Сегодня 27 сентября 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Звук и акустика

DivX. Основы создания видео на компьютере

⇣ Содержание
Автор: Евгений Сучёв

Многие из нас задумывались над обработкой видео на компьютере, но не все решаются этим заниматься. Причин много: на это уходит много времени, нужны специальные знания и подготовка, а так же программы, которые как правило выполнены на английском языке… но есть аргумент и "ЗА" - цифровое видео не подвержено старению, а при наличии опыта делается всё довольно быстро.

Эта статья не является панацеей. Создание видео на компьютере процесс творческий. Можно использовать любые программы, которые вам удобны. Статья написана от первого лица, и в ней говориться каким образом привык это делать я. Эта статья - попытка преподнести неподготовленным пользователям основы создания видео на компьютере.

C чего начать

Источника видео мы касаться не будем. Это может быть DVD, захват видео с TV тюнера, и.т.далее… Подробно об этом я напишу в более поздних статьях. Со всего этого мы, как правило, имеем файлы очень больших размеров. Наша задача, сократить размеры этих файлов. Как правило, ограничителем служит объём CD диска. Это делается при помощи программ кодеков.

По поводу копирования DVD дисков на компьютер написано много статей, например вот здесь. Захват TV и входа видео можно делать с помощью программы Virtualdub, я не буду на этом останавливаться в этой статье.

Обрабатывать изображение можно разными программами, самые распространённые - Adobe Premiere, Ulead Media Studio, Pinnacle Studio... Здесь на вкус и цвет. Если хочется видеоэффектов, наложения титров, то вам конечно, без выше перечисленных программ не обойтись. Но я пользуюсь Virtualdub - маленькая, быстрая, бесплатная, достаточно функциональная для простого кодирования в DivX или любой Mpeg4 клон, довольно простая и к тому же постоянно обновляется.

Процесс кодирования можно разделить на два этапа: Процесс кодирования видео и процесс кодирования аудио. Многие программы делают это за один раз, но это не самый лучший вариант. После такого кодирования мы получим всё не самого лучшего качества. Самого высокого качества мы можем добиться только при раздельном кодировании аудио и видео. Я использую для этого специализированные программы: VirtualDub или NanDub (предназначены для кодирования видео), RazorLame или oggdropXPd - кодирование аудио. Можно использовать и другие программы, я написал про те, которыми привык пользоваться. Про кодирование аудио мной написано в другой статье, поэтому подробно на этом процессе я останавливаться не буду.

На подступах к видео

Жать будем, конечно же, в формат DivX. Почему конечно? Всё дело в распространённости. Один из реальных конкурентов это Xvid, но его основной недостаток - это постоянное морфирование. По качеству, кодек Xvid показывает более высокие результаты, но вместе с видео файлом придётся выкладывать и кодек Xvid, которым это закодировано. Кодеки Xvid не совместимы ни в одну сторону, это их основной минус.

Основным инструментарием будет NanDub или Virtualdub (в зависимости от того, каким кодеком будете кодировать). Версий кодека DivX выпускалось более десятка, поэтому может возникнуть вопрос: Каким кодеком пользоваться? DivX3 - это один из первых релизов, DivX 5.05 последний релиз. Были так же промежуточные релизы DivX 4. Что лучше?

Начну с начала. Первым релизом кодека DivX был по сути взломанный кодек Mpeg4 и назвали его DivX 3. У кодека DivX 3 есть два режима работы: low-motion и fast-motion. Для чего они нужны?

У DivX3 low-motion коэффициент сжатия низкий и почти постоянный, а у fast-motion высокий и довольно таки сильно изменяется. Это грозит тем, что low-motion весь фильм сожмёт с одинаковым коэффициентом сжатия. Все фрагменты будут выглядеть с одинаковым качеством, не зависимо от того, есть какое-нибудь движение в кадре или нет. При нехватке общего битрейта на картинке будут появляться артефакты: окантовка вокруг переходов, наблюдается размытие картинки, так же появляются квадраты на картинках с плавными переходами цветов.



Появление окантовки на переходах и размытие картинки


Появление квадратов на изображении

Для исправления подобных вещей был сделан режим работы fast-motion. Было замечено, что при просмотре гораздо более заметны искажения на статичных картинках, чем на динамичных. Режим fast-motion занимается тем, что отбирает битрейт у картинок с быстрым перемещением и отдаёт его статичным картинкам. Такой подход частично выправляет положение с нехваткой битрейта. Но в этом случае, эти артефакты появляются на быстро перемещающихся картинках. Приходится искать компромисс, между хорошим качеством статичных и динамичных картинок. Для работы с кодеком DivX 3 настоятельно рекомендуется использовать программу NanDub. Данной связкой (DivX 3 +NanDub) можно добиться лучших результатов, чем при работе последующих кодеков DivX 4-5. Настройки этого кодека хорошо описаны в статье, а про работу в NanDub.

Про DivX 4 по большому счёту говорить нечего, это промежуточная версия между 3 и 5. DivX 5 ушёл немного дальше, а для DivX 3 написана более качественная программа (NanDub). В связи с этим кодирование при помощи DivX 4 я даже не буду рассматривать.

DixX5 так же как и DivX 3 подвержен выше перечисленным искажениям, но у него нет режимов low-motion и fast-motion. Если у DixX3 коэффициенты квантования жёстко заданы (только при помощи NanDub можно настраивать), то у DixX5 они задавались вручную, но в последней версии кодека DivX 5.05 убрана и эта возможность. Изменяя коэффициенты квантования можно получить такие же эффекты, как и в DixX3+NanDub, причём, минимальный коэффициент квантования играет решающую роль, превращая кодек из low в fast.

В DivX5 Pro, есть функция работы с B-frames, что теоретически повышает качество закодированного материала. Реально, при детальном исследовании, мной не было найдено качественного улучшения картинки. Хуже то же не делает, и на этом спасибо :). Этой функцией можно пользоваться для успокоения нервов, мол производители говорят лучше, значит это так.

Итак, я рекомендую использовать DivX 3.11alpha+NanDub. При их использовании мы получим видео со 100% совместимостью с любыми версиями декодеров DivX и качество получаемого видео не хуже, а зачастую лучше, чем при кодировании последней версией кодека DivX 5.05. В отличии от Divx 3, DivX 5.05 значительно проще в настройках. Похоже, производители решили за нас, что для нас хуже, что лучше. Что в DivX 5 получилось по-настоящему удачно - это декодер. Даже фильмы закодированные DivX 3, я рекомендую смотреть при помощи DivX 5, качество картинки значительно лучше, чем при просмотре декодером Divx 3 (и разного рода проблем меньше). Я опишу особенности работы обеих версий кодеков.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Российская платформа для разработки GitFlic дополнилась интеграцией с системами управления проектами 2 ч.
«Фотографии» в Windows 11 научатся автоматически сортировать изображения и распознавать надписи не только на английском 2 ч.
В смартфонах OnePlus обнаружена дыра в безопасности — любое приложение может читать все SMS без разрешения 4 ч.
«Бро постит ИИ-бурду у себя в приложении»: Meta запустила платформу Vibes для коротких ИИ-видео 4 ч.
YouTube Music превратили в подобие радио с ИИ-ведущими, которые «расширят музыкальные горизонты» 6 ч.
Сайт и бренд закрывшегося известного магазина «Плеер.ру» сдадут в аренду — не дешевле 500 тыс. рублей в месяц 6 ч.
Сделка с TikTok оставляет дыру в нацбезопасности США — роль Oracle раскритиковали 9 ч.
Apple разработала аналог ChatGPT — приложение Veritas для iPhone, но никому его не показывает 11 ч.
Electronic Arts готовится к выкупу за $50 миллиардов, чтобы стать частной компанией — это будет самая крупная подобная сделка в истории 15 ч.
TikTok в США продолжит приносить китайской ByteDance миллиарды даже после отделения 20 ч.
Horizon Fuel Cell представила 3-МВт модуль с водородными топливными элементами для замены дизель-генераторов 17 мин.
Чип с «сосудами»: Microsoft и Corintis вытравили микроканалы для СЖО прямо в кремнии 43 мин.
Учёные запустили самую большую и детальную симуляцию Вселенной — она поможет в поиске тёмных материи и энергии 2 ч.
Майнинговая компания Iren увеличила мощность ИИ-облака, закупив тысячи ускорителей NVIDIA и AMD за $674 млн 2 ч.
Samsung уронила цены на выпуск 2-нм чипов — на треть дешевле TSMC 4 ч.
Учёные создали невозможный в природе материал для сверхэкономичной памяти 6 ч.
Трамп собрался привязать пошлины на импортную электронику к числу чипов в ней 10 ч.
Пентагон может называть производителя дронов DJI китайской военной компанией, постановил суд 10 ч.
Google создала и показала в деле ИИ, который заставляет роботов сначала думать, а потом делать 16 ч.
Asus отдаст видеокарту GeForce RTX 5090 ROG Astral с подписью Хуанга за лучший дизайн видеокарты 17 ч.