Сегодня 19 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Звук и акустика

Музыкальный софт-рейтинг. Май-2005

⇣ Содержание

Окно мультитрека

Вот тут и начинается самое интересное. Программа позволяет производить импорт аудио форматов wav, aiff, ogg и MIDI-файлов с расширениями *.mid и *.midi. Как видно, mp3 не поддерживается.


 Mackie Tracktion 2

Рабочая мультитрековая область выполнена в весьма фривольном виде, что создает очень много путаницы. В нижнем левом углу находится небольшое командное меню, которое позволяет управлять основными настройками мультитрековой области, например, такими как параметры сетки, тайм-кода, экранными опциями и т.п. Мы говорили о том, что в программе отсутствует такой элемент как главное меню, в данном случае можно сказать, что его элементы перенесены на эту мини-панель. По существу в ней повторяются внутренне наполнение опций File и Edit, которые есть в главных меню большинства ПО. В центре нижней части экрана находится многофункциональное окно свойств, которое отображает список настроек функций для каждого выделенного элемента, будь то трек, файл или плагин. Снизу справа - транспортная панель.


 Mackie Tracktion 2

Сама мультитрековая область достаточно громоздка. Каждый трек построен по цепочке: источник (входное устройство) -> запись/воспроизведение (внутреннее наполнение трека) -> блок фильтров -> выход. Если вы используете импортируемое аудио или MIDI, то в указании источника звука нет смысла, поэтому в рамках таких треков достаточно обозначить позицию . Также существуют ограничения, выраженные в том, что одно входное устройство (аудио/MIDI) может назначаться только на один трек.

Проблема усугубляется тем, что программа работает только с одним из выбранных входных устройств, причем если говорить об аудио - то только стерео. То есть, вы не можете писать 8 треков параллельно через многоканальный интерфейс, даже если он у вас есть - программа задействует только два его входа.

В мультитрековой части, нужно отметить, что все треки "полиядны", т.е. могут содержать в себе различные файлы и/или их фрагменты. Редактирование внутреннего наполнения трека достаточно тривиальное, за исключением того, что программа может делать питч/стретч для аудио-фрагментов и зацикливать их (режим loop). Что касается качества питча/стретча, то оно очень слабое.

В блок фильтров входят все программные надстройки над треком. Если трек у вас содержит MIDI-данные, то в блоке фильтров устанавливаются программные инструменты. Потом можно включить в данную цепочку бесконечное число эффект-процессоров. С аудио-треками все намного проще - устанавливаются плагины обработки и т.п. Тут следует заострить внимание на одном важном моменте - Traction 2 работает только в стерео как на входе, так и на выходе! Поэтому использование многоканальных VST и VSTi не эффективно. Если вы хотите создать сложный эффект-процессор, включающий сразу несколько плагинов, но при этом самостоятельно собрать коммутацию между ними, то необходимо использовать модуль Rack - виртуальная система коммутации эффект-процессоров и/или инструментов. Он достаточно прост в использовании, поэтому заострять особое внимание наданном блоке заострять не будем.

Drag&drop… Плагины и элементы Rack переносятся в блок фильтров каждого трека с помощью указателя мыши. Таким же образом, плагины загружаются и в сами модули Rack. Если вы начнете серьезно заниматься изучением программы, то найдете очень интересную функцию - плагины и модули Rack могут переноситься не только в блоки фильтров для треков, но и в любой аудио-файл или фрагмент в рабочей области мультитрека. Причем такой эффект-процессор будет работать только для данного файла или фрагмента. Этот режим единственный, когда регулируемые параметры нельзя выносить на автоматизацию по огибающим (envelopes). Во всех других случаях - это возможно.

Автоматизация в Tracktion 2 выполнена на должном уровне - помимо того, что можно самостоятельно рисовать огибающие для каждого из параметров, реализована система записи/воспроизведения автоматизации - режим, при котором вы можете изменять параметры, вращая ручки и двигая слайдеры внутри интерфейса плагина, и все эти действия фиксируются.

Объединение в подгруппы происходит чрезвычайно просто. У Tracktion 2 нет никаких Busses и т.п., поскольку каждый трек можно перенаправлять не только на аудио-выход, но и на любой другой трек. Таким образом подгруппы создаются виртуально. Например, в блоке фильтров трека 1 вы собрали некую цепочку из эффект-процессоров, и выбрали его в качестве выхода для треков 2,3,4 (опция destination output for this track). Таким образом, дорожки 2, 3, 4, пройдя обработку через свои блоки фильтров, поступают на блок фильтров первого трека.

Это решение настолько очевидно и просто, что в программе даже отсутствуют настройки для мастер-выхода - их можно сделать в виде отдельного трека. И, как вы понимаете, в Tracktion 2 нет микшера! То есть таких элементов, как главное меню и микшерная консоль, присутствующих буквально во всем ПО, в данной программе нет. И, действительно, а зачем? Все интерактивно и понятно. То есть, Tracktion 2 действительно является представителем современного поколения и продуктом своего времени - все громоздкие функции упрощены до минимума.

Подытожим

Демо-версия Tracktion 2 доступна для скачивания на сайте Mackie. Она занимает порядка 14 Мб и имеет только два ограничения - в процессе работы периодически возникает лавинообразный шум, и иногда в MIDI-файлах отключается команда MIDI Note off, что достаточно болезненно, и не позволяет использовать Tracktion 2 "на полную".

Общие впечатления - прекрасно сделанная программа. За исключением несколько сложного в понимании представления рабочего процесса и плохой реализации питча/стретча, никаких отрицательных моментов я не нашел, и даже бы сказал, что потенциал у Tracktion 2 огромен.

Минимальные требования у программы не большие - процессор уровня Athlon XP/Pentium 4, 128 Мб свободной оперативной памяти, разрешение экрана 1024х768. Интерфейс программы может работать и на больших разрешениях, поскольку предусматривает возможности ресайзинга.

brainspawn forte 1.5 - все, что нужно для живых выступлений

Последней программой майского обзора будет весьма интересная brainspawn forte 1.5. Нередко наш музыкант-современник задумывается над тем, как хорошо бы было перенести всю мощь компьютерной обработки и синтеза из мультитрековой программы, в которой создается композиция, на концертную площадку. Особенно остро этот вопрос стал сейчас, когда программные гитарные процессоры уровня Amplitube и Guitar Rig звучат намного лучше аппаратных моделей, виртуальные голосовые процессоры достигли своей технологической зрелости, а компьютерные синтезаторы и сэмплеры оставили далеко позади свои аппаратные прототипы.

И, действительно, а почему нет такой программы, которая бы включала в себя все в одном и позволила бы использовать компьютер на живых выступлениях не только в качестве проигрывателя файлов, но и давала доступ к новейшим достижениям обработки и синтеза в рамках их использования в режиме реального времени.

2005 год для рынка ПО действительно подразумевает его перерождение. Программа forte 1.5 от компании brainspawn является одной из самых ярких весенних новинок, и позволяет обеспечить полноценное живое выступление. Внешне ее графический интерфейс напоминает сложный коммутационный блок, а то, что в нем можно сделать, мы рассмотрим чуть поподробнее.

Что на входе?


 brainspawn forte 1.5

Структурно коммутационную схему программы можно разделить на входные и выходные элементы. Входные элементы состоят из плагина-инструмента (VSTi, DXi, ReWire) и плагина-эффект-процессора (VST и DirectX). Модуль управления позволяет загружать, удалять и копировать инструменты в рамках рабочей области. Каждый из них отображается в виде отдельного рэкового блока, в котором можно получить прямой доступ к интерфейсу плагина, произвести его настройку, выбрать необходимый пресет.

forte 1.5 раcсчитана на одновременное использование до 32 инструментов. Переключение между ними возможно производить как вручную (горячие клавиши, указатель мыши), так и автоматизировано, запрограммировав их в рамках Program Change для MIDI-клавиатуры. Вообще, forte является очень гибким средством общения между различными виртуальными инструментами и MIDI-клавиатурой - есть множество различных настроек. Отдельно хочется сказать о возможности копирования инструментов. Если вы используете один и тот же плагин, но с различными пресетами (тембрами), то его можно размножить на несколько идентичных модулей с разными настройками.

Как вариант программного инструмента программа позволяет подключить модуль brainspawn Audio Input - виртуальный вход звукового интерфейса. Он имеет прямое отношение к реальным аудио-входам, только с единственной разницей - на один реальный можно подключить несколько виртуальных.

Подключив инструмент или виртуальный вход, и произведя необходимые настройки, пользователь может встроить в цепь следования сигнала любой эффект-процессор (плагин) стандартов VST и DirectX. Если для большинства современных программных инструментов это не так важно, поскольку они имеют необходимые наборы обработок в рамках собственных оболочек, то при использовании виртуального входа этот момент может стать ключевым. Например, на данном этапе можно установить вокальный либо гитарный эффект-процессоры, устройства динамической обработки и т.п.

Что на выходе?

Входные элементы коммутируются на выходные, и тут стоит отметить один нюанс - все выходные цепочки начинаются с виртуальных элементов Busses. По аналогии с виртуальными входами, виртуальные выходы имеют прямое отношение к реальным с учетом того, что на каждый выход звукового интерфейса можно указать сразу несколько Busses. Выходная цепочка выглядит следующим образом: Buss -> VST-, DX-плагин -> реальный Audio Out.

Общая картина

forte представляет собой абсолютно открытую коммутационную архитектуру, и, как вы понимаете, для того чтобы сделать на базе этой программы живое выступление необходимо запрограммировать специальный файл (в рамках программы он называется scene). В данном файле нужно собрать все цепочки обработки и эффект-процессинга, выбрать необходимые инструменты и распределить входы/выходы. Это можно делать как для одной композиции, так и для целого выступления, разбив каждый номер на отдельные сцены, которых может быть много, причем по внутреннему содержанию они могут быть совершенно различны. Все сохраняется в виде файлов комбинированного характера с расширением *.rcf (аббревиатура от Rack Configuration File).

Программно-аппаратные требования

Как уже говорилось, в рамках одной сцены программа позволяет работать с 32 одновременно загруженными синтезаторами или сэмплерами. Учитывая то, что на каждый инструмент и виртуальный выход можно еще загружать и дополнительные эффект-процессоры, требования к системе вырастают в геометрической прогрессии. forte является продуктом своего времени, поэтому ни о какой поддержке ОС Windows 95/98 SE/Me/NT 4.0 речи и не идет. Для установки программы необходимо иметь в наличии Windows 2000 Professional SP3 или Windows XP Home/Professional SP1 и выше. Для пользователей Windows 2000 Professional SP3 рекомендуется установить дополнительные "заплатки" Q322913 и Q322842. Минимальная частота процессора - 1,5 ГГц, объем RAM - 128 Мб. Учитывая реалии, стоит отметить, что эти величины указывают на то, что программа сможет хорошо загружаться - если вы подключите пару-тройку программных синтезаторов, то сразу ощутите нехватку системных ресурсов. Сам графический интерфейс программы требует разрешения экрана 1024х768 пикселей. Для функционирования forte подходят практически все современные звуковые интерфейсы с WDM или ASIO драйверами.

Подытожим

Удивительный факт - компания brainspawn позиционируется как один из основных сегодняшних спонсоров сайта kvraudio.com, владельцем коего является небезызвестная Muse Research, которая предлагает схожее с forte решение - Receptor, правда в виде закрытого программно-аппаратного модуля, цена на который составляет порядка $1300. forte стоит $129,95. Оба решения позволяют делать живые выступления, но в варианте от brainspawn мы имеем практически "голую" программную оболочку, к которой нужно иметь мощный компьютер с хорошим звуковым интерфейсом и множество плагинов.

Общее впечатление достаточно неплохое - система работоспособна, практически нет глюков. Решения типа forte и Receptor говорят о том, что современный РС может стать полноценной рабочей станцией для обеспечения живых выступлений, а в случае использования цифровых входов/выходов - и серьезным комплексом эффект-процессинга. Интересно также то, что оба этих схожих решения серьезно заявили о себе на рынке практически одновременно - весной 2005-го.

В завершении обзора

Мы не будем давать итоговый список лучших, поскольку, как вы понимаете, рынок сейчас очень турбулентен. Ему нужно немного устояться.

А общие итоги достаточно радуют, поскольку в рамках данного обзора мы описали программы, которые отличаются не только новизной, но и дешевизной по сравнению с "динозаврами" индустрии.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Учёные создали дрон, который летает исключительно на энергии Солнца 36 мин.
Galax выпустила полностью белую низкопрофильную GeForce RTX 4060 с крошечным заводским разгоном 2 ч.
Razer представила игровые контроллеры Kishi Ultra и Kishi V2 для смартфонов, планшетов и ПК 2 ч.
5 ГВт уже есть, ещё 2,5 ГВт на подходе: Microsoft стремительно наращивает ёмкость ЦОД и скупает ИИ-ускорители 2 ч.
На пути к квантовому интернету учёные впервые смогли записать и считать квантовую информацию в состояниях фотонов 2 ч.
Ulefone покажет на выставке «Связь-2024» новейшие смартфоны, планшеты и аксессуары 4 ч.
HPE обвинила китайскую Inspur в нарушении серверных патентов и обходе санкций США 4 ч.
Китайский автопроизводитель FAW начнёт выпускать премиальные смартфоны 5 ч.
Истребители под управлением ИИ и живого человека впервые сошлись в учебном воздушном бою в США 5 ч.
Boeing намерена запустить летающие беспилотные такси в Азии к 2030 году 6 ч.