⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
X1000 - новое поколение графики ATI
Формулируя суть сегодняшнего события, так и хочется применить избитый штамп советских времён: "Отныне официально стартовал новый виток в гонке вооружений". Разумеется, графических вооружений, тем более, что применение 3D графики класса top-end все равно традиционно связывается с наращиванием производительности в наиболее динамичных 3D Action играх. Итак, сегодняшний день можно считать фактическим началом нового противостояния между двумя гигантами рынка 3D графики - ATI Technologies и NVIDIA Corp., поскольку в ответ на представленную недавно новую серию NVIDIA GeForce 7800 компания ATI сегодня официально представила новое поколение своих чипов под общим названием ATI Radeon X1000 Family. Слухи о новых чипах семейства Radeon X1000, более известных под собирательным рабочим названием ATI R520, бурлили в Сети уже достаточно продолжительное время, но сегодня у нас появилась возможность впервые представить вам официальную информацию об архитектуре нового поколения графики ATI.
Ключевыми усовершенствованиями архитектуры, представленной чипами серии ATI
X1000, можно назвать поддержку Shader Model 3.0 и 512-битную шину контроллера
памяти. Архитектура ядра ATI X1800Полагаю, все уже наслышаны о том, какие имена получили чипы серии ATI X1000. На всякий случай - уточняю: чип с рабочим названием R520 будет теперь фигурировать как Radeon X1800, RV530 - как X1600, а RV515 - как X1300. Разумеется, по мере наполнения рынка новыми чипами на прилавках как грибы начнут появляться карты со всевозможными суффиксами после названия чипа. Традиционно все эти наименования вроде Radeon X1800XT, Radeon X1800XL, Radeon X1600XT, Radeon X1600 Pro, Radeon X1300 Pro и им подобные будут означать различные сочетания тактовых частот GPU и ширины шины контроллера памяти. Всё это будет потом, а сегодня мы поговорим об архитектуре чипов и ее ключевых характеристиках. Для начала - небольшая сводная таблица, где приведены основные данные чипов серии ATI X1000.
Возглавит линейку наиболее производительный 16-конвейерный чип Radeon X1800XT, поддерживающий тактовую частоту ядра 600 МГц, до 512 Мб 256-битной памяти GDDR3 с тактовой частотой до 700 МГц. Конечно, это не NVIDIA GeForce 7800 GTX, который даже с тактовой частотой 430 МГц выглядит внушительнее благодаря своей 24-конвейерной организации, однако Radeon X1800XT будет биться за первенство не только аритектурой ядра, но, получается, и более высокой тактовой частотой памяти - 700 МГц против 600 МГц у GeForce 7800 GTX. Увы, активно муссировавшиеся ранее слухи о том, что R520 будет обладать чуть ли не 32-конвейерной архитектурой не подтвердились. На самом деле графическое ядро обладает 16-конвейерной пиксельной архитектурой, или, как это называют в ATI, "16 пиксельно-шейдерными процессорами", плюс 8 вертексными процессорами с полноценной поддержкой Shader Model 3.0. На этом усовершенствования архитектуры не заканчиваются: также добавлено динамическое управление потоком данных и многопоточная (в терминологии ATI - Ultra-Threading) обработка данных, что позволяет R520 исполнять одновременно 512 пиксельных тредов. Изменения также коснулись вертексных процессоров, которые теперь в состоянии обрабатывать две шейдерные инструкции за такт, или, теоретически, до 10 млрд. инструкций в секунду. В новой архитектуре заявлен значительно улучшенный механизм предсказания ветвления и обработки тредов. Сама по себе возможность параллельной обработки 512 пиксельных тредов является наиболее значительным усовершенствованием новой архитектуры. Шейдерный модуль Radeon X1800 На практике 16 пиксельных процессоров чипа X1800 организованы в группы по четыре ядра (ATI называет эту структуру Quad-pixel Shader Core), плюс массив регистров общего назначения, шестнадцать блоков адресации текстур и распределительный Ultra-Threading процессор. Шейдерный модуль Radeon X1800, фрагмент Пиксельная обработка организована небольшими 4x4 группами, в результате чего X1800 обрабатывает 16 пикселей в треде, а каждый пиксельный процессор исполняет в треде шесть различных шейдерных инструкций с четырьмя пикселями за такт. Организация пикселей небольшими 4x4 группами имеет свои неоспоримые преимущества: Данные из установочного блока (Setup Engine) пересылаются на распределительный Ultra-Threading чип, который равномерно распределяет нагрузку между четырьмя "квадро-пиксельными" ядрами. Инструкции обрабатываются с 128-битной FP разрядностью и затем, в случае не востребованности сохранения в текстурном кэше, данные пересылаются в массив регистров общего назначения, который позволяют не только увеличить пропускную способность и обеспечить промежуточное хранение инструкций, но также гарантируют более быстрое переключение тредов, снижая тем самым загрузку исполнительных модулей ветвления. В сочетании с динамическим контролем процесса, реализованным в распределительном Ultra-Threading процессоре, все шейдерные процессоры постоянно загружены данными, за счет чего также оптимизируется количество исполняемых инструкций за такт. Стоит отметить, что каждый чип семейства X1000 обладает распределительным процессором UltraThreading. Чип Radeon X1800, как уже было сказано выше, обладает четырьмя "квадро-пиксельными" ядрами, то есть, имеет 12-конвейерную архитектуру; восемью вертексными конвейерами, шестнадцатью текстурными блоками (TMU), откуда и получается возможность работы с 512 тредами одновременно. Чип Radeon X1600 обладает тремя "квадро-пиксельными" ядрами, то есть, имеет 12-конвейерную архитектуру; пятью вертексными конвейерами и четырьмя текстурными блоками, его архитектура ограничена возможностью обработки 128 тредов. Чип Radeon X1300 обладает одним "квадро-пиксельным" ядром, что дает соответственно, 4-конвейерную архитектуру; двумя вертексными конвейерами и четырьмя текстурными блоками, что также дает ограничение в 128 тредов. |
Контроллер памяти нового поколения графических чипов ATI X1000 обладает следующими преимуществами:
Архитектура контроллера памяти включает в себя две внутренних 256-битных кольцевых шины. Запись данных производится с использованием специального коммутатора. Внутренние кольцевые шины подключены непосредственно к интерфейсу памяти.
Канальная организация 256-битного интерфейса памяти претерпела изменения по сравнению с предыдущим поколением чипов ATI. Каналы интерфейса памяти серии ATI Radeon X1000 имеют организацию 8 х 32 бита, в отличие от 4 х 64 бита у Radeon X850.
Значительно изменился дизайн кэша. Примененная архитектура полностью ассоциативного кэша обеспечивает выборку из любого места внешней памяти, что значительно эффективнее использовавшихся ранее архитектур прямой адресации (Direct Mapped) и N-стороннего (N-Way) ассоциативного кэша, обеспечивавших доступ к ограниченному числу блоков внешней памяти. Текстурный, цветовой, Z и Stencil кэши также обладают полностью ассоциативной структурой.
Итак, с появлением карт Direct X 9 Shader Model 3.0 карт серии X1000 можно сказать, что специалисты из ATI сменили свое отношение к поддержке SM 3.0. Времена меняются, требования к графическим картам, претендующим на звание "современных", также не стоят на месте.
Реализция в новой архитектуре поддержки полноскоростнных 32-битных вычислений с плавающей запятой, быстрого динамического ветвления и широкого динамического диапазона позволит новым картам обеспечить лучший реализм, лучшую производительность, а также совместимость с большим количеством игр.
Качественный HDR-рендеринг c поддержкой AA позволит обеспечить поддержку множества новых эффектов вроде параллаксного окклюзионного преобразования (Parallax Occlusion Mapping) с 3-мерной детализацией поверхностей и использованием метода лучевой трассировки, все это с реалистичной скоростью смены кадров.
Высокое качество картинки теперь также будет обеспечиваться поддержкой адаптивного сглаживания (Adaptive Anti-Aliasing), с выбором оптимального метода для обработки каждого многоугольника и применением 12X темпоральной и мультисэмпловой AA, а также анизотропной фильтрации (Anisotropic Filtering) с применением Area Aniso и улучшенным алгоритмом трилинейной фильтрации.
Помимо полноценной работы новых карт с технологией CrossFire, заявлена качественная и всесторонняя поддержка видео высокого качества, а также технологии ATI Avivo.
Уже объявлено, что новые чипы обладают полноценной поддержкой нового поколения операционных систем Microsoft - Windows Vista, а драйвер ATI Vista с поддержкой ATI X1000 уже включен в версию Vista Beta 1.
Семейство графических чипов ATI X1000 выполнено на полностью переработанной и обновленной архитектуре ядра GPU и контроллера памяти. Новые чипы выпускаются исключительно с использованием норм 90 нм безсвинцового техпроцесса.
В настоящее время в планах ATI, согласно официальной информации, числится выпуск значительного количества графических карт на чипах всех трех категорий. Например, вариант на чипе RadeonX1800 XT будет представлен как в стандартном виде, так и в версии CrossFire Edition. Впрочем, для начала представим информацию о тех картах, которые действительно ожидаются в ближайшее время.
Начало поставок первых розничных версий карт на чипах X1800 XL, согласно официальной информации, обещано уже с сегодняшнего дня. Также уже сейчас планируется доступность карт на чипах X1300 PRO и X1300.
Появление версий на чипах X1800 XT обещано после пятого ноября, а карт на чипах X1600 XT и X1600 PRO - после 30 ноября. Если верить официальной информации, то получается, что уже до Нового года карты на чипах серии ATI X1000 начнут конкурировать с NVIDIA G70 во всех ценовых сегментах. Будем надеяться, что эти обещания не окажутся пустыми, тем более, что новинки от NVIDIA уже запросто можно найти в магазинах.
Теперь - немного подробнее о конфигурациях новинок.
Графические карты, выполненные на базе чипа Radeon X1800 XT будут поддерживать тактовую частоту ядра 625 МГц, память будет работать на частотах до 1,5 ГГц. Заявленные ориентировочные цены версий карт Radeon X1800 XT с 256 Мб и 512 Мб памяти GDDR3 составляют соответственно $499 и $549.
Карты на базе чипа Radeon X1800 XL будут поддерживать 500 МГц тактовую частоту ядра и до 1,0 ГГц частоту памяти. В продаже ожидается вариант карты Radeon X1800 XL, оснащенный 256 Мб памяти GDDR3 с ориентировочной ценой $449. По крайней мере, в reference-виде, дизайн всех карт серии Radeon X1800 подразумевает 2-слотовое исполнение.
Mainsteram-карты на чипах Radeon X1600 XT будут обладать тактовой частотой ядра на уровне 590 МГц и тактовой частотой памяти на уровне 1,38 ГГц. Ожидается, что на рынке появятся варианты на чипе Radeon X1600 XT, оснащенные 128 Мб и 256 Мб памяти, по цене примерно $199 и $249 соответственно.
Карты на чипе Radeon X1600 PRO будут поддерживать частоту ядра 500 МГц, частоту памяти 780 МГц и будут представленв в вариантах с 128 Мб памяти ($149) или 256 Мб памяти ($199).
Наконец, массовые и недорогие карты на чипах Radeon X1300 PRO с тактовой частотой ядра порядка 600 МГц и тактовой частотой памяти до 800 МГц будут представлены в версии с 256 Мб памяти и рекомендованной ценой $149. Карты на чипах Radeon X1300 будут поддерживать тактовую частоту ядра 450 МГц, тактовую частоту памяти 500 МГц и появятся в 128 Мб/256 Мб версиях с рекомендованной ценой $99/$129 соответственно. Сверхбюджетные варианты карт Radeon X1300 с технологией HyperMemory будут поддерживать тактовую частоту ядра 450 МГц, памяти до 1 ГГц и будут представлены в 32 Мб версии (128 Мб HyperMemory) с ориентировочной ценой $79.
Теперь - несколько слов о версиях графических карт поколения ATI X1000 с поддержкой технологии CrossFire. Что самое необычное в этом случае, так это возможность реализации поддержки CrossFire всеми картами ATI X1000 без исключения, даже включая бюджетные Radeon X1300. Правда, в случае Radeon Radeon X1300 CrossFire Edition организация работы технологии CrossFire будет отличаться от уже знакомого принципа использования композиционного чипа, поскольку карты Radeon X1300 будут взаимодействовать через шину PCI Express.
Только теперь стал понятен пассаж партнеров ATI о "возможности переноса технологии CrossFire в mainstream- и low-end секторы рынка настольной 3D графики. Разумеется, никто никогда и не планировал использовать для этих целей чипы X700 или, ещё смешнее, X300, изначально поддержка CrossFire недорогими картами планировалась только после анонса ATI X1000. Не уверен, что выпуск версий Radeon X1300 CrossFire Edition будет действительно иметь под собой разумное обоснование, но на рынке графики порой происходят и более удивительные события, так что наперед загадывать не будем.
К сожалению, в настоящее время нет никаких данных о сроках выпуска карт Radeon X1800 CrossFire Edition или Radeon X1600 CrossFire Edition. Увы, пока что есть лишь предварительные данные без оглашения дат. Оба варианта CrossFire Edition - Radeon X1800 и X1600, будут поддерживать разрешения до 2046 x 1536 пикселей с частотой обновления до 70 Гц.
Несмотря на отсутствие данных о сроках появления карт серий Radeon X1000 CrossFire Edition, уже доступна информация о примерных ценах на такие комплекты.
В заключение этой статьи мне хотелось бы сказать следующее. Как вы успели заметить, на протяжении всего материала об анонсе чипов ATI Radeon X1000 была приведена исключительно теоретическая информация, и не было ни одного графика с данными предварительного тестирования. Ради справедливости стоит отметить, что таких графиков в Сети уже предостаточно, причем, одна информация проистекает от тех, кто уже успел протестировать предварительные образцы карт серии X1000, другая информация предоставлена самой ATI в процессе анонса новинок; наряду с этим циркулирует множество догадок, предположений и глубокомысленных выводов теоретиков, сделанных по итогам созерцания представленных архитектурных моментов дизайна чипов.
Мы со своей стороны пока не будем спешить и теоретизировать о преимуществах Radeon X1800XT над GeForce 7800GTX и наоборот. Пожалуй, единственный способ окончательно расставить все точки над i и выяснить, кто же окажется тузиком, а кто грелкой - это дождаться появления первых образцов Radeon X1800XT в нашей лаборатории и проверить всё самостоятельно. Надеюсь, что ждать результатов практических испытаний карт объявленной сегодня серии ATI X1000 осталось уже недолго.
Материалы по теме: