Современные компании второго эшелона
Начать стоит, пожалуй, с одной из самых известных торговых марок – Alcatel. Правда, от некогда французской компании сегодня осталось лишь название.
Один из лидеров мирового рынка телекоммуникационного оборудования (наряду с Ericsson, Siemens, Motorola) был образован еще в 1898 году. Первоначально компания носила название Compagnie Generale d’Electricite (CGE). Лишь после поглощения другой телекоммуникационной компании, Societe Alsacienne de Constructions Atomiques, de Telecommunications et d’Electronique (Alcatel) она получила свое нынешнее название.
Как и прочие ведущие компании отрасли, Alcatel предлагает услуги в различных сферах деятельности: телекоммуникационное оборудование, средства связи, решения для доступа в интернет и передачи данных и проч. Среди всего этого многообразия бизнес по производству мобильных телефонов занимал далеко не самое главное место. Это сказывалось на позициях компании среди прочих производителей мобильных телефонов.
В результате, несмотря на давнее присутствие среди компаний-производителей, несколько лет назад мобильное подразделение Alcatel стало постоянно терять долю рынка.
Поскольку производство мобильных телефонов не являлось основополагающим для компании в целом, то весной 2004 года Alcatel сравнительно легко рассталась с мобильным подразделением, уступив его одному из ведущих китайских производителей – компании TCL Communication Technology Holding Limited (TCL Communication). Первоначально повторялся сценарий слияния компаний Sony и Ericsson двумя годами ранее. Было образовано совместное предприятие TCL & Alcatel Mobile Phones, в котором 55% акций принадлежало TCL Communication, а остальные 45% - Alcatel. Тем не менее, уже в мае 2005 года было объявлено о выходе компании Alcatel из совместного проекта и продаже 45% акций тому же TCL Communication (с получением почти 5% акций TCL Communication). Такое решение было вызвано продолжением убытков совместной компании. Однако TCL Communication удалось сохранить свое, пожалуй, самое главное приобретение – торговую марку Alcatel, ради которой, собственно, затевалась эта сделка, поскольку китайской компании для продвижения своей продукции на европейские рынки (в том числе и российский) требовалась поддержка известного бренда.
Объявленная стратегия «европейского качества по китайским ценам» не замедлила сказаться на продуктовой линейке. Если раньше под маркой Alcatel выходили достаточно функциональные и интересные в плане дизайна аппараты, то теперь костяк модельного ряда был сформирован из бюджетных решений, построенных на базе устаревших платформ. Реорганизация мобильного подразделения к тому же приводила к задержкам с выходом новых продуктов, их моральному устареванию на момент начала продаж.
Все это ухудшало восприятие торговой марки Alcatel среди лояльных пользователей.
Редкие инициативы по предложению интересных решений заканчивались вовсе не теми результатами, которые планировались. Так было с серией имиджевых женских раскладушек GlamPhone, выпущенных совместно с известным дамским журналом ELLE. Модели не смогли составить достойную конкуренцию подобным телефонам от Nokia и Samsung и запомнились разве что поразительно низкой для аппаратов co-branding ценой под конец продаж.
Из всех выпущенных за время существования объединенного предприятия моделей наиболее интересным оказался музыкальный телефон Alcatel OneTouch S853. Его судьба стала отражением положения дел внутри компании.
Анонсированный в начале 2005 года, телефон на тот момент представлял собой очень интересный music-фон с достаточной функциональностью (в числе прочего - даже пульт управления), интересным дизайном, качественными материалами и интересными находками вроде стереодинамиков на нижнем и верхнем торцах аппарата (предвосхитило решение в Nokia N73). Однако задержка с выходом модели, а также пертурбации внутри компании сыграли злую шутку. Широких продаж Alcatel OT S853 не последовало, телефон был доступен на ограниченном количестве рынков. Кроме того, на момент начала продаж появились сильные конкуренты со стороны других производителей, откликнувшихся на успех музыкальной линейки Walkman от Sony Ericsson. К тому же обнаружились недостатки, критичные для большинства пользователей: работа Bluetooth только с гарнитурой, ограниченные возможности плеера, «детское» оформление меню. В результате модель оказалась лишь одной из многих, причем не самых продвинутых.
Современная классификация модельного ряда компании TCL & Alcatel включает в себя три линейки аппаратов: бюджетную E-серию, аппараты среднего класса из C-серии и наиболее продвинутую S-серию.
Правда, большая часть модельного ряда относится к бюджетной Е-серии – это такие телефоны, как Alcatel OT E101, OT E207, OT E227, OT E260, OT E701, а также один за самых доступных music-фонов на рынке - OT E805, пришедший на смену модели OT E801.
К чуть более функциональным продуктам принадлежат модели Alcatel OT C701, OT C717, OT C825. Особняком стоит очередной GlamPhone - Alcatel ELLE №3. Отметим также, что основу модельного ряда составляют раскладушки и слайдеры.
В заключение стоит упомянуть, что компания «Евросеть» вновь начала реализовывать продукцию TCL & Alcatel в своих салонах. Это наверняка положительно скажется на продажах телефонов.
Следующий представитель второго эшелона, компания Philips, во многом повторяет Alcatel.
Компания Royal Philips Electronics была основана в 1891 году в Нидерландах. За время своего существования она также превратилась в одного из ведущих мировых производителей бытовой электроники, цифровой техники и медицинского оборудования.
Как и в случае с Alcatel, производство мобильных телефонов не является основным направлением развития компании. Аналогично французской компании, мобильное подразделение не смогло приспособиться к новым условиям на рынке и не сумело снизить издержки. В результате осенью 2006 года было объявлено о продаже подразделения по производству мобильных телефонов китайской компании China Electronics Corporation. В апреле 2007 года сделка была завершена. Результатом для китайской компании, как и в случае с TCL, стало получение права использовать торговую марку Philips в течение последующих пяти лет.
Однако существуют и отличия от ситуации вокруг Alcatel. Модельный ряд компании Philips и до, и после совершения сделки представлял собой целостную картину. В основе ее находятся, разумеется, телефоны серии Xenium с повышенным временем автономной работы. Данная категория продукции пользуется устойчивым спросом на рынке. Причем «долгоиграющая» линейка достаточно разнообразна – помимо некоторого количества одинаковых моноблоков здесь можно встретить парочку раскладушек и даже дуальный телефон Philips 9@9w.
На нем стоит остановиться подробнее, все-таки, работа с двумя SIM-картами – новый тренд в развитии мобильных телефонов.
Аппарат выполнен в традиционном для линейки Xenium стиле, который, надо сказать, со временем приедается.
Что касается главной особенности аппарата, то следует признать некоторую половинчатость решения. В отличие от других дуальных аппаратов, Sasmsung D880 DuoS и Fly B700 Duo, телефон Philips обеспечивает лишь попеременную работу с SIM-картами, так как может похвастать лишь одним радиомодулем. Тем не менее, это выглядит оправданно, поскольку при использовании сразу двух радиомодулей терялось бы главное преимущество аппарата – долгое время автономной работы. В действительности аппарат способен работать около недели без подзарядки – в эпоху огромных «кирпичей» с внешними антеннами и монохромными экранами это считалось естественным. Прочая функциональность телефона - на уровне современных решений: Bluetooth 2.0, 2-мегапиксельная камера, слот для карт памяти microSD и проч. В общем, пользователь обижен не будет.
Что касается модельного ряда Philips в целом, то он выглядит достаточно однообразно.
Помимо представителей линейки Xenium (обозначения вида 9@9X), здесь можно встретить простенькие бюджетные трубки с трехзначными обозначениями, чем выше индекс – тем выше класс устройства и положение в линейке компании. Это такие модели, как Philips 180, 192, 292, 298, 390. Xenium представлен гораздо большим количеством трубок: 9@9f, 9@9g, 9@9h, 9@9r, 9@9z, 9@9w, 9@9u.
Стоит отметить, что в рамках выбранных рыночных ниш у компании Philips устойчивые позиции.
Еще одним представителем второго эшелона производителей мобильных телефонов является французская компания Sagem Communication, входящая в состав SAFRAN Group. Ее миновали потрясения, вызванные реструктуризацией, что, впрочем, вовсе не говорит о радужных перспективах компании в качестве самостоятельного игрока.
Sagem была образована в 1985 году в результате слияния трех компаний и на настоящее время является одним из лидеров французского телекома. Помимо мобильных телефонов, в фокусе компании находятся беспроводные технологии, цифровое телевидение и различное телекоммуникационное оборудование.
Рывок в области мобильной телефонии на европейских рынках был сделан в 2003 году. Как и другие производители второго эшелона, компания предлагала функциональные решения по более низким ценам, чем у конкурирующих моделей ведущих компаний.
Тем не менее, подобная политика не позволила компании выбиться в лидеры отрасли хотя бы в Европе. Несмотря на наличие ряда интересных телефонов, компания занимала скромные места, в том числе и на российском рынке.
В марте 2007 года компания Sony Ericsson заключила соглашение с французским производителем, согласно которому Sagem обязалась выпускать бюджетные телефоны для Sony Ericsson под ее торговой маркой (ранее этим занимались другие ODM-производители, в частности, тайваньская Arima).
Однако нельзя однобоко представить этот факт как превращение французской компании в некий придаток Sony Ericsson. Подтверждением этому являются новинки Sagem на прошедшей недавно выставке World Mobile Congress 2008 в Барселоне. Наверняка они составят основу будущего модельного ряда компании, как независимого производителя. Тем не менее, ни одна из них не стала настоящим откровением, подобно некоторым прошлым моделям компании.
Среди последних особняком стоит телефон Sagem myX-8. Данная модель стала не просто одним из самых удачных аппаратов компании. Она также продемонстрировала, что производители второго эшелона вполне способны выпускать качественные, интересные со всех точек зрения эксклюзивные решения.
Первоначально под этим индексом планировался выход раскладушки с революционным механизмом раскрытия на 180°. Однако в связи с техническими сложностями ее отменили. Реальный Sagem myX-8 представлял собой прекрасное сочетание интересного дизайна и отличной для 2005 года функциональности. Не последнюю роль играло участие в разработке модели дизайнерской студии Ora-Ito, благодаря которой оформление модели оказалось действительно свежим и необычным. Не подкачала начинка модели - огромный качественный экран, мощный процессор (благодаря которому многие до последнего считали модель смартфоном), качественную 1,3-мегапиксельную CCD-камеру и прочие возможности. В результате модель вызвала интерес, однако бестселлером ввиду марки не стала.
Современный модельный ряд компании состоит по большей части из бюджетных решений, выполненных в форм-факторах раскладушки (индекс С после цифрового обозначения) и моноблока (индекс X). Это модели Sagem my150X, my300C, my411X, my401C, my511X, my411C, my850С и еще одна заметная модель - myMovieBox. Отдельно стоит сказать про модель премиум-класса Porsche Design P’9521, производство которой было возложено на Sagem.
Наконец, последний из активных участников второго эшелона – Fly, торговая марка британской компании Meridian Group. Данный производитель на сегодняшний день является наиболее динамично развивающимся, что выливается в весьма насыщенную и интересную продуктовую линейку.
Более того, компания является производителем нового типа, который, собственно, приобретает готовые аппаратные платформы у различных сторонних производителей и занимается их маркетинговой поддержкой, продвижением под общим брендом.
Подобная стратегия характерна для игроков смежных рынков, например, цифровых плееров. Впрочем, у нее есть как преимущества, так и недостатки.
Выбор из большого количества поставщиков дает компании возможность варьировать модельный ряд, формируя отдельные линейки для конкретных целевых групп. Причем, несмотря на «виртуальность» производства, качество продукции Fly на выходе сравнимо с компаниями, обладающими собственными мощностями.
Компания Meridian Group была образована в конце 2002 года, и уже в марте 2003 года появились первые телефоны под торговой маркой Fly.
Изначально модельный ряд компании представлял собой своеобразную сборную солянку из моделей различных производителей. Достаточно сказать, что под торговой маркой Fly в разное время выходили телефоны китайской компании Bird, ASUS V55 (Fly V25), NewGen C620 (Fly Z300), NewGen T1100 (Fly X7), Sendo M550 (Fly M550), Toshiba TS2060 (Fly 2060) и проч.
Тем не менее, современный модельный ряд характеризуется скорее постоянством состава, однородностью используемых программных и аппаратных платформ (во многом однотипные Fly SX300/SX305/SX310, SX210/HUMMER HT1/E300, LX600/LX610 Mega и т.д.).
Из знаковых для компании моделей можно выделить, например, Fly E300. Данная модель, помимо сравнительно высоких аппаратных возможностей, предлагает типичный набор функциональности, заложенной в программной начинке большинства моделей Fly.
Модель интересна, прежде всего, 2,2-дюймовым сенсорным экраном с возможностью рукописного ввода, а также системой обратной тактильной связи (вибрации) при нажатии на экран (набор номера), навигационной клавишей-колесиком, подобной решениям Samsung, 3,2-мегапиксельной камерой с автофокусом и макрорежимом, ТВ-выходом. Программная платформа привлекает множеством полезных мелочей вроде читалки электронных книг, возможности записи FM-радио, режимом веб-камеры, фоновыми звуками разговора и проч. В то же время модель страдает традиционными для Fly недостатками, такими как отсутствие EDGE, Bluetooth версии 1.2, отсутствие многозадачности. Впрочем, не стоит забывать, что это производитель второго эшелона.
Модельный ряд Fly состоит из нескольких семейств продуктов (таких как серия SeXy (SX210S/X220/SX240/SX300/SX305/SX310), линейка имиджевых раскладушек LX600/LX610 Mega/LX800 Sapphire, бизнес-серия B600/B700 Duo), а также одиночных решений. Особняком стоит эксперимент co-branding с компанией HUMMER – модель HT1.
Итоги
Выше были рассмотрены основные представители так называемого второго эшелона мобильных телефонов. Несмотря на столь пренебрежительное отношение, многие продукты данных компаний являются весьма функциональными и вполне могут составить конкуренцию телефонам ведущих производителей. По соотношению «цена/качество» подобные аппараты также выигрывают у раскрученных марок, для которых неизбежна переплата за бренд.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.