-32GVKC, Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18, Crucial Ballistix BL2K16G32C16U4B, TeamGroup T-FORCE DELTA RGB FF3D532G6000HC38ADC01;
  • накопитель: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1);
  • блок питания: Corsair AX1500i, 1500 Вт;
  • процессорный кулер: СЖО Fractal Design.

Тестирование проводилось в среде Windows 11 в 18 играх в трех популярных разрешениях: Full HD, WQHD и Ultra HD. Полный перечень приложений и настроек графики приведен ниже.

Настройки — 1:

  • Cyberpunk 2077. DirectX 12. Поездка в городе. Режим качества «Впечатляющее», текстуры — «Высокое», RT — выкл., DLSS/FSR — выкл.
  • GTA V. DirectX 11. Поездка по городу. Максимальное качество, FXAA + 4x MSAA, дополнительные настройки качества — вкл., 16х AF, масштаб разрешения изображения — выкл.
  • Marvel's Guardians of the Galaxy. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Режим качества «Ультра», RT — выкл., DLSS — выкл., FSR — выкл.
  • Red Dead Redemption 2. Vulkan. Встроенный бенчмарк (последняя сцена). Максимальное качество (дополнительные настройки — выкл.), Lumen Reflections — вкл., TAA, DLSS — выкл., FSR — выкл.
  • RoboCop: Rogue City. DirectX 12. Прогулка по Детройту (миссия «След Уэнделла»). Режим качества «Эпичный», DLSS — выкл., FSR — выкл., Intel XeSS — выкл., TAA.
  • The Witcher 3: Wild Hunt — Complete Edition. DirectX 12. Новиград и окрестности. Качество графики «Запредельное+», RT — выкл., TAAU, NVIDIA HairWorks — выкл., динамическое разрешение — выкл.
  • Atomic Heart. DirectX 12. Прогулка на катамаране. Режим качества «Атомные», DLSS — выкл., FSR — выкл.
  • A Plague Tale: Requiem. DirectX 12. Миссия «Под иным солнцем». Максимальное качество графики, масштаб разрешения — 100 %, DLSS — выкл., трассировка теней — выкл.
  • Alan Wake 2. DirectX 12. Прогулка по Брайт Фоллс. Разрешение рендеринга — 100 %, максимальное качество графики, SSAO, настройки рейтрейсинга — выкл., рассеивание лучей непрямого света — выкл.
  • Far Cry 6. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Режим качества «Ультра», TAA, HD-текстуры — вкл., RT — выкл., FidelityFX — выкл.
  • Watch Dogs: Legion. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Максимальное качество графики, TAA, RT — выкл., DLSS — выкл., дополнительная детализация — 0 %.
  • HITMAN 3. DirectX 12. Чунцин. Метод адаптивного суперсемплинга — выкл., трассировка лучей — выкл., уровень детализации — ультра, качество текстур — высоко, 16x AF, SSAO — ультра, качество теней — ультра, качество отражения в зеркалах — высоко, качество отражений — высоко, качество моделирования — лучшее, масштаб разрешения — 1,0.
  • UNCHARTED: Legacy of Thieves Collection. DirectX 12. Начало игры. Максимальное качество.
  • Hogwarts Legacy. DirectX 12. Прогулка по Хогвартсу. Режим качества «Ультра», TAA, DLSS/FSR — выкл., RT — выкл.
  • Horizon Zero Dawn. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Наивысшее качество, TAA.
  • Starfield. DirectX 12. Неон. Режим качества «Ультра», апскейлинг — выкл., DLSS — выкл., генерация кадров — выкл., VRS — выкл.
  • Baldur’s Gate III. DirectX 11. Прогулка по Вратам Балдура. Общее качество графики — «Ультра», DLSS/FSR — выкл., 16x AF, TAA.
  • Total War Saga: TROY. DirectX 11. Встроенный бенчмарк. Режим «Макс.», 4x AA.

Настройки — 2:

  • Cyberpunk 2077 2.02. DirectX 12. Поездка в городе. Режим качества «Впечатляющее», текстуры — «Высокое», качество отражения — «Невероятное», RT — макс., DLSS/FSR — выкл., трассировка пути — выкл.
  • GTA V. DirectX 11. Поездка по городу. Максимальное качество, FXAA + 4x MSAA, дополнительные настройки качества — вкл., 16х AF, масштаб разрешения изображения — выкл.
  • Marvel's Guardians of the Galaxy. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Режим качества «Ультра», RT — вкл., DLSS — выкл., FSR — выкл.
  • Red Dead Redemption 2. Vulkan. Встроенный бенчмарк (последняя сцена). Максимальное качество (дополнительные настройки — макс.), Lumen Reflections — вкл., 4x MSAA, DLSS — выкл., FSR — выкл.
  • RoboCop: Rogue City. DirectX 12. Прогулка по Детройту (миссия «След Уэнделла»). Режим качества «Эпичный», DLSS — выкл., FSR — выкл., Intel XeSS — выкл., TAA.
  • The Witcher 3: Wild Hunt — Complete Edition. DirectX 12. Новиград и окрестности. Качество графики «Запредельное+», RT — макс., TAAU, NVIDIA HairWorks — вкл., динамическое разрешение — выкл.
  • A Plague Tale: Requiem. DirectX 12. Миссия «Под иным солнцем». Максимальное качество графики, масштаб разрешения — 100 %, DLSS — выкл., трассировка теней — вкл.
  • Alan Wake 2. DirectX 12. Прогулка по Брайт Фоллс. Разрешение рендеринга — 100 %, максимальное качество графики, SSAO, настройки рейтрейсинга — выс., преобразование лучей DLSS — выкл.
  • Far Cry 6. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Режим качества «Ультра», TAA, HD-текстуры — вкл., RT — вкл., FidelityFX — выкл.
  • Watch Dogs: Legion. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Максимальное качество графики, TAA, RT — «Ультра», DLSS — выкл., дополнительная детализация — 0 %.
  • HITMAN 3. DirectX 12. Чунцин. Метод адаптивного суперсемплинга — выкл., трассировка лучей — вкл., уровень детализации — ультра, качество текстур — высоко, 16x AF, SSAO — ультра, качество теней — ультра, качество отражения в зеркалах — высоко, качество отражений — высоко, качество моделирования — лучшее, масштаб разрешения — 1,0.
  • UNCHARTED: Legacy of Thieves Collection. DirectX 12. Начало игры. Максимальное качество.
  • Hogwarts Legacy. DirectX 12. Прогулка по Хогвартсу. Режим качества «Ультра», TAA, DLSS/FSR — выкл., RT — «Ультра».
  • Horizon Zero Dawn. DirectX 12. Встроенный бенчмарк. Наивысшее качество, TAA.
  • Starfield. DirectX 12. Неон. Режим качества «Ультра», апскейлинг — выкл., DLSS — выкл., генерация кадров — выкл., VRS — выкл.
  • Baldur’s Gate III. DirectX 11. Прогулка по Вратам Балдура. Общее качество графики — «Ультра», DLSS/FSR — выкл., 16x AF, TAA.
  • Total War Saga: TROY. DirectX 11. Встроенный бенчмарк. Режим «Макс.», 4x AA.

Производительность в играх определялась с помощью хорошо известной программы CapFrameX. Она позволяет получить время рендеринга каждого кадра. Использование 1-го процентиля вместо показателей минимального количества кадров в секунду обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы причинами, не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы.

Как уже было сказано, микроархитектура Skylake использовалась в пяти поколениях процессоров Intel. Чипы Core 6 и Core 7 были очень похожи друг на друга. В Core 8 массовая платформа Intel впервые предложила шесть ядер, в Core 9 — восемь, а в Core 10 — все десять. Заметный рост количества ядер в чипах, конечно же, случился на фоне возродившейся конкуренции между чипмейкерами. По-настоящему новую микроархитектуру Intel предложила не сразу.

Воспользовавшись услугами GeForce RTX 4080, я решил сравнить производительность Core i7-8700K при использовании разной памяти. Дело в том, что комплекты DDR4-3000+ с задержками CL16 появились в продаже сразу же — другое дело, что в свое время они стоили очень дорого. Флагманский процессор Coffee Lake (Core i7-8700K выходил как ответ первому поколению Ryzen) сравнивался с Core i5-12400F — представителем современной микроархитектуры Golden Cove. Стенд же с чипом Core i9-12900K служит точкой отсчета, но даже он в некоторых играх не раскрывает на 100 % потенциал GeForce RTX 4080 в разрешении Full HD.

Core i7-8700K очень похож на Core i5-9600K и Core i5-10600K — это практически одинаковые процессоры.

Результаты тестирования в играх*, GeForce RTX 4080, Full HD, FPS (больше — лучше)
Core i7-8700K + 2x 16 Гбайт DDR4-3200 16-18-18-36 (Crucial Ballistix BL2K16G32C16U4B) Core i7-8700K + 4x 8 Гбайт DDR4-4000 16-16-16-26 (Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18) Core i5-12400F + 2x 16 Гбайт DDR4-3600 16-19-19-39 (G.Skill RIPJAWS V F4-3600C16D-32GVKC) Core i9-12900K + 2x 16 Гбайт DDR4-3600 16-19-19-39 (G.Skill RIPJAWS V F4-3600C16D-32GVKC)
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Cyberpunk 2077 74 48 81 54 90 60 105 73
GTA V 103 71 114 80 135 96 151 111
Marvel's Guardians of the Galaxy 133 105 144 113 156 124 177 139
Red Dead Redemption 2 140 96 150 104 158 105 169 115
RoboCop: Rogue City 104 84 113 92 126 97 133 97
The Witcher 3: Wild Hunt CE 101 70 114 78 123 85 127 90
Atomic Heart 142 110 153 111 178 143 190 150
A Plague Tale: Requiem 149 96 153 105 161 109 163 116
Alan Wake 2 110 85 114 90 119 92 119 92
Far Cry 6 106 76 114 82 131 94 154 109
Watch Dogs: Legion 97 72 105 76 118 86 136 102
HITMAN 3 172 136 186 142 209 163 235 190
UNCHARTED: Legacy of Thieves Collection 122 90 129 95 138 103 144 111
Hogwarts Legacy 282 143 295 151 310 159 315 172
Horizon Zero Dawn 171 108 183 109 183 119 189 129
Starfield 74 57 81 62 93 72 111 84
Baldur’s Gate III 75 44 85 54 94 53 106 64
A Total War Saga: TROY 124 77 136 90 165 115 168 117

* Настройки — 1.

Основная цель этого тестирования — показать, что процессорная микроархитектура важнее скорости работы памяти. Core i7-8700K, работающий в паре с ОЗУ стандарта DDR4-3200, уступает Core i5-12400F около 15 % в играх при условии, что за точку отсчета взят результат сборки с Core i9. В ряде игр разница оказывается еще заметнее: в Cyberpunk 2077 — 20 %, в Atomic Heart — 23 %, в Starfield — 21 %, в A Total War Saga: TROY — 33 %.

Мы можем вложиться в покупку быстрой памяти, но даже в паре с комплектом Corsair (с настройкой первичных, вторичных и третичных таймингов) 6-ядерный Coffee Lake все равно не дотягивает до уровня младшего 6-ядерника LGA1700-платформы — у того в комплекте используется далеко не самая быстрая ОЗУ стандарта DDR4-3600.

Соответственно, быстрая память — не панацея.

#Актуальные платформы и реальные запросы

На данный момент мы имеем дело с тремя актуальными массовыми платформами и одной — условно актуальной. Вести разговоры про LGA1200 в конце 2023 года нет смысла, хотя сборки с чипами Core 10 до сих пор мелькают в «Компьютере месяца». Точнее — одна сборка. Платформа AM5 поддерживает только память стандарта DDR5 — про нее мы поговорим позже. Остаются AM4 и LGA1700 — к тому же для них до сих пор выпускают новые процессоры. Так, Intel недавно выпустила серию Core 14, а для платформы AMD в скором времени появятся чипы Ryzen 7 5700X3D и Ryzen 5 5500X3D.

Примечательно, что обе современные платформы — и AM4, и LGA1700 — дружелюбны к использованию высокочастотной памяти. Так, среди продукции обоих чипмейкеров только самые бюджетные наборы логики не позволяют разгонять ОЗУ. Под этим выражением я подразумеваю в том числе и использование комплектов DDR4, частота которых превышает официальные значения частоты контроллеров памяти.

И все же гладким путь современных платформ точно не назовешь. Контроллер памяти первого поколения Ryzen оказался одним из слабых мест в процессорном дизайне. Оказалось, что гарантированно на высокой частоте с чипами микроархитектуры Zen запускаются и стабильно работают комплекты памяти, которые состоят из пары модулей по 8 Гбайт, построенных на 8-Гбит чипах Samsung второго поколения, — те самые культовые микросхемы B-die. Наши первые тесты показали, что среди 14 комплектов оперативной памяти (два модуля, 16 Гбайт общий объем, стандарты DDR4-3000 и DDR4-3200) завестись с заявленными характеристиками удалось лишь трем. Еще два набора заработали в режиме DDR4-2933. Даже сейчас нужна определенная сноровка, чтобы заставить чипы Ryzen 1000 и Ryzen 2000 работать с ОЗУ стандарта DDR4-3600.

Платформа AMD AM4
Процессоры Чипсеты
Серия Ryzen 1000
Ryzen 2000
Ryzen 3000G
Ryzen 3000
Ryzen 4000G
Ryzen 5000
Ryzen 5000G
Ryzen 5000X3D
Название чипсета A320 A520
B350
B450
B550
X370
X470
X570
X570S
Микроархитектура Zen/Zen+ Zen 2 Zen 3 Настройка таймингов Предусмотрена (зависит от функциональности BIOS) Предусмотрена (зависит от функциональности BIOS)
Контроллер памяти
DDR4-2666
DDR4-2933
DDR4-3200 DDR4-3200 Загрузка профилей и разгон сверх возможностей контролера памяти ЦП Не предусмотрена:
• до DDR4-3200
Предусмотрены (зависит от функциональности BIOS и контроллера памяти)

С выходом Zen 2 и Zen 3 ситуация с совместимостью заметно улучшилась. Платформа AM4 стала зрелой, заметные болячки исчезли. Однако даже сейчас наиболее эффективно процессоры Ryzen работают с памятью стандартов DDR4-3600, DDR4-3733, DDR4-3800 и иногда DDR4-4000. Использование памяти с эффективной частотой выше этих значений не приводит к увеличению FPS и даже, наоборот, оказывает негативное влияние, если не разгонять шину Infinity Fabric.

Секрет прост: создание процессоров по технологии чиплетов привело к тому, что ядра процессора и контроллер памяти разделены. Связь чиплетов друг с другом обеспечивает шина Infinity Fabric — ее частота для Ryzen 3000 и Ryzen 5000 по умолчанию составляет 1800 МГц. Частоты Infinity Fabric и ОЗУ не привязаны друг к другу, но частота шины должна быть либо равна реальной частоте оперативной памяти, либо меньше нее. Вот и получается, что при использовании комплектов ОЗУ, работающих на эффективной частоте выше 3600 МГц, тактовый генератор контроллера памяти начинает работать в режиме 2:1, то есть его частота уменьшается вдвое. Как итог, более быстрая (по частоте) оперативная память работает менее эффективно — и это хорошо проиллюстрировано в статье «Какая оперативная память необходима игровому компьютеру в 2020 году (и в 2021-м — тоже)».

Частоту Infinity Fabric можно увеличить самостоятельно, но здесь есть сложности. Мне доставались магазинные образцы Ryzen 5 5600X и Ryzen 7 5800X, которые спокойно, то есть в режиме 1:1, работали с памятью DDR4-3800. Попадался и Ryzen 5 5500, работающий синхронно с памятью DDR4-4000. Но встречался и привередливый Ryzen 5 5600 — работать в режиме 1:1 с памятью быстрее DDR4-3600 он наотрез отказался.

Платформа Intel LGA1700
Процессоры Чипсеты
Серия Core 12
Core 13 (Core i3 и Core i5, кроме Core i5-13600K(F))
Core 13 (Core i7 и Core i9 + Core i5-13600K(F))
Core 14 (Core i7 и Core i9)
Название чипсета H610 B660
B760
Z690
Z790
Микроархитектура P-ядер Golden Cove Raptor Cove Настройка таймингов Предусмотрена (зависит от функциональности BIOS) Предусмотрена (зависит от функциональности BIOS)
Контроллер памяти DDR4-3200
DDR5-4800
DDR4-3200
DDR5-5600
Загрузка профилей и разгон сверх возможностей контроллер памяти ЦП Не предусмотрена:
• до DDR4-3200;
• до DDR5-4800 — для Celeron, Pentium Gold, Core i3 и Core i5;
• до DDR5-5600 — для Core i7 и Core i9
Предусмотрена (зависит от функциональности BIOS и контроллера памяти)

Аналогичная ситуация наблюдается с платформой LGA1700. В прошлом поколении процессоров для платформы LGA1200 — Core 11 — режимов работы ОЗУ было два (1:1 и 2:1). В чипах Core 12, Core 13 и Core 14 стало уже три. Они носят условные названия Gear 1, Gear 2 и Gear 4 и по сути обеспечивают работу шины памяти на частоте, либо совпадающей с частотой контроллера памяти (1:1, первый вариант), либо превышающей ее вдвое (2:1), либо превосходящей ее вчетверо (4:1). Необходимость в таких делителях вызвана тем, что частота, максимально достижимая для являющегося частью CPU контроллера памяти, ограничена, и ее верхний предел находится существенно ниже тех скоростей, на которые способны модули памяти — в особенности новоявленные DDR5 SDRAM.

В процессорах Core 11 максимальным по частоте синхронным режимом памяти был DDR4-3600 или, при удачном стечении обстоятельств, DDR4-3733. В Core 12 и далее по списку контроллер памяти стал податливее, покоряя частоты ближе к 4 ГГц. Так, тестовый Core i9-12900K в паре с набором памяти Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18 (DDR4-4400) позволяет:

  • запустить два модуля в режиме DDR4-4400 без каких-либо танцев с бубном и в режиме Gear 2;
  • запустить два модуля в режиме DDR4-4100 и Gear 1;
  • запустить четыре модуля в режиме DDR4-4000 и Gear 2;
  • запустить четыре модуля в режиме DDR4-3866 и Gear 1.

Как видите, переход к более скоростной памяти стандарта DDR4 в любом случае требует отказаться от синхронности и перейти к режиму Gear 2, включение которого, как и раньше, налагает некоторый штраф на производительность подсистемы памяти. Наглядный пример приведен ниже на скриншотах AIDA64. В Far Cry 6 в разрешении Full HD падение FPS достигает 21 %.

 Gear 1

Gear 1

 Gear 2

Gear 2

LGA1700 и AM4 — это последние массовые платформы, в которых используется DDR4-память. Вывод напрашивается сам: мы видим, что оба чипмейкера, разрабатывая свои высокопроизводительные решения, поспособствовали тому, чтобы не выходить за рамки синхронного режима Gear 1 (1:1), ограничиваясь использованием максимум DDR4-4000.

#Российский рынок оперативной памяти прямо сейчас

В одной старой статье я как-то написал: «DDR4 полностью повторяет путь DDR3. Будущее за памятью, способной работать на эффективной частоте 4000+ МГц. Такие наборы уже есть в продаже, но они считаются диковинкой, а их стоимость раздута до безобразия. Когда появятся действительно бюджетные киты DDR4-3000/4000 — тогда и наступит расцвет эпохи DDR4». Эти слова отчасти подтвердились — достаточно изучить таблицы, закрепленные ниже. Для их составления я использовал ассортимент DNS — отделения этого компьютерного магазина есть во многих городах страны.

Рынок оперативной памяти DDR4
Один модуль (название, эффективная частота, известные основные тайминги)
8 Гбайт 16 Гбайт 32 Гбайт
DDR4-2400-2933 Самый дешевый модуль DEXP DEXP8GD4UD26, 2666 МГц, 19-19-19-43 — 1 399 руб. Apacer TEX AH4U16G26C08YTBAA, 2666 МГц, 16-18-18-38 — 2 699 руб. Patriot Signature Line PSD432G26662, 2666 МГц, 19-19-19-43 — 6 099 руб.
Наиболее популярный модуль AMD Radeon R7 Performance Series R748G2606U2S-U, 2666 МГц, 16-18-18-35 — 1 799 руб. Kingston FURY Beast Black KF426C16BB/16, 2666 МГц, 16-18-18 — 4 199 руб. Patriot Signature Line PSD432G26662, 2666 МГц, 19-19-19-43 — 6 099 руб.
Количество модулей в продаже, шт. 22 24 9
DDR4-3000-3200 Самый дешевый модуль DEXP DEXP8GD4UD32, 3200 МГц, 22-22-22-52 — 1 350 руб. DEXP DEXP16GD4UD32, 3200 МГц, 22-22-22-52 — 2 599 руб. ADATA Premier AD4U320032G22-SGN, 3200 МГц, 22 — 5 999 руб.
Наиболее популярный модуль AMD Radeon R9 Gamer Series R9S48G3206U2S, 3200 МГц, 16 — 1 899 руб. AMD Radeon R9 Gamer Series R9S416G3206U2S, 3200 МГц, 16 — 3 399 руб. Kingston FURY Beast Black KF432C16BB/32, 3200 МГц, 16-20-20 — 8 499 руб.
Количество модулей в продаже, шт. 37 38 20
DDR4-3466-3900 Самый дешевый модуль ADATA XPG GAMMIX D20 AX4U36008G18I-CBK20, 3600 МГц, 18-22-22 — 2 199 руб. AMD Radeon R9 Gamer Series R9S416G3606U2S, 3600 МГц, 18 — 3 499 руб. Patriot Viper Elite II PVE2432G360C0, 3600 МГц, 20-26-26-46 — 7 599 руб.
Наиболее популярный модуль ADATA XPG GAMMIX D20 AX4U36008G18I-CBK20, 3600 МГц, 18-22-22 — 2 199 руб. ADATA XPG GAMMIX D20 AX4U360016G18I-CBK20, 3600 МГц, 18-22-22 — 3 899 руб. Kingston FURY Beast Black RGB KF436C18BBA/32, 3600 МГц, 18-22-22 — 8 599 руб.
Количество модулей в продаже, шт. 9 12 7
DDR4-4000+ Самый дешевый модуль Kingston FURY Renegade KF440C19RB/8, 4000 МГц, 19-23-23 — 2 299 руб.
Наиболее популярный модуль Kingston FURY Renegade KF440C19RB/8, 4000 МГц, 19-23-23 — 2 299 руб.
Количество модулей в продаже, шт. 1 0 0
Рынок оперативной памяти DDR4
Двухканальный комплект (название, эффективная частота, известные основные тайминги)
16 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт
DDR4-2400-2933 Самый дешевый модуль Patriot Signature Line PSD416G2666K, 2666 МГц, 19-19-19-43 — 3 299 руб. GeIL Orion GOG432GB2666C19DC, 2666 МГц, 19-19-19-43 — 5 899 руб. Kingston FURY Beast Black KF426C16BBK2/64, 2666 МГц, 16-18-18 — 16 699 руб.
Наиболее популярный модуль Kingston FURY Beast Black KF426C16BBK2/16, 2666 МГц, 16-18-18 — 4 699 руб. Patriot Viper Elite II PVE2432G266C6K, 2666 МГц, 16-17-17-36 — 6 999 руб. Kingston FURY Beast Black KF426C16BBK2/64, 2666 МГц, 16-18-18 — 16 699 руб.
Количество модулей в продаже, шт. 9 8 1
DDR4-3000-3200 Самый дешевый модуль Patriot Signature Line PSD416G3200K, 3200 МГц, 22-22-22-52 — 3 299 руб. Patriot Signature Line Premium PSP432G3200KH1, 3200 МГц, 22-22-22-52 — 6 199 руб. ADATA XPG GAMMIX D45 AX4U320032G16A-DCBKD45, 3200 МГц, 16-20-20 — 14 699 руб.
Наиболее популярный модуль AMD Radeon R9 Gamer Series R9S416G3206U2K, 3200 МГц, 16-18-18 — 3 699 руб. AMD Radeon R9 Gamer Series R9S432G3206U2K, 3200 МГц, 16-18-18-39 — 6 499 руб. ADATA XPG GAMMIX D20 AX4U320032G16A-DCBK20, 3200 МГц, 16-20-20 — 14 999 руб.
Количество модулей в продаже, шт. 43 42 13
DDR4-3466-3900 Самый дешевый модуль Apacer NOX AH4U16G36C25YMBAA-2, 3600 МГц, 18-22-22-38 — 4 199 руб. ADATA XPG GAMMIX D10 AX4U360016G18I-DB10, 3600 МГц, 18-22-22 — 7 499 руб. ADATA XPG GAMMIX D35 AX4U360032G18I-DTBKD35, 3600 МГц, 18-22-22 — 15 999 руб.
Наиболее популярный модуль ADATA XPG GAMMIX D10 AX4U36008G18I-DB10, 3600 МГц, 18-22-22 — 4 599 руб. ADATA XPG GAMMIX D20 AX4U360016G18I-DCBK20, 3600 МГц, 18-22-22 — 7 999 руб. Kingston FURY Beast Black KF436C18BBK2/64, 3600 МГц, 18-22-22 — 17 999 руб.
Количество модулей в продаже, шт. 28 24 6
DDR4-4000+ Самый дешевый модуль ADATA XPG SPECTRIX D50 RGB AX4U41338G19J-DT50, 4133 МГц, 19-23-23 — 5 699 руб. Patriot Viper Elite II PVE2432G400C0K, 4000 МГц, 20-26-26-46 — 9 499 руб.
Наиболее популярный модуль ADATA XPG SPECTRIX D50 RGB AX4U41338G19J-DW50, 4133 МГц, 19-23-23 — 6 299 руб. ADATA XPG SPECTRIX D50 RGB AX4U413316G19J-DT50, 4133 МГц, 19-23-23 — 12 399 руб.
Количество модулей в продаже, шт. 3 5 0

Как видите, наибольшее предложение наблюдается в категориях DDR4-3000-3200 и DDR4-3466-3900, которые я создал условно. А еще вы легко найдете двухканальный комплект DDR4-3600 по цене DDR4-2666 или даже дешевле — вот такой парадокс наблюдается на нашем рынке. Поэтому даже в бюджетные сборки стоит ставить быструю память — несмотря на ограничения со стороны материнской платы. Вероятность самостоятельно выставить более низкие тайминги у такой памяти гораздо выше. Если вы, конечно, вообще собираетесь заниматься разгоном. Приведенная статистика показывает, что у покупателей популярны недорогие модули и комплекты — и я прекрасно понимаю этих людей. Самые популярные наборы ОЗУ в России — это AMD Radeon R9 Gamer Series R9S416G3206U2K (16 Гбайт, 3200 МГц, 16-18-18), AMD Radeon R9 Gamer Series R9S432G3206U2K (32 Гбайт, 3200 МГц, 16-18-18-39) и ADATA XPG GAMMIX D10 AX4U36008G18I-DB10 (16 Гбайт, 3600 МГц, 18-22-22).

Комплекты на 32 гигабайта стоят на 88 % дороже 16-гигабайтного набора, а комплекты на 64 гигабайта — на 346 %. Получается, сейчас выгоднее брать в игровой ПК двухканальный набор на 32 Гбайт.

Таблица, размещенная ниже, наглядно показывает, что эпоха DDR4-памяти подходит к концу. Интересных и необычных комплектов в розничной продаже крупного сетевого магазина практически нет, а если и есть, то они стоят неадекватно много даже в 2023 году.

Рынок оперативной памяти DDR4
Комплекты с низкими таймингами Комплекты с высокой эффективной частотой
G.Skill Flare X F4-3200C16D-16GFX, 2х 8 Гбайт, 3200 МГц, 16-18-18-38 — 3 999 руб. ADATA XPG SPECTRIX D50 RGB AX4U41338G19J-DT50, 2x 8 Гбайт, 4133 МГц, 19-23-23 — 5 699 руб.
G.Skill RIPJAWS V, 2x 16 Гбайт, 3200 МГц, 14-14-14-34 — 17 000 руб. Kingston FURY Renegade KF442C19RB1K2/32, 2x 16 Гбайт, 4266 МГц, 19-26-26 — 16 299 руб.

Для написания этой статьи я приобрел два комплекта ОЗУ DDR4-3600 объемом 32 Гбайт — оптимальный выбор, как мы ранее выяснили. Один стоил меньше всех в своей категории в начале ноября, второй пользовался большим спросом у покупателей DNS. Изначально планировалось провести сравнение и ответить на простой вопрос: если не видно разницы, то зачем платить больше?

В итоге разница оказалась заметной сразу же: один из модулей комплекта Apacer NOX попросту не работал. Пришлось сдавать память в сервисный центр.

#Несколько слов о разгоне

По моим наблюдениям, 99 % DDR4-памяти, продаваемой в компьютерных магазинах страны, плохо подходят для разгона. Слово «разгон» в случае с этим типом устройств я бы вообще заменил. Да, пожалуй, так и запишем: по моим наблюдениям, покупая в 2023 году DDR4-память, вы непременно участвуете в лотерее.

Многие покупатели об этом даже и не узнают, поверьте. Мы только что убедились, что в большинстве случаев народ покупает то, что подешевле, — и радуется жизни. Если вернуться к теме разгона памяти, под этим словом подразумевается не только увеличение ее эффективной частоты, но и снижение задержек. И здесь нам должно повезти. Так, комплект G.Skill RIPJAWS V F4-3600C16D-32GVKC оказался ну очень дубовым в плане оверклокинга. Ничего удивительного в этом нет, ведь в нем используются чипы компании SK Hynix. А еще — SpecTek, тут уже как повезет. Лотерея! Поэтому у одних набор RIPJAWS V стабильно работает в режиме DDR4-4000, а у других не разгоняется вообще.

Мне не повезло. После всех проведенных манипуляций удалось немного увеличить частоту — с 3600 до 3733 МГц, а затем снизить вторичные и третичные тайминги. Прочие методы «рукоприкладства» приводили к нестабильной работе ОЗУ.

Если вы хотите заполучить память, которая гарантированно хорошо разгонится, то проще найти нужный комплект на какой-нибудь барахолке. Например, на «Авито» размещено довольно много объявлений о продаже модулей Crucial Ballistix — при должном везении они спокойно разгоняются до 4000 МГц. Один такой комплект я приобрел с рук — с проблемами не столкнулся.

В свое время в России продавалось много комплектов памяти G.Skill — на «Авито» оверклокерские комплекты, впрочем, стоят чуточку дороже. Память для разгона среди таких брендов, как Corsair, GeiL, Kingston, Patriot и TeamGroup, можно найти, перейдя по этой ссылке, — и дальше искать подходящий набор в объявлениях у себя в городе.

Оперативная память DDR4, которая подходит для разгона
до 4000 МГц 4000+ МГц
Комплекты серии Crucial Ballistix:
• BL2K8G30C15U4 (2x 8 Гбайт, 3000 МГц, 15)*;
• BL2K8G32C16U4 (2x 8 Гбайт, 3200 МГц, 16)*;
• BL2K8G36C16U4 (2x 8 Гбайт, 3600 МГц, 16)*;
• BL2K16G30C15U4 (2x 16 Гбайт, 3000 МГц, 15)*;
• BL2K16G32C16U4 (2x 16 Гбайт, 3200 МГц, 16)*;
• BL2K16G36C16U4 (2x 16 Гбайт, 3600 МГц, 16)*;
• BL2K32G32C16U4 (2x 32 Гбайт, 3200 МГц, 16)*;
• BL2K32G36C16U4 (2x 32 Гбайт, 3600 МГц, 16)*.
* Маркировка может содержать набор букв WL, B, BL, RL, W в конце — дополнительные символы указывают на определенный цвет модулей.
Комплекты серии G.Skill TRIDENT Z:
• F4-3200C14D-16GTZ (2x 8 Гбайт, 3200 МГц, 14-14-14-34)*;
• F4-3600C16D-16GTZ (2x 8 Гбайт, 3600 МГц, 16-16-16-36)*;
• F4-3200C14D-32GTZ (2x 16 Гбайт, 3200 МГц, 14-14-14-34)*;
• F4-3600C16D-32GTZ (2x 16 Гбайт, 3600 МГц, 16-16-16-36)*.
* Маркировка может содержать набор букв SK, SW, KW, R, RW, RX, GA, SA, N, RS, RG в конце — дополнительные символы указывают на определенный цвет модулей.
 Crucial Ballistix BL2K16G32C16U4B

Crucial Ballistix BL2K16G32C16U4B

 Crucial Ballistix BL2K16G32C16U4B

Crucial Ballistix BL2K16G32C16U4B

Один такой комплект в свое время приехал ко мне из США. Набор Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18 изначально работает на высокой эффективной частоте, но с учетом особенностей современных массовых платформ эффективнее заняться настройкой таймингов — как основных, так и аккомпанирующих. В сравнении с G.Skill RIPJAWS V разгонный комплект Corsair оказывается быстрее на 5-7 % в играх. Много это или мало — решать вам, уважаемые читатели. Однако добавлю, что в «Киберпанке» разница достигает 10 %, в Marvel's Guardians of the Galaxy — 8 %, в The Witcher 3: Wild Hunt CE — 10 %, в Far Cry 6 — 11 %, в A Total War Saga: TROY — 25 %.

 Gear 1

G.Skill RIPJAWS V F4-3600C16D-32GVKC

 Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18

Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18

Результаты тестирования в играх*, GeForce RTX 4080, Full HD, FPS (больше — лучше)
Core i9-12900K + 2x 16 Гбайт DDR4-3600 16-19-19-39 (G.Skill RIPJAWS V F4-3600C16D-32GVKC) Core i9-12900K + 4x 8 Гбайт DDR4-3866 16-16-16-26 (Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18)
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Cyberpunk 2077 105 73 114 81
GTA V 151 111 161 118
Marvel's Guardians of the Galaxy 177 c 191 151
Red Dead Redemption 2 169 115 178 122
RoboCop: Rogue City 133 97 133 97
The Witcher 3: Wild Hunt CE 127 90 140 100
Atomic Heart 190 150 196 150
A Plague Tale: Requiem 163 116 163 117
Alan Wake 2 119 92 119 93
Far Cry 6 154 109 167 122
Watch Dogs: Legion 136 102 148 109
HITMAN 3 235 190 245 194
UNCHARTED: Legacy of Thieves Collection 144 111 153 119
Hogwarts Legacy 315 172 321 194
Horizon Zero Dawn 189 129 191 132
Starfield 111 84 113 88
Baldur’s Gate III 106 64 122 76
A Total War Saga: TROY 168 117 195 155

* Настройки — 1.

#16 или 32 Гбайт?

Закат эпохи DDR4-памяти сопряжен еще с одним важным моментом. Мы находимся на пороге, когда впору говорить — или хотя бы задумываться — о том, что 16 Гбайт ОЗУ недостаточно современному игровому ПК. Даже в недорогие сборки надо устанавливать 32 Гбайт. В начале 2020 года на нашем сайте вышла статья «Какая оперативная память необходима игровому компьютеру в 2020 году (и в 2021-м — тоже)». Тестирование показало, что ни одна из 15 игр не требовала больше 16 Гбайт ОЗУ. Почти четыре года спустя я повторил данный эксперимент.

Потребление оперативной памяти ПК измерялось в восемнадцати приложениях. Мы задействовали максимальное или приближенное к этому качество графики — в том числе с использованием трассировки лучей, но без активации современных методов апскейлинга (настройки — 2). На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены до ближайшего значения, кратного 10. Показатели загрузки ОЗУ всей системы фиксировались при помощи программы HWiNFO64. Среди прочих программ при запуске игр активными были клиенты Steam, Epic Games Launcher, UBISOFT CONNECT и VK Play.

В 2020 году игр, потребляющих больше 8 Гбайт оперативной памяти, оказалось довольно много — 9 штук из 15. Остальные проекты требовали меньше ОЗУ. Сейчас таких игр попросту нет, а из списка шесть приложений (вместе с Windows, ее службами и игровыми клиентами) перешагнули отметку в 16 Гбайт. Рекордсменом же стала Hogwarts Legacy, «сожравшая» 22 Гбайт памяти.

Еще несколько заметок:

  • тестирование проводилось в «стерильных» условиях: без включенного браузера, без активных мессенджеров, без антивируса и прочих программ, работающих в фоновом режиме;
  • при изменении разрешения потребление оперативной памяти увеличивается незначительно, а нередко не увеличивается вовсе;
  • снижение качества графики несильно сказывается на аппетитах современных игр.

Учитывайте еще один факт: современные игровые движки очень любят размещать все необходимые данные в памяти компьютера, будь то DRAM или VRAM. То, что шесть из восемнадцати игр потребляет больше 16 Гбайт ОЗУ, совершенно не означает, что вся эта память нужна игре в данный момент времени. Мои слова подтверждает тестирование: только в Atomic Heart, Alan Wake 2 и Hogwarts Legacy наблюдается заметное снижение кадровой частоты.

В эту тему можно углубляться бесконечно. Например, мы можем создать такие условия, когда памяти видеокарты в игре оказывается недостаточно — тогда данные помещаются в оперативную память компьютера. Уже при нехватке ОЗУ в дело идет файл подкачки Windows. Здесь-то и случаются просадки, связанные как с дефицитом VRAM, так и с недостатком DRAM.

На глобальный вывод дополнительные эксперименты не повлияют: и так ясно, что 16 Гбайт ОЗУ современным играм хватает с большой натяжкой. Надо переходить на 32 Гбайт.

Результаты тестирования в играх*, GeForce RTX 4080, FPS (больше — лучше)
Full HD WQHD Ultra HD
32 Гбайт 16 Гбайт 32 Гбайт 16 Гбайт 32 Гбайт 16 Гбайт
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Cyberpunk 2077 86 63 86 63 56 42 56 42 27 21 27 21
Red Dead Redemption 2 111 88 110 87 82 68 82 67 43 37 43 37
RoboCop: Rogue City 133 97 131 96 93 78 93 78 51 43 51 43
The Witcher 3: Wild Hunt CE 84 65 86 68 63 51 63 50 35 30 33 28
Atomic Heart 196 150 196 150 157 129 157 129 92 78 90 70
Alan Wake 2 63 50 63 50 42 33 40 19 4 2 4 2
Far Cry 6 143 106 141 106 136 102 133 100 96 74 96 74
Hogwarts Legacy 189 113 195 111 136 90 136 90 70 44 70 27
Starfield 113 88 113 88 87 70 87 70 54 44 54 44
Baldur’s Gate III 122 76 122 76 116 73 116 72 109 73 108 71

*Настройки — 2.

#DDR4 против DDR5

Переход от DDR3 к DDR4 был довольно быстрым — процесс занял меньше года с момента выхода массовой платформы LGA1151 и чипов Core 6. За это время устаканились цены на оперативную память и материнские платы. Уже в начале 2016 года чипы DDR3-1866 и DDR4-2133 стоили одинаково — около 4-5 тысяч рублей за комплект на 16 Гбайт. А вот платформа AM4, если помните, выходила в неспокойное время — время дефицита. Тогда, во второй половине 2017 года, набор DDR4-3000 объемом 16 Гбайт обошелся бы вам в 11-12 тысяч рублей. Сейчас же, как мы выяснили ранее, комплект на 32 Гбайт стоит заметно меньше.

В то же время переход от DDR4 к DDR5 изрядно затянулся.

DDR5

DDR4

Эпоха DDR5 официально стартовала ровно два года назад. Но оказалось, что в 2021 году производители чипов памяти нового стандарта были совсем не готовы. Пользователи, желающие первыми прикоснуться к чему-то новому, столкнулись с нешуточным дефицитом. Так, в конце 2021 года за модуль DDR5-5200 объемом 16 Гбайт просили в среднем 30 000 рублей. Сейчас в том же DNS за них просят от 5 000 рублей. Что называется, почувствуйте разницу.

При этом существующие комплекты DDR5 не всегда обеспечивают заметный прирост производительности в сравнении с DDR4. На сегодняшний день наиболее востребованными считаются комплекты DDR5-6000/6400 объемом 32 Гбайт. В DNS их стоимость начинается от 12 000 рублей. А еще следует учесть, что материнские платы, поддерживающие новый стандарт ОЗУ, стоят больше DDR4-аналогов — впрочем, этот вопрос мы подробно разберем в следующем материале.

Зная все вводные, я провел сравнение разных комплектов DDR4 и DDR5 в играх — в стенде использовались центральный процессор Core i9-12900K и видеокарта GeForce RTX 4080. Комплекты памяти G.Skill и TeamGroup работали с активированными XMP-профилями, а Corsair — после ручной настройки задержек. Тестирование в AIDA64 наглядно показывает, что DDR5 заметно выигрывает по пропускной способности, в то время как преимуществом DDR4 является низкая латентность. Но главное — реальное быстродействие в играх.

Результаты тестирования в играх*, Core i9-12900K + GeForce RTX 4080, Full HD, FPS (больше — лучше)
DDR5-6000 (38-38-38-78) DDR4-3600 (16-19-19-39) DDR4-3866 (16-16-16-26)
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Cyberpunk 2077 120 86 105 73 114 81
GTA V 155 110 151 111 161 118
Marvel's Guardians of the Galaxy 199 161 177 139 191 151
Red Dead Redemption 2 179 122 169 115 178 122
RoboCop: Rogue City 133 98 133 97 133 97
The Witcher 3: Wild Hunt CE 148 107 127 90 140 100
Atomic Heart 178 148 190 150 196 150
A Plague Tale: Requiem 164 119 163 116 163 117
Alan Wake 2 120 96 119 92 119 93
Far Cry 6 161 120 154 109 167 122
Watch Dogs: Legion 153 113 136 102 148 109
HITMAN 3 274 227 235 190 245 194
UNCHARTED: Legacy of Thieves Collection 155 125 144 111 153 119
Hogwarts Legacy 317 174 315 172 321 194
Horizon Zero Dawn 219 153 189 129 191 132
Starfield 110 83 111 84 113 88
Baldur’s Gate III 108 73 106 64 122 76
A Total War Saga: TROY 214 170 168 117 195 155

* Настройки — 1.

Мы видим, что комплект памяти DDR4-3600 с далеко не самыми низкими таймингами отстает от набора DDR5-6000 (у которого, к слову, задержки тоже не рекордные) в среднем на 7-10 %. Есть игры, в которых наблюдается более заметная разница: в Cyberpunk 2077 — 15 %, в Marvel's Guardians of the Galaxy — 14 %, в HITMAN 3 и Horizon Zero Dawn — 16 %, в A Total War Saga: TROY — 31 %. В Atomic Heart и Starfield сборки с DDR4-памятью проявили себя интереснее. В остальных случаях мы наблюдаем либо условное равенство игровых систем, либо незначительное преимущество современного стандарта ОЗУ перед DDR4.

Я специально добавил в методику такие игры, как Alan Wake 2, RoboCop: Rogue City и Starfield, — они способны нагрузить любую современную видеокарту даже в низких разрешениях. Да, не во всех случаях речь идет о качестве графики с приставкой «вау», но с увеличением системных требований разница в быстродействии между DDR4 и DDR5 будет только сокращаться. Доказательством моих слов служит тестирование систем в тех же условиях, но в разрешении WQHD. Здесь между DDR4-3600 и DDR5-6000 можно смело ставить знак равенства (за исключением пары игр). Разогнанная DDR4-память с настроенными таймингами вовсе ни в чем не уступает DDR5.

Следовательно, игровые ПК с памятью DDR4 еще рано списывать со счетов.

Результаты тестирования в играх*, Core i9-12900K + GeForce RTX 4080, WQHD, FPS (больше — лучше)
DDR5-6000 (38-38-38-78) DDR4-3600 (16-19-19-39) DDR4-3866 (16-16-16-26)
AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN AVG 1 % MIN
Cyberpunk 2077 105 78 96 67 100 74
GTA V 150 110 149 109 160 116
Marvel's Guardians of the Galaxy 199 159 176 138 191 151
Red Dead Redemption 2 155 111 152 110 154 112
RoboCop: Rogue City 93 78 93 78 93 78
The Witcher 3: Wild Hunt CE 123 85 117 85 121 86
Atomic Heart 145 121 156 127 157 129
A Plague Tale: Requiem 115 91 116 89 116 90
Alan Wake 2 88 70 88 70 88 70
Far Cry 6 156 117 149 105 161 115
Watch Dogs: Legion 140 107 129 95 137 106
HITMAN 3 223 177 220 182 227 186
UNCHARTED: Legacy of Thieves Collection 137 113 135 110 137 115
Hogwarts Legacy 220 152 217 150 213 148
Horizon Zero Dawn 200 138 181 123 184 128
Starfield 87 70 87 69 87 70
Baldur’s Gate III 108 73 103 61 116 72
A Total War Saga: TROY 145 115 138 112 142 113

* Настройки — 1.

#Выводы

Память DDR4 проделала славный путь, который, впрочем, еще не окончен. За это время Intel представила четыре микроархитектуры, а AMD с процессорами Ryzen успешно вернулась в большую игру. Память DDR4 была успешно применена в пяти массовых настольных платформах, а также в нескольких поколениях HEDT-систем AMD и Intel. Высокочастотные модули ОЗУ, выпущенные восемь лет назад, остаются актуальными по сей день.

Сегодня именно комплекты памяти DDR4 выглядят интереснее всех в системе координат «цена — производительность». За два года поколение DDR5 так и не изменило ситуацию. Мы говорим о закате целой эпохи, но, полагаю, даже в 2024 году геймеры не откажутся от платформ, поддерживающих память DDR4, — будь то сборка нового ПК или покупка б/у комплектующих. Рецепт успеха оказался прост: DDR4 с рядом оговорок несильно уступает DDR5 в плане игрового быстродействия, но даже спустя два года стоит меньше.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
В открытых лобби Warhammer 40,000: Space Marine 2 запретят играть с модами, но есть и хорошие новости 5 мин.
Apple попросила суд отклонить антимонопольный иск Минюста США 6 мин.
Битва за Chrome: Google рассказала об ужасных последствиях отчуждения браузера для США и инноваций 13 мин.
ИИ помог Google выявить 26 уязвимостей в открытом ПО, включая двадцатилетнюю 3 ч.
Минюст США потребовал от Google продать Chrome, чтобы разрушить поисковую монополию 3 ч.
Microsoft расширяет Xbox Cloud Gaming для стриминга игр на любых устройствах 4 ч.
«Симулятор загрузки»: Microsoft Flight Simulator 2024 оказалась не готова к взлёту 12 ч.
В Chrome устранили баг, из-за которого на сайтах могла не работать подсветка текста при выделении 13 ч.
Инструмент GrayKey научился «частично» взламывать iPhone 16 — но не справляется с бета-версиями iOS 18 16 ч.
Владелец FromSoftware подтвердил слухи — Kadokawa получила предложение о покупке от Sony 17 ч.