Те, кто связан с торговлей комплектующими не дадут соврать, что есть очень большой контингент покупателей, которые приходят за мегагерцами, миллисекундами, мегапикселями и мегабайтами не особо вникая в то, будет ли от этого приобретения польза. Вполне естественно, что производители будут поддерживать ажиотаж среди таких покупателей периодическим выпуском новых "еще лучших" устройств. Вот и компания ASUSTeK радует желающих получить за небольшие деньги видеокарту с огромным объемом видеопамяти. Встречаем EAX1600PRO с 512 Мб DDR2. А почему бы и нет? И всего за 100 с лишним долларов.

Уже упаковка, традиционных для ASUS размеров, дважды сообщает о вожделенном объеме установленной видеопамяти. Такую коробку можно поставить рядом с компьютером на видном месте, и каждый пришедший в гости поймет всю серьезность хозяина. Изображенная горилла, между прочим, сообщает о том, что в комплекте с видеокартой бонусом идет игра "King Kong".

Внутри коробки, кроме выше упомянутой игры и самой видеокарты, можно обнаружить переходник 15-pin D-Sub на DVI, переходник S-Video на Composite, краткое руководство по установке и настройке видеокарты, а также еще два CD-диска - один с драйверами и ПО, другой с многоязычным руководством пользователя.


Внешне видеокарта неотличима от модификации с 256 Мб видеопамяти: тот же красный текстолит, свойственный видеокартам на графических процессорах ATI и такое же расположение остальных компонентов.

Тот же набор интерфейсов - аналоговый D-Sub, цифровой DVI и TV-out для подключения к телевизору и другим устройствам отображения или записи видео.

Та же система охлаждения из медного радиатора с тепловой трубкой внутри и не очень громкого вентилятора, обеспечивающая достаточное охлаждение GPU и чипов памяти на лицевой стороне. Чипы памяти на обратной стороне платы снова оставлены без внимания. Неужели только в них одних и отличие?

Сняв кулер, окончательно убеждаемся, что печатная плата и элементная база на ней у версий видеокарты с 256 Мб видеопамяти и с 512 Мб не имеют видимых невооруженным глазом отличий.

Графический процессор RV 530 Pro, произведенный на 51-й неделе 2005-го года, обладает двенадцатью пиксельными конвейерами с четырьмя текстурными блоками и пятью вершинными процессорами. Тактовая частота видеочипа по умолчанию 500 МГц, а после разгона была доведена до 630 МГц, что можно считать хорошим результатом. Шина обмена данными с памятью имеет ширину 128 бит.

Собственно вот оно, "изюминка" этой видеокарты в установленных чипах памяти DDR2 от Hynix (HY5PS121621 FP-E3), имеющих емкость 512 Мбит, которые работают на частоте 540 МГц. Восемь таких микросхем и дают 512 Мб видеопамяти. Напомним, что у EAX1600PRO, несущей 256 Мб видеопамяти, используется DDR2 производства Infineon, работающая на частоте 780 МГц - разница в рабочих частотах памяти составляет 240 МГц. Сможет ли увеличение объема памяти в два раза скомпенсировать такое огромное частотное отставание? Что-то нам подсказывает, что вряд ли, но вскрытие, т.е. тестирование, покажет.
Тестирование
Тестирование производилось на следующем стенде:
Материнская плата
|
ECS KN1SLI Extreme на nForce4 SLI
|
Процессор
|
AMD Athlon 64 3200+ (2,00 ГГц, 512 Kб, Socket 939)
|
Память
|
2х DDR400 512 Mб PQI PC3200
|
Жесткий диск
|
Samsung HD080HJ (80 Гб, 7200 rpm, 8 Мб, SATA-300)
|
Блок питания
|
SuperPower 480X, 480 Вт
|
Операционная система
|
Microsoft Windows XP SP2
|
Драйверы
|
ATI Catalyst 6.4 WHQL
NVIDIA ForceWare 84.21 WHQL
|
Результаты тестов

Первый же тест и первое разочарование. То, что при такой медленной памяти бить рекорды будет тяжело, мы сразу предположили, но что разгон не дал практически ничего, расстроило еще сильнее.



Результаты в тестовых пакетах Futuremark 3DMark, от старых к более новым версиям, в первую очередь зависят от архитектуры графического процессора, от скорости обмена с видеопамятью, от объема памяти и, конечно же, от "заточки" драйверов. Из всего списка необходимых параметров у ASUS EAX1600PRO с 512 Мб памяти есть лишь одна проблема - скорость работы этой самой памяти. По результатам тестов 3DMark очевидно, что медленные 512 Мб являются ненужной роскошью. Да и разгон GPU в таких условиях пустая трата времени (поэтому далее, на некоторых диаграммах, мы решили не приводить результаты разогнанной видеокарты).





Результаты игровой синтетики полностью переносятся на результаты тестов в играх. Сравнивать ASUS EAX1600PRO 512 Мб DDR2 с видеокартами конкурента очень тяжело, даже если она будет стоить на 15-20 $ дешевле - отставание даже от модификации с 256 Мб, которая обойдется примерно столько же, составляет 15-30 % (!). Но, прежде чем подвести черту, еще несколько результатов в тяжелых для X1600PRO играх.



Что ж, ситуация не меняется, и даже разгон не вносит ощутимых поправок. Теперь, не найдя повода сказать добрые слова, подведем итоги.
Итоги
Как видите, результат не утешителен - полный проигрыш всем и везде. Да, памяти много, но нужна ли она в таком объеме на массовой видеокарте, да еще и с таким замедлением? Судя по всему, пока ни одна игра, которая по зубам Radeon X1600PRO, не сможет задействовать такое пространство, а значит рекомендовать эту видеокарту к покупке, как и другие с медленной памятью, очень тяжело. Впрочем, подождем, а вдруг появятся недорогие видеокарты, несущие 512 Мб быстрой видеопамяти - может быть тогда ситуация изменится.
Выражаем благодарность фирме ООО ПФ Сервис (г. Днепропетровск) за предоставленные для тестирования видеокарты.