⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Территория звука. Выпуск 2
Итак, сегодня мы рассмотрим множество интересных накопившихся вопросов, касающихся современной звукоиндустрии и музыкального производства. В первую очередь, нужно поговорить о NAMM Show-2006. NAMM Show 2006Эту часть материала по прошедшей NAMM-2006 было решено сделать в стиле "записки на полях". Ведь стандартные описания новинок, переведенные с рекламных буклетов и web-страниц, и фотографии вы можете сейчас найти практически в любом специализированном издании, а сейчас вам предоставляется возможность вникнуть внутрь, "в кухню" обозревателя-аналитика. Я решил составить материал из тех коротких фрагментов, которые себе подмечал при анализе выставки и ситуации на рынке в целом. Итак, поехали! Буквально со среды прошлой недели я закопался во всевозможных спецификациях и описаниях новых устройств и программ. Проанализировать пришлось достаточно много, причем результаты были вполне ожидаемыми. Единственное, что действительно поразило - это появление новых компьютеров, которые сейчас часто называют "PC-based Macintosh" или же "Intel-Mac", и кои были рождены неуемной маркетинговой энергией компаний Intel и Apple. Сначала я, конечно, подумал о глобальном объединении двух платформ, потом понял, что это, скорее, не объединение, а появление чего-то третьего, и опять ошибся, хотя не совсем. На данный момент уже на рынке России предлагается ноутбук MacBook Pro, оснащенный двухъядерным процессором Intel, и по заверениям разработчиков он работает в 4 раза быстрее, нежели PowerBook G4. Также предлагается новая версия iMac на том же двухъядерном решении от Intel в двух видах - менее мощном с 17-дюймовым экраном и более мощном с 20-дюймовым. То есть, по существу, это новая эпоха для компьютеров Apple Macintosh, которые в сотрудничестве с Intel получили гораздо большие производительные мощности. Причем весь софт остается Мас'овским. Но… разработчики ПО, такие как Steinberg, Native Instruments, Ableton, которые известны нам тем, что выпускают свой софт и для РС, и для Apple, заявили об отдельной (!) поддержке новых "PC-based" Макинтошей и выпуске специальных версий программ для них. То есть, тем самым разработчики выделили все в ранг новой платформы. И получается, что всего этих платформ на данный момент становится уже три. Вероятнее всего в будущем останутся только РС и Intel-Mac'и. Итак, с 19 по 22 января в калифорнийском городе Анахейм (США) прошло крупнейшее мероприятие в области музыкальных и звуковых технологий NAMM Show 2006, в котором приняло участие порядка 1.800 фирм. Объявление о появлении Intel-Mac и их поддержке со стороны популярных звуковых гигантов было, пожалуй, самым ярким его событием. Что хочется отметить отдельно, в рамках этой выставки были представлены практически все известные брэндовые имена мира, оно и понятно - рынок Америки. В связи с этим, европейская Musikmesse может уже приобрести статус локальной, поскольку, если анализировать ситуацию нескольких последних лет, американцев там было немного. А вот европейцев на NAMM - пруд пруди. Из известнейших это те же Steinberg (я имею в виду первоначальное место основания фирмы), Native Instruments, IK Multimedia, Ableton, Celemony, Behringer… Наибольшее внимание привлекли итальянцы, т.е. IK Multimedia. Во-первых, у них десятилетие в этом году, во-вторых, ситуация у данной компании на сегодня не самая безоблачная - очень сильно давят конкуренты. Нужно выпускать новые продукты! И помимо обновления всего, что у компании было до этого, она выпускает эмулятор басовых комбиков Ampeg SVX, программный ревербератор CSR (Classik Studio Reverb) за 399 $/329 ? и USB-интерфейс StealthPlug. Что касается последнего, то он является очень простым, и представляет из себя некий тривиальный по сути АЦП/ЦАП-коммутационный блок с дизайном известного самолета, с одной стороны которого провод для коммутации с USB, с другой - гитарный джек, плюс к этому - выход на наушники и… все! Соответственно, эта новинка позиционируется как "звуковой интерфейс для гитаристов"! А что гитаристам? Разве им что-нибудь скажет уже давно устаревшая характеристика 16 бит/44,1 КГц? Не скажет. Зато со стороны ПО StealthPlug "упакован" под завязку, тут вам и AmpliTube, и так далее. Стоит напомнить, что IK Multimedia является пионером в области программных эмуляторов гитарных и теперь уже басовых комбиков, хотя основная идея была подана со стороны Line6, которые так и не удосужились перенести свои программные разработки на компьютер - их вполне устраивает чисто музыкальный рынок. Примерно такой же философии стала придерживаться и сама IK Multimedia, сделав систему StealthPlug по принципу - включил, работай и ни о чем не думай. Как вы заметили, я выделил цену на новый программный ревербератор (399 $). Глядя на внешний вид этого модуля ничего существенного сказать нельзя - красивый и простой графический интерфейс. Откуда такая высокая цена на обычный ревербератор? А они все будут такими. И дело даже не только в повышенном интересе к софту. Многие специалисты, работающие с ситемами ProTools и спецификацией TDM могут вам сказать, что каждый плагин, выпускаемый для нее, стоит не меньше полутысячи долларов. Тоже самое можно сказать и применительно вообще к музыкальной Мас-платформе, для пользователей которой, применение чисто программных процессоров обработки вместо дорогих аппаратных "рэковых" устройств с некоторого времени уже не в диковинку. Они согласны платить за это большие деньги, чем разработчики и воспользовались. Поэтому, если вы в описании к программе/плагину встретите длинный ряд: "VST (PC/Mac), TDM, AU", то на цену уже можно и не смотреть:). Помимо случившегося ценового давления, пользователям РС пытаются еще привить и Мас'овскую идеологию, постоянно выпуская программы и "железо", аппаратные требования которых намного выше тех, что может себе позволить даже продвинутый по финансам пользователь РС. В результате, он находится в постоянном состоянии апгрейда. И апгрейд этот недешев, если учитывать и ПО, и "железо". А чего только стоят дополнительные аппаратные модули по разгрузке центрального процессора за счет своих ресурсов типа TC Electronics PowerCore, Waves APA 32 и 44, Musresearch Receptor… Чья эта идеология? Скажете, что она пришла с рынка РС? Отнюдь. И, конечно, "картинку" брэндовым разработчикам портит такая программа как Mackie/RAW Material Tracktion, стоящая чуть больше сотни баксов. Назойливый комар для них - этот Tracktion:). В программе можно сделать практически все, что и в дорогущих Nuendo, Logic, SONAR и так далее… С точки зрения коммутации все вообще открыто - можно производить любые варианты взамодействия треков, подгрупп, подключения и создания различными путями цепочек эффект-процессоров и так далее. Кстати, на NAMM 2006 была представлена версия 2.1.0.6 с чисто косметическими изменениями, за исключением добавления управления графическим интерфейсом по MIDI. А как на фоне Tracktion сейчас выглядит анонсированный на NAMM 2006 Sony ACID Pro 6 - это песТня:). Нагромождено и намешано все! К остаткам от первоначального ACID прикреплены возможности Vegas (многоканальная запись, surround-панорамирование, размещение на одном треке нескольких файлов), плюс добавлено расширенное MIDI. На данный момент ACID Pro 6 - это аудио/MIDI/loop-мультитрек. Лично я остаюсь при том своем мнении, что одной из лучших программ за всю историю звукового ПО, была ACID Pro 2.0, у которой существовала своя выверенная ремиксовая идеология и эстетика. А теперь ее нет. Будет большая буча! Как уже многие знают, Steinberg выпустила 6-ю версию WaveLab. И основным нововведением помимо алгоритма ресемплинга Crystal Resampler, работающего с частотами дискретизации до 384 КГц, и алгоритма тайм-стретча/питч-шифтинга от DIRAC, является новый режим работы звукового редактора - Spectrum Editor. По сути, это обычная сонограмма, которую уже не раз можно было увидеть во многих других звуковых редакторах типа Cool Edit (Audition). Но как красиво это объяснила компания - данный модуль (Spectrum Editor) позволяет качественно удалять шумы и посторонние звуки и так далее. Я не могу в данном случае понять одно, что критически поменяется от того, как мы увидим одну и ту же звуковую волну в разных проекциях - спектрограмма, сонограмма, обычный амплитудно-временной вид. Алгоритмы для обработки применяются-то, одни и те же. С модулем WaveLab AudioMontage также много непонятного, честно сказать, от 6-й версии я ждал, что он превратится в полноценный мультитрек по типу легкого варианта Cubase, в связке с возможностью редактирования аудио, какое есть в WaveLab, мы бы получили супер-программу. Но нет этого. А профессиональный мультитрек, совмещенный с отличным звуковым редактором есть в другой программе, также представленной на NAMM - Adobe Audition (экс-Cool Edit Pro). После полутора лет молчания, Adobe представила Audition 2.0. В нем были решены только ключевые проблемы из накопившихся, коих достаточно много. А именно, поддержка ASIO, новый "движок" сведения с минимальными задержками, автоматизация записи изменения параметров. При этом, был вставлен многополосный компрессор от iZotope, и создана библиотека из более чем 1.000 32-битных loop'ов. То есть, проблемы решались таким образом - нужно дать и пользователям, и профессионалам по чуть-чуть. И на данный момент мы, по всей вероятности, имеем двух будущих конкурентов - Steinberg WaveLab (649 евро) и Adobe Audition (349 $). Мне интересно одно, знала ли компания Steinberg, разрабатывая к выставке 6-й WaveLab с его Spectrum Editor, о том, что Adobe готовит к ней же Audition 2.0? На NAMM 2006 Native Instruments (NI) продемонстрировала универсальную звуковую платформу (Universal Sound Platform) под названием KORE. Название подобрано практически правильно, поскольку созвучно с русским слэнговым "кОры":). Объясню почему… Представьте себе некий огромный программный коммутационный комплекс, в котором имеется собственный микшер, специализированный многодорожечный секвенсор, редактор звуковых текстур, возможность подключения множества виртуальных инструментов и плагинов эффектов. Этот комплекс имеет собственный формат файлов и может взаимодействовать практически со всеми известными нам профессиональными программами многодорожечной записи в качестве VST или AU-плагина, помимо этого, он может работать в самостоятельном (stand-alone) режиме. В рамках KORE вы можете комбинировать все глобально, целыми программами-виртуальными инструментами, управляя отдельными параметрами и элементами каждого, создавая тем самым общие звуковые текстуры. Например, в первых скриншотах данного продукта можно увидеть одновременно подключенные Reaktor, Absynth и Kontakt, а на картинках с сайта в KORE можно увидеть загруженными вообще все инcтрументы от NI. Вот здесь и "кОры" - хотел бы я посмотреть на компьютер, способный "потянуть" всю эту армаду. Продукт нов, и трудно предположить его успех в дальнейшем развитии, но уже сейчас можно отметить глобальность мероприятия - одних звуковых пресетов около 11 000. Специально для управления данным комплексом предусмотрен внешний аппаратный контроллер, подключаемый через USB-порт. Но тут стоит отметить один нюанс. Если и есть сейчас компьютер, который может "потянуть" KORE с загруженными инструментами, то он может только его и потянуть:). То есть, на данную ситуацию сегодня можно смотреть так: компьютер с KORE + контроллер - это отдельный самодостаточный инструмент. По другому никак не представляется возможным… Вся информация, касающаяся цен, спецификаций и так далее, появится только в начале весны. И тут конечно, также есть несколько вопросов - зачем нужен этот KORE, если те же продукты от NI, такие как Reaktor и Absynth, являются самодостаточными мощными виртуальными студиями синтеза с различными его типами и вариантами взаимодействий? По существу, в каждом из них по отдельности можно сделать практически то же самое, что и в KORE… Немного о "железе"Конечно, о "железе" на NAMM 2006 мы будем писать еще полгода, так точно, и сразу на первый взгляд не скажешь, что там было много интересного (но, судя по своему опыту, а о NAMM я пишу уже далеко не в первый раз, могу сказать, что основные "новинки" дадут о себе знать в скорости). Ну, а сейчас на вскидку, я зашел на сайт M-Audio, где узнал, что они представили новый "ламповый" микрофон Sputnik (699,95$), по заверениям производителей, соответствующий по качеству звучания знаменитым-тире-культовым Neumann U47 и AKG C12. А другая новинка - профессиональный студийный монитор из новой EX-серии - EX66 (699,95$ за штуку). Эта модель достаточно неожиданна от M-Audio, поскольку имеет уникальную схемотехнику, предусматривающую два вуфера, один высокочастотный динамик, при этом данная колонка имеет помимо аналогового и цифровой вход 24 бита/192 КГц. И второй сайт, на который я поспешил зайти - это Focusrite. Ожидания меня не обманули, поскольку эта компания привезла на NAMM новую версию Saffire Pro - аудио/MIDI-интерфейса, теперь уже в Firewire-варианте. Соответственно, улучшены практически все технические характеристики (первый Saffire, выпущенный в прошлом году был USB), теперь это 24/192, восемь аналоговых каналов на выходе и четыре входа, 2 цифровых SPDIF I/O, MIDI I/O, 2 порта Firewire и так далее. Подытожим о NAMMОх, не стал бы я забегать вперед с прогнозами, но ситуация обязывает. Итак, что мы имеем? Подорожание профессионального ПО, первые попытки объединения РС и Мас'ов, жесточайшую конкуренцию и взаимонедоговоренность, что на самом деле хорошо - ревербератор от IK Multimedia стоит столько же, как и мультитрек/звуковой редактор Adobe Audition 2.0 (вообще, IK Multimedia с такой ценовой политикой и "изобретениями" типа StealthPlug может запросто слететь с рынка), мультитрековые программы, ранее считавшиеся софтом низшего звена (Tracktion, N-Track Studio и т.п.), практически догнали по своему профессиональному уровню дорогие брэндовые разработки и сейчас будут их просто "давить как мух". Причина последнего? Наверное, в том, что многодорожечные программы - это уже достаточно устоявшаяся и разработанная ниша, новации в которой найти достаточно трудно. Что делают брэнды? В ACID намешано все, что только можно, последние обновления Nuendo направлены только на поддержку специфических устройств и стандартов. Ну, разве что, все сейчас дружно перейдут на 64-бита (Steinberg анонсировал на NAMM новый VST SDK 2.4, предназначенный для решения именно этой проблемы), частота дискретизации до 384 КГц… ну… наверное, это очень нужно... кому-то… для чего-то… Интересно только, как без всей этой хрени записывались Queen, Michael Jackson, Depeche Mode в конце 80-х? Я теперь всегда люблю цитировать первое предложение со страницы Mackie Tracktion: "Если вы попробовали другое ПО для производства музыки и нашли его громоздким, ограниченным и слабо вдохновляющим, то вы зашли по правильному адресу":). Продвижение своего творчества - Song Of The YearВ рамках этой "территории" мы только начинаем разговор о возможностях продвижения своего творчества с использованием интернета. На самом деле, вы сейчас можете столкнуться с достаточно большим количеством разных структур, но далеко не у всех из них КПД выше нуля:). На примере конкурса Song Of The Year я постараюсь вам показать профессиональное видение вопроса и взаимовыгодный коммерческий подход. Да, всем нужны молодые таланты, новые песни и стихи. Но к делу нужно относиться как к бизнесу. Song Of The Year - это американский конкурс, имеющий статус интернационального. У его основания стоит достаточно некоммерческая организация VH1Save The Music Foundation (сокращенно VH1 STM), занимающаяся повышением качества музыкального образования в бесплатных средних школах на территории США. Само VH1 STM поддерживается со стороны Министерства Образования США, ассоциации NAMM (известной нашим читателям по крупнейшей мировой выставке) и многих других весомых учреждений. Но не стоит вас отпугивать, повторю, что конкурс интернациональный (это специально выделено жирным шрифтом на сайте), и среди его победителей можно встретить граждан разных стран мира со всех его уголков. Song Of The Year проводится уже второй год по счету. Всего имеется десять достаточно широких по смыслу категорий-номинаций: Rock, Folk, Adult Contemporary, Country, Pop, Lyrics (только стихи), Only Dance/Electronic, Christian/Gospel, Hip-Hop/R&B, Instrumental/Jazz/World Folk. Размещение композиций в них - платное. Тут мы говорим о небольшой сумме, например, одна песня стоит 29,95$. Если вы размещаете две песни и более, то предусмотрена специальная система скидок. Также скидки распространяются, если вы хотите участвовать с одной композицией сразу в нескольких категориях. Помимо этого, предусмотрен дополнительный сервис - критика (!) вашего произведения. Стоит сие удовольствие 8,95$ дополнительно. За эти деньги вам приходит лист с подробными оценками профессионалов (звукорежиссеров, продюсеров, представителей лэйблов и т.д.). Так вот, по десятибалльной шкале вашей работе дают оценки по следующим ее параметрам - эмоциональность стихов, эмоциональность музыки, эмоциональность названия произведения, общие эмоции слушателя от композиции, техничность вокала и его соответствие стилю, оригинальность, уровень музыкантов, оригинальность мелодии, ее согласованность, структура композиции и аранжировки, качество звучания, сведения, динамики и финальной обработки, и, наконец, общая оценка "коммерческости" представленного продукта. Интересно? На этом не все. Выставленные критические оценки не имеют никакого отношения к самому конкурсу, а предназначены лично для вас. В принципе, хорошая находка, поскольку исключает постоянные пользовательские вопросы "а почему, собственно…?", во-вторых, эти баллы как бы и не причем. Сам конкурс судит высокопрофессиональное жюри (не участвующее в критике), в составе которого есть многочисленные победители Grammy и MTV Awards, номинанты Emmy, в общем, люди, за которыми стоят многомиллионные распроданные тиражи. Вас наверняка заинтересуют конкретные личности, поэтому приведу лишь нескольких из декабрьского жюри - певица Norah Jones (восемь Grammy, 18 миллионов проданных записей), продюсер, аранжировщик и музыкант Андре Фишер (три Grammy, 40 "платиновых" и 25 "золотых" дисков различных исполнителей, в разные времена был вице-президентом MCA/Universal Urban Music, Jazz A&R for Quincy Jones, Qwest/Warner Bros., Publishing Development 20th Century Fox Records & Films), звукорежиссер Tim Palmer (U2, последний альбом Ozzy), директор подразделения по организации концертных туров компании Capital Records Paul Dellafiora (работал с The Beastie Boys, Radiohead, Coldplay и так далее). Всего в состав жюри в рамках декабря-2005 входит 27 человек из разных сфер шоу-бизнеса, несомненно, профессионалов и высокоуважаемых. Месяц от месяца состав жюри меняется. Также стоит сказать и о спонсорах конкурса - Sony Media Software (софт, который мы знаем), D'addario (гитаристы любят эту фирму), Guitar.com, журнал Music Connection, Neato (выпуск дисков, полиграфии и т.п.), Music Utility (прибамбасы для музыкальных инструментов). Отдельно нужно отметить присутствие Online Gigs - интернет-системы музыкального менеджемента, или, простыми словами, это электронный каталог с множеством полезной и актуальной контактной информации. Помнится, наши музыканты с большим трепетом покупали специализированные бумажные каталоги типа Euro Pop/Rock, где находились адреса, телефоны, адреса сайтов и e-mail контактных лиц фестивалей, лейблов, концертных учреждений и т.п. Online Gigs - это то же самое, но доступно через интернет. Стоит сие удовольствие около 20$ в месяц. Теперь о самом конкурсе. Вы посылаете композицию и в течение месяца участвуете в соревнованиях, в результате которых выявляется в каждой категории один победитель и четыре финалиста. Всего получается отмечено 50 работ (10 номинаций). Их авторам дается бесплатное право пользования каталогом Online Gigs сроком на один месяц, а также все эти работы рассылаются по продюсерам, лэйблам и тому подобное. Скорее всего, речь идет о точечной рассылке, а именно, победители раздела Jazz представляются джазовым специалистам и так далее. Итого, за год этот конкурс "продвигает" около 600 работ только в рамках итогов каждого месяца. По итогам года выявляется три главных победителя и еще 10 лучших, которые получают денежные и вещевые призы. Например, 1-е место - это 5 000$ кэшем, 970$ продуктами и услугами (программа ACID Pro, другое обеспечение). Всей этой "чертовой дюжине" обеспечивается возможность рассмотрения издания их альбома со стороны BMG. Общий суммарный призовой фонд Song Of The Year составляет 100 000$. Счастливые истории…Победитель в 2004-м году в категории "Electronic" и финалист подраздела "Pop" Jenna Drey сейчас работает с продюсером Nile Rodgers (Madonna, David Bowie, Duran Duran) и в марте 2005 года уже попала на 23-ю строчку "Billboard" в дэнс-чарте. Победитель раздела "рок" за январь-2005, группа "Band Stand", заключила контракт с E.V.L.A/Atlantic Recording Group, немецкая группа ATUT очень понравилась одному из членов жюри Thomas Savoy, была приглашена в США и заключила контракт с The Frontline Entertainment Group. В общем, счастливых историй много, причем организаторы постоянно следят за успехами своих конкурсантов и не обязательно победителей. Например, некая Laura Gosa заплатила только 39$ (размещение песни и критика), нигде не выиграла, но человек, дававший критическую оценку, заинтересовался ею и выпустил ее мини-диск. Практически тоже самое было и с бразильянкой Larissa Liles - примеры я выбирал "методом тыка" из большого списка. В общем, все работает, а счастливые истории нужны конкурсу для того, чтобы привлекать все больше участников - чем не коммерческое мероприятие? Оно взаимовыгодно и увязано на финансах. Продвижение своего творчества - конкурсы ремиксовЕсли говорить о рунете, то эта волна на самом деле только начинается. Например, в декабре вы могли поучаствовать в конкурсах на лучшие ремиксы для группы Ничья и нового проекта известного "электронщика" Hardrum Ива, которые раскручивались практически по всей сети всеми возможными путями. Лично я, долгое время занимающийся ремиксированием, за несколько часов сделал пару работ и поучаствовал на первом этапе. Что нужно отметить? С точки зрения технического обеспечения и оперативности - все отлично. Призы - чисто виртуальные, то есть в случае победы вы можете попасть на диск группы. Количество участников на удивление оказалось очень малым - чуть меньше 20-ти в каждом из конкурсов. Уровень представленных работ, как бы это сказать… от eJay до хорошей электроники и даже с некоторой драматургией. Выбор лучших - по вкусу группы и ее представителей. Но… начало положено. В мировом интернете, основное пользовательское ремикс-сообщество собралось вокруг программы Sony ACID и сайта ACID Planet. Причем ремиксированию в его рамках подвергаются очень много звезд, таких как уже были Madonna, Lenny Kravitz, Black Eyed Peace, David Bowie, Marillion, Beck, New Order, Depeche Mode и так далее. Не так давно, в конце прошлого года, вы могли поучаствовать в конкурсе на лучший ремикс композиции "Galvanize" группы Chemical Brothers, а также "Frend or Foe" группы " Тату ". Это самые громкие имена, а на самом деле состязания идут постоянно, причем сразу несколько (два или три) одновременно. Призы - бонусы от групп и лэйблов, а также программная и аппаратная продукция компании Sony на сумму около 1 000$ - 1 500$. Вероятность победы достаточно велика, если вы участвуете в конкурсе на малоизвестный проект, и гораздо меньшая при работе с популярными именами. Например, на тот же Chemical Brothers было прислано порядка 1 000 работ. При усредненном времени одного трека в 3 минуты, получается около 50 часов общего звучания, а ремиксы обычно еще и более длительны. То есть, тут еще может влиять и его величество Случай. Еще интересен сам сервис на ACIDPlanet. После регистрации (бесплатно), вам открывают некое подобие собственной страницы, предназначенную для двух целей - обеспечение технического сервиса и возможностей контактов с другими участниками. Если вы захотели поучаствовать в каком-либо из конкурсов вам дается: некоторые исходные треки группы/исполнителя, loop'ы для ремиксирования, а если нет лицензионного ПО, то и бесплатный ACID Xpress. Нужно отметить, что участие в ACIDPlanet - это не столько продвижение, сколько реальная практическая работа. Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|