⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Региональные операторы сотовой связи GSM
Перспективы развития региональных операторовНельзя полагать, что сегмент региональных операторов сотовой связи статичен. Несмотря на насыщение отечественного рынка (уровень проникновения сотовой связи по России составляет 107%), операторы продолжают развиваться. В том числе, и региональные. Несколько лет назад местные операторы устойчиво теряли рыночную долю. Это было связано с их покупкой операторами «большой тройки». В последние два-три года наблюдается небольшой рост абонентской базы региональных операторов. Впрочем, это было вызвано не только маркетинговыми успехами местных игроков, но также изменением политики федеральных операторов, которые после выхода в ключевые для себя регионы перешли к повышению средней выручки с одного абонента (ARPU), позволив региональным операторам за счет низких цен нарастить абонентскую базу. Далее, наряду со старыми операторами появляются и новые игроки. В прошлом году они показали свою конкурентоспособность по отношению к представителям «большой тройки». Так, в результате проведенных в 2007 году конкурсов на получение лицензий для оказания услуг сотовой связи GSM, региональные операторы одержали победу над федеральными. Особенно отличились новички. «Новосибирская сотовая связь – 450» (дочерняя компания CDMA-оператора «Скай Линк») получила лицензии на работу в четырех регионах. А компания «Сумма Телеком» - лицензии на работу в 11 регионах. Причем обе вынашивают амбициозные планы по развитию. «Скай Линк» с помощью полученных лицензий планировала построить первую в мире конвергентную CDMA/GSM сеть сотовой связи, а «Сумма Телеком» и вовсе заявляла о развертывании четвертого федерального оператора. Впрочем, операторы «большой тройки» по-прежнему удерживают технологическое лидерство. Как известно, только им удалось получить лицензии на оказание услуг в сетях 3G. Другой вопрос, что для развертывания данных сетей необходимо заполучить свободные частоты. Действительно, по качеству и количеству дополнительных услуг региональные игроки часто проигрывают федеральным операторам. Например, это касается мобильного интернета. Если с WAP/GPRS-доступом проблем нет, то ситуация с EDGE-доступом хуже. Не все местные операторы предоставляют данную услугу, да и зона покрытия ограничена. Связано это с техническими возможностями сети. Большинство региональных игроков выросло из операторов устаревших стандартов связи (NMT, DAMPS, NAMPS). Существующие сети GSM ограничены и предназначены в основном для передачи голосового трафика, а не данных. Впрочем, недостаточным развитием мобильного интернета грешат и федеральные операторы, которые планируют развивать 3G, хотя сети 2,75G (EDGE) развернуты не во всех регионах. Более подробно о мобильном интернете и его видах вы можете узнать в последнем выпуске нашей «Мобильной энциклопедии». Еще одним недостатком региональных операторов является неудобства, связанные с роумингом. В отличие от «большой тройки», они не могут предложить столь же выгодных условий, поскольку малое количество регионов покрытия приводит к преобладанию национального роуминга, расценки которого значительно выше, чем стоимость внутрисетевого роуминга в тех же регионах у федеральных операторов. Однако определенные шаги в данном направлении предпринимаются. Несколько региональных операторов предоставляют льготный роуминг в сетях друг друга. Так, у компании TELE2 Россия это СМАРТС и НТК («Новая телефонная компания»). Абоненты СМАРТС будут вольготно чувствовать себя при нахождении в сетях тех же TELE2, НТК, ЕТК («Енисейтелеком»), «Байкалвестком», Utel («Уралсвязьинформ»), НСС («Нижегородская сотовая связь»), «АКОС» и так далее. Примечательно, что все вышеперечисленные компании входят в состав Ассоциации региональных операторов мобильной связи (так называемая Ассоциация-800). Надо полагать, организация льготного роуминга – один из видимых результатов ее деятельности. Что касается перспектив региональных операторов на современном этапе развития, то они есть. Хотя до сих пор продолжается и, несомненно, будет продолжаться процесс поглощения небольших локальных компаний федеральными операторами либо приобретение представителями «большой тройки» части активов крупных региональных операторов. Впрочем, возможен вариант с поглощением мелкого игрока более крупным, тоже не относящимся к числу федеральных. Возможно несколько сценариев дальнейшего развития таких компаний после покупки их федеральными операторами. Может произойти ребрендинг оператора с полным реформированием тарифной линейки. При этом все подгоняется под формат более крупной компании – тарифные планы, стиль, оформление салонов и проч. Большинство приобретений федеральных операторов приводило, как правило, к этому. Возможен вариант, при котором сохраняется старая структура и линейка тарифных планов. Ведь большинство местных абонентов лояльно настроено по отношению к узнаваемому бренду, и запуск вместо него нового, пусть и федерального, может оттолкнуть часть пользователей. Есть и третий, смешанный вариант, характерный для ситуации с приобретением (часто – формальным, поскольку пакеты акций покупателя и продавца могут принадлежать одному телекоммуникационному холдингу) местного оператора другим региональным игроком. При этом наряду со старой линейкой тарифов могут быть запущены новые тарифы, которые уже известны абонентам в соседних регионах. Пример – тарифные планы, объединенные общим брендом ON. Эту торговую марку развивает телекоммуникационный оператор «Волга Телеком». Которому принадлежит целый ряд поволжских операторов сотовой связи. естественно, что в тарифной линейке данных компаний есть предложения от ON. Если говорить о целях приобретения региональных операторов, то они также различны. Несколько лет назад федеральные операторы, приходя в регион, часто приобретали наиболее сильного местного игрока. Сегодня рынок мобильной связи насыщен. Даже в самых удаленных регионах действует несколько операторов, местных и федеральных. Поэтому сегодня покупка чаще всего совершается с целью приобретения лицензии на оказание услуг сотовой связи либо действующей сети, поскольку развертывание сети сотовой связи с нуля оборачивается серьезными затратами - необходимо построить базовые станции, установить другое оборудование, согласовать все процедуры с различными ведомствами. Гораздо проще купить местного оператора и заняться усовершенствованием технических возможностей существующей сети. Такой стратегии, например, придерживается оператор TELE2. Далее, не менее остро стоит вопрос с получением лицензий, что и показали проведенные в прошлом году конкурсы. Даже федеральным операторам с их мощной инфраструктурой лицензии еще не гарантированы. Это делает местного оператора, уже оказывающего услуги в нужном стандарте, лакомым куском. В этом случае, как правило, размер сделки становится максимальным. Так, выручка с одного абонента (ARPU) для местного оператора не превышает нескольких долларов, тогда как при покупке средняя «стоимость» одного абонента может составлять сотни долларов. Хотя все же продолжают происходить покупки с целью приобретения федеральным оператором абонентской базы регионального игрока. Один из последних примеров – приобретение МТС башкирского оператора, ЗАО «БашСЕЛ». При этом федеральный оператор уже присутствовал в регионе и занимал лидирующие позиции. Возможно, в будущем подобная практика будет продолжена, поскольку местные операторы становятся козырем в борьбе за первенство внутри «большой тройки». Впрочем, не все сводится в итоге к приобретению местной компании федеральным оператором. Выше были перечислены примеры наиболее успешных региональных игроков. Причин их успеха много. В том числе - это большая гибкость, чем у крупных компаний. Такие операторы лучше чувствуют потребности своих абонентов и могут предложить выверенные тарифные планы либо действительно необходимые услуги. Как правило, в их линейке присутствуют ряд нишевых предложений, нацеленных на конкретную группу пользователей, в том числе, корпоративных. Можно вспомнить различные совместные программы с другими компаниями. Подобная кооперация приводит к запуску новых сервисов, перспективных проектов (в частности, тот же виртуальный оператор «Евросеть», использующий мощности СМАРТС). Таким образом, сегодня региональные операторы продолжают оставаться важной составляющей отечественного телекоммуникационного рынка. Причем именно они демонстрируют сегодня наибольшую динамику роста. Возможно, в будущем как раз местные игроки будут предлагать в своих регионах новые технические решения, начиная от всевозможных бонусов и заканчивая качеством связи, дополнительными услугами. Абонентам это будет только на руку. Это ли не главное?- Обсудить материал в конференции
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|