Звук и акустика

Музыкальный софт-рейтинг 'октябрь 2003

Продолжаем наш софт-рейтинг. И сегодня остановимся на ключевых событиях, прошедших в октябре 2003 года, а в конце рассмотрим одну из лучших на сегодня программ - db Audioware Quantum FX v.1.02.

115-й съезд AES в Нью-Йорке


С 10 по 13 октября в Jacob K. Javits Convention Center (Нью-Йорк) прошел очередной съезд профессионалов из мира звука под эгидой общества AES (Audio Engineering Society). К этому событию готовятся все ведущие производители в сфере звукопроизводства и большое количество специалистов.

Выставка - это только лишь часть съезда. Основной интерес всегда вызывают презентации и доклады в его рамках, поскольку они определяют будущее развития индустрии. Напомню, что предыдущий 114-й съезд состоялся весной этого года в Амстердаме, и предопределил множество современных направлений.

Большинство весенних тем спроецировалось и на американский съезд. Так, например, "аудио высокого разрешения" (High Resolution Audio или Hi-Res Audio) по-прежнему стояло во главе угла. Нам нужно не только привыкнуть, но и научиться работать с технологиями SACD, DVD-A, Blu-Ray DVD, HDTV, WMA. Это рождает ряд вопросов не только у пользователей, но и у специалистов.

Для освещения данных стандартов и технологий были приглашены профессионалы от ведущих фирм и из лучших студий мира. А 9 октября состоялся очень интересный семинар SURROUND LIVE!, посвященный "живому" микшированию в 5.1.

Второй по значимости тематической частью съезда являлся мастеринг под современные форматы и стандарты. Достаточно широко представлена тема производства звука для игр. Как новинка этого съезда прошло обсуждение по внедрению формата XMF, а также реализации звука для интерактивных моделей и современных игровых решений. Напомню, что аудио в играх уходит от стерео в сторону многоканальности. Но для внедрения этого необходимы новые решения в области программирования звуковых движков.

Также имели место семинары, посвященные темам: аудио для средств коммуникаций, теле и радиовещание, измерения и анализ, бинауральные системы и т.п. Нужно отметить, что помимо основных докладов было еще очень много дополнительных, затрагивающих различные темы. Дополнительная информация на www.aes.org.

Новое ПО представленное на 115-й AES

Waves Diamond


Фирма Waves решила совместить свои пакеты Waves Platinum, Restoration и Transform в один и назвала его Diamond. Таким образом, мы получаем набор из 35 процессоров эффектов для технологических платформ TDM, RTAS, AudioSuite, VST, DirectX, MAS, Audio Units. По сути ничего нового, кроме упаковки.

Cakewalk SONAR 3.0




В третьей версии SONAR значительно доделан интерфейс и теперь программа может похвастаться его суперфункциональностью. Другая новость еще более грандиозна - полноценная поддержка VST-плагинов и инструментов, правда, опять… через VST-адаптер.

Ableton Live 3


От версии к версии Live улучшается, правда не такими семимильными шагами как конкуренты. Добавлены дополнительные удобные функции редактирования и сведения, а также работы с MIDI и эффектами. К тому же добавлено четыре новых собственных эффекта:

  • Resonators - пять запараллеленных резонаторов, позволяющие менять тональный характер исходного звука.
  • Compressor II - компрессор с выбором частоты.
  • EQ Three - трехполосный эквалайзер с фильтрами.
  • Utility - уровень и расширение стереобазы в одном функциональном блоке.

19-я церемония награждений TEC Awards 2003


11 октября прошла очередная церемония награждений Technical Excellence&Creavity Awards за 2003 год. Данное событие проходит каждую осень, и в этом году является уже 19-м по счету. Оценка достижений в области современного музыкального шоу-бизнеса с точки зрения профессионализма - основная задача проведения данной церемонии. По сути ее можно сравнивать с Grammy, только профессиональной. Американцы любят делать различного рода презентации и церемонии награждений. TEC Awards является одной из самых громких. Напомню, что в претендентах значилось следующее ПО:

  • Propellerhead Reason 2.0 (номинация - Лучший музыкальный инструмент).
  • Cakewalk Project 5 (номинация - Лучшая рабочая станция).
  • Emagic Logic 6.0 (номинация - Лучшая рабочая станция).
  • Antares Tube (номинация - Signal Processing Technology).
  • BIAS SoundSoap (номинация - Signal Processing Technology).
  • Cedar Audio Retouch (номинация - Signal Processing Technology).
  • PSP DelayPack (номинация - Signal Processing Technology).
  • TC Electronic Assimilator (номинация - Signal Processing Technology).
  • Waves Platinum TDM (номинация - Signal Processing Technology).

Победил только один представитель - Waves Platinum TDM (номинация - Signal Processing Technology).

В принципе, и изначальный список был не интересен. Я бы сказал, что он не отличается современностью. А в конце и вообще что-то непонятное получилось. Если посмотреть на победителей от TEC Awards, то от многих из них пахнет нафталином.

А теперь приступим к рассмотрению, на мой взгляд одной из самых интересных программ - db Audioware Quantum FX v.1.02. Причем это претендент на звание лучшей программы по итогам года в нашем софт-рейтинге.

Конструктор плагинов

db Audioware Quantum FX v.1.02


Компания db Audioware предлагает самостоятельно создавать DirectX и VST-плагины. При этом не нужно никакого программирования или сложных математических вычислений. Quantum FX - это конструктор.

Пользователям предлагается:

  • Быстрое создание макетов и экспериментальных моделей эффектов.
  • Возможности разработки простых графических интерфейсов.
  • Разработка комплексных многослойных эффектов.
  • Все сложные эффекты могут быть скрыты за элегантным графическим интерфейсом.

Таким образом, создав некую модель, мы разрабатываем для нее графический интерфейс и используем его потом в качестве DirectX либо VST-плагина в большинстве современных программ, таких как Sound Forge, ACID, Vegas, Cubase, Cakewalk, Logic Audio, Adobe Audition (ex-Cool Edit Pro), WaveLab, Cubase, Nuendo и т.п.

Основные принципы

Quantum FX состоит из двух основных частей:

  1. Конструкторская с инструментарием (workbench), выполненная в виде отдельной программы (quantum-fx.exe).
  2. Плагинная. Все созданные модули эффектов отображаются в виде обыкновенного плагина стандартов DirectX и VST.

Разработчиками рекомендовано использовать Quantum FX для создания именно VST-плагинов, поскольку они более универсальны по сравнению с DirectX, - возможны синхронизация и вывод множества параметров на автоматизированное управление.

Пример работы с конструктором

Конечно, можно ходить вокруг да около, но лучше показать возможности программы на простом примере. Давайте создадим плагин обыкновенного компрессора. Это можно сделать за 5 минут.

Первым делом загружаем оболочку quantum-fx.exe. Перед нами открывается интерфейс состоящий из небольшого главного меню, инструментария и рабочей области. Далее работаем поэтапно:

  1. File > New - создаем новый проект. На данном этапе программа предлагает два варианта проектов "моно-в-моно" и "стерео-в-стерео". Конечно, стерео вариант нам более приемлем, и мы выбираем его.
  2. В рабочей области открывается новое окно, именуемое New Algorithm, и мы видим, что там уже установлены два модуля Audio In и Audio Out.
  3. Теперь в инструментарии находим модуль стереокомпрессора и переносим его указателем мыши на рабочую область.
  4. Cоединяем St Out от Audio In с In компрессора, и Out компрессора со St In модуля Audio Out. Все, простейшая алгоритмическая модель на этом создана. Что должно получиться отображено на рисунке.

Но теперь нам необходимо сделать графический интерфейс. Следующие этапы:

  1. View > Plugin - загружаем графическую оболочку для нашего будущего программного модуля. Изначально она представляет из себя пустое окно.
  2. На модуле компрессора мы видим достаточно большое количество параметров, таких как Thresh, Ratio, Attack, Release, Knee, AutoGain, RMS Time и Gain. Все они могут попасть на графический интерфейс и управляться оттуда. Подносим указатель мыши к любому из них и нажимаем правую кнопку. В pop-up меню выбираем функцию Properties, и наблюдаем окно, показанное на следующем рисунке.

  3. В окне Parameter properties указатель Show in plugin находится в отключенном положении. Включаем его и вводим имя параметра, которое может быть любым. Нажимаем ОК и смотрим на то, что у нас оказалось в результате - в графическом окне плагина появилось графическое изображение ручки потенциометра.

  4. Теперь вынесем все параметры на управление и посмотрим как будет выглядеть наш плагин во всеоружии.

Последним этапом является составление пресетов для нашего программного модуля.

  1. Audio > Open Wave File - загружаем аудиофайл. Команду на воспроизведение и останов мы даем с помощью пробела.
  2. В процессе воспроизведения файла мы можем менять любой из параметров, как в самой блок-схеме, так и в собранном графическом интерфейсе.
  3. Выбрав нужный вариант звучания вызываем модуль загрузки пресетов (View > Preset) и сохраняем в нем выбранные настройки под любым именем.

Все, теперь осталось сохранить полученный компрессор под определенным названием и пользоваться им в наших любимых программных продуктах в виде плагина.

Все графические изображения можно менять. С программой поставляется целый банк фоновых рисунков, кнопок, индикаторов и т.п. Вот, например, можно посмотреть, как в WaveLab смотрится параметрический эквалайзер с модернизированными графическими элементами.


От простого к сложному

В рамках одного проекта вы можете использовать любое число структурных модулей, а, следовательно, создавать сложные комбинационные эффекты. Например, различные варианты использования задержки с эквалайзером, панорамированием и т.п. На управление совсем не обязательно выносить все параметры, часть из них можно скрыть, сделав установки по умолчанию.

Вариант с изменением графического интерфейса также весьма интересен. Вы можете использовать свои собственные BMP-файлы и изменить внешний вид до неузнаваемости.

В завершении

Ничего более красивого и удобного я до этого не видел. Новая концепция, неограниченные возможности креатива, легкость в управлении…

Версия 1.00 вышла 29 июля 2003 года. 28 августа появился ее апдейт - 1.02. Программа очень свежая. Пока же можно говорить о небольшом наборе модулей, но думаю, что со временем программа обрастет ими в полной мере. Нужно отметить, что музыкальное ПО вступило в новый этап своего развития. Если ранее мы говорили о более-менее стандартных вещах, то сейчас на первые позиции выходят такие уникальные разработки как Emersys Maven 3D Pro, iZotope Spectron, а теперь вот и db Audioware Quantum FX. Думаю, что наш музыкальный софт-рейтинг зимой 2004 года будет существенно отличаться от предыдущего. О серьезных намерениях db Audioware говорит и тот факт, что для своей новой программы они создали сайт с одноименным доменным именем - www.quantum-fx.com.

Дополнительные материалы

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥