Сегодня 10 мая 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Новости Software

Математики придумали более простой способ умножения матриц — он может стать основой прорыва в ИИ

В основе искусственного интеллекта лежит матричное исчисление, которое только что пережило самый большой подъем более чем за десятилетие. Почти одновременно вышли две статьи, в которых математики объяснили, как повысить эффективность перемножения матриц. С помощью новых алгоритмов искусственный интеллект сможет быстрее обучаться на менее мощном оборудовании и таким же образом быстрее решать задачи.

 Источник изображения: ИИ-генерация Кандинский 3.0/3DNews

Источник изображения: ИИ-генерация Кандинский 3.0/3DNews

Суть проблемы в том, что до относительно недавнего времени человечество в лице математиков не представляло иного способа умножения матриц, чем выполнением n3 операций (где n — размерность матриц). Для матрицы 3 × 3, к примеру, необходимо было совершить 27 умножений. В идеальном же для математиков мире умножение матриц хотелось совершать за n2 операций. И к началу 70-х годов процесс поиска соответствующего алгоритма пошёл. Нетрудно догадаться, что к этому побудило распространение вычислительных машин.

Значительный прогресс в данной сфере совершил в 1981 году математик Арнольд Шёнхаге. Он доказал, что умножение матриц можно выполнить за n2,522 шагов. Позже этот метод был назван «лазерным методом» (laser method). Все последующие продвижения к заветной «второй степени» базировались на улучшениях лазерного метода.

Заявленный в новых статьях прорыв, совершённый в 2023 году, произошёл в результате обнаружения «скрытых потерь» в лазерном методе. В ноябре 2023 года Ран Дуань и Ренфэй Чжоу из Университета Цинхуа представили метод, который устранил неэффективность лазерного метода, установив новую верхнюю границу числа необходимых операций примерно на уровне n2,371866. Это достижение ознаменовало самый существенный прогресс в этой области с 2010 года. Но всего два месяца спустя Вирджиния Василевски Уильямс, Инчжан Сюй и Цзысюань Сюй из Массачусетского технологического института опубликовали вторую статью, в которой подробно описали ещё одну оптимизацию, которая снизила верхнюю границу количества операций до n2,371552.

 Этапы на пути движенеия ко «второй степени» и имена учёных, совершавших прорывы

Этапы на пути движения ко «второй степени» и имена учёных, совершавших прорывы

Безусловно, точное влияние на скорость работы моделей искусственного интеллекта зависит от конкретной аппаратной архитектуры системы ИИ и от того, насколько сильно задачи конкретной модели зависят от умножения матриц. Поэтому повышение эффективности алгоритмов будут сочетать с оптимизацией оборудования, чтобы полностью реализовать потенциальный прирост скорости. Но все же, по мере того, как улучшения в алгоритмических методах будут накапливаться с течением времени, искусственный интеллект будет становиться быстрее — это факт.

Источник:

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Новая статья: despelote — го-о-о-о-о-о-о-о-о-о-ол! Рецензия 7 ч.
Разработчики ремейка «Готики» прокачали демоверсию на основе отзывов игроков — «Пролог Нираса» получил крупное обновление 10 ч.
Доход Apple App Store в минувшем году оценили более чем в $10 миллиардов — и это только в США 13 ч.
Killing Floor 3 выйдет на четыре месяца позже обещанного — объявлена новая дата релиза 13 ч.
Сэм Альтман переобулся и теперь утверждает, что госрегулирование ИИ поставит крест на лидерстве США 16 ч.
«Мы явно перестарались»: разработчикам Clair Obscur: Expedition 33 пришлось ослабить умение, которое позволяло наносить миллиарды единиц урона 18 ч.
Доставка прибудет по расписанию: курьерский экшен Death Stranding 2: On the Beach ушёл на золото за полтора месяца до релиза 19 ч.
В Telegram добавились маркетплейс подарков, публикация нескольких историй сразу и автоматический перевод в каналах 19 ч.
«Лучшая карточная игра с RPG-элементами»: с 2022 года пользователи The Witcher 3: Wild Hunt наиграли в «Гвинт» более 458 миллионов партий 20 ч.
2K подтвердила системные требования Mafia: The Old Country — для комфортной игры понадобится RTX 3080 Ti и 32 Гбайт ОЗУ 20 ч.
В Сеть утекли дизайн и характеристики флагманского смартфона Sony Xperia 1 VII 7 ч.
Gigabyte представила платы X870 и B850 Aorus Stealth с разъёмами питания на обратной стороне 10 ч.
Razer представила подголовник для игрового кресла, который заменяет наушники 12 ч.
Noctua переделала крепление кулеров под Arrow Lake — новая версия добавляет сдвиг и снижает температуру 12 ч.
Gigabyte представила мини-ПК BRIX GB-BRU5 с процессорами Core Ultra 200H в корпусе объёмом 0,46 литра 12 ч.
Nvidia Riva TNT снова в продаже — образец видеокарты из 1998 года с автографом создателя выставлен на аукцион 13 ч.
Lenovo выпустила моноблочный ПК Yoga 27 с Intel Core Ultra 9 285H и GeForce RTX 4050 14 ч.
Представлен фотоаппарат Leica M11-P Safari зелёного цвета за $10 тысяч 15 ч.
Учёные научились 3D-печати всяких штук прямо в теле живых организмов 15 ч.
V-Color анонсировала оверклокерскую DDR5-8000 для Threadripper и Xeon в комплектах объёмом до 512 Гбайт 15 ч.