10 февраля компания Boom Supersonic провела очередные испытания прототипа сверхзвукового самолёта XB-1. Он трижды преодолел звуковой барьер без привычного всем звукового удара. Это явление обычно наблюдается на скорости 1,1–1,3 Маха и когда-то стало причиной запрета полётов гражданских сверхзвуковых самолётов над территорией США. Разработчикам XB-1 удалось устранить этот эффект, что открывает перспективы для возрождения гражданских сверхзвуковых перелётов.
![Источник изображений: Boom Supersonic](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2025/02/11/1118099/boom_00.jpg)
Источник изображений: Boom Supersonic
Лётные испытания XB-1 начались в марте 2024 года, а преодоление звукового барьера впервые состоялось в январе 2025 года. Разработчик постепенно увеличивал нагрузку на самолёт, оценивая влияние аэродинамики на его конструкцию. Полёт 10 февраля стал вторым, в ходе которого XB-1 преодолел 1 Мах. На этот раз на земле были установлены микрофоны, предназначенные для фиксации шума при преодолении звукового барьера. Ни один из микрофонов не зафиксировал акустического удара, несмотря на то, что XB-1 трижды прошёл звуковой барьер.
«Мы преодолели звуковой барьер не один раз, не два, а целых три раза — и каждый раз без слышимого звукового удара, — сообщил генеральный директор Boom Блейк Шолл (Blake Scholl). — Речь идёт о том, как именно вы управляете самолётом».
Этот момент требует пояснения. Самолёт действительно произвёл акустический удар, но его не было слышно на земле благодаря особым атмосферным условиям. Ещё в 2012 году американские военные во время испытаний F-18 выяснили, что при определённых перепадах температуры и давления в атмосфере формируются восходящие потоки воздуха, создающие барьер отсечки. Этот воздушный слой отражает звук акустического удара вверх, предотвращая его распространение к поверхности земли.
Задача разработчиков XB-1 и будущего пассажирского сверхзвукового лайнера состоит в том, чтобы бортовое оборудование самолёта могло обнаруживать такие явления и разрешать преодоление звукового барьера только на оптимальной высоте. В Boom Supersonic называют этот режим «безударного круиза» (boomless cruise).
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2025/02/11/1118099/boom_01.jpg)
Ожидается, что гражданский лайнер Overture (рассчитанный на 64 пассажира) будет использовать boomless cruise при достижении высоты 10 000 м, преодолевая звуковой барьер без слышимого шума на земле. Однако он всё же будет громче, чем обычные дозвуковые самолёты. Именно поэтому в последние годы учёные, инженеры и предприниматели обращаются в Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) с просьбой пересмотреть нормы звукового загрязнения в небе над Америкой. Они предлагают не запрещать гражданский сверхзвук, а определить допустимые уровни шума.
Overture будет летать на скорости 1,7 Маха, что почти вдвое сократит время перелётов, что особенно важно для дальних маршрутов. Прототип XB-1 уже доказал свою способность летать в «тихом» режиме даже при преодолении звукового барьера. Пассажирский Overture унаследует эти технологии.
На данный момент компания Boom Supersonic завершает разработку самолёта Overture и ожидает, что к марту 2025 года будет завершена работа над его двигателями (их создаёт консорциум отраслевых компаний). Через 18 месяцев планируется начать сборку первого прототипа Overture, а его производство должно быть завершено в течение трёх лет.
Источник: