Автор:
Дмитрий Зиновьев
Производитель:
Gigabyte
Идеального соотношения цены и качества в предлагаемом товаре не бывает и быть не может. То есть, если вы хотите купить хороший ускоритель за дешево, то это у вас не получится. Вот не очень хороший - за дорого, всегда пожалуйста. Это реальность нашего мира, в которой найти правильный баланс меж ценой и качеством бывает очень тяжело. Просто понятия хороший и плохой здесь не существуют, они заменяются множеством понятий, углубившись в которые вы либо окончательно запутаетесь, либо потратите на это кучу времени, которое можно было бы потратить с большим удовольствием и пользой. Будущее, в которое идет большая часть всей игровой индустрии, как в прочем и индустрии профессиональной графики, многим видится в том, чтобы сделать картинку на экране как можно реалистичнее, и на это расходуются тысячи человекочасов инженеров из крупных компаний разрабатывающих чипы. Именно для этого компания Microsoft выпустила новое API - DirectX9, а компании ATI и Nvidia поддержали её своими чипами R300 и NV30. И если NV30 на прилавках магазинов еще не появилась, то ATI уже довольно давно продает свое детище всем жаждущим реалистичности на экране.
У каждой компании есть флагманский продукт, который привлекает к себе внимание своей производительностью и возможностями. И если встает спор меж двумя компаниями - Чей продукт лучше? то сравнивать начинают именно флагманов этих компаний. Вся остальная эскадрилия при этом остается в тени. Сегодня речь пойдет о продукте который не имеет аналогов, и не потому что нет карт более производительных чем эта, а потому что нет карт с таким соотношением ценыкачествафункциональности. Обратите внимание, я не говорю что это соотношение лучшее,
я говорю что оно не имеет аналогов. Этот продукт - карта ATI 9500 Pro.
Как известно, чип ATI R300 на базе которого создаются карты двух серий 9500 и 9700, является в некотором роде революционным и суть его революционности заключается именно в использовании новых технологий для улучшения качества визуализации, например, программируемые вертекcные и пиксельные шейдеры и так далее, но основной чертой под новым поколением ускорителей выглядит именно полноценная поддержка API DirectX 9. Флагманская карта ATI 9700 Pro стоит на настоящий момент достаточно дорого для того, чтобы люди покупающие себе новый компьютер или занимаясь апгрейдом старого однозначно выбирали её для себя. Не каждый человек выложит 350 долларов на видеокарту, ведь это по меньшей мере треть стоимости всего компьютера, если не половина. Но и иметь карту, которая функционально ничем не будет ограничивать пользователя в последующие пол-года, год, хотят многие, пусть даже она не будет сверх производительной. Для того чтобы представить в чем разница меж 9500 и 9700 серией, посмотрите на эту таблицу.
Название |
RADEON 9700 PRO |
RADEON 9700 |
RADEON 9500 PRO |
RADEON 9500 |
Количество памяти, Мб |
128 |
128 |
64128 |
64 |
Частота чипа, МГц |
325 |
275 |
275 |
275 |
Частота памяти МГц (DDR) |
310 (620) |
270 (540) |
270 (540) |
270 (540) |
Битность локальной бамяти, bit |
256 |
256 |
128 |
128 |
Количество конвейеров |
8 |
8 |
8 |
4 |
Наличие HyperZ |
Есть |
Есть |
Есть |
Нет |
Как видно из этой таблицы, сегодня у нас на тестировании самая слабая карта из всей линейки продуктов от ATI на базе чипа R300. Теоретически, можно прикинуть, что её производительность должна быть, примерно, чуть больше чем вдвое меньше старшей карты ATI9700 Pro и находится на уровне 8500 карт. C материалом о возможностях чипа R300 вы можете ознакомится у нас на сайте. Ну а мы постепенно перейдем к конкретике.
Gigabyte Maya II R9500
Как всегда, рассмотрение карты мы начнем с упаковки и комплекта поставки. Карта поставляется в стандартной коробке с символикой Maya, и выполнена в довольно темных тонах:
В случае с упаковкой, Gigiabyte пошла слегка поперек моды и выпустила коробку которая просто открывается. Внутренней коробки как у Abit
или Asus у Gigabyte нет. Для карты ориентированной как наиболее дешевая из всей линейки, комплект поставки является вполне неплохим. `В него входит:
- Переходник DVI -> D-Sub для подключения второго монитора.
- Провод S-Video + Composite. для подключения телевизора.
- Диск с драйверами.
- PowerDVD xp 4.0 (DVD проигрыватель).
- Serious Sam (Game).
- Rune (Game).
- Oni (Game).
- 4x4 EVO (Game).
Сама карта имеет оригинальный дизайн PCB от ATI. Забавен тот факт, что карты от ATI на базе 9500 и 9700 имеют практически идентичный дизайн PCB и абсолютно идентичные GPU с одного конвейера. И если организация 128-битной шины реализована за счет уменьшения количества чипов памяти, то отключение 4 конвейеров внутри чипа, явно организованно логическим способом. На настоящий момент уже существуют способы включить все 8 конвейеров, хотя однозначного результата добиться пока не удается, но об этом позднее. Внешне, карта выглядит абсолютно идентично ATI 9700Pro, и все таки разница есть, хотя и практически незаметная. Это становится заметно если присмотреться к двум картам чуть более пристально. Так изменения в 9500 карте наблюдаются в модуле выходов и еще добавлено несколько элементов у разъема AGP.
Отдельного упоминания заслуживает, разъем для дополнительного питания. Инженеры из ATI решили, что без дополнительного питания не обойтись и поэтому вывели разъем аналогичный дисководному на верхний, дальний угол карты. Так же, как я и упоминал ранее, в комплекте идет провод-разветвитель для разъемов питания, так что проблем с подключением возникнуть не должно. На карте, как и упоминалось, ранее
установлен стандартный чип R300 произведенный на 36 неделе 2002 года, что соответствует началу сентября
64 мегабайта памяти, производства Hyundai-Hynix, установлены с обеих сторон PCB и имеет форм-фактор BGA. Как упоминалось ранее, количество чипов уменьшено до четырех, при этом их стандарт оставлен тот же самый, за счет этого уменьшена битность памяти с 256 бит до 128. Судя по маркировке чипов HY5DU283222 F-36, память имеет время доступа в 3.6ns.
DVI, TV-Out, D-Sub
Как можно заметить, на планке видеокарты расположены три разъема. Один DVI, один S-Video для подключения телевизора, и один D-Sub 15. Приоритетным разъемом считается D-Sub 15, DVI и S-Video делят меж собой второй RAMDAC чипа. То есть, одновременное использование TV-Out и устройства подключенного к DVI невозможно. Качество TV-Out находится на среднем уровне, так как при изначальных настройках видна рябь по экрану, а при увеличении контрастности становятся выбелены многие участки, где находятся яркие полутона. Очень неудобно организован провод
разветвитель для подключения TV. Это именно провод, а не переходник, причем, довольно короткий провод и никаких удлинителей в комплекте нет. В первый раз за все время тестирования карт, мне пришлось подтаскивать видеомагнитофон с телевизором к компьютеру для того чтобы
просто протестировать выход. Если подключить только телевизор к карте, отключив все мониторы, то загрузка и текстовый режим будет производится в NTSC стандарте, что для нашей местности довольно плохо и никаких возможностей изменить эту ситуацию на настоящий момент нет.
Система охлаждения
Радиатор установленный на карте от Gigabyte отличается от Reference только дизайном и цветом, его размер, а так же качество охлаждения скорее всего остались на прежнем уровне. Как и во всей линейке карт на базе R300, память не имеет своего охлаждения, но ничто не мешает организовать его самостоятельно. Единственным замечанием по поводу установки сторонних комплектов для охлаждения памяти является присутствие электро элементов меж чипами, поэтому спаренные радиаторы не подойдут, только организация охлаждения для каждого чипа в отдельности. Но в целом, если не заниматься разгоном, охлаждение памяти не является сильно дестабилизирующим фактором, в отличие от охлаждения чипа. Примененная термопаста меж радиатором и чипом оставляет желать лучшего. Гибрид двустороннего скотча и бумаги похоже
становится модным у производителей
видеокарт, но похоже, что эта мода не из за
эффективности этого способа охлаждения, а
из за его экономности. Поэтому, мы
рекомендуем заменить её на более
нормальный вариант в виде КПТ-8 или других
подобных паст. Так же стоит напомнить, что
некоторые чипы R300 имеют ошибку при
производстве в виде бортика стоящего выше
основного кристалла. Про неё мы писали в
нашем предыдущем обзоре посвященному 9700Pro,
поэтому не будем заострять на неё внимание.
Несколько нехороших замечаний.
Обязательно надо отметить, что глюк с волнами по экрану, похоже оказался массовым и при этом довольно сильно раздражает пользователя. Эта проблема была мной замечена еще на Sapphire 9700Pro, но тогда я посчитал этот баг проблемой конкретного экземпляра карты, более того, я отправил эту карту на гарантийный обмен. На карте от Gigabyte, глюк повторился снова, плюс к этому, ко мне пришло много писем от пользователей у которых есть аналогичные проблемы. Было выяснено, несколько вариантов этой
проблемы. В первом варианте полосы видны
всегда, не важно к какому выходу подключено
устройство вывода (TV, монитор) и какие
драйвера установлены. Во втором варианте,
полосы видны только при подключении
монитора к D-Sub коннектору, все остальные
выводы давали нормальное изображение. В
третьем варианте, вариант номер два
устранялся сменой драйверов версии Catalyst 3.0
на версию Catalyst 2.5. У меня оказался экземпляр
карты в варианте номер два, драйверами не
лечился. Так же, была выяснена некоторая
зависимость от материнских плат. На Intel-850EMV
P4(i850Е) проблема была очень видна, на Gigabyte 7VAX
(KT400) тоже, а вот на Asus A7V8X (KT400) полос видно
практически не было. Зависимости от блока
питания и настроек AGP порта не наблюдалось,
так что этот вопрос остается пока открытым.
Далее была выяснена еще одна проблемка. Не
все йогурты одинаково полезны, именно эта
фраза пришла мне в голову после того, как я
её определил. Дело в том, что далеко не все
мониторы распознаются выходом DVI. При
желании подключить основной монитор к
выходу DVI через переходник, дабы избавиться
от описанных выше волн, ваш монитор может
отказаться показывать текстовый режим, то
есть всю загрузку операционной системы
вместе с настройками БИОС. Конечно же, после
загрузки видеодрайвера изображение
появится, но до этого монитор даже не
включается. Этот баг однозначно зависит от
монитора. Два абсолютно идентичных
монитора Intergraph 21" с разными
подключениями ( один через D-Sub, второй по BNC)
показали противоположные результаты, один
заработал, а другой нет. Так же отказался
работать старенький 14" дюймовый монитор.
Это всё что я успел попробовать на
настоящий момент. От переходника DVI -> D-Sub
этот параметр не зависит, так что легко
может статься, что и монитор имеющий только
DVI подключение откажется корректно
работать на этом выходе. Кстати сказать,
работу мониторов через переходник проверял
на GeForce4. Все мониторы работают без исключения.
Похоже, что Catalyst от ATI, который уже имеет народное название "катаклизм", все же не избавлен от глюков и ляпов, хотя ATI и
заверяла пользователей в обратном. Вот интересно, сколько пользователю потребуется времени, чтобы научиться
переключать обновление экрана с 60Hz на 85Hz или
большее под WinXP. Мне потребовалось минут
десять, прежде чем до меня дошло, что его
надо переключить в ТРЕХ местах, причем,
каждый раз монитор переключается, но
остается на 60Hz. Первые два места, это
вкладки "Адаптер" и "Монитор"
родные от WinXP, третье место это вкладка Monitor
из контрольной панели ATI. Это просто ляп в
драйверах .... а вот глюки, это отдельная тема.
Я приведу только те, что сейчас вспомню, но
их больше. Самый веселый глюк был все с тем
же управлением обновлением под DirectX 9 RC0
драйверами. Как вам вот такой вид
контрольной панели?
Я так и не смог на мониторе подключенным к D-Sub изменить обновление экрана... третьего места для изменения просто не было. Далее, после выключения V-Sync в контрольной панели драйверов (больше вроде ничего не делал), почему-то отключился драйвер OpenGL, да так
отключился, что драйвера пришлось переставлять. Или вылезшие во время игры в Морровинд половина экрана белого шума из зеленых точек, с последующим зависанием компьютера, а затем, повторение глюка, только уже в DooM3 и без зависания. Я не помню версии драйверов с которыми все это происходило (точно, не ниже версии Catalyst 2.5), но сам факт, что это происходило, уже наводит на мысли.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.