Сегодня 29 января 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Звук и акустика

DivX. Основы создания видео на компьютере

⇣ Содержание
Автор: Евгений Сучёв

Многие из нас задумывались над обработкой видео на компьютере, но не все решаются этим заниматься. Причин много: на это уходит много времени, нужны специальные знания и подготовка, а так же программы, которые как правило выполнены на английском языке… но есть аргумент и "ЗА" - цифровое видео не подвержено старению, а при наличии опыта делается всё довольно быстро.

Эта статья не является панацеей. Создание видео на компьютере процесс творческий. Можно использовать любые программы, которые вам удобны. Статья написана от первого лица, и в ней говориться каким образом привык это делать я. Эта статья - попытка преподнести неподготовленным пользователям основы создания видео на компьютере.

C чего начать

Источника видео мы касаться не будем. Это может быть DVD, захват видео с TV тюнера, и.т.далее… Подробно об этом я напишу в более поздних статьях. Со всего этого мы, как правило, имеем файлы очень больших размеров. Наша задача, сократить размеры этих файлов. Как правило, ограничителем служит объём CD диска. Это делается при помощи программ кодеков.

По поводу копирования DVD дисков на компьютер написано много статей, например вот здесь. Захват TV и входа видео можно делать с помощью программы Virtualdub, я не буду на этом останавливаться в этой статье.

Обрабатывать изображение можно разными программами, самые распространённые - Adobe Premiere, Ulead Media Studio, Pinnacle Studio... Здесь на вкус и цвет. Если хочется видеоэффектов, наложения титров, то вам конечно, без выше перечисленных программ не обойтись. Но я пользуюсь Virtualdub - маленькая, быстрая, бесплатная, достаточно функциональная для простого кодирования в DivX или любой Mpeg4 клон, довольно простая и к тому же постоянно обновляется.

Процесс кодирования можно разделить на два этапа: Процесс кодирования видео и процесс кодирования аудио. Многие программы делают это за один раз, но это не самый лучший вариант. После такого кодирования мы получим всё не самого лучшего качества. Самого высокого качества мы можем добиться только при раздельном кодировании аудио и видео. Я использую для этого специализированные программы: VirtualDub или NanDub (предназначены для кодирования видео), RazorLame или oggdropXPd - кодирование аудио. Можно использовать и другие программы, я написал про те, которыми привык пользоваться. Про кодирование аудио мной написано в другой статье, поэтому подробно на этом процессе я останавливаться не буду.

На подступах к видео

Жать будем, конечно же, в формат DivX. Почему конечно? Всё дело в распространённости. Один из реальных конкурентов это Xvid, но его основной недостаток - это постоянное морфирование. По качеству, кодек Xvid показывает более высокие результаты, но вместе с видео файлом придётся выкладывать и кодек Xvid, которым это закодировано. Кодеки Xvid не совместимы ни в одну сторону, это их основной минус.

Основным инструментарием будет NanDub или Virtualdub (в зависимости от того, каким кодеком будете кодировать). Версий кодека DivX выпускалось более десятка, поэтому может возникнуть вопрос: Каким кодеком пользоваться? DivX3 - это один из первых релизов, DivX 5.05 последний релиз. Были так же промежуточные релизы DivX 4. Что лучше?

Начну с начала. Первым релизом кодека DivX был по сути взломанный кодек Mpeg4 и назвали его DivX 3. У кодека DivX 3 есть два режима работы: low-motion и fast-motion. Для чего они нужны?

У DivX3 low-motion коэффициент сжатия низкий и почти постоянный, а у fast-motion высокий и довольно таки сильно изменяется. Это грозит тем, что low-motion весь фильм сожмёт с одинаковым коэффициентом сжатия. Все фрагменты будут выглядеть с одинаковым качеством, не зависимо от того, есть какое-нибудь движение в кадре или нет. При нехватке общего битрейта на картинке будут появляться артефакты: окантовка вокруг переходов, наблюдается размытие картинки, так же появляются квадраты на картинках с плавными переходами цветов.



Появление окантовки на переходах и размытие картинки


Появление квадратов на изображении

Для исправления подобных вещей был сделан режим работы fast-motion. Было замечено, что при просмотре гораздо более заметны искажения на статичных картинках, чем на динамичных. Режим fast-motion занимается тем, что отбирает битрейт у картинок с быстрым перемещением и отдаёт его статичным картинкам. Такой подход частично выправляет положение с нехваткой битрейта. Но в этом случае, эти артефакты появляются на быстро перемещающихся картинках. Приходится искать компромисс, между хорошим качеством статичных и динамичных картинок. Для работы с кодеком DivX 3 настоятельно рекомендуется использовать программу NanDub. Данной связкой (DivX 3 +NanDub) можно добиться лучших результатов, чем при работе последующих кодеков DivX 4-5. Настройки этого кодека хорошо описаны в статье, а про работу в NanDub.

Про DivX 4 по большому счёту говорить нечего, это промежуточная версия между 3 и 5. DivX 5 ушёл немного дальше, а для DivX 3 написана более качественная программа (NanDub). В связи с этим кодирование при помощи DivX 4 я даже не буду рассматривать.

DixX5 так же как и DivX 3 подвержен выше перечисленным искажениям, но у него нет режимов low-motion и fast-motion. Если у DixX3 коэффициенты квантования жёстко заданы (только при помощи NanDub можно настраивать), то у DixX5 они задавались вручную, но в последней версии кодека DivX 5.05 убрана и эта возможность. Изменяя коэффициенты квантования можно получить такие же эффекты, как и в DixX3+NanDub, причём, минимальный коэффициент квантования играет решающую роль, превращая кодек из low в fast.

В DivX5 Pro, есть функция работы с B-frames, что теоретически повышает качество закодированного материала. Реально, при детальном исследовании, мной не было найдено качественного улучшения картинки. Хуже то же не делает, и на этом спасибо :). Этой функцией можно пользоваться для успокоения нервов, мол производители говорят лучше, значит это так.

Итак, я рекомендую использовать DivX 3.11alpha+NanDub. При их использовании мы получим видео со 100% совместимостью с любыми версиями декодеров DivX и качество получаемого видео не хуже, а зачастую лучше, чем при кодировании последней версией кодека DivX 5.05. В отличии от Divx 3, DivX 5.05 значительно проще в настройках. Похоже, производители решили за нас, что для нас хуже, что лучше. Что в DivX 5 получилось по-настоящему удачно - это декодер. Даже фильмы закодированные DivX 3, я рекомендую смотреть при помощи DivX 5, качество картинки значительно лучше, чем при просмотре декодером Divx 3 (и разного рода проблем меньше). Я опишу особенности работы обеих версий кодеков.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
YouTube переложил ответственность за трёхчасовую рекламу, которую нельзя пропустить, на блокировщики рекламы 4 ч.
Новый трейлер Kingdom Come: Deliverance 2 показал трудности и радости жизни в средневековой Богемии 5 ч.
«Выглядит лучше двух прошлых DLC вместе взятых»: для Atomic Heart вышло сюжетное дополнение «Чары морских глубин» 7 ч.
Стартовало тестирование восьмого патча для Baldur’s Gate 3 — с кроссплеем, фоторежимом и не для всех 7 ч.
Браузер Microsoft Edge будет подглядывать за пользователем в интернете — исключительно для защиты от мошенников 7 ч.
Ну его, Мексику: масштабный мод Fallout: Nuevo Mexico для Fallout: New Vegas отменён, потому что цена разработки «слишком высока» 8 ч.
Microsoft закроет сайт с обоями и темами для Windows — искать их придётся в Microsoft Store 8 ч.
«Т-банк» импортозаместил сертификаты безопасности Microsoft 9 ч.
Слухи: первые в истории Олимпийские киберспортивные игры отложат вплоть до 2027 года 11 ч.
Apple выпустила iOS 18.3 с новыми ИИ-функциями для всех поддерживаемых iPhone 12 ч.
AMD опровергла слухи, что видеокарта Radeon RX 9070 XT будет стоить $899 2 ч.
Новая статья: Обзор и тестирование 120- и 140-мм вентиляторов DeepCool FT12 и FT14 3 ч.
Прототип сверхзвукового авиалайнера Boom Supersonic XB-1 впервые преодолел скорость звука 3 ч.
ФСБ сертифицировала оборудование для квантовых коммуникаций «ИнфоТеКС» и «СМАРТС-Кванттелеком» — теперь его можно использовать на спецобъектах 3 ч.
Российский электромобиль «Атом» воплотили в предсерийных прототипах и уже тестируют на дорогах 4 ч.
Российское телеком-оборудование подорожало из-за роста цен на компоненты, инфляции и проблем с логистикой 4 ч.
Первый ЦОД Stargate получит собственные газовые турбины, солнечную электростанцию и энергохранилище 4 ч.
На юпитерианской луне Ио произошло мощнейшее извержение вулкана в Солнечной системе 5 ч.
В ОАЭ начали тестировать вызов дождя с помощью искусственных молний или нанотехнологий 6 ч.
Nvidia подтвердила вероятность дефицита GeForce RTX 5090 и RTX 5080 на старте продаж 7 ч.