Сегодня 28 апреля 2024

В NASA победили заклинившие болты и наконец вскрыли контейнер с грунтом с астероида Бенну

Капсула с образцами грунта с астероида Бенну с приключениями приземлилась в штате Юта 24 сентября 2023 года. Добытый в ходе семилетней миссии OSIRIS-REx материал был доставлен в лабораторию NASA, но вскрыть контейнер с ним оказалось не так просто — этому мешали два заклинивших болта. Специалисты NASA почти четыре месяца решали проблему, и на днях им это удалось.

Источник изображения: Robert Markowitz/NASA

Задача по вскрытию контейнера была осложнена тем, что он был помещён в стерильный перчаточный бокс, чтобы образцы из космоса не были загрязнены земными микроорганизмами и веществами. Даже к обычным отвёрткам предъявлялись заоблачные требования лишь бы не допустить риск контаминации.

Под защищающей контейнер крышкой обнаружилось около 70 г астероидного вещества, что стало рекордом по возвращению на Землю образцов из космоса. Однако больше всего материала должно находиться непосредственно в контейнере заборного модуля TAGSAM. Крышка контейнера фиксировалась 35 винтами, два из которых оказалось невозможно открутить предназначенными для этого инструментами.

Для работы с заклинившими винтами специалисты NASA разработали и тщательно испытали на макете TAGSAM инструмент, который затем был помещён в перчаточный бокс.

Под защитным колпаком капсулы даже до вскрытия пробоотборника нашлось множество вещества с астроида. Источник изображения: NASA

Под защитным колпаком капсулы даже до вскрытия пробоотборника нашлось много грунта с астроида. Источник изображения: NASA

«Наконец-то открытие крышки TAGSAM и полный доступ к возвращённым образцам Бенну — это монументальное достижение, которое отражает непоколебимую преданность делу и изобретательность нашей команды», — выразил общую мысль команды астроном Данте Лоретта (Dante Lauretta) из Лунной и планетарной лаборатории Университета Аризоны.

Учёные пока не подняли крышку, создавая для этого в боксе особые условия. Но вскоре это произойдёт, и материал будет передан во многие лаборатории мира.