Так как конец света переносится на неопределенный срок, нам остается наслаждаться плодами технического прогресса. Интерактивное управление и системы виртуальной реальности, эмуляции стереовидения и пространственного звука, беспроводные системы и сети - все это позволяет нам окунуться в новый мир XXI века.
Компьютер учит, развлекает, для многих является рабочим инструментом и т.п. Если он еще будет изредка давать пищу и питье для homo sapience с осоловевшими глазами и обмякшим мозгом - то альянс получится вечным!
Виртуальная реальность в действии
Первым участником нашего обзора будет целая система Xtreme Sports, стоящая по данным сайта компании Virtual Realities Inc. $5.995.
На самом деле для того, чтобы превосходно освоить скейтборд можно стоять на месте. Xtreme является системой, включающей 3D звук и эмуляцию стереовидения. Все это встроено в VR-шлем с наушниками. Плюс к этому в системе предусмотрен 22-дюймовый монитор для отображения происходящих действий.
Несколько лет назад можно было встретить анонсы подобных симуляторов, в которых реализовывались практически все экстремальные виды спорта, включая фристайл и гонки под парусом. Интересными, кстати были идеи создания внешнего реализма - вентиляторы, с модулем управления скорости ветра, брызги и т.п.
Для солидных людей есть другой симулятор CMP-2100GF Golf Simulator, который стоит на $1000 дешевле.
В принципе, мы имеем тоже самое, что и в предыдущем варианте, но без VR-шлема. Зато вместо клюшки предусмотрено специальное устройство, напичканное сенсорами. Сама программа позволяет обеспечить игру для одного или нескольких игроков (до восьми) с разными уровнями сложности от начинающего до профессионала. Плюс к этому вокруг вас будут петь птицы, а комментатор реагировать на каждый из ударов.
CMP-2100SR Racing Simulator - один из самых дорогих вариантов ($7.995).
В принципе, вы получаете полный набор - мощный компьютер, 21-дюймовый монитор, очки 3D Visor с наушниками, руль педали, удобное кресло и 100-ваттный усилитель под… э-э... креслом. Игры стандартны - Colin McRae Rally 2, Need for Speed III и Sega Rally.
Полноценный симулятор виртуальной реальности CMP-2100 Virtual Reality Simulator ($7.995) обрудован VR-шлемом с датчиками положения головы.
Модель достаточно схожа по возможностям с CMP-2100SR Racing Simulator, только предназначена для другого типа игр - Return to Castle Wolfenstein, Aliens VS Predator 2 и Red Faction. То есть, как видно по ценам реализация компьютерных миров стоит дороже, нежули обычный сейтбординг либо гольф.
Современные контроллеры и манипуляторы
Начнем с обыкновенной мыши. Но в виртуальной реальности мыши не могут быть обыкновенными, а бывают только 3D. Эта модель за $1850 позволяет производить манипуляции в трехмерном (трехосевом) пространстве. За основу модели взята система передатчик-приемник.
Передатчик включает три небольших громкоговорителя, излучающих ультразвук. Приемник, соответственно, включает три миниатюрных микрофона, улавливающих эти сигналы. По результатам анализа полученных данных вычисляется трехмерное значение положения 3D-мыши. Данное устройство предназначено не только для развлечений и может помочь в анимации, медицине, науке, CAD- проектировании, трехмерном моделировании и т.п. Соответственно, предназначено оно для РС и SGI.
Оружие для сражений в виртуальных мирах обойдется пользователям в $589. Это устройство является беспроводным и подключается путем реализации радиосвязи через USB-порт компьютера. Радиус действия получается порядка 50 футов. В устройстве предусмотрены три кнопки, при этом его можно использовать для любой игры на РС. Разработчиками рекомендовано использовать VR-шлем вместо монитора.
За $89.95 компания Virtual Realities предлагает другую новинку - FreeD, а именно беспроводной джойстик.
Спейсболы - это новое слово в развитии современных манипуляторов. По оценкам специалистов они делают эффективнее работу по 3D-моделированию примерно на 30%. И, кстати, сейчас мы говорим о новой модели SpaceBall 5000, которой предшествовала SpaceBall 4000 FLX, ставшая очень популярной в среде дизайнеров. Так в чем же преимущество спейсболов?
Сама идея достаточно проста - двуручный метод работы. То есть одной рукой мы пользуемся обыкновенной мышью, а другой - спейсболом. Последний может выполнять огромное количество необходимых при работе функций, а именно, масштабированием, вращением 3D-моделей. В общем в SpaceBall 5000 предусмотрено еще 12 программируемых кнопок, за каждой из которой можно закреплять свои функции. Двуручная система работы с манипуляторами уже успешно опробована на более чем 100 программных продуктах, в т.ч. Microsoft Office 2000 & XP. Стоит такое удовольствие достаточно дорого - $350.
Как промежуточный вариант можно указать Space Mouse ($299). По сути это "продвинутая" мышь с 11-ю программируемыми кнопками. Она может работать как основное и как вспомогательное устройство.
CadMan ($385) - это вообще новое поколение манипуляторов, использующихся в 3D-моделировании. Ключевым моментом данной технологии стоит выделить чувствительный элемент на крышке, который реагирует на силу нажатия, угол наклона и так далее. Таким образом вы можете управлять углом и скоростью вращения модели. Помимо этого, в устройстве предусмотрено 4 программируемых кнопки.
Помимо этого, компания Virtual Realities Inc. предлагает множество других вариантов контроллеров и манипуляторов.
А как быть с рынком ПО?
На самом деле, большинство современных программ могут успешно воспроизводиться в 3D, поскольку за реализацию последнего больше отвечают драйверы видеокарт, которые должны поддерживать этот ряд современных технологий.
Но при этом есть некоторая специфика создания VR-миров, поэтому сейчас получают распространение специальные диски с VR-программами. В частности, Virtual Realities Inc. предлагает целую серию образовательных научно-популярных программ, в основном посвященных биологической тематике.
В принципе, для осуществления нормального визуального качества достаточно использовать любое современное программное обеспечение и медиа-продукцию. Большинство же современных игр работает вообще безотказно.
В завершении
Похоже, мы живем на пороге настоящего VR-бума. Этому есть явные доказательства. Во-первых, появилось множество устройств по этой тематике и с каждым месяцем их количество растет. Во-вторых, этим делом серьезно заинтересовались брэнды.
В-третьих, многие программы по 3D-моделированию уже априори подразумевают использование VR-устройств. В частности, я недавно скачал программу по моделированию роботов, так она без видеокарты, поддерживающей стереовидение отказывалась работать.
При этом, как факт, все вспомнили язык VRML (Virtual Reality Modelling Language), который был некогда забыт, а в ряде обзоров упоминается как устаревший. Но это не так.
То есть, все идет к тому, что через год мы начнем серьезно описывать пользовательские VR-устройства.