К поставленной цели можно идти разными путями, однако, как известно, кратчайшее расстояние между двумя точками – прямая. Как правило, владельцы 3D ускорителей стремятся увеличить производительность своей видеосистемы. Для этого каждый идёт своим путем – кто-то покупает более совершенную модель, кто-то просто снижает планку требований к качеству картинки, ну а некоторые берутся за разгон. Безусловно, качество разгона напрямую зависит от вложенного времени и трудозатрат. Ну а что делать, если нет ни времени, ни достаточного количества знаний для ручной доводки устройства? Похоже, что ответ на этот вопрос может предложить компания ASUS со своей серией видеокарт Matrix. Сегодня, на примере EAH4870 Matrix, мы проверим, позволит ли это решение сэкономить время и силы при сохранении качественного результата в разгоне.
Итак, для начала нужно определиться с точной целью – максимальный разгон, результатом которого стали бы показатели производительности, сравнимые с показателями старших устройств в линейке. В нашем случае это
Radeon HD4890, обзор которого уже представлен на нашем сайте. Однако ядро HD 4890 существенно оптимизировано для работы на более высоких частотах по сравнению с HD 4870. Поэтому нам, возможно, потребуется поднять напряжение на ядре и возможно на видеопамяти, чтобы достичь той же частотной планки, что и у HD 4890. В обычном случае нужно было бы делать вольтмод, что сопряжено с рядом трудностей, потребовались бы соответствующие знания. Однако инженеры ASUS фактически решили эту проблему за нас. Видеокарты серии Matrix оснащены специальной микросхемой, которая носит название Hybrid Engine, в задачи этой микросхемы входит управление напряжением графического ядра и видеопамяти. Со стороны пользователя контроль за всеми параметрами работы видеокарты Matrix осуществляется при помощи простой и понятной утилиты ASUS iTracker.
Воспользовавшись этой программой, можно поднимать напряжения, регулировать скорость вращения вентиляторов, осуществлять мониторинг рабочих температур, а также управлять тактовой частотой ядра и видеопамяти.
Прежде, чем идти на штурм заветных частот 850/3900 (именно такие частоты рекомендованы AMD для HD 4890), давайте ознакомимся с комплектацией и внешним видом нашего героя ASUS EAH4870 Matrix.
На лицевой части коробки изображена видеокарта, составляющая единое целое с лезвием меча, всем своим видом показывая на суровый боевой нрав содержимого. Полезной информации, кроме наименования модели, здесь нет.
На развороте представлены развёрнутые описания системы охлаждения, чипа Hybrid Engine, а также программного комплекса iTracker.
Обратная сторона упаковки содержит информацию о фирменных технологиях ASUS, системные требования, а также таблицу со списком рабочих режимов видеокарты.
В комплекте с видеокартой поставляются:
- Диски с драйверами и инструкцией
- Брошюра с руководством по быстрой установке
- Инструкцию с описанием iTracker
- Переходник питания с molex на PCI-Ex
- Переходники с DVI на VGA и с DVI на HDMI
- Переходник с S-VIDEO на RGB
Внешний вид ASUS EAH4870 Matrix заметно отличается от протестированной ранее
HD 4850 Matrix, система охлаждения получила дополнительный вентилятор, расположенный прямо над графическим ядром.
Четыре медные тепловые трубки отводят тепло от ядра к радиатору, продуваемому двумя вентиляторами. С установленной системой охлаждения изгиба платы не наблюдается, что определенно радует.
Для обеспечения питания на видеокарте EAH4870 Matrix распаяны два разъёма.
Видеопамять стандарта GDDR-5 производства Qimonda имеет маркировку IDGV51- 05A1F1C-40X, ее номинальная частота равна 1 ГГц (эффективная частота 4000 МГц).
Переходим от теории к практике. Для начала изучим таблицу с возможными режимами работы видеокарты ASUS EAH4780 Matrix, сохранёнными в виде профилей программы ASUS iTracker.
Параметры |
Режим Optimized |
Режим Gaming |
Режим Default |
Режим Power Saving |
Частота GPU в 2D,МГц |
600 |
770 |
770 |
600 |
Напряжение GPU в 2D, В |
1.273 |
1.316 |
1.316 |
1.273 |
Частота памяти в 2D,МГц |
3800 |
3800 |
3680 |
2000 |
Напряжение памяти в 2D, В |
1.55 |
1.55 |
1.52 |
1.45 |
Частота GPU в 3D,МГц |
800 |
800 |
770 |
770 |
Напряжение GPU в 3D, В |
1.36 |
1.36 |
1.316 |
1.316 |
Частота памяти в 3D,МГц |
3800 |
3800 |
3680 |
2000 |
Напряжение памяти в 3D, В |
1.55 |
1.55 |
1.52 |
1.45 |
Предложенные профили весьма неплохи. Фактически, ASUS гарантирует работу видеокарты EAH4870 Matrix при частоте ядра в 800 МГц и видеопамяти 3800 МГц. Даже в режиме Default тактовые частоты карты выше рекомендованных AMD, вместо 750/3600 - 770/3680! Однако, как уже было сказано, нас этот результат не совсем устраивает. Некоторое время мы потратили на поиск оптимального соотношения частот и напряжений, итогом такого поиска стала частотная формула 900/1006 (4025) с которой удалось пройти тестирование во всех играх, список которых приведен в следующей таблице (для видеокарт NVIDIA технология PhysX отключена):
ТЕСТОВЫЙ ПАКЕТ |
РЕЖИМ ТЕСТИРОВАНИЯ |
3DMark Vantage |
Perfomance, High, Extreme. |
CRYSIS версия 1.2.1 |
DX10 / VeryHigh /1280x1024,1600x1200,1920x1200 / 4xAA,16xAF |
FarCry 2 Benchmark |
DX10 / VeryHigh /1280x1024,1600x1200,1920x1200 / 4xAA,16xAF |
HAWX встроенный Benchmark |
DX10 / All High /1280x1024,1600x1200,1920x1200 / noAA, noAF или 4xAA,16xAF |
Call of Juarez DirectX10 Benchmark |
DX10 / Max Detail /1280x1024,1600x1200,1920x1200 / 4xAA,16xAF |
World in Conflict |
DX10 / все графические опции установлены вручную в режиме максимального качества /1280x1024,1600x1200,1920x1200 / 4xAA,16xAF |
Unique Tropics DirectX10 Benchmark |
DX10 / High Detail /1280x1024,1600x1200,1920x1200 4xAA,16xAF |
Конфигурация тестового стенда:
Центральный процессор |
Intel Core i7 920 @ 4.0GHz (200x20) |
Система охлаждения |
ProModz Cooled Silence Extreme Package |
Материнская плата |
ASUS P6T Deluxe Palm OS Edition |
Оперативная память |
DDR3 OCZ Platinum 3x2GB @ 1600MHz @ 7-7-7-24 |
Блок питания |
IKONIK Vulcan 1200Вт |
Жёсткий диск |
Western Digital Raptor 36GB + Seagate 160Gb |
Корпус |
IKONIK RA 10X SIM |
Операционная система |
Windows Vista Home Basic x64 SP1 |
Версия драйверов для карт AMD |
Catalyst 9.4 |
Версия драйверов для карт NVIDIA |
182.5 |
Температурные показатели
Особенностью EAH4870 Matrix является наличие двух вентиляторов на системе охлаждения, которые в моменты простоя или слабой загрузки работают тихо. Давайте ознакомимся с температурами графического ядра в разных режимах работы видеокарты.
По сути, измерения температуры при отсутствии какой-либо нагрузки имеет смысл только в двух, действительно отличающихся режимах - Gaming и Power Saving. В первом случае ядро работает на частоте 770 МГц при напряжении 1.316 В, во втором - с частотой 600 МГц и напряжении 1.273 В.
FarCry2 старается прогреть видеокарту, однако даже режим Gaming не может заставить ядро достичь температуры в 60 градусов Цельсия, и только максимальный разгон поднимает планку до 63 градусов.
"Лохматый бублик" греет EAH4870 Matrix на полную катушку! Вряд ли типичное приложение может создать такую нагрузку, но даже экстремальный прогрев, в целом, не опасен для видеокарты - 74 градуса на RV770 не такой уж большой показатель, и это учитывая максимальный разгон.
Теперь пора переходить к замерам производительности. Для начала посмотрим на расстановку сил в синтетических бенчмарках.
Первый тест показывает преимущество разогнанной видеокарты ASUS EAH4870 Matrix над старшим товарищем HD 4890, работающим в номинале. Посмотрим, как более тяжёлые режимы скажутся на производительности наших участников.
Режим High не изменил расстановки сил в лагере AMD. По-прежнему, разогнанная плата ASUS EAH4870 Matrix впереди своих коллег и соперника в лице NVIDIA GeForce GTX 260B, однако абсолютным лидером в данном режиме является GeForce GTX 280.
В самом тяжёлом режиме ничего не изменилось. По-прежнему среди видеокарт AMD лидером является EAH 4870 Matrix, которая хоть и на 100 баллов, но обгоняет HD 4890.
Путешествие по далёкому тропическому острову показывает серьёзное преимущество разогнанной EAH4870 Matrix над HD 4890, и уж тем более над HD 4870, работающей на номинальных частотах. Ускоритель EAH4870 Matrix, работающий в режиме Gaming, довольно близко подобрался по своим скоростным показателям к Radeon HD 4890.
C ростом разрешения ничего не изменилось в лагере AMD. Radeon HD 4890 отстаёт от разогнанной EAH4870 Matrix во всех разрешениях. Обратите внимание, что синтетические бенчмарки не демонстрируют зависимости от объёма видеопамяти, установленной на тестовых картах, и в своих показаниях ориентируются только на тактовые частоты ядра и памяти, а ведь HD 4890 несёт на борту в два раза больший объём видеопамяти, нежели ASUS EAH4870 Matrix. Посмотрим, как реальные игровые приложения расставят наших участников на пьедестале почёта.
Первый игровой тест преподносит сюрприз. Даже нешуточный разгон не позволил EAH4870 Matrix занять первое место в разрешении 1280x1024. Впереди оказался ускоритель HD 4890. Судя по всему, Crysis чувствителен к объёму установленной на видеокарте памяти, даже относительно низкое разрешение "обнажает" этот факт.
Более тяжёлые режимы подтверждают вышесказанное. Зависимость от объёма установленной на борту видеопамяти существенно влияет на скоростные показатели.
World in Conflict, как и синтетические бенчмарки, реагирует исключительно на рост тактовых частот и не «проваливает» показатели производительности видеокарт с 512 Мб видеопамяти.
В разрешении 1920x1200 показатели HD 4890 фактически равны оным у разогнанной EAH 4870 Matrix, хотя тактовые частоты этих видеокарт заметно различаются. Причиной такого равенства опять-таки может быть разница объёмов видеопамяти. Ведь разрешение 1920x1200, максимальная детализация в режиме DirectX10 и включённые режимы улучшения качества картинки вполне могли ударить по результатам EAH4870 Matrix, уравняв её с HD 4890 с 1 Гб памяти на борту.
Похоже, что кризис вернулся в виде нехватки видеопамяти, иначе никак не объяснить такую разницу в результатах между HD 4890 и EAH4870 Matrix, ведь частоты у Matrix выше, а все остальные показатели, кроме объёма памяти - совпадают.
Полёты по просторам виртуального мира HAWX среди видеокарт AMD выделяют лидера и имя ему - Radeon HD 4890. Совсем чуть-чуть не дотянул до него разогнанный ускоритель ASUS EAH4870 Matrix, а жаль. Если смотреть на общую расстановку сил, то во всех без исключения режимах HAWX отдаёт предпочтение платам NVIDIA.
Call of Juarez с самого начала демонстрирует позитивное отношение к видеокартам AMD. Разница внутри семейства Radeon по минимальному показателю счётчика кадров фактически отсутствует, и лишь среднее значение fps выше всех у разогнанной видеокарты ASUS EAH4870 Matrix.
Высокое разрешение не вносит напряжения в обстановку. Впереди всех разогнанная ASUS EAH4870 Matrix, затем HD 4890, и весьма близко к ним расположились результаты ASUS EAH4870 Matrix в режиме Gaming.
Выводы
Видеокарта ASUS EAH4870 Matrix оставила крайне положительное впечатление. Для того, чтобы достигнуть равных частот с Radeon HD 4890 (а точнее, более высоких чем у HD 4890!) нам не пришлось делать аппаратных модификаций видеокарты. Всё что нужно для разгона сделали инженеры ASUS, а мы лишь подбирали оптимальные значения частот и напряжений. Безусловно, разгон EAH4870 Matrix не всегда приносит нужный результат, ведь на карте установлено в два раза меньше видеопамяти, чем на любой HD 4890, что негативно сказывается на производительности в играх, которые используют более 512 Мб локальной памяти видеокарты. В то же время, приложения, которые не требуют больших объёмов видеопамяти, работают более уверенно на хорошо разогнанной ASUS EAH4870 Matrix.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.