⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Территория звука. Выпуск 2
Итак, сегодня мы рассмотрим множество интересных накопившихся вопросов, касающихся современной звукоиндустрии и музыкального производства. В первую очередь, нужно поговорить о NAMM Show-2006. NAMM Show 2006Эту часть материала по прошедшей NAMM-2006 было решено сделать в стиле "записки на полях". Ведь стандартные описания новинок, переведенные с рекламных буклетов и web-страниц, и фотографии вы можете сейчас найти практически в любом специализированном издании, а сейчас вам предоставляется возможность вникнуть внутрь, "в кухню" обозревателя-аналитика. Я решил составить материал из тех коротких фрагментов, которые себе подмечал при анализе выставки и ситуации на рынке в целом. Итак, поехали! Буквально со среды прошлой недели я закопался во всевозможных спецификациях и описаниях новых устройств и программ. Проанализировать пришлось достаточно много, причем результаты были вполне ожидаемыми. Единственное, что действительно поразило - это появление новых компьютеров, которые сейчас часто называют "PC-based Macintosh" или же "Intel-Mac", и кои были рождены неуемной маркетинговой энергией компаний Intel и Apple. Сначала я, конечно, подумал о глобальном объединении двух платформ, потом понял, что это, скорее, не объединение, а появление чего-то третьего, и опять ошибся, хотя не совсем. На данный момент уже на рынке России предлагается ноутбук MacBook Pro, оснащенный двухъядерным процессором Intel, и по заверениям разработчиков он работает в 4 раза быстрее, нежели PowerBook G4. Также предлагается новая версия iMac на том же двухъядерном решении от Intel в двух видах - менее мощном с 17-дюймовым экраном и более мощном с 20-дюймовым. То есть, по существу, это новая эпоха для компьютеров Apple Macintosh, которые в сотрудничестве с Intel получили гораздо большие производительные мощности. Причем весь софт остается Мас'овским. Но… разработчики ПО, такие как Steinberg, Native Instruments, Ableton, которые известны нам тем, что выпускают свой софт и для РС, и для Apple, заявили об отдельной (!) поддержке новых "PC-based" Макинтошей и выпуске специальных версий программ для них. То есть, тем самым разработчики выделили все в ранг новой платформы. И получается, что всего этих платформ на данный момент становится уже три. Вероятнее всего в будущем останутся только РС и Intel-Mac'и. Итак, с 19 по 22 января в калифорнийском городе Анахейм (США) прошло крупнейшее мероприятие в области музыкальных и звуковых технологий NAMM Show 2006, в котором приняло участие порядка 1.800 фирм. Объявление о появлении Intel-Mac и их поддержке со стороны популярных звуковых гигантов было, пожалуй, самым ярким его событием. Что хочется отметить отдельно, в рамках этой выставки были представлены практически все известные брэндовые имена мира, оно и понятно - рынок Америки. В связи с этим, европейская Musikmesse может уже приобрести статус локальной, поскольку, если анализировать ситуацию нескольких последних лет, американцев там было немного. А вот европейцев на NAMM - пруд пруди. Из известнейших это те же Steinberg (я имею в виду первоначальное место основания фирмы), Native Instruments, IK Multimedia, Ableton, Celemony, Behringer… Наибольшее внимание привлекли итальянцы, т.е. IK Multimedia. Во-первых, у них десятилетие в этом году, во-вторых, ситуация у данной компании на сегодня не самая безоблачная - очень сильно давят конкуренты. Нужно выпускать новые продукты! И помимо обновления всего, что у компании было до этого, она выпускает эмулятор басовых комбиков Ampeg SVX, программный ревербератор CSR (Classik Studio Reverb) за 399 $/329 ? и USB-интерфейс StealthPlug. Что касается последнего, то он является очень простым, и представляет из себя некий тривиальный по сути АЦП/ЦАП-коммутационный блок с дизайном известного самолета, с одной стороны которого провод для коммутации с USB, с другой - гитарный джек, плюс к этому - выход на наушники и… все! Соответственно, эта новинка позиционируется как "звуковой интерфейс для гитаристов"! А что гитаристам? Разве им что-нибудь скажет уже давно устаревшая характеристика 16 бит/44,1 КГц? Не скажет. Зато со стороны ПО StealthPlug "упакован" под завязку, тут вам и AmpliTube, и так далее. Стоит напомнить, что IK Multimedia является пионером в области программных эмуляторов гитарных и теперь уже басовых комбиков, хотя основная идея была подана со стороны Line6, которые так и не удосужились перенести свои программные разработки на компьютер - их вполне устраивает чисто музыкальный рынок. Примерно такой же философии стала придерживаться и сама IK Multimedia, сделав систему StealthPlug по принципу - включил, работай и ни о чем не думай. Как вы заметили, я выделил цену на новый программный ревербератор (399 $). Глядя на внешний вид этого модуля ничего существенного сказать нельзя - красивый и простой графический интерфейс. Откуда такая высокая цена на обычный ревербератор? А они все будут такими. И дело даже не только в повышенном интересе к софту. Многие специалисты, работающие с ситемами ProTools и спецификацией TDM могут вам сказать, что каждый плагин, выпускаемый для нее, стоит не меньше полутысячи долларов. Тоже самое можно сказать и применительно вообще к музыкальной Мас-платформе, для пользователей которой, применение чисто программных процессоров обработки вместо дорогих аппаратных "рэковых" устройств с некоторого времени уже не в диковинку. Они согласны платить за это большие деньги, чем разработчики и воспользовались. Поэтому, если вы в описании к программе/плагину встретите длинный ряд: "VST (PC/Mac), TDM, AU", то на цену уже можно и не смотреть:). Помимо случившегося ценового давления, пользователям РС пытаются еще привить и Мас'овскую идеологию, постоянно выпуская программы и "железо", аппаратные требования которых намного выше тех, что может себе позволить даже продвинутый по финансам пользователь РС. В результате, он находится в постоянном состоянии апгрейда. И апгрейд этот недешев, если учитывать и ПО, и "железо". А чего только стоят дополнительные аппаратные модули по разгрузке центрального процессора за счет своих ресурсов типа TC Electronics PowerCore, Waves APA 32 и 44, Musresearch Receptor… Чья эта идеология? Скажете, что она пришла с рынка РС? Отнюдь. И, конечно, "картинку" брэндовым разработчикам портит такая программа как Mackie/RAW Material Tracktion, стоящая чуть больше сотни баксов. Назойливый комар для них - этот Tracktion:). В программе можно сделать практически все, что и в дорогущих Nuendo, Logic, SONAR и так далее… С точки зрения коммутации все вообще открыто - можно производить любые варианты взамодействия треков, подгрупп, подключения и создания различными путями цепочек эффект-процессоров и так далее. Кстати, на NAMM 2006 была представлена версия 2.1.0.6 с чисто косметическими изменениями, за исключением добавления управления графическим интерфейсом по MIDI. А как на фоне Tracktion сейчас выглядит анонсированный на NAMM 2006 Sony ACID Pro 6 - это песТня:). Нагромождено и намешано все! К остаткам от первоначального ACID прикреплены возможности Vegas (многоканальная запись, surround-панорамирование, размещение на одном треке нескольких файлов), плюс добавлено расширенное MIDI. На данный момент ACID Pro 6 - это аудио/MIDI/loop-мультитрек. Лично я остаюсь при том своем мнении, что одной из лучших программ за всю историю звукового ПО, была ACID Pro 2.0, у которой существовала своя выверенная ремиксовая идеология и эстетика. А теперь ее нет. Будет большая буча! Как уже многие знают, Steinberg выпустила 6-ю версию WaveLab. И основным нововведением помимо алгоритма ресемплинга Crystal Resampler, работающего с частотами дискретизации до 384 КГц, и алгоритма тайм-стретча/питч-шифтинга от DIRAC, является новый режим работы звукового редактора - Spectrum Editor. По сути, это обычная сонограмма, которую уже не раз можно было увидеть во многих других звуковых редакторах типа Cool Edit (Audition). Но как красиво это объяснила компания - данный модуль (Spectrum Editor) позволяет качественно удалять шумы и посторонние звуки и так далее. Я не могу в данном случае понять одно, что критически поменяется от того, как мы увидим одну и ту же звуковую волну в разных проекциях - спектрограмма, сонограмма, обычный амплитудно-временной вид. Алгоритмы для обработки применяются-то, одни и те же. С модулем WaveLab AudioMontage также много непонятного, честно сказать, от 6-й версии я ждал, что он превратится в полноценный мультитрек по типу легкого варианта Cubase, в связке с возможностью редактирования аудио, какое есть в WaveLab, мы бы получили супер-программу. Но нет этого. А профессиональный мультитрек, совмещенный с отличным звуковым редактором есть в другой программе, также представленной на NAMM - Adobe Audition (экс-Cool Edit Pro). После полутора лет молчания, Adobe представила Audition 2.0. В нем были решены только ключевые проблемы из накопившихся, коих достаточно много. А именно, поддержка ASIO, новый "движок" сведения с минимальными задержками, автоматизация записи изменения параметров. При этом, был вставлен многополосный компрессор от iZotope, и создана библиотека из более чем 1.000 32-битных loop'ов. То есть, проблемы решались таким образом - нужно дать и пользователям, и профессионалам по чуть-чуть. И на данный момент мы, по всей вероятности, имеем двух будущих конкурентов - Steinberg WaveLab (649 евро) и Adobe Audition (349 $). Мне интересно одно, знала ли компания Steinberg, разрабатывая к выставке 6-й WaveLab с его Spectrum Editor, о том, что Adobe готовит к ней же Audition 2.0? На NAMM 2006 Native Instruments (NI) продемонстрировала универсальную звуковую платформу (Universal Sound Platform) под названием KORE. Название подобрано практически правильно, поскольку созвучно с русским слэнговым "кОры":). Объясню почему… Представьте себе некий огромный программный коммутационный комплекс, в котором имеется собственный микшер, специализированный многодорожечный секвенсор, редактор звуковых текстур, возможность подключения множества виртуальных инструментов и плагинов эффектов. Этот комплекс имеет собственный формат файлов и может взаимодействовать практически со всеми известными нам профессиональными программами многодорожечной записи в качестве VST или AU-плагина, помимо этого, он может работать в самостоятельном (stand-alone) режиме. В рамках KORE вы можете комбинировать все глобально, целыми программами-виртуальными инструментами, управляя отдельными параметрами и элементами каждого, создавая тем самым общие звуковые текстуры. Например, в первых скриншотах данного продукта можно увидеть одновременно подключенные Reaktor, Absynth и Kontakt, а на картинках с сайта в KORE можно увидеть загруженными вообще все инcтрументы от NI. Вот здесь и "кОры" - хотел бы я посмотреть на компьютер, способный "потянуть" всю эту армаду. Продукт нов, и трудно предположить его успех в дальнейшем развитии, но уже сейчас можно отметить глобальность мероприятия - одних звуковых пресетов около 11 000. Специально для управления данным комплексом предусмотрен внешний аппаратный контроллер, подключаемый через USB-порт. Но тут стоит отметить один нюанс. Если и есть сейчас компьютер, который может "потянуть" KORE с загруженными инструментами, то он может только его и потянуть:). То есть, на данную ситуацию сегодня можно смотреть так: компьютер с KORE + контроллер - это отдельный самодостаточный инструмент. По другому никак не представляется возможным… Вся информация, касающаяся цен, спецификаций и так далее, появится только в начале весны. И тут конечно, также есть несколько вопросов - зачем нужен этот KORE, если те же продукты от NI, такие как Reaktor и Absynth, являются самодостаточными мощными виртуальными студиями синтеза с различными его типами и вариантами взаимодействий? По существу, в каждом из них по отдельности можно сделать практически то же самое, что и в KORE… Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|