Сегодня 21 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Offсянка

Космос-2023

⇣ Содержание
 «Старт ракеты-носителя «Союз-2.1б» с метеоспутников «Арктика-М» № 2. Фото Космического центра «Южный» (ЦЭНКИ)

Старт ракеты-носителя «Союз-2.1б» с метеоспутником «Арктика-М» № 2. Фото Космического центра «Южный» (ЦЭНКИ)

#Пилотируемая космонавтика

В прошедшем году на орбиту вышли шесть космических кораблей – на один меньше, чем годом ранее. Трижды стартовали пилотируемые «Драконы» (Crew Dragon), дважды – «Волшебные лодки» («Шэньчжоу») и один раз – «Союз». Впервые за годы космической эры по этому показателю Россия опустилась на третье место...

Все полёты проходили к орбитальным комплексам: четыре – к Международной космической станции (МКС) и два – к «Небесному дворцу» («Тяньгун»).

В сентябре 2023 года успешно завершился годовой полет Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина. Космонавты пробыли на станции 371 сутки и вернулись на Землю на корабле «Союз МС-23», запущенном в феврале 2023 года в беспилотном варианте специально для того, чтобы забрать экипаж: в декабре 2022 года потёк радиатор «Союза МС-22», на котором космонавты прилетели на станцию, и возвращать их на этом корабле не рискнули. «Союз МС-22» благополучно вернулся на Землю 28 марта в беспилотном режиме.

В феврале Научно-технический совет (НТС) Госкорпорации по космической деятельности «Роскосмос» одобрил решение Совета главных конструкторов о продлении эксплуатации российского сегмента РС МКС до 2028 года включительно. Через месяц решение поддержала Госкомиссия, а в апреле – Правительство РФ, и глава Роскосмоса Юрий Борисов уведомил коллег из стран—партнеров по МКС о том, что наша страна продолжит участие в проекте.

 Схема международной космической станции по состоянию на начало декабря 2023 года. Пристыкован американские грузовые корабли Cargo Dragon SpX-29 иCygnus NG-19, пилотируемый Crew-7 Dragon, российские грузовые корабли «Прогресс МС-24» и «Прогресс МС-25», пилотируемый корабль «Союз МС-24». Графика NASA

Схема международной космической станции по состоянию на начало декабря 2023 года. Пристыкованы американские грузовые корабли Cargo Dragon SpX-29 и Cygnus NG-19, пилотируемый Crew-7 Dragon, российские грузовые корабли «Прогресс МС-24» и «Прогресс МС-25», пилотируемый корабль «Союз МС-24». Графика NASA

Напомним: изначально на станцию планировалось летать до 2015 года, но тогда еще не был готов РС МКС, и срок эксплуатации комплекса продлили до 2024 года. Строительство закончилось в 2021 году с запуском новых модулей – лабораторного («Наука») и узлового («Причал»). Однако российская сторона предупредила о том, что может досрочно выйти из проекта из-за старения модулей «Заря» и «Звезда», чем встревожила зарубежных партнеров. Похоже, решение Роскосмоса отложить уход с МКС на четыре года их успокоило.

В июле и декабре 2023 года стороны подписали два дополнения к соглашению «Об исполнении соглашения по полетам интегрированных экипажей на российских и американских пилотируемых кораблях». До 2025 года включительно решено продолжать перекрестные миссии, необходимые для поддержания надежности функционирования станции и гарантированного присутствия минимум по одному представителю Роскосмоса и NASA.

Национальная российская орбитальная станция (РОС), создание которой обсуждалось с 2014 года, похоже, получила путёвку в жизнь: в июне 2023 года Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени С. П. Королёва завершила эскизный проект, а в октябре на совещании по развитию ракетно-космической отрасли президент В. В. Путин поручил утвердить федеральный проект создания станции.

Основная особенность РОС – кстати, название станции планируется выбрать на конкурсной основе – работа в посещаемом режиме на околополярной орбите высотой 350 км и наклонением 96,8°. Такая орбита позволяет обозревать всю территорию России вплоть до Северного полюса, контролировать ледовую обстановку в зоне Севморпути, проводить мониторинг состояния ионосферы, а также решать принципиально новые задачи (например, по запуску с борта «роя» малых спутников).

 Один из вариантов полностью развернутой станции РОС (рисунок из журнала «Русский космос», https://www.roscosmos.ru/38020/)

Один из вариантов полностью развернутой станции РОС (рисунок из журнала «Русский космос», https://www.roscosmos.ru/38020/)

Модули станции (а также пилотируемые транспортные корабли для доставки экипажей) будут запускаться с космодрома Восточный с помощью носителя «Ангара А-5М», автоматические грузовые корабли «Прогресс-РОС» для снабжения станции – с космодрома Байконур с помощью ракеты «Союз-2.1Б». Запуск базового модуля РОС запланирован на 2028 год, тогда же начнутся испытания транспортного корабля нового поколения, который иногда именуют «Орлом». По предыдущим планам его предполагалось запустить уже в 2024 году, но в августе РКК «Энергия» сообщила о переносе первого полета на четыре года.

С 2022 года китайская станция «Тяньгун» работает в штатной трёхмодульной конфигурации; недостающее звено – автономно летающий астрономический модуль «Сюньтянь» («Небесный часовой»), оснащённый телескопом с большой апертурой, – еще предстоит запустить.

Изначально в проект «Тяньгуна» закладывалась возможность «удвоения» станции за счет включения модулей-дублёров. 4 октября на 74-м Международном конгрессе астронавтики в Баку представитель Китайской академии космических технологий (CAST) Чжан Цяо подтвердил эти планы.

К слову, в 2023 году побит рекорд по количеству людей, одновременно летающих по околоземной орбите: 30 мая в космосе находилось 17 землян – шесть на «Тяньгуне» и одиннадцать на МКС.

Марафон вокруг Луны

2023-й можно с полным основанием назвать годом «лунной гонки». Пик пришелся на лето, когда к Селене устремились два сложных зонда для мягкой посадки на поверхность.

 Модуль «Викрам» с ровером «Прагъян» индийской станции «Чандраяан-3» на Луне. Графика ISRO

Модуль «Викрам» с ровером «Прагъян» индийской станции «Чандраяан-3» на Луне. Графика ISRO

Первое место получила Индия: 14 июля она запустила зонд «Чандраян-3» (аналог аппарата «Чандраян-2», который разбился об Луну в 2019 году). 5 августа станция прибыла на окололунную орбиту, а 23 августа совершила мягкое прилунение недалеко от кратера Манцини, высадив на поверхность маленький ровер «Прагъян». Это первый в истории зонд, севший так близко к Южному полюсу! Успех ввёл Индию в узкий клуб космических держав, освоивших мягкую посадку на Луну. Ранее в него входили СССР, США и Китай.

Нам не повезло, хотя впервые за без малого пять десятилетий «в забеге» участвовала российская автоматическая станция. 11 августа с космодрома Восточный стартовала «Луна-25», ориентированная в первую очередь на отработку технологии прилунения в заданном районе вблизи южного полюса. Через пять дней – выход на окололунную орбиту и постепенное формирование предпосадочной траектории. Однако 19 августа, после выполнения коррекции финального эллипса, связь со станцией прервалась.

По данным Роскосмоса, «Луна-25» разбилась о поверхность из-за того, что тормозной двигатель работал дольше запланированного времени – 127 секунд против требуемых 84. «Наиболее вероятной причиной аварии стало нештатное функционирование бортового комплекса управления, связанное с отказом блока акселерометров в [блоке измерения угловых скоростей] из-за возможного попадания в один массив данных команд с различными приоритетами их исполнения прибором», – значится в предварительных выводах специальной межведомственной комиссии.

 Место падения станции «Луна-25». Фото поверхности – NASA, графика – Роскосмос/НПО Лавочкина

Место падения станции «Луна-25». Фото поверхности – NASA, графика – Роскосмос/НПО Лавочкина

«Луна-25» была частью российско-китайских планов создания Международной научной лунной станции (МНЛС), проект которой получил одобрение Правительства РФ. Сейчас в проекте, кроме России и Китая, участвуют Азербайджан, Белоруссия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Пакистан, Южно-Африканская Республики (ЮАР), а также Азиатско-Тихоокеанская организация по космическому сотрудничеству и швейцарская компания Nano-SPACE. Однако после аварии «Луны-25» планы придётся скорректировать. По данным Института космических исследований (ИКИ), по крайней мере один несостоявшийся эксперимент в 2026 году сможет выполнить китайский «Чанъэ-7», на который поставят российский прибор «Пылевой мониторинг Луны» (ПмЛ).

Не повезло и частной японской компании iSpace, запустившей в конце 2022 года малый лунный посадочный зонд «Хакуто-R» с ровером «Рашид», созданным в ОАЭ. 25 апреля при попытке выполнить снижение с окололунной орбиты и посадку зонд разбился, вместе с ним погиб и «Рашид». Причиной аварии признали сбой в софте, вызванный поздним решением сменить место прилунения. Следующий экземпляр лунохода арабские инженеры теперь планируют послать в 2026 году на китайском зонде «Чанъэ-7».

Ещё один аппарат – SLIM (Smart Lander for Investigating Moon) – Японское аэрокосмическое агентство JAXA запустило 7 сентября вместе с американским рентгеновским телескопом XRISM и 25 декабря вывело на окололунную орбиту. Посадка ожидается 20 января 2024 года.

 Анимированные кадры видеотрансляции посадки модуля «Хакуто-R» компании iSpace. Источник https://www.youtube.com/watch?v=f_z09z3nQX0

Анимированные кадры видеотрансляции посадки модуля «Хакуто-R» компании iSpace. Источник https://www.youtube.com/watch?v=f_z09z3nQX0

#Между планетами

Важным событием в космонавтике стала посадка на Землю спускаемой капсулы со станции OSIRIS-REx. Зонд, стартовавший в сентябре 2016 года, вышел на орбиту вокруг астероида (101955) Бенну в декабре 2018 года, успешно взял пробы грунта в октябре 2020 года и вернулся назад. При пролете рядом с Землей капсула отделилась и 24 сентября 2023 года совершила мягкую посадку в штате Юта. Учёным предстоит долгое изучение образцов, в которых уже обнаружены вода и органические соединения. А что же OSIRIS-REx? После сброса капсулы зонд отправился к астероиду (99942) Апофис, куда миссия прибудет в 2029 году.

Основная цель подобных исследований – попытка понять процесс формирования Солнечной системы, ведь астероиды – хранители первичных веществ, из которых она строилась. В эту же тему – запуск американской миссии Psyche («Психея»), стартовавшей 13 октября на ракете Falcon Heavy. В 2029 году зонд должен прибыть к астероиду (16) Психея, который по структуре похож на ядро планеты земной группы, такой как Марс. На месте аппарат проработает 21 месяц, исследуя магнитное и гравитационное поля, химический состав и особенности строения небесного тела.

В прошлом году стартовала европейская миссия пионерского класса по изучению ледяных лун Юпитера JUICE (Jupiter Icy Moons Explorer). Зонд улетел 14 апреля 2023 года из Гвианского космического центра на предпоследнем экземпляре ракеты-носителя Ariane-5. Цель миссии явным образом следует из названия – аппарат будет исследовать спутники Юпитера Ганимед, Каллисто и Европу, главным образом их водные ресурсы. Кроме того, в объективы приборов попадут сама планета-гигант и ее «горячий» спутник Ио (при наличии активных вулканических процессов никак не относится к ледяным лунам, но от этого не менее интересен).

 Цель миссии JUICE – исследование спутников Юпитера Ганимеда, Каллисто и Европа. Графика NASA

Цель миссии JUICE – исследование спутников Юпитера Ганимеда, Каллисто и Европы. Графика NASA

Комплекс научных инструментов JUICE общей массой свыше центнера в полную силу заработает только в 2031 году, когда миссия прибудет в систему Юпитера. Там зонд будет странствовать более трёх лет, пока не зацепится за гравитацию Ганимеда, на орбите которого пробудет до конца 2035 года.

#Средства выведения

В 2023 году вновь установлен рекорд пусковой активности: в космос стартовали 220 ракет-носителей. Из них 212 достигли цели, доставив на околоземные орбиты и межпланетные трассы 2868 аппаратов, что на 350 больше, чем в предыдущем рекордном 2022 году.

На первом месте по-прежнему США с 113 пусками (110 успешных) космических носителей, включая ракеты Electron компании Rocket Lab c новозеландскими корнями, но работающей в юрисдикции Штатов. На втором месте Китай с 67 пусками (66 успешных), на третьем – Россия с 19 пусками (все успешные), которая свыше пяти лет продолжает рекордную серию безаварийных миссий – 117 подряд.

Абсолютным рекордсменом стал SpaceX – 96 стартов Falcon 9, и все успешные! Впору компанию и её основателя Илона Маска считать отдельной космической державой. Впервые с 2018 года массово – пять раз – использовалась Falcon Heavy, единственная в мире регулярно летающая сверхтяжёлая (по американской классификации) ракета.

Ещё один рекорд SpaceX – 19-кратное использование одного и того же бустера B1058. Возможно, ступень слетала бы и еще, но посадка 23 декабря на самоходное судно после запуска очередной партии спутников Starlink стала последней. Совершив штатное приземление, изделие опрокинулось из-за качки при транспортировке, получив «травмы, несовместимые с жизнью».

 После девятнадцатого полета ступени B1058 бустер упал и смялся из-за сильного ветра и качки при возвращении плавучей посадочной платформы в порт. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=6LJRwrmBSmQ

После девятнадцатого полета ступени B1058 бустер упал и смялся из-за сильного ветра и качки при возвращении плавучей посадочной платформы в порт. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=6LJRwrmBSmQ

Наиболее зрелищные события в ракетостроении 2023 года также связаны со SpaceX. Компания наконец-то начала лётные испытания Super Heavy – Starship. Это самая большая, тяжёлая и мощная ракета из когда-либо построенных: стартовая масса свыше 5000 тонн, длина 122 метра, полезный груз на низкой околоземной орбите – 250 тонн в одноразовом и 150 тонн – в многоразовом варианте. Первый пуск полностью собранной («интегрированной») системы состоялся 20 апреля, но с самого начала пошёл не так. При уходе со старта не работали 3 из 33 двигателей первой ступени. В полёте отказали ещё несколько, высота подъема едва достигла 39 километров. Попытка разделения ступеней не удалась, и ракету подорвали (тоже неудачно, носитель разрушился не сразу). Стартовое сооружение и окружающая среда пострадали из-за ошибок проектирования пускового устройства, не имевшего ни нормальной водяной защиты, ни приемлемого газоотводного лотка.

В августе SpaceX назвала основную причин аварии: пожар в хвостовом отсеке, возникший из-за утечки топлива, повредил бортовую кабельную сеть, что привело «к разрыву связей [компьютера] с большинством двигателей бустера и в конечном итоге к потере управления машиной».

Надо отдать должное мастерству инженеров SpaceX и напористости Маска: они сумели быстро устранить выявленные недостатки, восстановить старт и – едва ли не самое главное – получить лицензию Федерального управления гражданской авиации (FAA) на второй пуск. Он состоялся 20 ноября.

 Информация по второму летному испытанию системы SuperHeavy – Starship (миссия IFT-2). Графика Tony Bela https://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=59463.msg2522847#msg2522847

Информация по второму летному испытанию системы SuperHeavy – Starship (миссия IFT-2). Графика Tony Bela https://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=59463.msg2522847#msg2522847

Начиналось хорошо: все двигатели бустера работали штатно; ракета легко прошла звуковой барьер и зону максимального скоростного напора. Ступени чисто разделились по новой «горячей» схеме, но попытка выполнить манёвр возврата бустера не удалась: двигатели повторно не включились, и Super Heavy ликвидировали. Starship продолжил полёт, уходя за горизонт, но, набрав высоту в 149 километров, был потерян: когда до орбитальной скорости не хватало лишь чуть больше километра в секунду, подорвали и его.

И первый, и второй полеты супертяжа можно рассматривать по аналогии со стаканом воды: для Маска стакан наполовину полон, а для NASA – наполовину пуст. Оба старта порадовали публику и огорчили официальных чиновников. Разумеется, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космоса отметило прогресс проекта, но для миссии Artemis 3, во время которой «американцы вернутся на Луну», нужен летающий и отработанный посадочный Starship HLS. Это значит, что необходимо несколько раз испытать в полете лунную модификацию корабля и отработать вопросы орбитальной заправки и посадки колосса на Луну. Но, судя по сообщениям SpaceX, из перечисленного пока готова только корзина лифта для спуска астронавтов на лунную поверхность...

Маск надеется, что в третьем запуске, который планируется на начало 2024 года, Starship наконец-то доберётся до орбиты и сможет проверить перекачку компонентов топлива между баками корабля в невесомости. Работа крайне важна – все миссии SpaceX к Луне и Марсу базируются на орбитальной заправке с помощью многоразовых танкеров Starship.

 Проблема орбитальной заправки – критический момент в архитектуре будущих миссий SpaceX на Луну и Марс. Графика SpaceX

Проблема орбитальной заправки – критический момент в архитектуре будущих миссий SpaceX на Луну и Марс. Графика SpaceX

Сейчас на производственной площадке Starbase в Бока-Чика (штат Техас) в разной степени готовности пребывают четыре «Старшипа» – последние корабли первой серии. Им на смену придёт анонсированный Маском в ноябре Starship 2 увеличенных размеров и массы. На него поставят девять вместо шести двигателей. Кстати, в скором времени Raptor 2 предполагается заменить форсированным Raptor 3 с увеличенной экономичностью. Испытания нового двигателя уже ведутся.

Из других достижений ракетостроения стоит отметить первый в мире успешный орбитальный запуск ракеты на кислородно-метановом топливе. Жидкий метан энергетически выгоднее керосина, при этом его легче хранить и эксплуатировать, чем жидкий водород. Он позволит удешевить пуски и сделает их более экологически чистыми.

Первенство в области создания метанового носителя досталось частной Пекинской космической научно-технической компании «Ланьцзянь» (бренд LandSpace): «Чжуцюэ-2» («Красная птица»), стартовавший 9 декабря, доставил на солнечно-синхронную орбиту три малых космических аппарата. Остальные соперники в этой области – SpaceX, ULA, Blue Origin, Relativity Space, RocketLab и некоторые другие компании, в т. ч. китайские, – пока отстают.

Кстати, о «некоторых китайских компаниях». В 2023 году частный пекинский стартап iSpace продолжил экспериментальные пуски прототипов многоразовых носителей с ракетодинамической посадкой. 2 ноября компания смогла мягко посадить демонстратор многоразовой ступени ракеты Hyperbola-2Y: изделие взлетело с космодрома Цзюцюань, поднялось на 178 метров и, пробыв в воздухе 51 секунду, опустилось в точке старта. 10 декабря прототип не только поднялся на 343 метра, но и, совершив боковой манёвр в полсотни метров, сел на площадку невдалеке от места старта.

 0 декабря 2023 года демонстратор Hyperbola-2Y поднялся на 343 метра и совершил посадку на площадку невдалеке от места старта. Принтскрин с видео iSpace

10 декабря 2023 года демонстратор Hyperbola-2Y поднялся на 343 метра и совершил посадку на площадку невдалеке от места старта. Скриншот с видео iSpace

На основе испытанного изделия iSpace планирует создать семейство частично-многоразовых носителей Hyperbola-3, концептуально похожих на Falcon 9 и Falcon Heavy. Первый старт ожидается в 2025 году.

На Восточном завершились строительно-монтажные работы в рамках создания космического ракетного комплекса «Амур»: он предназначен для пусков ракет-носителей семейства «Ангара» с этого нового российского космодрома. В декабре закончился первый этап комплексных испытаний с полноразмерным макетом «Ангара-НЖ». Это важное событие для российской космонавтики, позволяющее планировать первый пуск тяжелой «Ангары-А5» с Восточного на весну 2024 года.

В 2023 году Европа попрощалась с «рабочей лошадкой»: 5 июля запуском двух геостационарных спутников связи завершилась карьера тяжелой ракеты Ariane-5. Замена в лице Ariane-6 задерживается, и, с учётом перманентных проблем с надёжностью лёгкого носителя Vega, а также из-за отказа от российских «Союзов», европейская космическая программа на время утратила независимый доступ в космос и вынуждена полагаться на иностранных провайдеров. Представитель таковых в классе средних и тяжёлых нагрузок – лишь SpaceX (многочисленные китайские носители недоступны из-за американских санкций)…

#Прикладная космонавтика

Любопытно, что вышеобозначенные «Фэлконы» стартуют в основном в интересах самой компании SpaceX: из 91 миссии «девятки» 64 пришлись на запуски спутников системы широкополосного доступа в интернет Starlink. Кстати, событие 2023 года: Starlink стал приносить прибыль, о чем в начале ноября сказал Маск: «Рад сообщить, что Starlink достиг безубыточности денежного потока! Отличная работа отличной команды».

 Большая часть запусков ракеты-носителя SpaceX пришлась на развертывание спутников системы широкополосного доступа в интернет Starlink. Графика SpaceX

Большая часть запусков ракеты-носителя SpaceX пришлась на развертывание спутников системы широкополосного доступа в интернет Starlink. Графика SpaceX

Если учесть тенденции, SpaceX сейчас уже провайдер телекоммуникационных услуг «под ключ», а не просто «ракетная компания». Во всяком случае, ракеты, спутники и терминалы для Маска давно не товар, а инструмент продвижения услуг.

Продолжал формироваться космический сегмент широкополосного интернета. На первом месте, конечно же, Starlink. На орбите работают свыше 4,5 тыс. спутников системы. На втором – OneWeb: в 2023 году завершилось развертывание орбитальной группировки. В конце мая 634 спутника уже предоставляли услуги высокоскоростного доступа в Сеть, в том числе для военных заказчиков (OneWeb выбрали Космические силы США). На третье место можно поставить систему Kuiper, создаваемую совместно компаниями Amazon, Vodafone и Verizon. 6 октября ракета-носитель Atlas V вывела на орбиту два первых прототипа космических аппаратов – KuiperSat-1 и KuiperSat-2. По словам вице-президента Amazon по технологиям Ражива Бадьяла, они продемонстрировали свою работоспособность (через них удалось совершать покупки в онлайн-магазине, посмотреть видео высокой четкости и поучаствовать в видеозвонках), что позволяет начать серийное производство 3200 аппаратов для полной группировки.

Для запуска спутников Amazon подписала крупный контракт на коммерческие запуски, закупив 38 ракет Vulcan, 18 носителей Ariane-6, 12 New Glenn и 9 Atlas V. Заметим: из всех перечисленных средств выведения лётную биографию имеет только последнее!

 Спутники системы Kuiper будут запускаться с помощью тяжелых ракет-носителей Vulcan, New Glenn, Ariane-6 и Atlas V. Графика Amazon

Спутники системы Kuiper будут запускаться с помощью тяжелых ракет-носителей Vulcan, New Glenn, Ariane-6 и Atlas V. Графика Amazon

Владелец Amazon – один из богатейших людей планеты мультимиллиардер Джефф Безос продвигает носитель New Glenn, создаваемый его компанией Blue Origin, а также поставляет двигатели ВЕ-4 в проект Vulcan. Очевидно, он весьма заинтересован в использовании именно этих ракет. Однако под давлением акционеров Amazon заключила контракт и со SpaceX на запуск трех ракет Falcon 9. Для серийного (до четырех космических аппаратов в сутки) производства Amazon строит завод в Киркленде, штат Вашингтон. Для выполнения обязательств перед Федеральной комиссией по связи США, к июлю 2026 года необходимо развернуть не менее половины группировки Kuiper.

Кроме интернета через космос, прикладная космонавтика представлена множеством других приложений, о которых можно говорить много и долго. В России космические сервисы планируется связать через глобальную программу «Сфера», в рамках которой предполагалось развернуть пять группировок связи (спутники серии «Ямал», «Экспресс-РВ», «Экспресс», «Скиф», «Марафон IoT») и пять группировок дистанционного зондирования («Смотр», «Беркут-О», «Беркут-S», «Беркут-VD», «Беркут-X,L,P»). Наибольший интерес представляют радиолокационные аппараты, не зависящие от условий освещенности. В мае 2023 года с космодрома Восточный был запущен «Кондор-ФКА» №1, оснащенный радаром с синтезированной апертурой и позволяющий вести круглосуточное всепогодное наблюдение земной поверхности с высоким разрешением.

Кроме того, в 2023 году в интересах программы «Сфера» началась разработка новой спутниковой системы «Грифон» в составе 136 сверхмалых космических аппаратов глобального мониторинга Земли. Первые четыре демонстратора планируется запустить в 2024 году.

 Области применения спутников, создаваемых в рамках программы «Сфера». Графика Роскосмоса

Области применения спутников, создаваемых в рамках программы «Сфера». Графика Роскосмоса

Из других событий ушедшего года интересна заочная «ракетная дуэль» между Северной и Южной Кореей. 21 ноября, после двух неудачных летних пусков, с северокорейского полигона Сохэ улетел носитель нового типа «Чхоллима-1» с оптико-электронным аппаратом «Маллигён-1», имеющим... «не очень высокое разрешение». Попытки запуска вражеского спутника-шпиона беспокоили Японию и Южную Корею. Последняя ответила 4 декабря, запустив с морской платформы вблизи острова Чеджу-до ранее неизвестную твердотопливную ракету с экспериментальным аппаратом «Ханхва», оснащенным радиолокатором... «высокого разрешения». Оба события показали: даже в наше время, когда от спутников наблюдения невозможно скрыться, кто-то умудряется создать достаточно мощные средства выведения, о которых до этого почти ничего не было слышно.

#Разбитые надежды

2023-й принес и разочарования.

Давно ожидаемый полёт CST-100 Starliner компании Boeing с астронавтами на борту так и не состоялся. Теперь корабль планируют запустить в апреле 2024 года.

Для нас, наверное, самой досадой стала авария «Луны-25». После неоднократных неудач на межпланетных трассах, пожалуй, не стоило слишком рассчитывать на успех, но...

Из-за бюджетного кризиса NASA отложило отбор новых межпланетных миссий программы New Frontiers, затормозив проекты полета к Урану, доставки грунта с Марса и запуска новых космических телескопов. Про проблему с лунным вариантом Starship сказано выше.

 Зонды, запускаемые в системы Урана и Нептуна для исследований происхождения небесных тел, динамики атмосферы, недр, уникальных магнитосфер, а также ледяных спутников для ответа на вопросы, лежащие в основе современной планетологии. Источник  http://www.bisbos.com/space_neptuneprobes.html

Зонды, запускаемые в системы Урана и Нептуна для исследований происхождения небесных тел, динамики атмосферы, недр, уникальных магнитосфер, а также ледяных спутников для ответа на вопросы, лежащие в основе современной планетологии. Источник http://www.bisbos.com/space_neptuneprobes.html

У стран Запада в 2023 году не всё склеивалось с графиком ввода в строй новых средств выведения.

Европейцы пока так и не смогли запустить свою долгожданную Ariane-6: старт нового носителя, намечавшийся на 2020 год, неоднократно переносился по разным причинам. Однако ход огневых испытаний ступени ракеты даёт надежду на успешный пуск в 2024 году.

Американцы опаздывали с заменой носителей Atlas 5 и Delta IV: первый пуск Vulcan-Centaur многократно переносился из-за проблем с метановым двигателем ВЕ-4 (поставщик – Blue Origin). В 2023 году декларировалось, что проблемы с первой ступенью решены, но беда пришла откуда не ждали: 29 марта во время испытаний взорвалась вроде бы давно отработанная водородная верхняя ступень Centaur. Старт вновь перенесли, он состоялся 8 января 2024 года и (на первый взгляд) был успешен.

Наблюдатели давно ожидают первый полёт тяжёлого носителя Джеффа Безоса New Glenn, хотя никто не видел ракету в сборе. Пуск перенесён на конец 2024 года.

7 марта в первом полете потерпела аварию новейшая японская ракета H-III, аналог универсального европейского носителя Ariane-6. Есть повод задуматься...

 Новейшая японская ракета H-III была подорвана во время своего первого полета из-за незапуска двигателя второй ступени. Событие стало серьезным провалом в многолетних усилиях JAXA по разработке более эффективной альтернативы нынешнему национальному носителю H-IIA. Принтскрин c трансляции JAXA

Новейшая японская ракета H-III была подорвана во время своего первого полета из-за незапуска двигателя второй ступени. Событие стало серьезным провалом в многолетних усилиях JAXA по разработке более эффективной альтернативы нынешнему национальному носителю H-IIA. Скриншот c трансляции JAXA

Что почитать:

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥