Сегодня 27 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Звук и акустика

Современные акустические системы. Часть 2.

⇣ Содержание

Продолжаем один из наших ключевых обзоров по современным акустическим системам. В прошлой части мы раскрыли современную теорию, а теперь приступим к практике… Мы разделим акустические системы (АС) не по ценовому диапазону, и даже не по техническим и акустическим характеристикам - а, прежде всего, по предназначению. То есть, АС для любителей игр, любителей музыки, владельцев домашних студий звукозаписи, звукорежиссеров на радио и ТВ, коммерсантов и т.п.

1. Любителям игр

Игры идут всегда впереди индустрии, поэтому новые многоканальные технологии после кино откатываются прежде всего на них. Любители игр достаточно просто относятся к звуку - "чем дешевле, тем лучше". Поэтому производители пытаются представить для этого сегмента рынка максимально дешевые и современные модели. Особенно сейчас это актуально с приходом систем 5.1. Ведь, если раньше хорошая геймерская стереосистема с сабвуфером "тянула" на $50-70, то сейчас стоимость 5.1 приближается к $150-200. Это мы говорим о том случае, когда вместо двух колонок мы делаем набор из пяти таких же.

По моей информации, на данный момент игр со звуком 5.1 выпущено немного - порядка нескольких десятков. При этом для РС привыкли работать по старинке - используя стерео с обычными 3D-движками (задержки, противофаза, эквалайзинг и реверберация). Конечно, на системах за $50-70 от этого мало толка. Дело в том, что в недорогих АС разработчики обычно не ставят перед собой задачу обеспечить качественную диаграмму направленности звукового потока. Поэтому различие между правым и левым каналами пользователь ощущает только по мере удаления одной колонки от другой и в рамках таких АС получение качественного 3D-звукового поля практически нереализуемо. 3D-картина хорошо воспринимается только в наушниках.

Прервемся на рассмотрение некоторых интересных современных моделей.

Behringer MONITOR 1C (~45 евро за пару)


 Behringer MONITOR 1C

Behringer MONITOR 1C - очень неплохие компактные двухполосные мониторы с частотным диапазоном 60 Гц - 23 КГц. Очень хорошо подходят для различных мультимедийных комплексов и даже небольших домашних студий звукозаписи. Из MONITOR 1C можно комплектовать многоканальные Surround-системы. Допускается высокий уровень нагрузки (до 100 Вт) при этом предусмотрена автоматическая защита от перегрузок. 1С поступила в продажу со второго квартала 2004 года.

Behringer MS16 (~68 евро за пару)


 Behringer MS16

MS16 - это также новинка второго квартала 2004 года. Предусмотрены регуляторы громкости, НЧ и ВЧ, а также возможность подключения двух стерео-источников. Более подробной информации пока нет.

Стерео-наушники Panasonic RP-HT850 (~ $47)


 Panasonic RP-HT850

Несмотря на то, что вы можете купить практически любые наушники за $20 и меньше от известных и неизвестных производителей, позволю себе порекомендовать обратить внимание на несколько интересных моделеей. Panasonic RP-HT850 - очень удачная современная модель с уникальным частотным диапазоном от 7Гц до 28 КГц. Цена уже себя оправдывает. Обладая очень хорошей чувствительностью (105 дБ/мВт) они имеют очень легкий вес (140 г.). Плюс к этому позолоченные разъемы и шнур (1,5 м) с проводниками из бескислородной меди.

Стерео-наушники PHILIPS SBC-HG100 (~ $70)


 PHILIPS SBC-HG100

Специальные наушники для геймеров от Philips со встроенным микрофоном. С ними можно играть и параллельно общаться. Частотный диапазон наушников 40 Гц - 28 КГц, чувствительность - 110 дБ/мВт.

Что касается 5.1, то проблема локализации источников звука в этом стандарте решена на порядок лучше.


Пользователь находится в центре звукового поля в точке пересечения центральных осей излучения всех громкоговорителей. Все каналы являются равноценными и могут качественно эмулировать окружающее нас звуковое пространство. Но, это только в идеале. Дело в том, что в реальных условиях очень трудно соблюсти расстановку многоканальной АС под заданный стандарт.

Но есть выход. Практически с каждой звуковой картой, работающей в 5.1 и более, поставляется набор драйверов и ПО, предназначенного для качественной настройки многоканальной АС. Если такового нет в наличии, рекомендую посетить сайт www.maven3d.com, на котором можно найти несколько бесплатных утилит или же поискать нечто подобное в интернете.

Параллельно с материалом я буду подробно отвечать на читательские вопросы. Первый из них:

Чем 4.0 отличается от 4.1, 5.0 и 5.1?
Цифра "1" после точки обозначает наличие сабвуфера, канал которого в Dolby Digital 5.1 (Dolby Surround) прописывается на отдельную дорожку. Если стоит "0", то это значит, что сабвуфера нет. Основная специфика стандарта Dolby 5.1 состоит в его масштабируемости. То есть, он может воспроизводиться на любых современных системах (моно, стерео, квадро, ProLogic, 5.0), за исключением более взрослых систем, которые подразумевают более 5 ключевых каналов, к числу которых относятся 6.0, 6.1, 7.0, 7.1, 8.0, 8.1.
Системы 5.х и 4.х различаются тем, что 5.х подразумевает стандартную расстановку АС, а в варианте 4.х может быть два случая:
1. Квадро. Нет центрального канала (левый, правый, тыловой левый и тыловой правый). Проигрышный вариант.
2. Dolby Pro Logic. Используется только один пространственный S-канал (LRCS - левый, правый, центр, один пространственный). Выигрышный вариант.
Если говорить о квадро, то может показаться, что исчезновение центрального канала - это не криминал, ведь, даже слушая обычное стерео, мы воспринимаем панорамный центр, хотя физически никто его не воспроизводит. Но в реальной ситуации дело обстоит несколько хуже. Дело в том, что центральный канал несет в себе одну из ключевых функций алгоритма Dolby Surround, а именно, воспроизведение главного персонажа. Обычно центральный канал звучит несколько громче правого и левого, чтобы звук локализовывался на нем. При смещении слушателя от центральной оси, центральный канал не меняет локализации. В варианте квадро звуковая картина при таком смещении полностью меняется.
Если говорить о Dolby Pro Logic или LRCS, то мы почти ничего не теряем кроме дополнительного присутствия пространственных ощущений и уменьшения величины эмулируемого звукового поля. "4.1" - чаще всего, это LRCS+LFE (то есть, LRCS плюс сабвуфер).

В последнее время получили распространение наушники 5.1, о них заговорили в основном благодаря моделям ZM-RS6F производства Zalman и Ezonics EZ-648.



Один из наушников Zalman ZM-RS6F.

Реализация их достаточно проста - в каждый из наушников встроено по три громкоговорителя, соответствующих центральному, правому или левому, и одному из тыловых каналов. Плюс их состоит в том, что система 5.1 находится у вас на голове и ее не нужно инсталлировать и настраивать. Минус же выражается в том, что это, по существу, не 5.1, а 5.0 - нет сабвуфера, а воспроизводимый частотный диапазон в Zalman ZM-RS6F составляет 50 Гц - 20 КГц. То есть, такой вариант - только одно из неплохих решений, если вы конечно, не хотите слышать гулкие взрывы и т.п. Ezonics EZ-648 в этом плане выглядит получше (20 Гц - 20 КГц + технология защиты слуха), но и стоит почти на $100 дороже.

Zalman ZM-RS6F (~$54)


Спецификация:

  • Частотный диапазон: 50Гц ~ 20 КГц
  • Уровень звукового давления: 89 дБ
  • Сопротивление: 16 Ом на частоте 1 КГц
  • Номинальная мощность: 0.02 Вт
  • Максимальная мощность: 0.15 Вт
  • Вес: 316.8 г без упаковки
  • Длина шнура: 3 м
  • Коммутация: 3 мини-джека.

Ezonics EZ-648 (~$149)


Спецификация:

  • Коммутация: через USB-порт.
  • 5.1 Surround Sound
  • 6 независимых звуковых камер (Independent Sound Chambers)
  • Специальная технология защиты слуха на низких частотах (SafeBase™ Technology)
  • Динамики (размеры): Front .Center .Surround - 2 х (40 мм x 13 мм x 13 мм)
  • Максимальная мощность:15 mW
  • Сопротивления: .Front .Center .Surround - 32 Ом, 16 Ом, 8 Ом.
  • Частотный диапазон: 20hz - 20Khz
  • Чувствительность: -103 дБ
  • Длина шнура: 2.5 м
  • Питание: через USB.
  • Декодер: AC97 Decoder
  • Поддерживаемые системы: Windows 98SE, ME, 2000, XP, MAC OS

Напоследок ответы на несколько интересных читательских вопросов:

Что такое 7.1?
Если вы одеваете наушники, то слышите правый канал, канал, который находится между правым и центром, панорамный центр, канал между центром и левым каналом и левый канал. Но на самом деле физически воспроизводятся только левый и правый, все остальные являются мнимыми или "фантомными". Киноиндустрия не может себе позволить такой роскоши - писать все в стерео, поскольку зритель, сидящий у правой колонки вряд ли расслышит, что звучит в левой.
Таким образом, 7.1 является расширенным вариантом 5.1, где внедрены дополнительные промежуточные фронтальные каналы "правый-центр" и "левый-центр". Это я описал только 7.1 для кино, поскольку в 7.1 для музыки расстановка АС другая (см. в конце статьи).
К сожалению 7.1 пока не является таким же масштабируемым как Dolby Surround.

Можно ли использовать для компьютера автомобильные АС?
Да, можно. Только, как вы понимаете, в автомобильных АС также есть дешевые варианты, а есть и так называемый автомобильный "hi-end". У меня знакомый несколько повозился и встроил в компьютерный стол достаточно дешевую систему ($50) и остается ей до сих пор доволен. Но все это, как вы понимаете, "мы на выдумки хитры". Хотя… работает.
Не стоит забывать, что автомобильные АС - это специализированные системы, и в рамках помещения в большинстве случаев могут преподнести вам много сюрпризов. В общем, далеко не лучший вариант.

Слышал о том, что тыловые колонки могут иметь меньший частотный диапазон, чем фронтальные. Может на этом можно сэкономить?
Нет. В Dolby Surround все каналы являются равнозначными по частотному диапазону. Если бы вы использовали аналоговую систему типа Dolby ProLogic или ProLogic2, то такое неравенство было бы верным.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Анонсирован VR-хоррор Alien: Rogue Incursion, который полностью погрузит игроков в ужасы вселенной «Чужого» 4 ч.
Российская пошаговая тактика «Спарта 2035» про элитных наёмников в Африке получила первый геймплей — демоверсия не выйдет 30 апреля 5 ч.
Власти США позвали Сэма Альтмана, Дженсена Хуанга и Сатью Наделлу помочь им с защитой от ИИ 6 ч.
«В команде явно продали души дьяволу»: игроков впечатлила работа Biomutant на Nintendo Switch, но производительность требует жертв 7 ч.
Microsoft открыла исходный код MS-DOS 4.00 и разместила его на GitHub 7 ч.
Большинство россиян не видит угрозы в ИИ 7 ч.
Китайские клавиатурные приложения Honor, Oppo, Samsung, Vivo и Xiaomi оказались уязвимы перед слежкой 8 ч.
Alphabet удалось развеять опасения по поводу отставания в области ИИ 9 ч.
Рекламные доходы YouTube в первом квартале выросли на 21 % до $8,1 млрд 11 ч.
Инсайдер: Capcom отложила релиз Resident Evil 9, но в 2025 году может выйти другая игра серии 13 ч.
Регулятор в США проверит декабрьское обновление автопилота Tesla, которое должно было улучшить безопасность 60 мин.
Новая статья: Обзор QD-OLED DQHD-монитора Samsung Odyssey OLED G9 G95SC: игровой универсал 3 ч.
TSMC научилась создавать монструозные двухэтажные процессоры размером с пластину 6 ч.
Федеральное расследование аварий с автопилотом Tesla нашло их причину — «неправильное использование» 7 ч.
Oppo представила смартфон A60 с Snapdragon 680 и 50-Мп камерой 7 ч.
Япония ужесточит контроль экспорта полупроводников и квантовых технологий куда бы то ни было 7 ч.
Hisense представила ультракороткофокусный лазерный 4K-проектор PX3-PRO для геймеров и киноманов 7 ч.
Intel пожаловалась на производственные проблемы при сборке Core Ultra — из-за этого процессоров не хватает 9 ч.
Великобритания и Новая Зеландия задействуют подводные оптические кабели для распознавания землетрясений и цунами 9 ч.
Объём российского IoT-рынка превысил 35 млрд руб. 9 ч.