⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Портал госуслуг - на честном слове и на одном крыле
⇡#Персональные сервисыДля использования персонифицированных услуг Портала придется, конечно, зарегистрироваться в личном кабинете. Алгоритм регистрации выстроен в лучших традициях забюрократизированной процедуры подтверждения личности. Нет - лично являться для снятия отпечатков пальцев не надо. Достаточно заполнить всю информацию о себе, "сдать" системе для проверки свой номер пенсионного страхования и ИНН (причем, далеко не всегда система с первого раза "съедает" эти данные, в том числе и выданные несколько дней назад) и только через две недели получить код активации для входа на этот web-сервер. Причем - по обычной Почте России. На бумаге.
Форма регистрации для получения доступа в личный кабинет.
Вот в таком конверте вам доставят код активации для доступа в личный кабинет на портал госуслуг.
А вот такое сообщение будет в этом письме - одна строчка кода и множество советов по безопасности.
Причем, в реальности все эти многоступенчатые процедуры авторизации оборачиваются большим "пшиком". К примеру, автор хоть и получил такое послание от "Ростелекома" (эта компания является подрядчиком Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации) с опозданием на два дня против контрольного срока доставки, но сотрудники Почты России полностью проигнорировали необходимость доставить это сообщение лично в руки адресату. Просто бросили в почтовый ящик крайне личное и конфиденциальное послание, которое по своему статусу отправления требует, чтобы почтальон попросил и обязательно проверил у получателя документ, подтверждающий личность. Адресат еще и расписаться за получение такого конверта должен. В теории.
Внешний вид личного кабинета.
Однако вернемся к личному кабинету: навигация здесь простая, и любой пользователь, хоть чуть-чуть знакомый с личным кабинетом у своего оператора связи, здесь "не пропадет". Четыре основных раздела: в "Обращения" и "Заявки" предполагается разместить все запросы пользователя к органам госвласти, в разделе "Личные данные" занесена информация о пользователе с реквизитами его основных документов. Правда, по какой-то странной причине в "Личном кабинете" не сформирован раздел закладок - когда пользователь мог бы собрать свой список полезных сервисов с быстрым доступом, вместо того, чтобы "бегать" по общему перечню далеко не всегда работающих госуслуг. Нет и хранилища верифицированных документов - к примеру, свидетельств о рождении, о браке, сканов паспортов: "загнанные" в систему один раз, к примеру, в уполномоченном органе власти, и подтвержденные цифровой подписью должностного лица, они принимались бы всеми остальными "цифровизированными" услугами по умолчанию, без необходимости демонстрировать бумажную копию документа.
Раздел "Сервисы" личного кабинета.
Все интересное в личном кабинете собрано в разделе "Сервисы". К началу мая здесь представлено ровно 19 министерств и ведомств. У каждого от одной до шести "полезных" услуг. Мы пишем в кавычках, поскольку их можно считать таковыми, только если не вникать в подробности - тогда кажется, что это очень много. Но многие из этих услуг на самом-то деле никому не нужны - они присутствуют на госпортале просто так или, в лучшем случае, интересны, мягко говоря, весьма ограниченному кругу пользователей. К примеру, в разделе у Росздравнадзора сплошные заявления... на получение лицензий - на медицинскую деятельность или на техническую деятельность по обслуживанию медицинской техники. Неужели разработчики и правда считают, что это интересно населению? А вот у Росавтодора единственная автоматизированная услуга - это "Заявление на предоставление услуги Выдача разрешений на международную автомобильную перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов". Это даже с натяжкой нельзя считать "началом наполнения" подобного портала - такие услуги гражданам нужны так же часто, как полет на Марс.
Раздел Пенсионного фонда в личном кабинете.
После того, как мы заглянули в разделы всех Министерств и Служб, мы убедились, что полезными можно признать всего несколько ведомств, которые вместо имитации бурной деятельности все-таки занялись делом. Один из них - Пенсионный фонд РФ (в отличие от первой части статьи, ссылки здесь приводить не получится - для доступа к этим разделам системы необходимо авторизоваться). Самый успешный, без сомнения, сервис, реализованный очень хорошо - "расширенное извещение о состоянии индивидуального лицевого счета". Теперь нет необходимости ждать ежегодное "письмо счастья", чтобы понять, что происходит с пенсионными накоплениями - все доступно в режиме online. Правда, с сохранением предоставленных документов пока легкая проблема - это можно сделать только в HTML-файле. А для некоторых документов хотелось бы, к примеру, PDF или формат Excel: но эта возможность отсутствует.
Раздел Федеральной миграционной службы в личном кабинете.
Федеральная миграционная служба радует возможностью получить и оформить заявление на получение загранпаспорта гражданина РФ нового поколения сроком действия 10 лет. Кстати, заявление на получение паспорта гражданина Российской Федерации, придется заполнять "с нуля". Часть данных - ФИО и дату рождения - система подставляет, но пол заявителя, место рождения, а также место регистрации придется заполнить вручную, хотя все эти данные в базах УФМС присутствуют. Кроме того, некоторые поля могли бы заполняться автоматически - к примеру, вопрос "не призваны ли Вы на военную службу или не направлены ли на альтернативную гражданскую службу?" актуален только для мужчин в возрасте от 18 до 27 лет, но если возраст явно больше, то система могла бы его просто закрыть. Не подставляются и данные обычного, российского паспорта, а также номер предыдущего загранпаспорта - меж тем, они-то точно есть в базах и УФМС, и МВД РФ. Кстати, данные формы не сохраняются - если по какой-то причине ее заполнение было прервано, то при восстановлении связи надо начинать все сначала, с первого шага. А вот возможность дистанционно отправить в УФМС документы о временной регистрации иностранного гостя на портале госуслуг отсутствуют. А это был бы крайне популярный сервис.
Раздел Министерства внутренних дел в личном кабинете.
В разделе Министерства внутренних дел полноценно работает только форма обратной связи, где можно оставить свои пожелания по работе органов внутренних дел. Но это можно сделать и на официальном сайте МВД. Кроме того, нет ссылок на Правоохранительный портал РФ - казалось бы, куда как проще автоматизировать, к примеру, заполнение бланков документов для обращений в правоохранительные органы. Но нет этого.
"Проверка наличия выписанных штрафов" не работает.
Полезная функция "Проверка наличия выписанных штрафов", которая бы порадовала любого водителя, только демонстрирует надпись "В настоящее время ведутся работы на стороне сервиса ГИБДД. Попробуйте повторить запрос позднее". Но никаких сроков не указывается - такая надпись, кстати, появляется там уже который месяц подряд. Для разработчиков портала очень удобно - сервис заявлен, подсчитан как активный, а то, что не работает - "проблемы сторонней организации". Кстати, аналогичная картинка и с "Ходатайством о выдаче приглашения на въезд в РФ" в разделе МИД России (к слову, единственный сервис этого Министерства) - наиболее типичное его состояние - это когда сервис "по техническим причинам... недоступен", или хит последнего времени - надпись "Форма подачи заявления временно отключена". И понимай, как хочешь - работает и временно отключили, или запускать и не думали.
Бывают и вот такие очаровательные надписи.
В разделе Федеральной налоговой службы, вроде бы, самой продвинутой в области IT, размещена всего-то пара услуг - подача налоговой декларации почему-то только юридическими лицами (при том, что вообще-то, портал госуслуг - для частных пользователей) и регистрация в качестве ИЧП. Сервис этот полезный и позволяет сделать все действительно дистанционно: есть online-форма, которая, вроде бы, интегрирована с АСУ фискального ведомства. Но, как и в общедоступном разделе, к заполненной заявке надо будет прикрепить файл с заявлением о государственной регистрации - а его надо создать с помощью специального ПО. По сути - автоматизирован только один фрагмент сложной системы. Министерство здравоохранения и социального развития, вроде бы, может предложить "частникам" только информацию по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. К слову, еще месяц назад этот сервис был в состоянии "клинической смерти", но сейчас функционирует вполне успешно: во всяком случае, соответствующая web-форма работает. При весьма странном отношении к делу остальных ведомств, можно признать вполне успешной работу двух скромных сервисов Минкультуры России - к примеру, получение библиографической информации из государственных библиотечных фондов (4 млн. единиц хранения): с его помощью автор нашел не только многие из своих книг, но и установил, наконец, местоположение своего автореферата кандидатской диссертации. Но и они работают далеко не идеально - часто здесь можно видеть надпись "Услуга временно не доступна в онлайн режиме. Пожалуйста, обратитесь позднее". Кстати, с такой надписью пользователю приходится пока сталкиваться чаще всего.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|