Сегодня 30 апреля 2024

Наблюдения за миллионами галактик и квазаров поставили под сомнение модель ускоренного расширения Вселенной

В 2021 году стартовал проект DESI (Dark Energy Spectroscopic Instrument), который за 5 лет работы должен будет собрать данные о 40 млн квазаров на расстоянии до 11 млрд световых лет. Сегодня опубликованы данные первого года наблюдений, и они оказались интригующими. Это ещё не доказательство открытия, а только намёк на то, что основную на сегодня космологическую модель эволюции Вселенной, возможно, потребуется в корне изменить.

Источник изображения: Claire Lamman/DESI

Трёхмерная карта участка Вселенной. Источник изображения: Claire Lamman/DESI

Около 30 лет назад окрепла гипотеза, что Вселенная расширяется с ускорением, чему не могут помешать ни гравитация, ни тёмная материя. Возникла идея тёмной энергии, которая заставляет вещество разлетаться с ускорением. Согласно модели Лямбда-CDM, влияние тёмной энергии на вещество постоянно в течение всей её истории, что, в сухом остатке, приведёт Вселенную к тепловой смерти.

Проект DESI кроме решения других задач также преследовал цель повысить точность измерения влияния тёмной энергии на вещество во Вселенной. Делает он это разными способами. На расстояние до 11 млрд световых лет изучаются спектры квазаров, а относительно близко расположенные галактики картографируются с помощью анализа спектров сверхновых и переменных звёзд. Первый год наблюдения принёс данные о 5,7 млн квазарах и галактиках, расстояния до которых и их спектры измерены с точностью менее 1 %, что раньше было недостижимо.

«Ни один спектроскопический эксперимент раньше не располагал таким количеством данных, и мы продолжаем собирать информацию о более чем миллионе галактик каждый месяц, — сказала Натали Паланк-Делабруй (Nathalie Palanque-Delabrouille), сопредседатель эксперимента. — Удивительно, что, имея данные всего за первый год, мы уже можем измерить историю расширения нашей Вселенной на семи различных отрезках космического времени, каждый с точностью от 1 до 3 %».

Эксперимент DESI фактически позволяет строить трёхмерную карту Вселенной. Это особенно ценно для ранней Вселенной, о которой мы знаем исчезающее мало, но которую можем изучать новыми инструментами и подкреплять модели своими наблюдениями. Так, анализ распределения галактик и квазаров в те ранние времена, когда эти объекты разлетались «на гребне волны» так называемых барионных акустических осцилляций — волн или пузырей распространения плотности «первичной» плазмы, позволяет с новой точностью измерить влияние тёмной энергии на этот процесс.

Согласно данным DESI за первый год наблюдений, скорость разлёта вещества в ранней Вселенной и в окружающей нас Вселенной отличаются. Достоверность данных пока ниже открытия — на уровне трёх значений сигма при необходимых пяти значений и выше. Однако это намёк, что влияние тёмной энергии на вещество со временем может начать ослабевать. Если это так, то, по крайней мере, Вселенной не будет грозить тепловая смерть, ведь её расширение в таком случае замедлится или даже остановится до начала фатальных и необратимых последствий. В любом случае, придётся искать место для новой физики в наших моделях.

«Это, безусловно, больше, чем любопытство, — сказала доктор Паланке-Делабруй в интервью New York Times. — Я бы назвала это намеком. Да, это еще не доказательство, но это интересно». Осталось дождаться 2026 года, когда проект DESI завершит сбор данных и подождать ещё несколько лет, пока их обработают.