Сегодня 17 октября 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Новости Hardware

Эколайнеры Airbus получат сверхпроводящие электродвигатели и водородные топливные ячейки

В конце марта компания Airbus провела серию мероприятий, на которых рассказала о будущем авиации — чистом и экономичном, как любое светлое будущее. Наиболее сильное впечатление произвёл проект эколайнера на 100 пассажиров, который получит сверхпроводящие электрические двигатели и водородные топливные ячейки. Примечательно, что для обычных самолётов компания также оставила место в будущем.

 Источник изображения: Airbus

Мечты о будущем. Источник изображения: Airbus

Переход на водородное топливо сам по себе подталкивает инженеров к более широкому внедрению криогенных систем в авиации. В России, например, подобные авиационные двигатели на высокотемпературных сверхпроводниках разрабатывают специалисты ЦИАМ. Водород будет храниться на борту самолёта при температуре -253 °C. Он может как самостоятельно охлаждать ряд авиационных систем, включая электродвигатели, так и снижать температуру хладагента во вторичных контурах для охлаждения подсистем питания и другого оборудования.

Само по себе использование сверхпроводников в составе авиационных электродвигателей исключает нагрев обмоток в процессе циркуляции электрического тока. В то же время нагрев будет возникать в механических узлах и под действием окружающего воздуха, особенно при сильных встречных потоках. Поэтому одними криогенными свойствами охлаждённого водорода обойтись нельзя. Иначе говоря, переход на сверхпроводящие электродвигатели в авиации требует комплексного подхода к проектированию всех узлов и агрегатов.

Инженеры Airbus на площадке в Гренобле создали стенд для испытания криогенных авиационных систем в натуральную величину. Кроме того, в испытательном центре компании в Мюнхене уже проведены обширные испытания двигателей с питанием от водородных топливных элементов. Электродвигатель (не криогенный) мощностью 1,2 МВт разработан совместно с партнёрами — компаниями Liebherr Group, ElringKlinger, Magna Steyr и Diehl. Особое внимание инженеры уделили низкотемпературным топливным элементам с протонно-обменной мембраной, хотя компания ещё не определилась с окончательной технологией.

В принципе, пассажирский лайнер на 100 человек с четырьмя 2-мегаваттными электродвигателями, работающими на водородных топливных ячейках, мог бы быть сдан в эксплуатацию к 2035 году, признались в Airbus. Но этого не произойдёт, подчеркнули в компании. Во-первых, отсутствует правовая база. Во-вторых, не существует инфраструктуры для эксплуатации водорода в качестве топлива. Компания не собирается бежать впереди паровоза. Всему своё время. Более реалистичным сроком перехода на водородную авиацию компания считает 2050 год или близкую к нему дату.

Кстати, в октябре 2024 года компания Airbus заключила стратегическое сотрудничество с японской Toshiba по интеграции криогенных электродвигателей её разработки в свои авиационные системы. На мартовском мероприятии о работе с Toshiba не сообщалось, либо источник умолчал об этом. В активе Toshiba как раз имеется прототип 2-мегаваттного электрического двигателя на сверхпроводниках, который может удовлетворить все базовые требования европейского авиационного гиганта.

 Испытания двигателя с открытой крыльчаткой (лопатками)в аэродинамической трубе Airbus

Испытания двигателя с открытой крыльчаткой (лопатками) в аэродинамической трубе Airbus

Стоит также отметить, что Airbus не собирается полностью отказываться от классических двигателей внутреннего сгорания — точнее, от турбореактивных. Инженеры компании разработали экономичный и более эффективный двигатель с открытой крыльчаткой для нагнетания воздуха. Утверждается, что новый двигатель позволит экономить до 30 % топлива. Пассажирский однопроходный лайнер на 100 человек с новыми двигателями будет принят в эксплуатацию до 2040 года. Он заменит семейство массовых самолётов Airbus A320. Новый лайнер получит больше композитных материалов для корпуса и крыльев, а также множество других улучшений, что сделает его новой «рабочей лошадкой» гражданской авиации будущего.

Источник:

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Создатель Dead Space увидел в новых владельцах Electronic Arts шанс для Dead Space 4 и «уже начал делать звонки» 42 мин.
Бразилия стала главным мировым экспортёром DDoS-атак 2 ч.
Разработчики новой Painkiller объяснили, зачем превратили игру в динамичный кооперативный шутер 3 ч.
Трассировка лучей, «кошмарная» сложность и «Новая игра +»: Techland раскрыла план улучшений Dying Light: The Beast 4 ч.
Gemini научили выполнять цепочки действий в «Google Таблицах» 4 ч.
Власти Японии призвали OpenAI соблюдать авторские права по отношению к манге и аниме при генерации видео в Sora 2 6 ч.
Anthropic представила инструмент Skills, который сделает ИИ полезнее в реальной работе 15 ч.
Умер легендарный гейм-дизайнер Томонобу Итагаки — создатель Dead or Alive и отец современной Ninja Gaiden 16 ч.
OnePlus представила OxygenOS 16 в стиле iOS с расширенными ИИ-функциями и не только 17 ч.
Мультиплеерной игрой Quantic Dream оказалась условно-бесплатная MOBA — первый трейлер, геймплей и подробности Spellcasters Chronicles 18 ч.
G.Skill показала экстремальный разгон DDR5 без экстремального охлаждения — 48 Гбайт довели до 10 600 МГц 19 мин.
Дочка Xpeng представила шестиместный «летающий автобус» — дизайн подсмотрели у американцев 21 мин.
Президент РФ предложить запитать ЦОД от угольных электростанций 33 мин.
Xiaomi раскрыла дизайн доступного флагмана Redmi K90 Pro Max и объявила дату его презентации 2 ч.
Bloomberg узнал, где и когда Samsung представит свой первый трёхстворчатый складной телефон 2 ч.
Огромный ускоритель SpaceX Super Heavy картинно завис над водами залива, прежде чем навсегда исчезнуть в пучине 2 ч.
Легендарная Vertu представила смартфон Agent Q, который можно купить только в одном магазине в мире 2 ч.
Huawei представила самый доступный складной смартфон Nova Flip S — всего от $490 3 ч.
Открытая ИИ-модель Google DeepMind Cell2Sentence-Scale 27B совершила прорыв в терапии рака, который подтвердили учёные 3 ч.
SK hynix показала 245-Тбайт SSD серии PS1101 для дата-центров 4 ч.