Норвежцы первыми в Европе импортозаместили производство литий-железо-фосфатных (LFP) аккумуляторов. На днях там официально открылась первая в этой части света фабрика по выпуску перспективных аккумуляторов. Мощность производства составит 1 ГВт·ч в год с перспективной многократного роста до внушительных 43 ГВт·ч в год к 2028 году.

Пример призматических аккумуляторов
Четыре года назад завод по выпуску первых в Европе LFP-аккумуляторов предложила построить компания Morrow Batteries. Для этого был выбран город Арендал в южной Норвегии. Строительство началось около двух лет назад, а уже в конце 2023 года предприятие начало рассылать образцы продукции заинтересованным клиентами. Официально предприятие было введено в строй 16 августа 2024 года в присутствии премьер-министра Норвегии Йонаса Гар Стёре (Jonas Gahr Støre). Выпуск коммерческой продукции начнётся ближе к концу текущего года.
На первом этапе завод будет выпускать LFP-аккумуляторы для систем хранения энергии от небольших до коммунальных. Батареи будут выпускаться в призматическом формфакторе, свойственном этому типу аккумуляторов. Впоследствии компания обещает перейти к производству более совершенных литий-никель-марганцево-оксидных аккумуляторов «следующего поколения» (LNMO), которые содержат меньше лития и не имеют кобальта в электродах, а также планирует выпускать аккумуляторы для мобильных устройств.

Завод по производству аккумуляторов в Норвегии. Источник изображения: Morrow Batteries
Производство планируется значительно расшириться к 2028 году. Предусмотрено создание ещё трёх производственных площадок, каждая из которых будет производить до 14 ГВт·ч аккумуляторов в год. Это отличный ход не только для Норвегии, но и для европейского рынка, который страдает от засилья аккумуляторов китайского производства.
Источник: