Сегодня 29 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Звук и акустика

Сравнение тринадцати 4.1 и 5.1 звуковых систем

⇣ Содержание
Оригинал: THG

Со временем звук начинает играть все большую роль в мире ПК. Заядлым игрокам, любителям послушать MP3 или посмотреть DVD – всем им нужна хорошая звуковая карта и соответствующая звуковая система. Выход Klipsch и Videologic на сцену звука хорошего качества и мощности создал значительный прецедент, в результате чего другие более известные производители ринулись на рынок компьютерной акустики. Не стоит забывать и вклад Creative Labs и Altec Lansing, сделавших 4.1 и 5.1 звук стандартом для игр. Без сомнения, звуковые системы для ПК претерпели значительные изменения за последнее время. Однажды попробовав многоканальный звук, вы уже не в силах будете без него обойтись.

Критерии тестирования

Пока что не существует ни одного теста, который бы дал ясные критерии для оценки объемного звука (surround sound). Так что в конечном итоге все будут решать ваши уши. Проблема здесь заключается в том, что восприятие звука и его качество слишком субъективны для независимой оценки. Но мы все же попытаемся выделить несколько простых критериев, которые помогут оценить качество звучания.

  Качество звучания высоких, средних и низких частот. Высокие частоты должны быть кристально чисты, перегрузка не должна происходить даже при максимальной громкости. Средние частоты должны быть явно различимы, не смазаны, а низкие – глубоки и ударны. Однако не следует использовать, к примеру, сабвуфер, который заглушит все акустические детали своим бумканьем. Надлежит соблюдать определенный баланс. Высокие частоты не должны вытеснять низкие, и наоборот. Поэтому лучше всего покупать акустику комплектом и использовать настройки по умолчанию. Иначе вам придется самостоятельно подбирать соотношение мощностей сабвуфера и сателлитов, рекомендуется соотношение от 2:1 до 4:1.

Разделение. Во время прослушивания инструменты должны четко дифференцироваться. У вас не должно быть сомнения в том, какой инструмент сейчас звучит, скажем, скрипка или контрабас. Именно здесь важна правильная раскладка на каналы. Если плохо отсечь низкие, они будут выходить и из сабвуфера, и из сателлитов. К лучшему качеству это, конечно, не приведет.

Мощность. Большие значения мощности вовсе не являются насущной необходимостью. Поэтому не считайте мощность первостепенной. Смотрите только на RMS мощность (среднеквадратичную), также желательно сопоставить число Вт и размер диафрагмы динамика. В принципе, чем больше динамик, тем больше мощности он потребляет. В hi-fi системах, которые часто бывают очень большими, взаимосвязь сложнее. К примеру, динамик может потреблять менее 10 Вт.


Разъемы. Как и в звуковых картах, качество и формат входов являются решающим фактором в компьютерной акустике. Двухколоночной или 2.1 системе вполне хватит стереовхода mini-jack плюс выхода для наушников, в то время как 4.1 и тем более 5.1 система должна быть оснащена несколькими цифровыми и аналоговыми разъемами. К примеру, AC-3 декодер должен иметь S/PDIF вход в форматах RCA или Toslink. В принципе, не помешает поддержка обоих форматов. Следует также обратить внимание и на управление, которого должно быть много и которое должно быть точным. Плюс экранирование динамиков, общие габариты, эргономика и, конечно, дизайн.


Dolby Digital

  В 1965 году американский физик и инженер Рей Долби (Ray Dolby) организовал компанию Dolby Labs в Лондоне. Он работал над идеей создания систем понижения шумов, которые позволили бы улучшить качество звучания. Технология должна была подойди как профессионалам, так и рядовой публике. С тех пор имя Dolby стало известно по всему миру, а созданные в лаборатории стандарты объемного звука используются как в кинотеатрах, так и в домах наших граждан. Кратко вспомним двух предшественников стандарта Dolby Digital:

Dolby Surround – три канала, два для звука спереди, один для звука сзади. Диапазон пропускания частоты от 100 Гц до 7 кГц. Dolby Pro Logic – улучшение Dolby Surround, благодаря увеличению числа каналов до четырех, включая центральный канал, и использованию специальной схемы раскладки звука сзади.

Dolby Digital 5.1 также называют AC-3 (Audio Code-3). Стандарт предусматривает шесть каналов – два спереди, два сзади, один по центру и один для сабвуфера. В отличие от Dolby Surround и Prologic, здесь полоса пропускания частот была расширена от 20 Гц до 20 кГц. 5.1 означает пять передних и задних каналов плюс сабвуфер. Канал сабвуфера также называют LFE (Low Frequency Effects – низкочастотные эффекты). Термин AC-3 означает технологию кодирования звука, при которой отбрасывается неслышимый звук, все оставшееся раскладывается по шести каналам. Соответственно для воспроизведения Dolby Digital звука необходим внешний декодер, наподобие поставляемого в наборе Creative Labs Ispire 5700, или звуковая карта типа Audigy или Acoustic Edge, раскодирующая 5.1 звук и оснащенная соответствующими выходами.

Если ваша система состоит из двух сателлитов и сабвуфера, вы можете использовать Virtual Dolby Digital, когда два передних канала используются для создания виртуального центрального канала. Два задних канала создаются звуковым процессором с помощью HRTF фильтров.

Dolby Digital использует сжатие звука с фиксированным коэффициентом 2:1. Другими словами, какой бы звук вы не взяли, после сжатия вы получите строго определенный поток. Здесь есть свои плюсы (дисковое пространство) и минусы – поскольку качество звучания все же ухудшается. Впрочем, в результате звук занимает на DVD не столь много места, что позволяет добавить перевод на разные языки и различные бонусы. AC-3 использует 18-битовое кодирование, так что выходной поток AC-3 составляет 384 кбит/с. Для восстановления звуковой картины декодер Dolby Digital добавляет задержку в 1 мс на передние каналы, поскольку слушатель чаще всего находится ближе к задним динамикам, а не к передним. Задержка позволяет сбалансировать звуковую картину. Некоторые декодеры позволяют изменять задержку.

Главное преимущество стандарта заключается именно в том, что Dolby Digital стал стандартом объемного звука на DVD. В описании стандарта DVD говорится, что на диске не может использоваться других звуковых технологий, если на нем нет отдельной дорожки с Dolby Digital. Так что вы никогда не найдете диск с одним лишь DTS. Поэтому Dolby Digital универсален. Первым фильмом, вышедшим со звуком Dolby Digital, стал «Бэтман возвращается» в 1992 году. С тех пор практически все DVD используют этот стандарт.


DTS

  Стандарт DTS (Digital Theater System) был разработан Стивеном Спилбергом во время выпуска «Парка юрского периода» в 1993 году. DTS сам по себе больше подходит для широкого экрана, а не для квартир. Однако сейчас DTS приобретает все большую популярность, тем более что он может декодироваться и программно. В DTS так же, как и в Dolby Digital, звук раскладывается по шести каналам. Но, несмотря на прекрасное качество звука DTS, поскольку оно даже немножко лучше, чем у Dolby, следует помнить, что фильмы не выпускаются только лишь с одной DTS дорожкой. Dolby признан цифровым стандартом, а DTS – нет.

Главным преимуществом DTS является качество, поскольку при кодировании приоритет отдается именно качеству, а не занимаемому пространству. Поэтому DTS кодирует звук в 24 битах, а не в 18 как в Dolby. Компрессия динамическая, с плавающим коэффициентом сжатия от 1:1 до 1:40. В результате мы получаем лучший звук по сравнению с Dolby Digital при среднем потоке 1,5 Мбит/с. Главным недостатком DTS является большее занимаемое пространства (примерно в три раза больше), чем у Dolby. Поэтому DTS DVD обычно выпускаются на одном языке и с ограниченным числом бонусов. Сейчас на рынке не так много DVD с DTS, хотя наблюдается тенденция увеличения их числа.


THX

  THX – это не звуковой стандарт типа DTS или Dolby Digital. Это сертификация, марка качества созданная Lucasfilm. Своего рода критерий для коллекционеров домашнего видео. Термин THX произошел от «THX 1138», первого научно-фантастического фильма, снятого Джорджом Лукасом, который быстро стал культовым. Фильмы про Индиану Джонса, «Звездные войны» и прочие постепенно развивали марку THX, главным образом на большом экране. Лукас обнаружил, что звуковое оборудование в кинотеатрах часто бывает слишком низкого качества. Как и любой режиссер, Лукас хотел, чтобы фильм проигрывался с хорошим звуком независимо от кинотеатра. Так и родилась сертификация THX. Сейчас вы можете встретить ее во многих кинотеатрах по всему миру.

Promedia от Klipsch, а затем и Z-560 от Logitech открыли THX сертификацию в мире мультимедийных звуковых систем. Пока на THX мало обращают внимания, но в скором времени такая сертификация может стать весомым критерием при покупке. Но поскольку THX сертификация есть просто признание качества звуковой системы, она не означает, что одна система автоматически становится лучше, чем другая. Ведь множество прекрасных звуковых систем соответствуют, или даже превосходят критерии Lucasfilm. Просто их изготовители не пожелали должным выплачивать Джорджу Лукасу гонорар за использование торговой марки THX.

Сертификация THX опирается на три главных критерия.

Качество звука. Оценивается на основе полосы пропускаемых частот, баланса частот, целостности звучания фронтальных и тыловых динамиков, качества позиционирования. Также проверяется соответствие звуковой системы указанным параметрам мощности.

Эргономика интерфейса. Звуковая система должна быть простой в установке и использовании.

Качество изготовления. На системе, сертифицированной по THX, два передних динамика и средний динамик обычно одинаковы и диполярны (две диафрагмы). Создаваемый звук должен быть направлен напрямую на слушателя, он не должен отражаться от стен или потолка. Их пропускаемая частота не должна быть ниже 80 Гц, так что все THX системы должны быть оснащены сабвуфером.


Тестовая конфигурация и методика тестирования

Тестовая система
Процессор Intel Pentium 4 2 ГГц
Память 256 Мб
Жесткий диск Western Digital 40 Гб
Привод CD/DVD Yamaha CRW3200E - Pioneer DVR-103
Звуковая карта Creative Labs Audigy Platinum
Видеокарта Nvidia GeForce 2 MX400
Драйверы и ПО
DirectX 8.1a
ОС Windows XP Professional

Все звуковые системы тестировались при одной и той же конфигурации. Мы проводили как субъективные, так и объективные тесты. Объективные тесты заключались в воспроизведении звука с частотой от 35 Гц до 15 кГц для получения частотной характеристики. В субъективных тестах мы проверяли звучание в играх, музыке и фильмах. В качестве игр использовались Alien vs. Predator 2, Diablo II и Max Payne. Из DVD мы смотрели «Спасти рядового Райана», «Братство волка», «Матрицу» и «Доберман». Мы прослушали аудио-диски Моцарта «Реквием», саундтрек из «Списка Шиндлера», «Aion» от Dead Can Dance и «Dig Your Own Hole» от Chemical Brothers. Некоторые протестированные системы дают мощность и качество, сравнимое с hi-fi, но их основное предназначение – использование с ПК. Что касается ценового диапазона, то цена не превышает $500, мы не тестировали большие системы типа Cabasse, JBL или Mission, являющиеся hi-fi и созданные для домашних кинотеатров. Не говоря уже о более свежих системах, которые даже по одной только цене ушли на годы вперед от мультимедийной акустики.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥