⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Музыкальный софт-рейтинг. Итоги осени и года
Чуть меньше чем через два месяца к нам придет новый 2004-й год. Не думаю, что кому-то в декабре захочется читать сложные статьи, поэтому итоги осени являются финальным аккордом нашего эксперимента. Что касается лучшего подарка для ребенка к празднику - думаю, что это музыкальный компьютер. Посему данный материал условно можно разделить на две части - музыкальное ПО для детей и итоги уходящего 2003 года. Начнем с серьезной взрослой части. Программа Multitrack Studio от Bremmers Audio Design предложила уникальный метод конвертирования MIDI-файлов в WAV. "Сделайте MIDI-трек как "соло", скоммутируйте выход аудиокарты с ее входом и нажмите кнопку записи":). То есть, в 2003 году произошел прорыв, и люди наконец-таки узнали, как правильно делать подобную конвертацию:) Ну а если без шуток, то самой яркой программой-2003 стал конструктор плагинов db Audiware Quantum FX, позволяющий пользователю самостоятельно проектировать и рисовать подключаемые программные модули для стандартов DirectX и VST. Второй по яркости оказался Emersys Maven 3D Pro - продукт, позволяющий создавать полноценные пространственные эффекты для бинауральных систем, а также стерео, квадро и 5.1. Третье место заслуженно занимает новый процессор ультранавороченных эффектов iZotope Spectron. Причем, продвигается он на рынке не так чтобы очень хорошо, но об этой программе сейчас довольно часто стали говорить западные саундпродюсеры, что внушает некую толику надежды. А теперь, непосредственно рейтинг… Лучшие рабочие станции
Виртуальные студии и алгоритмические программы
Лучшие программы для ремиксинга/ди-джеинга
Лучшие звуковые редакторы
Лучшие музыкальные инструменты
Лучшие эффект-процессоры
Лучшие программы для работы в 5.1
Лучшие программы для мастеринга
Автотюнеры
Тюнеры
Измерения акустики
Тестирование звуковых интерфейсов
Вспомогательные программы
Лучшие программы-2003
Из представленного списка новинкой является RML Labs SAWStudio 3.4b, на которой мы остановимся чуть подробнее. Помимо этого рассмотрим программу OxyWaveZ Live 1.0, появление которой можно считать подарком для "живых" исполнителей и музыкантов. И на последок рассмотрим детское музыкальное ПО от 2 до 8, и от 8 до 12 лет. RML Labs SAWStudio 3.4bСейчас пойдет речь, пожалуй, о самом упорном разработчике и его непотопляемом программном продукте на рынке музыкального ПО. Более 30 лет основатель фирмы RML Labs Боб Лентини (Bob Lentini) работает в звуковой сфере, а его легендарному продукту SAWStudio в 2003 году исполнилось 11 лет. У многих могло сложиться впечатление, что Боб Лентини был далек от мировых корпоративных войн на мировом рынке ПО, хотя это не совсем верно. SAWStudio используется во многих студиях звукозаписи мира, и, на данный момент, создает достойную конкуренцию таким рабочим станциям, как Steinberg Nuendo и Digidesign Pro Tools. Но… обо всем по порядку. IntroSAW (аббревиатура от Software Audio Workshop) работает на базе Windows-платформы, и в последней версии поддерживает только Windows XP/2000/NT. Эта мультитрековая программа нового поколения позволяет на самом профессиональном уровне построить звукопроизводство по всем требованиям современных стандартов. Отличительной особенностью продукта является его цена (около $2500), которая приравнивает SAWStudio к супер-профессиональным решениям. Интересно отметить, что программа SAWStudio очень требовательна к аппаратным ресурсам компьютера. Минимальные требования - Pentium II - 450 МГц и выше, более 384 Мб RAM, видеокарта, поддерживающая разрешение 1024х786 с 65.000 цветов. Поскольку интерфейс несколько перегружен, то SAWStudio рекомендовано использовать в режиме "двух мониторов" (Dual Monitors). Помимо этого, программа может поддержать до 24 подключенных аудио-устройств. Это, кстати, одна из главных "фишек" SAWStudio на протяжении уже нескольких лет. Я помню, на заре звуковых карт, когда фраза "full-duplex" считалась чем-то заоблачным, данный продукт был чуть ли не единственным, позволяющим работать одновременно с двумя звуковыми картами, что активно использовалось ди-джеями и экспериментаторами в области многоканального аудио. Сейчас, как мы видим, можно работать уже с 24-мя стерео-интерфейсами (или обычными многоканальными системами) и 2-мя дисплеями. Микшерная консольСтруктурно программу можно разделить на две основные части: микшерная консоль (проще говоря, микшер) и мультитрековый интерфейс. Разработчик постарался обеспечить в программе эффект работы в живой аппаратной студии, что ему и удалось. Виртуальная программная консоль рассчитана на 72 стерео-входа (144 входящих канала) и 24 стерео-выхода со встроенными возможностями выбора источника сигнала, замены правого левого каналов между собой, моно-режимом, аттенюатором, фазоинвертором, 5-полосным стерео-эквалайзером, компрессором/гейтом. Помимо этого микшер предоставляет возможности подключения post- и pre-эффектов, 6 стерео Aux-посылов с сохранением заложенных установок панорамных положений. За каждым входным каналом микшера можно закрепить определенный стерео-выход (один из 24-х), но на этом последовательность можно продолжать, программно коммутируя этот выход на любой другой. Ко всему этому списку можно добавить пространственное (surround) сведение и обработку эффектами с возможностями управления по восьми точкам в проекции XY и отдельной регулировкой для сабвуферного (Sub) и центрального (C, Center) каналов. В сумме мы можем получить 10 выходных каналов, и пользователь сам может конфигурировать параметры выходной системы в таких популярных стандартах как квадро, 5.1, 7.1 и так далее. Цифровые данные с характеристиками 24 бита/48 Кгц и большое количество эффектов, позволяют нам сравнить по эффективности микшер SAWStudio с самым популярным аппаратным студийным решением - пультом Yamaha 02R старого поколения. При этом в программной реализации есть явное преимущество - исключаются задержки в цифровых трактах обработки. Кстати, такое сравнение со студийными аналогами появилось не спроста. Программа может взаимодействовать посредством MIDI-управления с некоторыми аппаратными студийными микшерами производства Mackie, Tascam, Souncraft, Korg, Sony, Panasonic, Yamaha и т.п. То есть, SAWStudio может быть и частью студии, полноценно в нее внедрившись, а может быть и самостоятельной студией, проявляя тем самым полиморфизм. Микшерная консоль плотно увязана с мультитрековым интерфейсом, при этом возможности и того, и другого распределены. Это упрощает навигацию по достаточно громоздкой рабочей области программы - функции не повторяются. Уменьшается громоздкость и за счет другого интересного решения - каждый канал консоли мы можем просмотреть в трех основных режимах - непосредственно в самом окне микшера, в столбце с расшифровкой значений и развернутом виде Wide View (показано на рисунке). Это очень удобно. Мультитрековый интерфейсОсновной особенностью SAWStudio является то, что программа позволяет ощутить эффект живой студийной работы. Этому способствует специально разработанный интерактивный дизайн, который отличается от известных нам вариантов, эмулирующих изменения через фиксированные моменты времени (т.н. snapshot). В рамках SAWStudio мы говорим о реализации live streaming design - "живого потокового дизайна", позволяющего плавно автоматизировать изменения с посэмпловой точностью. При включенном автоматизированном режиме контролируется более 10000 параметров, и их изменения могут быть сохранены. Помимо этого программа разработана на базе своего собственного движка, позволяющего рационально использовать ресурсы Windows, CPU и DSP саундкарты. Мультитрековый интерфейс отлаживался разработчиком долгие годы, и по-своему он уникален. Мы можем говорить о полноценном интуитивно-пользовательском варианте представления рабочего дизайна, но, вместе с тем, с уникальными возможностями. Сама мультитрековая область не представляет ничего существенно сложного, но очень интересно построено ее окружение. Каждый структурный элемент, будь то фрагмент звукового файла, VST или DirectX-плагин, или пресет для pre- и post-эффектов имеет свое отображение в специальных навигационных окнах со списками (List Box). Представьте, когда у вас проект включает порядка 40 треков, на каждом из которых несколько файлов или их фрагментов. Закрепив за каждым из этих элементов определенное название, мы можем без труда производить навигацию с помощью данных окон со списками. FX ProcessingКак говорилось ранее программа обеспечивает эффект работы в живой студии и имеет собственные наработки в областях дизайна и распределения вычислительных мощностей компьютера. Естественно, не обошлось и без собственных реализаций подключаемых модулей эффектов (плагинов). Для этих целей разработчиками был создан собственный интерфейс прикладного программирования SAWStudio API (Application Programming Interface). Данный интерфейс предлагает вариант наиболее точного и отлаженного протокола взаимодействия между программной оболочкой и подключаемым плагином, что дает явное преимущество в продуктивности взаимодействия. Для заинтересовавшихся скажу, что подробная документация и основные листинги есть на сайте www.sawstudio.com. Этот API разработан для стандартной 32-битной платформы Windows с соответствующими dll-библиотеками. Для работы с ним подойдут такие современные средства разработки как Visual C++, Borland C++, Symantec C++ и т.п. Протоколы VST и DirectX также поддерживаются программой, но с поправкой. Плагины данных стандартов адаптируются под функциональные особенности интерфейса SAWStudio. Инициализация таковых происходит без особых проблем, хотя рекомендовано для VST-плагинов использовать соответствующую папку в каталоге программы. В рамках данного раздела нужно сказать и о возможности SAWStudio работать с VST-инструментами и программными синтезаторами. Для их подключения в меню Options необходимо указать соответствующий MIDI-порт. Работа по TCP/IPПомимо того, что программа может взаимодействовать с другими (в т.ч. и внешними) устройствами по протоколам SMPTE LTC и MTC MIDI, интересной особенностью SAWStudio является способность внешней коммутации по протоколу TCP/IP. Мы можем одновременно пользоваться сразу несколькими рабочими станциями SAWStudio, работающими на разных компьютерах. Для этого достаточно иметь сеть Ethernet 100 base-T с протоколом TCP/IP. Если принять один компьютер как основной (Host/Master), то к нему можно подключить еще восемь машин, которые могут быть управляющими (Remote) либо управляемыми (Slave). Remote не используют собственных звуковых устройств, и предназначены для удаленного управления основным компьютером. Они могут давать команды на открытие, закрытие, сохранение сессий, воспроизведение, запись и т.п. (всего 34 команды). Под Slave, в данном случае, понимаются машины, которые могут синхронно с основной (Master) воспроизводить сессии или их элементы на своем звуковом интерфейсе (управление предусматривает всего пять команд). Так что же такое SAWStudio?Пожалуй, это самый трудный вопрос, на который можно ответить. Мы имеем в наличии:
При этом:
Скорее всего, мы говорим либо о новой революции, либо о странном ходе времени для RML Labs, которые представляют шикарный программный продукт, при этом отстраняясь от пользовательского рынка. Понятно, когда программа для Mac стоит $2500, но SAWStudio рассчитана только на Windows-пользователя. А здесь так не принято. В общем, от RML Labs нужно ждать новостей. Версия 3.4d появилась 19 октября 2003 года. OxyWaveZ Live 1.0 - музицируем без проблем!Во-первых, OxyWaveZ Live может помочь прежде всего гитаристам, которым необходима репетиция в домашних условиях. Правда, хороших программных реализаций гитарных эффектов пока очень мало, но, в принципе, если поискать, то можно найти парочку (IK Multimedia Amplitube, Steinberg Magneto, Lexicon PSP Delay). Второе - это репетиция и запись вокала. Третье - это обеспечение живых выступлений, поскольку OxyWaveZ Live можно установить на ноутбук либо любой маломощный компьютер. Программа очень не требовательна к ресурсам. Четвертый вариант - использование в рамках трансляционных и эфирных систем. Назначая на определенный вход необходимое количество эффектов, можно использовать программные плагины для составления сложных или простых трактов обработки, заменяя тем самым более дорогое аппаратное оборудование. ИдеяВы подключаете микрофон либо инструмент ко входу звуковой карты. OxyWaveZ Live 1.0 - это процессор эффектов. С его помощью вы можете в реальном времени использовать любую доступную обработку применительно к звуку с линейного входа, и сразу слышать результат, а также записывать его на жесткий диск. В качестве эффектов могут быть использованы как внутренние подключаемые модули программы (их всего два), так и любой VST-плагин. OxyWaveZ Live позволяет одновременное подключение до восьми модулей эффектов. При желании результат можно записать на жесткий диск. Для того, чтобы было удобнее музицировать, в программе предусмотрен метроном и минимум необходимых настроек. Основные возможности OxyWaveZ Live можно вывести в список:
РеализацияОчень простой интерфейс, который сразу становится понятным в момент первой загрузки. VST-плагины авторизируются без проблем. Так как большинство из них работает на уровне 32/64 бит, поддержка такой разрядности внутренней обработки позволяет использовать самые современные решения. Но тут можно столкнуться с явной проблемой - перегрузкой ресурсов компьютера. Разработчик решил данную проблему очень просто - встроенный индикатор загрузки центрального процессора (CPU Usage). Аккомпанемент загружается в виде только wav-файлов с различными характеристиками. Запись на диск производится также в wav-файлы с максимальными значениями 24 бита/96 КГц. Для удаления лишних шумов в программе опционально встроена система noise-gate. OutroКомпания OxyWaveZ Software никому неизвестна. Расположение сервера разработчика определено как Russia, что радует. Еще более радует их продукт - OxyWaveZ Live 1.0. По крайней мере таких разработок сейчас, как говорится, "днем с огнем". На сим профессиональную (взрослую) часть можно считать законченной. Переходим к детскому ПО. Обучающие музыкальные программы для детей от 2 до 8 летБольшинство развивающих игр для детей от 2 до 8 лет расcчитаны на самых маленьких. Но в этом возрасте малыши впитывают всю информацию как губка. Поэтому, используя программы из данного обзора, мы можем убить сразу двух зайцев, - изучить примитивный английский (в большинстве случаев в программах говорят на нем) и научиться нотам, и музыкальной грамоте. Happy Note! Treble and Bass ClefHappy Note! Treble and Bass Clef - это простая компьютерная игра, которая учит детей слушать и отличать ноты, при этом малыш должен определять месторасположение того или иного звука на нотном стане при скрипичном и басовом ключах. Единственное неудобство - латинская транскрипция. Вы можете выбирать только между слоговым (Do, Re, Mi) и алфавитным (A, B, C и т.п.) вариантами. По заверениям разработчика, малыши приходят в восторг. Larry's SoundsУ Ларри целая страница посвящена детским программам. Несколько лет назад была весьма популярной Larry's Songs 1.0, где маленькому пользователю предлагалось нажимать на разные кнопки, за каждой из которых был закреплен определенный звук. Теперь Larry поступил несколько проще и сделал небольшую флэш-анимашку, которую можно скачать и играть с ней в офф-лайн режиме. В принципе, если интересуют игры подобного плана (а они действительно приводят детей восторг), то рекомендую зайти на сайт студии Диснея (www.disney.com). Там и флэшки просто замечательные, и озвучены они прекрасно. Harmonic Vision Music AceHarmonic Vision успешно развернулась на рынке обучающего музыкального ПО для детей. В стандартном варианте пакет Music Ace предлагает от 12 до 24 уроков, где маэстро Макс учит малышей нотной грамоте, темпу, чувству ритма, четвертным и восьмым нотам, слушанию мелодий, синкопированию, аккордам и т.п. В принципе, Music Ace - это целый комплекс, или даже музыкальная школа на дому. Все происходит в веселой развлекательной обстановке, хотя опять же может возникнуть барьер с английским языком. Но, судя по тому, что многие дети начинают изучать его еще с садика, такие уроки могут оказаться даже полезными. BeachWare Nursery RhymesОчень занимательная игра для детей от 2 до 8 лет, которые только начинают свое знакомство с компьютером. В программе предусмотрено до 40 детских стихов, под каждый из которых есть своя уникальная яркая иллюстрация. Стихи и песенки очень простые, и малыш сможет без труда напеть что-нибудь. Навигация предусматривает всего четыре кнопки, и если пользователь еще слабо знаком с компьютером, Nursery Rhymes в стиле игры поможет ему научиться пользоваться мышью на самом примитивном уровне. Mr. Drumstix' Music StudioОдна из самых популярных обучающих игр среди малышей. Дети проводят часы, исследуя интерактивную модель страны чудес внутри музыкальной студии, - поют песни, играют, получают новые знания, связанные с такими инструментами как ударные, гитара и пианино. G&R Cybermedia Group Pieces of Music GamesPieces of Music Games состоит из трех различных обучающих игр, в процессе которых игроки учатся названиям музыкальных нот и различных символов. Не сказал бы, что это очень интересно для взрослого, но для самых маленьких, есть над чем подумать:). Metronimo TetrisMetronimo - это компания, выпускающая, пожалуй, самую интересную и яркую продукцию. Большинство программ, представленных на сайте разработчика распространяются бесплатно. Больше всего меня удивил вариант музыкального тетриса. Внизу расположены 7 нот, а сверху падают их изображения на нотном стане. Задачей играющего является сопоставление названий и изображений. Действует система накопления очков и предусмотрено несколько уровней. Программа предусматривает и платное продолжение, именуемое Tetronimo, где игроку ставится более сложная задача игры с использованием различных ключей и голосовых диапазонов. Myriad Software Melody Assistant и Harmony AssistantФранцузская компания Myriad Software занимается разработкой очень интересных программ. Самые популярные из них - это Melody Assistant и Harmony Assistant. Обе программы позволяют работать с мелодией и аккомпанементом к ней (взаимообратно). Работая с подобным, начинающий музыкант будет учиться построению мелодий и аранжировке на самой начальной стадии. Обучающие программы для детей от 8 до 12 летMixman StudioXProMixman StudioXPro - один из самых знаменитых программ-дэнсмэйкеров. Суть работы в нем довольно проста - в базе Mixman имеется набор фирменных танцевальных музыкальных фраз (loop'ов). Пользователь создает свою композицию, оперируя только ими. При этом имеется и набор эффектов. Таким образом, в молодом человеке в режиме игры закладываются навыки как музыканта/аранжировщика, так и звукорежиссера. Яркая, интересная, готовый результат через пять минут - это основные плюсы подобных программ. IK Multimedia GroovemakerЭто еще один дэнсмэйкер от итальянской фирмы IK Multimedia. Groovemaker отличается хорошим качеством графики и музыкального материала, а также большим количеством встроенных удобных функций. При этом стоит отметить большое количество профессиональной терминологии. Dance eJayСейчас существует несколько модификаций одной и той же программы - Dance eJay, Techno eJay, Hip-Hop eJay, House eJay, Ibiza eJay и т.п. Основное отличие - их музыкальное наполнение. Семейство этих программ можно назвать прямым потомком первого дэнсмэйкера Technomaker (примерно 1997 год), и как в наследство от него осталось решение интерфейса - составление композиции по кирпичикам. Это не плохо, потому как последний профессиональный софт схож по принципу работы, и сводя свои первые композиции в eJay, пользователь постепенно впитывает навыки общения с мультитрековыми программами. Нужно отметить, что у e-Jay-семейства очень много поклонников по всему миру. Уже на протяжении нескольких лет мы говорим о постоянном обновлении версий и музыкальных банков к ним. В завершенииА следующим этапом уже должен быть переход к профессиональным программам. Большинство из них не иак сложны, как кажется на первый взгляд. 2003 год можно назвать очень богатым на события. В первом полугодии была скуплена вся верхушка ведущих производителей музыкального ПО. Во втором ситуация нормализовалась и даже больше того, дала почву для активизации множества мелких компаний и независимых разработчиков. Появилось много свежих идей. Выставки также были богаты на события и новинки. В общем, индустрия обновилась.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|