Сегодня 29 апреля 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Как увеличить производительность Core Ultra 9 285K в играх на 16 % (с помощью DDR5 CUDIMM от Adata)

⇣ Содержание

В октябре 2024 года Intel представила настольные процессоры Arrow Lake (серия Core Ultra 200S), которые должны были стать значительным шагом вперёд как в архитектуре, так и в производительности. Однако на практике всё пошло совсем не так, как рассчитывала компания. Сразу после выхода Arrow Lake оказались под шквалом критики, в первую очередь за неожиданно низкие результаты новых процессоров в играх. Они оказались ниже не только чем у конкурентов из лагеря AMD, но и чем у непосредственных предшественников — процессоров серии Raptor Lake.

Intel довольно быстро признала проблемы, заявив, что запуск «пошёл не по плану», и пообещала оперативно устранить недостатки с помощью обновлений BIOS и улучшения взаимодействия с планировщиком Windows. Однако в реальности эффект от всех последовавших исправлений оказался минимальным. Достигнутый прирост производительности чаще всего не выходил за рамки погрешности, а в ряде случаев игровые показатели Arrow Lake даже ухудшались. Всё явно указывало на то, что корень проблем стоит искать глубже — не на программном уровне, а во внутреннем строении новых процессоров.

Ключевой особенностью Arrow Lake, принципиально отличающей их от предшественников, стала дезагрегированная архитектура. Это значит, что процессор теперь состоит из состыкованных в единое целое нескольких полупроводниковых кристаллов (тайлов), по которым разнесены функциональные узлы итогового CPU. Такой подход действительно снижает производственные издержки, но, как показала практика, наносит удар по важным потребительским качествам. В контексте Arrow Lake проблемой стало то, что вычислительные ядра и процессорная SoC вместе с контроллером DDR5 попали в разные тайлы, что привело к существенному росту накладных расходов при обращениях к памяти. Из-за удлинения и усложнения пути между ядрами и контроллером памяти практическая латентность при работе с обычной двухканальной DDR5 выросла более чем на треть: если монолитный Raptor Lake с DDR5-6400 и настройками по умолчанию показывает практическую задержку на уровне 60-65 нс, то в дезагрегированном Arrow Lake этот показатель достигает 85-90 нс. Совершенно неудивительно, что такое ухудшение одной из основных характеристик подсистемы памяти нанесло критический удар по производительности в играх.

Экспериментируя с различными модулями DDR5 в системах, построенных на процессорах Raptor Lake, мы видели, насколько сильно скорость памяти влияет на игровую производительность. Разгон памяти и настройка задержек в платформе прошлого поколения конвертируется в весомый прирост FPS — шутка ли, установив в систему качественные модули DDR5-7600/8000, можно было добиться прироста кадровой частоты более чем на десяток процентов. Что-то подобное не помешало бы и в случае Arrow Lake. В отличие от обновлений BIOS это действительно могло бы «спасти» его игровую производительность. Однако в этом случае усилия, очевидно, должны быть направлены в первую очередь на снижение драматически выросшей латентности.

Тем более что с пропускной способностью памяти у Arrow Lake всё более чем в порядке. По сравнению с процессорами прошлых поколений она не упала, а к тому же в новых CPU компания Intel добавила поддержку модулей DDR5 CUDIMM, благодаря которым частоту памяти теперь можно поднять вплоть до состояния DDR5-9600, что влечёт за собой пропорциональный рост пропускной способности. Но простым разгоном памяти проблему с производительностью в играх не решить. Как мы уже убедились в тестах, проведённых ранее, игровой FPS откликается на рост частоты модулей DDR5, если при этом сохраняется высокая латентность, довольно слабо.

Иными словами, для того, чтобы попытаться нормализовать работу Arrow Lake в играх, нужен не прямолинейный разгон памяти, а более хитрые и комплексные действия. И мы знаем какие — в этой статье мы расскажем, как настроить память в системе на базе Core Ultra 9 285K так, чтобы получить как минимум 15%-ю прибавку к частоте кадров в играх, и сделать так, чтобы этот процессор в играх превосходил предшественника. Но без хорошей памяти в данном случае нам не обойтись. К счастью, в тестовой лаборатории оказался комплект модулей Adata XPG Lancer CUDIMM RGB DDR5-8800 48GB, и с ним желаемого эффекта (а иногда даже более сильного) оказалось добиться довольно легко.

#Adata XPG Lancer CUDIMM RGB DDR5-8800 48GB — что за память?

Прежде чем перейти к обсуждению того, как можно ускорить Core Ultra 9 285K в играх, посмотрим внимательно на комплект модулей Adata XPG Lancer CUDIMM RGB DDR5-8800 48GB, с помощью которого мы будем проводить все тесты. Главная особенность этого комплекта состоит в том, что речь идёт о DDR5 CUDIMM, а значит, входящие в него модули обладают дополнительным элементом — драйвером тактового сигнала CKD. Этот чип отвечает за регенерацию тактового сигнала, поступающего из процессора, внутри каждого модуля и гарантирует стабильную работу памяти на более высоких частотах, нежели в случае обычных небуферизованных модулей UDIMM. Подробный материал о том, как работает CUDIMM и что это даёт, вышел на нашем сайте чуть ранее.

Что же касается непосредственно комплекта Adata XPG Lancer CUDIMM RGB DDR5-8800 48GB, то наличие в модулях чипа CKD обеспечивает возможность его эксплуатации в режиме DDR5-8800. С обычными модулями UDIMM такая частота была бы недоступна даже с процессорами Arrow Lake, контроллер памяти которых на сегодняшний день предлагает наилучшие возможности по разгону DDR5. В остальном же модули XPG Lancer CUDIMM DDR5 похожи на хорошо знакомые многим планки XPG Lancer RGB DDR5, в том числе и внешне.

Рассматриваемый комплект Adata XPG Lancer CUDIMM RGB DDR5-8800 48GB (артикул AX5CU8800C4224G-DCLACRSG) состоит из пары одноранговых модулей объёмом по 24 Гбайт, ориентированных на работу на частоте 8800 МГц при тайминге CL42 и напряжении 1,45 В. Полностью же его паспортные характеристики выглядят следующим образом:

  • комплект из двух модулей DDR5 CUDIMM по 24 Гбайт каждый;
  • рабочий режим DDR5-8800;
  • тайминги 42-54-54-134;
  • напряжение 1,45 В;
  • поддержка профилей Intel XMP 3.0;
  • высокие теплорассеиватели из неокрашенного алюминия;
  • светодиодная RGB-подсветка;
  • пожизненная гарантия.

В семейство комплектов памяти XPG Lancer CUDIMM также входят ещё два варианта CUDIMM DDR5 — ориентированные на частоты 8400 и 9200 МГц. Но выбранный нами вариант DDR5-8800 — оптимальный, поскольку он, несмотря на высокую частоту, гарантированно заработает с процессорами Arrow Lake в режиме контроллера памяти Gear 2, то есть при соотношении частот шины памяти и контроллера 2:1.

Для удобства использования комплект Adata XPG Lancer CUDIMM RGB DDR5-8800 48GB поддерживает XMP 3.0. В единственном доступном профиле сохранены настройки, похожие на паспортные, — с помощью него память можно запустить без длительной ручной настройки. Тайминги в профиле полностью соответствуют спецификации. Плюс в нём дополнительно задекларированы тайминги tRFC2 и tWR — их значения установлены в 967 и 132 соответственно.

Пару слов следует сказать и о внешнем исполнении модулей. Оно фактически повторяет экстерьер памяти XPG Lancer RGB DDR5: в модулях XPG Lancer CUDIMM RGB DDR5-8800 48GB применяются такие же массивные теплорассеиватели высотой 39 мм с треугольным вырезом в центре, заполненным пластиковой вставкой. Эта вставка подсвечивается изнутри RGB-светодиодами.

При этом рассматриваемые модули CUDIMM немного отличаются исполнением теплорассеивателей. На этот раз они получили гладкую поверхность без какого-либо рельефа, а ещё Adata решила оставить неокрашенный алюминий без дополнительного покрытия. Это позволяет модулям XPG Lancer CUDIMM DDR5 органично вписываться как в белые, так и в чёрные сборки.

Отметим и появившуюся на модулях пометку ECO. Таким образом Adata решила отметить экологичность своей памяти, которая заключается в том, что при производстве теплорассеивателей используется вторсырьё — они на 80 % состоят из повторно используемого алюминия.

Высота модулей вместе с радиаторами составляет 43,5 мм — это немного выше среднего, и в каких-то конфигурациях возможны конфликты памяти с массивными кулерами.

Если вы уже читали на нашем сайте обзоры модулей CUDIMM, то начинка XPG Lancer CUDIMM DDR5-8800 вас вряд ли удивит. Здесь используются привычные 3-Гбит чипы SK Hynix M-die, поскольку другой элементной базы для столь скоростной памяти пока не существует в природе.

Их в каждом модуле установлено по 8 штук, все они располагаются на одной стороне 10-слойной печатной платы.

Также на плате по центру можно увидеть преобразователь напряжения Richtek и характерный для модулей CUDIMM чип генератора частоты CKD авторства Rambus.

#Какой прирост производительности даёт DDR5-8800

Платформа LGA1851 — единственная, которая поддерживает модули CUDIMM, и только процессоры Arrow Lake способны работать с памятью, частота которой шагнула далеко за 8000 МГц. Однако есть ли реальный смысл в использовании столь скоростных модулей DDR5 — вопрос, ответ на который далеко не очевиден. Дело в том, что увеличение частоты памяти приводит к росту пропускной способности, которая для той же двухканальной DDR5-8800 доходит до гигантских 140 Гбайт/с, но довольно слабо влияет на задержки.

Например, главный тайминг CAS Latency у рассматриваемых модулей Adata XPG Lancer CUDIMM DDR5-8800 равен 42 тактам, что эквивалентно задержке чтения из открытой строки 9,5 нс. В то же время широко распространённые модули DDR5-6400 с CL32 в пересчёте имеют задержку 10 нс, то есть, по сути, почти не проигрывают по латентности, если её измерять не в тактах, а в наносекундах. Поэтому, чтобы разобраться, способен ли улучшить производительность систем на базе процессоров Arrow Lake один только рост пропускной способности памяти, необходимо обратиться к натурным измерениям.

При выборе для рассматриваемого комплекта модулей XPG Lancer CUDIMM RGB DDR5-8800 48GB настроек из профиля XMP в платформе на базе процессора Core Ultra 9 285K активируется следующая схема таймингов.

Заметим, что по какой-то причине материнская плата при активации профиля XMP выставляет чуть завышенный тайминг CL, и его для чистоты эксперимента необходимо исправить вручную на паспортное значение 42. После этого подсистема памяти выдаёт следующие показатели производительности.

 Core Ultra 9 285K, DDR5-8800, XMP

Core Ultra 9 285K, DDR5-8800, XMP

Практическая пропускная способность памяти при чтении доходит до 120 Гбайт/с, что составляет 86 % от пикового теоретического значения. Таким образом, отсутствие узких мест на магистрали между Arrow Lake и памятью подтверждается в том числе и при существенном увеличении частоты модулей DDR5 выше номинальных величин. Показатели при чтении и копировании чуть ниже, хотя тоже совершенно не разочаровывают. Но вот латентность на уровне 85 нс выглядит не слишком обнадёживающей.

Для иллюстрации можно сопоставить полученные значения с результатами работы теста Aida64 Cache & Memory Benchmark в аналогичной системе при установке типового комплекта DDR5-6400 с таймингами 32-39-39-102.

 Core Ultra 9 285K, DDR5-6400, XMP

Core Ultra 9 285K, DDR5-6400, XMP

Именно такую память DDR5-6400 мы будем считать точкой отсчёта в рамках данного исследования. И относительно неё оверклокерские модули DDR5-8800 при использовании настроек по умолчанию кажутся не слишком интересной альтернативой. Да, практическая пропускная способность при увеличении частоты памяти с 6400 до 8800 МГц возрастает более чем на 20 %, но латентность меняется довольно слабо — в пределах 5 %.

Впрочем, судить о реальной производительности по синтетическому тесту подсистемы памяти не совсем верно, поэтому давайте бегло взглянем, как меняется быстродействие в играх (в разрешении 1080p) при переходе от DDR5-6400 к DDR5-8800. В это сравнение для наглядности мы также добавили результаты промежуточного варианта памяти — DDR5-8000 с таймингами 40-48-48-128.

Быстрая память действительно обеспечивает прирост частоты кадров, однако выглядит он довольно неубедительно. Замена обычной DDR5-памяти оверклокерскими модулями CUDIMM приводит к росту показателя FPS на 2-4 %, что как-то маловато с учётом почти двукратной разницы в цене. В таком случае более выгодным приобретением кажутся модули DDR5-8000, которые стоят не столь дорого, но тем не менее тоже способны внести сравнимый вклад в увеличение производительности процессоров Arrow Lake.

#Что будет, если разогнать DDR5-8800 сильнее, и почему это — лишнее

Главным преимуществом модулей CUDIMM является наличие у них собственного тактового генератора, который обеспечивает стабильность на высоких частотах, выходящих за пределы возможностей обычной небуферизованной памяти. Модули Adata XPG Lancer CUDIMM DDR5-8800 прекрасно подтверждают этот тезис. Они не только отлично работают при частоте 8800 МГц, которая недостижима для обычной памяти, но и легко разгоняются ещё выше. Например, нам удалось добиться их беспроблемной работы в состоянии DDR5-9200 со схемой таймингов 42-56-56-140.

Но есть нюанс: разгон памяти выше 8800 МГц в платформе LGA1851 зависит от «кремниевой лотереи» — качества контроллера памяти в конкретном экземпляре процессора. Если режим DDR5-8800, скорее всего, возьмут любые Arrow Lake, то их стабильная работа с DDR5-9000 и далее не гарантируется и может быть сопряжена с необходимостью пойти на некоторые компромиссы.

Так, имеющийся в нашем распоряжении Core Ultra 9 285K оказался в силах потянуть DDR5-9000 и DDR5-9200 только при переключении контроллера памяти из стандартного режима Gear 2 в режим Gear 4, что означает двукратное снижение его частоты. В режиме Gear 2 частота памяти и контроллера соотносится как 2:1, а в Gear 4 это соотношение меняется на 4:1. С одной стороны, это снимает нагрузку с контроллера и позволяет тактовать память на более высокой частоте, но с другой — вносит дополнительные задержки при работе с памятью.

Причём такие задержки довольно болезненно бьют по производительности всей подсистемы памяти, в чём нетрудно убедиться по показателям Aida64 Cache & Memory Benchmark. Ниже приведены результаты этого теста с модулями XPG Lancer CUDIMM DDR5-8800, разогнанными до состояния DDR5-9200, и контроллером памяти в режиме Gear 4 (то есть работающим на частоте 1150 МГц).

 Core Ultra 9 285K, DDR5-9200, Gear 4, XMP

Core Ultra 9 285K, DDR5-9200, Gear 4

По сравнению с показателями, полученными с DDR5-8800 в режиме Gear 2 (с контроллером памяти на частоте 2200 МГц), ухудшение производительности очень заметно. Из-за снижения частоты контроллера падает и пропускная способность, но особенно сильно страдает практическая латентность, которая откатывается к совсем уж неприличным 100 нс. Более высокая частота работы модулей это ухудшение характеристик совершенно не компенсирует.

Как это сказывается на игровой производительности, можно посмотреть ниже, хотя очевидно, что ничего хорошего от такого режима ожидать не следует. Более того, реальные результаты оказываются даже хуже ожиданий: падение FPS в системе с DDR5-9200 по сравнению с DDR5-8800 составляет порядка 5 %. А это значит, что DDR5-9200 с контроллером памяти в режиме Gear 4 затормаживает Core Ultra 9 285K даже ниже уровня, обеспечиваемого обычной DDR5-6400.

Таким образом, использование режима Gear 4 ради получения более высоких частот памяти в общем случае лишено практического смысла. И это делает DDR5-8800 лучшим вариантом памяти для процессоров Arrow Lake — дальше разгонять память ради увеличения быстродействия в большинстве случаев будет бессмысленно. Режим Gear 2, определяющий наиболее выгодное соотношение между частотой памяти и контроллера 2:1, гарантированно работоспособен в процессорах Arrow Lake лишь при разгоне памяти до частоты 8800 МГц. Для покорения более высоких частот без падения производительности, вызванного необходимостью переключения режима контроллера памяти, нужно располагать удачным или специально отобранным процессором.

#Как и зачем ускорять внутрипроцессорные шины

В обзоре Core Ultra 9 285K мы подробно рассказывали, как вышло так, что контроллер памяти в Arrow Lake получил такие высокие задержки. Вкратце, проблема заключается в том, что путь данных от процессорных ядер до памяти существенно удлинился, и это связано с новой дезагрегированной архитектурой CPU, из-за которой контроллер памяти и ядра оказались в разных полупроводниковых кристаллах.

В процессорах прошлых поколений с монолитной конструкцией ядра имели возможность обращаться к контроллеру памяти напрямую, через кольцевую шину, объединяющую все компоненты CPU в одно целое. Но в Arrow Lake кольцевая шина (Ring Bus), находящаяся в вычислительном тайле, не имеет прямого выхода на контроллер памяти: все обращения должны быть переданы в соседний кристалл SoC, за физическую связь между которыми отвечает совсем другая шина — интерконнект D2D (Die-to-Die). Однако и этот интерконнект с контроллером памяти напрямую не соединяется: он стыкуется с собственной внутренней шиной SoC, сетью NoC (Network-on-Chip), которая, в свою очередь, объединяет все внеядерные элементы Arrow Lake.

 Структурная схема тайлового строения Arrow Lake

Структурная схема тайлового строения Arrow Lake

Таким образом, при обращении процессора к памяти в случае Arrow Lake данным приходится пройти по очень длинной цепочке «ядро — Ring — D2D — NoC — контроллер — DDR5». И хотя все участки в середине этой магистрали имеют гигантскую пропускную способность, превышающую 0,5 Тбайт/с, проблемы возникают на стыках между ними. Все промежуточные шины — Ring, D2D и NoC — работают асинхронно, используя собственные частоты, и согласование транзакций данных на каждом этапе добавляет дополнительные задержки. Эти накладные расходы как раз и проявляются в виде возросшей латентности подсистемы памяти Arrow Lake, которая на 20-30 нс превышает латентность памяти в системах на базе процессоров Raptor Lake.

К сожалению, исправить эту проблему нельзя, она заложена в Arrow Lake на фундаментальном уровне. Однако попытаться снизить её негативное влияние возможно — для этого достаточно увеличить частоты всех промежуточных шин, что повлечёт за собой некоторое снижение задержек согласования. К счастью, в оверклокерских модификациях Arrow Lake (серии K) есть доступ к множителям для частот всех необходимых шин.

Кольцевая шина в Arrow Lake имеет номинальную частоту 3,8 ГГц. Разгоняется она довольно неохотно, и, более того, её частота не должна превышать максимальную частоту P- и E-ядер. В результате, если не прибегать к повышению её напряжения, типичный разгон ограничится частотой 4,0-4,1 ГГц. Например, наш экземпляр Core Ultra 9 285K без потери стабильности смог пережить лишь повышение частоты кольцевой шины до 4,0 ГГц.

Зато разгон шины D2D — куда более результативный процесс. Без вмешательства в напряжение VnnAON её частоту можно повысить более чем в полтора раза без каких-либо негативных эффектов для стабильности. По умолчанию частота D2D составляет 2,1 ГГц, а разгоняется она до величин порядка 3,5 ГГц. Имеющийся же у нас процессор смог даже выдержать частоту D2D 3,6 ГГц — на 70 % выше номинала.

Не разочаровывает и шина NoC. В BIOS большинства материнских плат она называется NGU (Next Generation Uncore), по названию основного элемента кристалла SoC. Её штатная частота установлена в 2,6 ГГц, но поднять это значение можно как минимум до 3,4 ГГц (не прибегая к увеличению напряжение VccSA). Именно такую частоту NoC — на 30 % выше номинала — мы и выбрали для практической проверки.

Как и ожидалось, разгон шин Ring, D2D и NoC действительно улучшает практическую производительность подсистемы памяти. Увеличенные частоты вместе с использованием в системе на Core Ultra 9 285K модулей памяти DDR5-8800 позволяют получить в Aida64 Cache & Memory Benchmark следующие результаты.

 Core Ultra 9 285K, DDR5-8800, XMP, разгон Ring, D2D и NGU

Core Ultra 9 285K, DDR5-8800, XMP, разгон Ring, D2D и NGU

Разгон промежуточных шин на магистрали от процессорных ядер до памяти почти не влияет на практическую пропускную способность — с ней всё хорошо изначально. Но вот латентность действительно идёт вниз. Нам удалось добиться её снижения на 7 нс — хотя и не блестящий, но довольно заметный результат. И самое главное, что он достигнут без увеличения каких-либо напряжений, то есть без риска для процессорного кремния и без значимого увеличения тепловыделения и энергопотребления.

Впрочем, тесты в реальных играх не позволяют сказать, что разгоном внутрипроцессорных шин можно добиться какого-то существенного улучшения производительности. Рост кадровой частоты составляет порядка 3-4 %.

Но относительно выбранной нами точки отсчёта в виде DDR5-6400 быстрая память, работающая на частоте 8800 МГц, суммарно даёт уже не 2-4, а 6 % прироста. Однако это ещё не всё — впереди самое интересное.

#Выжимаем максимум таймингами — без этого никуда

Бороться с высокими задержками подсистемы памяти можно не только повышением различных частот. Существует и другой путь — снижение таймингов самой памяти. Обычно схема таймингов, зашитая в профилях XMP, далека от идеала, и именно так обстоит дело и с комплектом памяти Adata XPG Lancer CUDIMM RGB DDR5-8800 48GB. Другое дело, что настройка оптимальных задержек — довольно трудоёмкий процесс, требующий определённого терпения. Но в случае скоростных модулей CUDIMM на руку играет то, что все они основываются на одних и тех же чипах SK Hynix M-die, а следовательно, оптимальные наборы задержек у разных комплектов с одинаковой частотой в целом похожи.

Кроме того, можно не заниматься поиском оптимальных значений для всех таймингов, а ограничиться подбором лишь нескольких основных параметров, которые влияют на производительность подсистемы памяти наиболее существенно. Это базовый тайминг CL; первичные тайминги tRCD и tRP; время обновления памяти tRFC2 и tRFCsb; а также интервал между обновлениями tREFI.

Впрочем, для рассматриваемых модулей памяти XPG Lancer CUDIMM DDR5-8800 нами была проведена полная оптимизация, в результате которой тайминги удалось снизить до приведённых на скриншоте значений.

Как видно, изменения выглядят довольно существенными, и не зря — за счёт такой тонкой подстройки производительность подсистемы памяти действительно заметно увеличивается, особенно если она проведена после увеличения частот внутрипроцессорных шин.

Оптимизация таймингов влияет как на пропускную способность, так и на латентность. Простой настройкой модулей памяти на их паспортной частоте нам удалось добиться роста скорости чтения на 13 %, скорости записи — на 30 % и скорости копирования данных — на 26 %. Латентность при этом снизилась ещё на 10 нс. Безусловно, в LGA1700-системах латентность всё равно была бы ниже, но теперь ухудшение этого параметра по сравнению с показателями процессоров прошлых поколений по крайней мере не выглядит катастрофическим.

 Core Ultra 9 285K, DDR5-8800, настроенные тайминги + разгон Ring, D2D и NGU

Core Ultra 9 285K, DDR5-8800, настроенные тайминги + разгон Ring, D2D и NGU

Но самое интересное, что именно настройка таймингов модулей CUDIMM даёт наибольший практический эффект среди всех проделанных процедур. Даже если не заниматься разгоном внутрипроцессорных шин, прибавка игровой производительности за счёт одних только таймингов доходит до 9-10 %.

Таким образом, производительность Arrow Lake действительно сильно зависит от параметров подсистемы памяти. И использование с этими процессорами скоростной памяти, такой как Adata XPG Lancer CUDIMM RGB DDR5-8800 48GB, — довольно здравая идея. Однако полагаться на настройки по умолчанию и тайминги из профиля XMP — далеко не лучший вариант. Для полного раскрытия потенциала скоростных модулей нужна кропотливая ручная настройка.

#Описание тестовой системы и методики тестирования

К данному моменту мы убедились, что в платформе LGA1851 работает три метода для увеличения производительности подсистемы памяти: разгон модулей памяти по частоте (но только до DDR5-8800), разгон шин Ring, D2D и NoC (NGU), а также минимизация таймингов. Каждый позволяет получить небольшую прибавку в производительности, но все они в сумме, кажется, могут вывести производительность довольно неудачного процессора Core Ultra 9 285K на новый уровень.

Для проверки этого предположения мы решили провести более подробное тестирование и ответить с его помощью на вопрос: сколько дополнительных процентов быстродействия можно получить от системы на базе Arrow Lake, если снабдить её качественным оверклокерским комплектом памяти, подобным Adata XPG Lancer CUDIMM RGB DDR5-8800 48GB, и потратить время на её тщательную настройку.

Полный список комплектующих, который мы задействовали в этих тестах, приведён ниже.

  • Процессор: Intel Core Ultra 9 285K (Arrow Lake, 8P+16E-ядер, 3,7-5,7/3,2-4,6 ГГц, 36 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: кастомная СЖО из компонентов EKWB.
  • Материнская плата: MSI MEG Z890 Unity-X (LGA1851, Intel Z890).
  • Память:
    • Adata XPG Lancer CUDIMM DDR5 AX5CU8800C4224G-DCLACRSG (2 × 24 Гбайт, DDR5-8800 CUDIMM, CL42-54-54-134);
    • G.Skill Trident Z5 F5-6400J3239F24GX2-TZ5RK (2 × 24 Гбайт, DDR5-6400 UDIMM, CL32-39-39-102).
  • Видеокарта: Palit GeForce RTX 5090 GameRock (2017/2407 МГц, 28 Гбит/с, 32 Гбайт).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: Deepcool PX1200G (80+ Gold, ATX 12V 3.0, 1200 Вт).

Тестирование происходило в операционной системе Microsoft Windows 11 Pro (24H2) Build 26100.2605, включающей все необходимые апдейты для правильной работы планировщиков современных процессоров AMD и Intel. Для дополнительного повышения производительности мы отключали в настройках Windows «Безопасность на основе виртуализации» и активировали «Планирование графического процессора с аппаратным ускорением». В системе использовался свежий графический драйвер GeForce 572.83 Driver.

В исследовании производительности между собой сравнивались пять вариантов конфигурации подсистемы памяти:

  • DDR5-6400 32-39-39-102 (тайминги из профиля XMP);
  • DDR5-8800 42-54-54-134 (тайминги из профиля XMP);
  • DDR5-8800 42-54-54-134 (тайминги из профиля XMP) плюс разгон Ring до 4,0 ГГц, D2D до 3,6 ГГц, NGU до 3,4 ГГц;
  • DDR5-8800 40-52-52-64 (тайминги, настроенные вручную);
  • DDR5-8800 40-52-52-64 (тайминги, настроенные вручную) плюс разгон Ring до 4,0 ГГц, D2D до 3,6 ГГц, NGU до 3,4 ГГц.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Синтетические бенчмарки:

  • AIDA64 Engineer 7.20.6800 – тест подсистемы памяти Cache and Memory Benchmark.
  • Geekbench 6.3.0 — измерение однопоточной и многопоточной производительности процессора в типичных пользовательских сценариях: от чтения электронной почты до обработки изображений.

Тесты в приложениях:

  • 7-zip 24.08 — тестирование скорости компрессии и декомпрессии. Используется встроенный бенчмарк с размером словаря до 64 Мбайт.
  • Adobe Photoshop 2024 25.11.0 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Используется тестовый скрипт PugetBench for Photoshop 1.0.1, моделирующий базовые операции и работу с фильтрами Camera Raw Filter, Lens Correction, Reduce Noise, Smart Sharpen, Field Blur, Tilt-Shift Blur, Iris Blur, Adaptive Wide Angle, Liquify.
  • Adobe Premiere Pro 2024 24.5.0 — тестирование производительности при редактировании видео. Используется тестовый скрипт PugetBench for Premiere Pro 1.1.0, моделирующий редактирование 4K-роликов в разных форматах, применение к ним различных эффектов и итоговый рендер для YouTube.
  • Blender 4.2.0 — тестирование скорости финального рендеринга на CPU. Используется стандартный Blender Benchmark.
  • Cinebench 2024 — стандартный бенчмарк для оценки скорости рендеринга на CPU в Redshift — движке, который используется пакетом Maxon Cinema 4D.
  • FastSD CPU — измерение скорости быстрой ИИ-генерации изображений в Stable Diffusion 1.5 в режиме LCM-LoRA на CPU. Создаётся изображение разрешением 1024×1024 в пять итераций.
  • Microsoft Visual Studio 2022 (17.13.3) — измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта —Blender версии 4.2.0.

Игры:

  • Assassin’s Creed Mirage. Настройки графики: Graphics Quality = Very High.
  • Baldur’s Gate 3. Настройки графики: Vulcan, Overall Preset = Ultra.
  • Cyberpunk 2077 2.01. Настройки графики: Quick Preset = RayTracing: Medium.
  • Horizon Zero Dawn Remastered. Настройки графики: Preset = Very High, Anti-Aliasing = TAA, Upscale Method = Off.
  • Kingdom Come: Deliverance II. Настройки графики: Overall Image Quality = Ultra, Horizontal FOV = 100.
  • Marvel’s Spider-Man Remastered. Настройки графики: Preset = Very High, Ray-Traced reflection = On, Reflection Resolution = Very High, Geometry Detail = Very High, Object Range = 10, Anti-Aliasing = TAA.
  • Shadow of the Tomb Raider. Настройки графики: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA, Ray Traced Shadow Quality = Ultra.
  • Starfield. Настройки графики: Graphics Preset = Ultra, Upscaling = Off.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в приложениях

До сих пор для оценки влияния скорости подсистемы памяти на общую производительность мы смотрели на кадровую частоту в играх. Однако память способна повлиять и на быстродействие Core Ultra 9 285K в ресурсоёмких приложениях. Поэтому подробное тестирование начинается именно с них.

Если судить по показателям бенчмарка Geekbench 6, который использует для оценки производительности реальные распространённые алгоритмы, быстрая DDR5-8800 может обеспечить 4%-й прирост многопоточного быстродействия даже без какой-либо специальной настройки, просто за счёт увеличения пропускной способности. Но этот результат можно считать лишь отправной точкой. Если к переходу на передовые модули CUDIMM добавить ручную настройку таймингов и разгон промежуточных внутрипроцессорных шин, то суммарное преимущество доходит до 14 % в многопоточной и 4 % в однопоточной нагрузке.

Этот прирост служит хорошей иллюстрацией того значения, которое играет в системах на базе Arrow Lake оперативная память. Конечно, столь значительно нарастить скорость работы с помощью разгона памяти можно не во всех приложениях, но тесты в реальных задачах показывают, что добавить к усреднённой производительности Core Ultra 9 285K дополнительные 8-10 % — вполне достижимая цель.

Рендеринг:

Обработка фото:

Работа с видео:

Компиляция:

Архивация:

Нейросети:

При этом особо нужно отметить немаловажную деталь — просто купить и установить в систему оверклокерские модули DDR5, вроде используемых нами Adata XPG Lancer CUDIMM DDR5-8800, в действительности недостаточно. Это лишь начало пути по оптимизации. Такие модули в конфигурации по умолчанию почти не дают никакого положительного эффекта, и, чтобы получить заметный прирост производительности, потребуется приложить некоторые дополнительные усилия по настройке. Но зато итоговый результат способен превзойти самые смелые ожидания. В некоторых случаях, как, например, при архивации в 7-zip, прирост производительности по сравнению с «базовой» DDR5-6400 может достигать фантастических 28 %. Хотя существуют и обратные примеры: так, при финальном рендеринге влияние памяти на скорость работы довольно ограниченно и не выходит за пределы величины в 5 %.

#Производительность в играх

С играми ситуация интереснее. Дело в том, что современные игры оперируют большими объёмами данных, и быстрая подсистема памяти — один из ключевых факторов для получения хорошей игровой производительности. Собственно, именно возросшими задержками при обращении к памяти и обусловлены слабые результаты Core Ultra 9 285K в играх, из-за которых этот процессор и подвергается критике со стороны энтузиастов.

По этой причине любые действия, направленные на улучшение работы Arrow Lake с памятью, положительно отражаются на показателях FPS. При этом величина прироста, который можно получить с помощью быстрой и грамотно настроенной DDR5, заставляет серьёзно задуматься о том, что скоростные модули вроде Adata XPG Lancer CUDIMM DDR5-8800 — весьма желательное дополнение для Core Ultra 9 285K. Действительно, с их помощью мы смогли увеличить игровую производительность (по сравнению с «обычной» DDR5-6400) в среднем на 16 %, а в наиболее чувствительных к памяти играх прирост среднего FPS достигает 20 %.

Впрочем, говоря о столь позитивном эффекте от перехода с DDR5-6400 на DDR5-8800 CUDIMM, нельзя вновь не упомянуть о том, что полученный прирост — это результат сложения нескольких факторов. Сами по себе модули Adata XPG Lancer CUDIMM DDR5-8800 при работе в режиме по умолчанию поднимают частоту кадров в играх не слишком убедительно — средняя добавка FPS составляет лишь около 3 %. Главные же преимущества быстрых и качественных модулей DDR5 раскрываются при дополнительной донастройке системы. За счёт ужатия таймингов вручную к этим 3 % можно добавить ещё 9-10 % прироста. А разгон шин Ring, D2D и NoC добавляет финальный штрих в виде дополнительного 4%-го увеличения результатов игровых тестов.

Всё это значит, что в системах на базе Arrow Lake большое внимание следует уделять настройке таймингов. Высокие задержки подсистемы памяти — главный изъян новой архитектуры Intel, и именно настройка таймингов позволяет наиболее эффективно нейтрализовать его негативное влияние. Хорошая и качественная оверклокерская память вроде Adata XPG Lancer CUDIMM DDR5-8800 в этом случае послужит отличным исходным материалом — для такой памяти производители выбирают наиболее качественные и податливые чипы DDR5 SDRAM, и благодаря этому они не только способны работать на высоких частотах, но и дают широкие возможности для снижения задержек. Плюс высокая частота подобной памяти выступит дополнительным фактором, играющим на руку Arrow Lake.

#Выводы

Любое исследование платформы LGA1851 волей-неволей приходит к выводу о серьёзных проблемах контроллера памяти Arrow Lake. Повторить это придётся и на этот раз: резко возросшие задержки, вызванные реализацией в этом поколении процессоров дезагрегированной архитектуры, сделали из Core Ultra 9 285K и его собратьев довольно спорные продукты, особенно если речь идёт о геймерском применении. По сравнению с Raptor Lake игровая производительность Arrow Lake буквально сделала шаг назад, вследствие чего Intel не только получила изрядную порцию негатива со стороны пользователей, но и с треском провалила текущий раунд конкурентной борьбы на рынке потребительских CPU.

К счастью, как мы выяснили сегодня, ситуация поправима. С помощью быстрой памяти и нехитрых настроек средняя частота кадров, которую обеспечивает Core Ultra 9 285K в играх, может быть повышена на весьма ощутимые 16 %. Это, конечно, не наделяет новый процессор Intel способностью оспорить игровое лидерство Ryzen 7 9800X3D, но, по крайней мере, ставит его на ступень выше флагманов поколения Raptor Lake.

Иными словами, Core Ultra 9 285K совсем не так безнадёжен, как об этом принято думать. У процессоров Arrow Lake есть в рукаве достаточно сильный козырь — их контроллер памяти адаптирован для работы со скоростными модулями DDR5, частота которых может доходить до 9-10 ГГц. Достигается это как поддержкой стандарта CUDIMM, так и добавлением в контроллер памяти специального режима Gear 4 для высокочастотных модулей DDR5.

Однако не всё так просто. Как показало тестирование, увеличение частоты DDR5 само по себе улучшает производительность платформы LGA1851 не так сильно, как хотелось бы. Но оказывается, существует пара дополнительных приёмов, которые раскрывают потенциал быстрой памяти намного эффективнее. Первый — увеличение частоты внутренних шин, связывающих отдельные полупроводниковые кристаллы внутри Arrow Lake, за счёт чего достигается некоторое снижение задержек при доступе к памяти. И второй — оптимизация таймингов самих модулей DDR5, что влияет на интегральную производительность подсистемы памяти ещё сильнее.

Применив весь этот набор средств, от Arrow Lake можно добиться радикального уменьшения суммарной задержки при обращении к памяти с изначальных 90 нс до величин порядка 65-70 нс, которые уже не выглядят катастрофически высокими. Более того, благодаря разгону и дополнительной настройке улучшается и практическая пропускная способность, которую в конечном счёте можно довести до весьма впечатляющих 140 Гбайт/с. Таким образом, главное слабое место Arrow Lake может быть частично нейтрализовано.

Впрочем, чтобы исправить игровую производительность Core Ultra 9 285K, одного только желания и умения недостаточно. Чтобы проделать всё то, что мы делали в этом материале, и получить в итоге дополнительные 16 % игровой производительности, нужна также и качественная память, причём желательно модули CUDIMM, которые способны брать высокочастотные режимы. Использовавшийся в этом тестировании комплект Adata XPG Lancer CUDIMM RGB DDR5-8800 48GB — как раз пример такой памяти, которая хорошо подходит для «починки» Core Ultra 9 285K. Входящие в него модули не только прекрасно гонятся по частоте, раскрывая весь частотный потенциал контроллера памяти Alder Lake, но и могут работать при существенно сниженных таймингах, что в сумме как раз и делает из Core Ultra 9 285K пусть и не самое лучшее, но вполне приемлемое решение для геймерских ПК.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
«Подмаслить» ИИ: ЦОД AI Green Bytes задействует погружные СЖО и жидкость Oleon Qloe растительного происхождения 19 мин.
Sony готовится отделить и вывести на биржу свой полупроводниковый бизнес 2 ч.
Frontier Power и Ethos Green Energy построят ЦОД в Великобритании на 5 ГВт — с энергохранилищами и возобновляемой энергией 2 ч.
Arm подвела итоги 40-летия, объявив о поставке 250 млрд чипов 3 ч.
Первая группа спутников связи Amazon Kuiper успешно запущена 3 ч.
DJI официально прекращает поддержку легендарной серии дронов Phantom 5 ч.
Лишённый речи третий пациент с имплантом Neuralink теперь может общаться с помощью ИИ и компьютера 5 ч.
Новая статья: Как увеличить производительность Core Ultra 9 285K в играх на 16 % (с помощью DDR5 CUDIMM от Adata) 10 ч.
8BitDo представила беспроводную мышь Retro R8 N Edition в стиле приставки NES 11 ч.
IBM пообещала инвестировать $150 млрд в США в течение пяти лет, но где она возьмёт столько денег — не сказала 11 ч.