Службы безопасности США и Европы пришли к выводу, что причиной повреждения подводных энергетических и коммуникационных линий в Балтийском море стали несчастные случаи. По словам нескольких представителей разведки США и Европы, разрывы подводных кабелей, которые в последние месяцы беспокоили европейских сотрудников служб безопасности, скорее всего, были результатом морских аварий, а не российского саботажа.
Ранее представители европейских государств огульно пытались обвинить Россию в уничтожении подводной инфраструктуры в рамках «гибридных атак» по всей Европе. НАТО использовало эти утверждения, как повод для новых операций по патрулированию и наблюдению в Балтийском море. Но расследования с участием США и полудюжины европейских служб безопасности не выявили никаких признаков того, что коммерческие суда, подозреваемые в протаскивании якорей по подводным магистралям, делали это намеренно или по указанию Москвы.
По официальной информации, собранные на сегодняшний день доказательства, включая перехваченные сообщения и другие секретные разведданные, указывают на несчастные случаи, вызванные неопытными экипажами, работающими на плохо обслуживаемых судах.
Расследования проводились в отношении трёх инцидентов за последние полтора года. Зарегистрированный в Гонконге контейнеровоз Newnew Polar Bear повредил газопровод в Финском заливе в октябре 2023 года, китайское судно Yi Peng 3 перерезало два кабеля передачи данных в шведских водах в ноябре 2024 года, а нефтяной танкер Eagle S власти Финляндии в декабре 2024 года обвинили в обрыве подводной линии электропередач, соединяющей Финляндию и Эстонию. По крайней мере два судна, подозреваемых в нанесении ущерба, похоже, протащили свои якоря на 100 миль или более по морскому дну.
Военно-морские эксперты утверждают, что экипажи не могли не заметить факт отдачи якоря, так как «помимо очень громкого всплеска будет также много шума от якорной цепи, стравливаемой через клюз». Некоторые специалисты, основываясь на подобных доводах, полагают, что вероятность трёх инцидентов со сбросом якоря в Балтийском регионе с 2023 года «исчезающе мала», хотя и не нулевая. При этом все эксперты однозначно признают, что доказать преднамеренный саботаж крайне сложно.
Несмотря на достижения в области подводного наблюдения, определение виновника представляется маловероятным. Эксперты отмечают, что диверсию на газопроводах Nord Stream между Россией и Германией в сентябре 2022 года представители западных стран изначально возлагали на Россию, хотя теперь признано, что её организовал высокопоставленный украинский военный, имеющий тесные связи со разведслужбами этой страны.
Расследование на танкере Eagle S выявило «ужасные» условия эксплуатации судна. Адвокат владельца танкера, признал, что судно перевозило российскую нефть, но отрицал, что это было нарушением международного права или что экипаж намеренно нанёс какой-либо ущерб. Чиновники европейских служб безопасности заявили, что главная разведывательная служба Финляндии согласна с западными коллегами в том, что инцидент 25 декабря, по-видимому, был несчастным случаем.
Источник: