Программное обеспечение

Энциклопедия плагинов для 3ds Max

⇣ Содержание
Тому, кто мало знаком со спецификой работы в сфере трехмерного дизайна, может показаться, что арсенал инструментов в таких программах как 3ds Max Design, Lightwave3D, Softimage|XSI, Maya и прочих, достаточен для того, чтобы смоделировать самый сложный по форме объект, сделать любой трехмерный эффект или создать любую анимацию. Однако ни один профессионально работающий 3D-художник или аниматор не позволит себе такого высказывания. Действительно, того набора средств, который получает в свое распоряжение пользователь 3ds Max или Maya, достаточно для того, чтобы реализовать самую невероятную фантазию, воплотив ее в 3D-картине. Однако достичь цели можно по-разному, одну и ту же идею можно реализовать за несколько дней или за несколько минут - все зависит от того, насколько выбранный инструмент удобен для данного конкретного случая. Поэтому, чтобы "не забивать гвозди дрелью", разработчики трехмерной графики используют всевозможные дополнения и скрипты. Наибольшим количеством дополнительных модулей может похвастаться 3ds Max - для этой программы существуют десятки и даже сотни плагинов, которые существенно расширяют стандартные возможности программы. Начинающему 3D-дизайнеру трудно разобраться во всем многообразии этих инструментов и решить для себя, какие из них нужны в работе. В этой статье мы постарались собрать наиболее часто используемые дополнительные модули, а также рассказать об их предназначении.
1s.jpg
В этой статье мы не будем затрагивать дополнительные модули из категории подключаемых визуализаторов. Эта разновидность плагинов для 3ds Max позволяет использовать альтернативные методы просчета изображения, визуализировать массу эффектов, просчет которых невозможен стандартными средствами редактора. Такие модули очень сложны в настройке и имеют массу настроек и вспомогательных инструментов. Даже простое перечисление основных возможностей Final Render, Vray, Maxwell и прочих фотореалистичных визуализаторов нельзя было бы вместить в одной статье. Однако это не означает, что мы не будем рассказывать про инструменты визуализации - надеемся, что мы еще не раз вернемся к этой интересной теме в следующих обзорах.

Установка плагинов

Разработкой плагинов занимаются как крупные коммерческие фирмы, так и энтузиасты-разработчики. Если у плагина есть мастер установки, то, как правило, его инсталляция не вызывает трудностей. Однако если разработчик не позаботился о наличии мастера (а это часто бывает, если речь идет о бесплатных дополнениях), установка может вызвать трудности. А между тем, заставить плагин работать совсем несложно. Прежде всего, необходимо убедиться в том, что скачанный из интернета дополнительный модуль предназначен именно для той версии 3ds Max, с которой вы работаете. Например, если плагин написан для 3ds Max 2008, то он не будет работать с 3ds Max 2009. Также стоит обратить внимание на то, предназначен плагин для работы с 32-битовой или 64-битовой версией программы. Дополнения, созданные для одной из этих версий, не подходят для другой. Начиная с прошлого года, наряду с 3ds Max также стала доступна программа 3ds Max 2009 Design, которая немного отличается функциональностью от 3ds Max 2009. Плагины, написанные для 3ds Max 2009, подходят для 3ds Max 2009 Design. Поскольку в настоящее время последней версией 3ds Max является релиз 2009, то в рамках этой статьи мы рассматриваем дополнения, которые подходят именно для него. Стоит иметь в виду, что на апрель запланирован выход 3ds Max 2010, и для этой версии плагины, созданные для релиза 2009, подходить не будут. Однако нет никаких сомнений в том, что большинство из них будет перекомпилировано разработчиками и станет доступно в течение нескольких месяцев после выхода 3ds Max 2010. Все дополнительные модули являются файлами библиотек DLL, но в зависимости от свойств имеют разные расширения. Например:
  • DLO - дополнительные объекты;
  • DLM - модификаторы;
  • DLR - визуализаторы;
  • DLT - текстуры;
  • DLU - утилиты;
  • BMI - импорт/экспорт графических форматов (использование изображений);
  • BMS - сохранение файлов в разных форматах;
  • DLC - контроллеры для управления анимацией объектов;
  • DLE - экспорт MAX-файлов в другие форматы;
  • DLF - импорт для использования шрифтов;
  • DLI - импорт различных форматов в MAX;
  • DLS - вспомогательные объекты;
  • DLV - эффекты постобработки;
  • FLT - фильтры для постобработки;
  • MSE - сценарии.
Если дополнительный модуль не имеет мастера установки, то инсталлировать его нужно следующим образом.
  1. Распаковать архив установки дополнительного модуля.
  2. Найти файл библиотеки с одним из указанных выше расширений.
  3. Скопировать этот файл в папку C:Program FilesAutodesk3ds Max 2009plugins.
  4. Перезапустить 3ds Max 2009.
После установки плагин займет свое место среди стандартных инструментов 3ds Max. Рассмотрим установку некоторых плагинов на примерах. Например, если вы устанавливаете дополнительный модуль Greeble на 32-битную версию 3ds Max 2009, вы должны скопировать в папку Plugins файл greeble2009-32.dlm. Расширение DLM указывает, что Greeble - это модификатор, поэтому после установки его можно найти в списке модификаторов на вкладке Modify командной панели.
2.jpg
Если вы устанавливаете дополнительный объект (DLO), то искать его нужно на вкладке Create командной панели. Например, плагин Moebius добавляет в программу новый тип объекта - ленту Мебиуса. После копирования файла Moebius.dlo в папку Plugins на вкладке Create появляется новая группа Fascination, и при ее выборе из списка можно увидеть кнопку Moebius.
3.jpg
Если вы устанавливаете дополнительную процедурную карту (DLT), то искать ее нужно в окне Material/Map Browser. Например, если вы установили карту Camoflage, то для ее добавления в материал щелкните по кнопке None напротив какого-нибудь параметра в свитке Maps (Карты) редактора материалов. Это может быть, например, параметр Diffuse Color (Основной цвет) или Bump (Рельеф).
4.jpg
Вы сможете увидеть карту Camoflage в окне Material/Map Browser (Окно выбора материалов и карт).
5.jpg
Если вы устанавливаете дополнительный эффект постобработки (DLV), то искать его нужно в окне Environment And Effects. К таким плагинам относится, например, Trail. Для установки плагина на 32-битную версию 3ds Max 2009 нужно скопировать файл Ky_Trail_32.dlv в папку Plugins. Для доступа к нему нужно открыть окно Environment And Effects из меню Rendering, перейти на вкладку Effects, нажать кнопку Add и выбрать эффект Ky_Trail из списка.
6.jpg
Наконец, рассмотрим еще один пример - установку дополнительной утилиты (DLU). Таким плагином является, например, Spherical Correction. После того, как вы скопируете файл sc.dlu в папку Plugins и перезапустите 3ds Max, нужно перейти на вкладку Utilities (Утилиты) панели управления командами и нажать кнопку More. В списке Utilities (Утилиты) вы увидите название плагина.
7.jpg
Если вы не можете найти в интерфейсе 3ds Max не одного из установленных плагинов, выполните команду Customize>Configure System Paths, перейдите на вкладку 3-rd Party Plug-ins, нажмите кнопку Add (Добавить), выберите папку Plugins, в которую вы копировали все файлы, и нажмите кнопку Use Path в окне Choose Directory for New Entry. После этого нажмите кнопку OK в окне Configure System Paths и перезагрузите 3ds Max.
8.jpg

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥