За 2023 год общее количество легковых электромобилей в России выросло на 75 % до 40 тыс., пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные ГИБДД. Динамика роста в разных регионах заметно отличается и в некоторых значительно выше, чем в среднем по стране: в Москве количество электромобилей увеличилось в семь раз, в Калининградской области — втрое, в Подмосковье — вдвое.
Согласно данным статистического раздела сайта ГИБДД, общее количество легковых электромобилей, стоящих на учёте в ГИБДД на конец 2023 года, выросло за год на 75 %, с 22,5 тыс. до 39,7 тыс. Если оценивать динамику роста, то в 2019 году в стране было 2,8 тыс. электромобилей, в 2020 году — 7,5 тыс., в 2021 году — 14 тыс. В отдельных регионах темпы роста парка электромобилей гораздо выше — в Москве количество электромобилей за 2023 год выросло с 1,65 тыс. до 7,34 тыс., в Калининградской области — с 304 до 970, в Московской области — с 1,17 тыс. до 2,77 тыс., в Санкт-Петербурге — с 1 тыс. до 2 тыс., Татарстане — с 443 до 914, в Краснодарском крае — с 1,64 тыс. до 2,74 тыс.
В Приморском крае при незначительном росте числа электромобилей (с 2 тыс. до 2,1 тыс. единиц) заметно увеличилось число гибридных автомобилей — с 27 тыс. до 37 тыс. В Иркутской области тоже значительно вырос интерес к гибридам (рост с 7,2 тыс. до 12,6 тыс. единиц). Всего количество гибридных автомобилей в России за год увеличилось на 61 %, с 135 тыс. до 219 тыс. единиц.
Парк легковых автомобилей в стране вырос с 50,6 до 51,5 млн штук, то есть электромобили составляют лишь 0,07 % общего количества транспортных средств. В России также зарегистрировано 604 электробуса (в 2022 году было 160) и 150 электрогрузовиков (49 в 2022 году).
Согласно принятой в 2021 «Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта до 2030 года» долю электромобилей среди всех производимых в РФ транспортных средств планируется довести до 10 %, а также запустить в эксплуатацию 72 тыс. зарядных станций и 1 тыс. водородных заправок.
В столичном департаменте транспорта прогнозируют дальнейший рост числа электромобилей в Москве. В столице сейчас насчитывается более 3 тыс. зарядных станций. «Город будет и дальше стимулировать москвичей выбирать личный электрический транспорт, — сообщили в департаменте. — Мы продолжим размещать городские зарядные станции, к 2030 году их количество вырастет до 30 тыс.».
Сергей Удалов из «Автостата» навал в числе основных причин роста автопарка электромобилей увеличение продаж новых транспортных средств на электрическом ходу. Он отметил, что в 2023 году в России было продано 14,1 тыс. новых электромобилей, что в 4,7 раза выше, чем в 2022 году.
Мнение экспертов по поводу перспектив рынка электромобилей в России разделилось. Удалов ожидает дальнейшего роста продаж — примерно в 1,8–2 раза в этом году, отметив, что продажи сдерживает недостаточное количество зарядок, особенно за пределами больших городов. В свою очередь, главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков заявил, что не видит «взрывного потенциала на ближайшие годы для электромобилей в России». «Главная проблема не в зарядных станциях, о которых все говорят, а в том, что электромобили дороже на 30–40 % аналогичных авто с бензиновыми моторами. Поэтому для нас это пока не рыночная история. И даже льготное автокредитование здесь не поможет. Нет сейчас электромобилей по цене 1,5–2 млн руб., и едва ли ситуацию исправит электрический Lada Largus, который явно будет стоить больше 2 млн руб.», — отметил эксперт.
Источник: