Сегодня 18 января 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Цифровой автомобиль

LTE Connected Car: широкополосный Интернет на колёсах

Всё началось в феврале 2009 года, когда компания QNX Software Systems презентовала свою автомобильную платформу QNX CAR. Этот программный комплекс позволял легко сводить воедино доселе разрозненные элементы электроники автомобиля — от управления двигателем до мультимедиа и навигации. И, естественно, в ней подразумевался выход в Интернет. Платформу QNX CAR взяли на вооружение многие автопроизводители — Mercedes, General Motors, Audi, Toyota, Volkswagen… Но в отсутствие широкополосного беспроводного канала связи с Интернетом идеи, связанные с интеграцией интернет-сервисов в автомобиль, пока остаются только идеями. Всё, однако, изменится совсем скоро — как только начнётся массовый переход на стандарт беспроводной передачи данных четвёртого поколения — LTE.

К такому развитию событий автомобильный мир (по крайней мере, самая прогрессивная его часть) подойдёт во всеоружии: в 2009 году была создана организация ng Connect Program, основной задачей которой провозгласили ни больше ни меньше как создание интернет-мобиля. То есть автомобиля, обеспечивающего своего владельца самыми разнообразными интернет-сервисами, связью и навигацией. Но это — не просто проект очередной инкарнации Car PC, это другое. И сервисы, и связь, и развлечения в автомобиле имеют свою специфику, и просто перенести домашние возможности в машину — бессмысленно. Есть смысл предложить нечто новое, чем без труда может воспользоваться как человек за рулём, так и его пассажиры. Созданием такой концепции и занялась ng Connect Program.

Заметим, что ng Connect Program — не очередной выскочка, эксплуатирующий взрыв интереса к мобильному Интернету. Это серьёзный консорциум, объединивший ресурсы многих известных компаний — Adobe, Alcatel-Lucent, Apple, Bosch, Cisco, Daimler, Denso, Freescale, Google, Gracenote, Harman/Becker, GM, IBM, Magna, Mercedes-Benz, Microsoft, Panasonic, Volkswagen, Chumby и ещё доброй пары десятков брендов. Такого «созвездия», работающего над единым продуктом, давно не было ни в автомобильной, ни в компьютерной отраслях!

Концепция, создаваемая ng Connect Program, называется просто и понятно: LTE Connected Car. В её основе лежит операционная система QNX Neutrino, легко адаптирующаяся к любой аппаратной конфигурации. На «каркас» Neutrino уже штатно «надеты» мультимедийная оболочка, средства обработки звука, технология Adobe Flash-based HMI и несколько подпрограмм и утилит. В этой среде функционируют сервисы, поставщиками которых являются участники ng Connect Program. Приведём несколько примеров.

Вот, допустим, сервис Chumby, лавинообразно набирающий популярность. Это такая интернет-штуковина, которая позволяет в автоматическом режиме выводить на экран различные сюжеты — ленты новостей, картинки определённой тематики, прогноз погоды, курсы валют… Да всё, что захотите и информация о чём есть в Сети. Проще говоря, это набор заранее выбранных виджетов. Chumby-устройства, соответственно, представляют собой простые интернет-приёмники, не отягощённые клавиатурами и мощными процессорами. Но будучи внедрёнными в среду QNX, Chumby-сервисы из малополезной игрушки превращаются в полноценных информаторов, транслирующих водителю, например, информацию о дорожных пробках, а пассажирам — индивидуальные гороскопы или меню ближайшего ресторана. Причём всё это программируется заранее: можно настроить на определённое время показ новостей, телепрограмм или просто умиротворяющих картинок.

Другой пример — Kabillion — интерактивный детский развлекательный канал. Тут вам и бесплатные онлайн-игры, и видео по требованию, и общение в форумах и чатах. Даже магазинчик виртуальных товаров есть. Канал чётко специализируется на аудитории возрастом от 6 до 12 лет, то есть именно на тех людях, которым в машине бывает скучнее всего.

Fanbase — детище американской звукозаписывающей компании Atlantic Records. В этом приложении можно отслеживать информацию о музыкальной группе или исполнителе, общаться исключительно на эту тему с себе подобными фанатами, слушать музыку и смотреть видео отдельно взятого музыканта. Причём речь не только и не столько об информации, размещённой на «материнском» сайте, — Fanbase автоматически ищет ролики заданных исполнителей на видеохостингах и интернет-радиостанциях, сам «выуживает» новости из лент, социальных сетей и официальных сайтов.

Интернет-радио Pandora, пожалуй, и представлять не надо — у многих офисных работников с него начинается трудовой день. Но — только в США. Трансляция за пределы Америки пока не осуществляется по некоторым юридическим причинам. Pandora — персонализированное радио, позволяющее находить и слушать именно тех, кого в данный момент хочется послушать. Создатель радиостанции Тим Вестергрен обещает в скором времени решить вопросы лицензирования своего вещания во многих странах, прежде всего в европейских, где Pandora должна заработать буквально со дня на день. Так что включение её в список партнёров ng Connect Program выглядит оправданным и многообещающим.

А вот что точно не нуждается в рекомендациях, так это Google Local Search — средство локального поиска по адресным базам и «точкам интереса». Оно и маршрут проложит, и фотоснимки объекта покажет.

Велики и коммуникационные возможности. Это не только прямая связь между абонентами, доступная через широкополосный канал. Тут возможны и локально-практичные варианты. Например, в январе 2010-го на выставке CES в Лас-Вегасе компания Intamac совместно с ng Connect Program продемонстрировала готовое решение для управления устройствами умного дома из автомобиля.

Системы «умного дома» — специализация Intamac Systems. Причём у её работников в ходу не традиционные термины smart home и digital home, а новомодный connected home, то есть дом, управляемый дистанционно. Водитель посредством сенсорного экрана может поддерживать связь с домашней системой автоматизации. Например, управлять освещением, задавать температуру, посмотреть изображение с домашних видеокамер в реальном времени, протестировать систему безопасности и проверить, все ли двери заперты. Да, собственно говоря, можно управлять всем, чем оснащена квартира, вплоть до просмотра списка интернет-страниц, которые в отсутствие родителей посещал ребёнок. Безусловно, всё это заслуга не столько LTE Connected Car, сколько самого LTE, — все перечисленные действия можно осуществлять и с 4G-смартфона. Но, во-первых, в автомобиле с его большим дисплеем это делать удобнее, во-вторых, это нужно не столько «умному дому», сколько автомобилю. Именно в автомобиле нам приходится проводить по нескольку часов в сутки, и многие из этих часов теряются в пробках и другого рода тягостных ожиданиях. Тут-то управление домашним хозяйством и поможет расслабиться, получив удовольствие от некой осмысленности. Всё-таки игры, праздный интернет-сёрфинг и онлайн-радио — это убийцы времени, ничего или почти ничего человеку не дающие. А вот дистанционно похлопотать по хозяйству и проверить уроки у сына (через тот же Skype) — совсем другое дело.

Обо всех сервисах и возможностях LTE Connected Car говорить нет смысла — это живая система, постоянно обновляющая набор компонентов. Сейчас их около 50, завтра может быть в два раза больше. Достаточно сказать, что партнёрами проекта уже стали онлайн-магазины Nokia и Apple, картографический сервис Yahoo и SybaseiAnywhere — разработчик Bluetooth-решений.

С точки зрения «железа» жестких требований у LTE Connected Car нет — QNX может работать с процессорами разной архитектуры и производительности. «Фишкой» системы является программируемый интерактивный дисплей, заменяющий водителю комбинацию приборов и все иные электронные индикаторы. Автодизайнеры вольны сами выбрать форму главного дисплея, QNX лишь наполнит её содержанием.

Прогнозируется, что в будущем нас ждёт вообще единый дисплей на передней панели размером с саму панель, который будет произвольно конфигурироваться исходя из текущих задач и потребностей. Такие решения уже можно встретить на некоторых концепт-карах.

Первый демоавтомобиль LTE Connected Car был построен компанией Alcatel-Lucent за четыре месяца. Вполне естественно, что базой для него стала Toyota Prius последнего, третьего поколения. В нём уже были реализованы такие сервисы, как видео по требованию, индивидуальное телевидение с хранением контента в «облаках», онлайн-игры, интернет-радио, интеграция с основными социальными сетями, навигация и локальный поиск. Видеоролик про эту машину с участием разработчиков можно посмотреть здесь. А здесь можно поиграться одним из первых образцов интерфейса LTE Connected Car. Сейчас интерфейс уже доработан с учётом сервисов новых партнёров проекта, но общее впечатление от возможностей LTE Connected Car можно получить и из этой демоверсии.

Блок-схема LTE Connected Car

После первой демонстрации LTE Connected Car к консорциуму ng Connect присоединилась компания Nuance, интегрировавшая в проект свою систему голосового управления автомобилем. Она называется Nuance Voice Control Automotive и позволяет надиктовывать сообщения в «Скайп» и электронную почту, управлять навигацией и даже бродить по Интернету, голосом вызывая тематические закладки. Система распознавания речи Dragon NaturallySpeaking пока работает только с английским языком, о других не сообщается. Но очевидно, что вторым языком, внедрённым в LTE Connected Car, будет китайский. Dragon NaturallySpeaking применяет тот же алгоритм распознавания речи, что и приложения Dragon Dictation и Dragon Search для iPhone. Так что многоязычность — не такая уж большая проблема.

Пусть голосовое управление распространяется пока не на весь автомобиль, а только на его информационно-развлекательную часть, но и это много, до сих пор всё ограничивалось отдельными модулями, входящими в состав аналогичных систем, например, в аппарате MyGIG концерна Chrysler. Но там команды должны были быть лапидарно-чёткими, а Nuance Automotive гордится умением распознавать естественный язык пользователей. Кстати, интеграция Dragon NaturallySpeaking в QNX CAR вовсе не привязана жёстко к проекту LTE Connected Car, уже сейчас этим достижением могут воспользоваться автоконцерны — клиенты QNX Software Systems. И пользуются — например, Mercedes-Benz, имеющий давний опыт сотрудничества с Nuance Automotive.

Весной 2010 года два основных участника проекта были отмечены наградами Канадского технологического альянса (CATAAlliance) и Центра исследований и инноваций в Оттаве (OCRI). А в июне Alcatel-Lucent представила концепт-кар делегатам саммитов G-8 и G-20.

И наконец летом 2010-го на всемирной выставке World Expo в Шанхае был представлен новый автомобиль с возможностями подключения к LTE-сетям — теперь на базе Volkswagen Touran. Причём кроме двух прежних основных создателей проекта (Alcatel-Lucent и QNX Software Systems) фигурировал уже и третий — Samsung. Ради этой демонстрации Alcatel-Lucent смонтировал локальную LTE-сеть, а интерфейс перевели на китайский.

Надо сказать, что Volkswagen ближе, чем кто-либо, подошёл к созданию «умного автомобиля». Ещё четыре года тому назад компания представила проект auto@web, носителем идей которого выбрали кроссовер Tiguan, прозванный в автомобильной среде «вебмобилем».

Но тогда ещё не шла речь о внедрении 4G, и фольксвагеновцы вынуждены были использовать более традиционные средства доступа в Интернет — UMTS и GPRS. Поэтому не предполагалось и передавать все данные непосредственно из Сети. Но инженеры Volkswagen решили немножко обмануть реальность, ткнув её лицом в её же несовершенство. Они придумали свой маленький, локальный «Интернет», который использовал городские точки доступа Wi-Fi, аналогичные роутеры на автомобилях и единый центральный сервер. Получалась такая распределённая сеть, устойчивость которой сильно зависела от числа подключённых «клиентов» в зоне действия Wi-Fi. Сеть назвали WLAN, где буква W символизировала вовсе не Volkswagen, а город Вольфсбург, в котором была создана научно-исследовательская корпорация «Wireless Wolfsburg». Там же и тестировали «вебмобиль». Официально работы эти не прекращены, по крайней мере, сайт проекта в Интернете еще висит. Но сами фольксвагеновцы со всей очевидностью охладели к этой затее, взявшись за боле перспективный проект LTE Connected Car. Однако наработки по «вебмобилю» никуда не делись, а ведь там, кроме информации и развлечений, были более серьёзные компоненты. Например, система автоматического управления — с радарами и видеокамерами, отслеживающими дорожные знаки, разметку, другие автомобили и пешеходов. Плюс система интеллектуальной парковки, в которой именно Volkswagen достиг наибольших высот. Так что им и карты в руки — в деле совершенствования LTE Connected Car. Теперь, кстати, несложно предсказать, в каком направлении пойдёт дальнейшее развитие системы. Очевидно, что на наших глазах начинает сбываться мечта Николы Теслы о полностью автоматическом автомобиле, в котором можно сидеть нога-на-ногу и потягивать коньяк.

LTE Connected Car, разумеется, ещё долго не станет принадлежностью дешёвых автомобилей — это удел люксового сегмента. Можно сказать, что состоятельным людям придумали ещё одну опцию, продавать которую вряд ли будут по себестоимости. Да и сама QNX — «операционка» премиум-сегмента. Поэтому не стоит ожидать жестокой войны между двумя лидерами рынка встраиваемых автомобильных ОС — Microsoft и QNX. Как доселе они делали вид, что не замечают друг друга, так и дальше будут делать. Windows Embedded Automotive 7 станет принадлежностью массовых моделей, а QNX останется в «люксе». Впрочем, Microsoft все свои предыдущие попытки внедриться в автостроение благополучно провалила (вспомним AutoPC и Blue&Me), и не факт, что в этот раз ей достанет усердия.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
OpenAI завершила разработку мощной ИИ-модели o3-mini со способностью к рассуждению 41 мин.
TikTok предупредил, что завтра прекратит работу в США, если Байден не вмешается 4 ч.
Instagram добавил новые функции в Reels в преддверии блокировки TikTok в США 6 ч.
Новая статья: Marvel Rivals — нужна ли теперь Overwatch? Рецензия 16 ч.
Ремастер Tomb Raider: The Angel of Darkness для сборника Tomb Raider IV-VI Remastered раскроет потенциал худшей игры серии — подробности улучшений 18 ч.
Первый «геймплей» Virtua Fighter 6 оказался точной копией боевой сцены из фильма «Драконы навсегда» с Джеки Чаном 20 ч.
Руководитель разработки Dragon Age: The Veilguard покинет BioWare после 18 лет в Electronic Arts 21 ч.
Верховный суд США поддержал закон о блокировке TikTok — соцсети осталось два дня 21 ч.
ЕС потребовал от соцсети X раскрыть алгоритм рекомендаций и политику модерирования 22 ч.
Российские пользователи пожаловались на сбой Steam, но Роскомнадзор тут ни при чём 22 ч.
Астрономы получили наиболее детальное инфракрасное изображение активного ядра галактики 57 мин.
Новую тяжёлую европейскую ракету Ariane 6 улучшили — следующий пуск состоится в феврале 3 ч.
Российский аналог Starlink решено строить на отечественной электронике — проект «Бюро 1440» может затянуться 3 ч.
Amazon прекратила доставлять товары дронами после инцидента на испытательном полигоне 5 ч.
Во Франции создали крошечного робота-хирурга, который очень аккуратно покопается в мозгах 5 ч.
SpaceX запретили запускать Starship на время расследования взрыва при последнем полёте 6 ч.
Стартап по выпуску электромобилей Canoo объявил о своём банкротстве и прекращении деятельности 8 ч.
GlobalFoundries построить в США исследовательский центр и новую фабрику на субсидии по «Закону о чипах» 9 ч.
Трамп планирует объявить криптовалюту национальным приоритетом и создать консультативный совет по криптовалютам 15 ч.
Sparkle и OEC переработают 22 тыс. км подводных кабелей 16 ч.