Многие помнят, что в январе 2011 года Дирк Мейер неожиданно покинул пост главы AMD, а в августе того же года компания определилась с тем, кто будет ее новым руководителем — им стал Рори Рид (Rory Read), ранее проработавший более 20 лет в IBM и 5 лет — в Lenovo. Стоит отметить, что первые лица других крупных компаний до Москвы иногда добирались. Скажем, в 2005-м заезжал Пол Отеллини, годом ранее — Крейг Баррет. А вот у AMD в этом отношении с Россией как-то не заладилось — Мейер не побывал здесь ни разу. Это упущение и исправил Рори Рид, выступивший 26 апреля на пресс-конференции в Москве и рассказавший о том, какой будет новая стратегия AMD, а заодно ответивший на уйму вопросов.
Начнем с нескольких чисел-фактов. Многие любят заочно хоронить AMD, новая похоронная волна пошла сейчас, когда компания показала в последнем квартале не ах какие успехи — чистые убытки составили 590 млн долларов. Однако в целом у компании не все так плохо. Например, за год было отгружено 30 млн APU Brazos — очень успешный старт для нового продукта. Собственно, благодаря APU «красная» компания достаточно уверенно чувствует себя на рынке мобильных компьютеров: ей принадлежит 22% процента российского рынка. С момента прихода в Россию (а это было ровно 10 лет назад — именно тогда в Москве открылось официальное представительство) рыночная доля AMD в мобильном сегменте выросла в 7 раз. На десктопном фронте все не так радужно, но все равно рост — за те же 10 лет рыночная доля увеличилась в 2 раза.
Но AMD, естественно, хочет расти быстрее, выше, сильнее, именно поэтому компания и желает сменить направление развития. В основе новой стратегии лежат три латинские буквы C: Consumerization, Cloud, Convergence. То есть теперь AMD хочет стать еще ближе к пользователям, не отставать от модных облачных трендов и делать все для упрощения взаимопроникновения информации с устройства на устройство.
Что значит для AMD каждый из трех C-китов, как они выражены в ее деятельности и продукции? Consumerization — направленность на пользователя — подразумевает конкурентную цену, достаточную производительность, универсальность продукта и высокую степень интеграции. Хороший тому пример — мобильные APU Llano и Brazos, которые в своих ценовых сегментах неплохо потеснили чипы Intel именно за счет «вкусной» цены и сбалансированности решений. Cloud — облачные технологии — AMD рассматривает с точки зрения того, что она может предложить провайдерам облачных сервисов. А предложить она может низкое энергопотребление серверов, эффективность и уникальные решения на базе технологий недавно приобретенной SeaMicro, которые позволяют значительно увеличить производительность на ватт. Ходят слухи, что и у теряющих рынок «Оптеронов» есть второй шанс, потому как ими заинтересовалась Apple. Рид такие (и другие — тоже) слухи не комментирует. Последний кит, Convergence — взаимопроникновение — для компании значит создание широкого класса совместимых продуктов, а также высокую степень безопасности.
По мнению Рида, сейчас рынок переживает переломный момент. Такой же, как и в конце 80-х — начале 90-х: именно тогда мейнфреймы отошли на второй план, а двигателем рынка стали «персоналки». На смену старым ключевым игрокам приходили новые. Сейчас так же планшеты и ультратонкие ноутбуки вытесняют с рынка обычные компьютеры, некоторые крупные игроки остаются в прошлом, при этом появляются новые смелые компании вроде той же Lenovo.
AMD не желает оставаться в прошлом. И для этого у нее есть как немало амбициозных планов, так и приличное количество уже имеющихся ресурсов, знаний и возможностей.
В будущем AMD видится очень четкое разделение клиент — сервер. Причем клиенты должны стать максимально мобильными, а сервера — максимально мощными. И те и те при этом должны потреблять минимум энергии — у AMD не так давно начало получаться выпускать действительно энергоэффективные процессоры и видеокарты, теперь компания делает на этом акцент. И, конечно, все должно быть максимально встроенным и интегрированным.
Достаточно простые, немного маркетинговые, но правильные в целом слова Рида: «Раньше мы фокусировались на процессорах и всегда были в роли догоняющего. Но не в этом наше будущее. Будущее в том, чтобы фокусироваться на пользователях и делать то, что им нужно». В какой-то мере AMD удалось угадать — APU пользователям нужны, именно поэтому они тепло приняты рынком. И именно на APU компания делает ставку во всем, что касается процессоров.
Кстати, из топ-менеджеров обычно невозможно вытянуть намеки на какие-либо грядущие изменения, если они не были официально анонсированы, но Рори Рид один такой намек дал: «Подумайте об APU в серверах. Нет, я не хочу делать никаких официальных заявлений, но вы просто подумайте о том, как бы они там смотрелись».
Вот и давайте подумаем: все больше и больше вычислений сейчас можно выполнять при помощи графического адаптера. Недавно появившаяся архитектура Graphics Core Next для этих целей была неплохо оптимизирована, а в старших чипах Trinity встроенное графическое ядро основано именно на GCN. То есть с приходом APU в сервера удалось бы совместить возможности GPU-сервера и CPU-сервера, сохранив тепловыделение в разумных пределах — APU AMD вообще получились достаточно холодными. Так что все перспективы у APU на рынке серверов есть, хотя никаких официальных анонсов действительно не прозвучало и компания может еще десять раз пересмотреть свою стратегию в этом отношении.
Помимо прочего, AMD немного переосмыслила и географические приоритеты. Теперь, как и у многих других компаний, самое пристальное внимание будет обращено на развивающиеся и быстро растущие рынки: Индию, Китай, Бразилию и… и Россию. По прогнозам AMD, за ближайшее десятилетие в России будет продано 2 млрд компьютеров. И компании не терпится принять в этом самое активно участие.
Еще одно изменение в стратегии просилось уже давно, и Рори Рид наконец его озвучил. Для успешного развития очень важно не только то, какое железо делает компания, но и то, как она поддерживает это железо с софтверной стороны. AMD начнет уделять больше внимания экосистеме и программному обеспечению.
Был во времена ATI дивный англоязычный анекдот: ATI cards are like buses: they are big, red and have bad drivers. С тех пор должен был пройти не один год, компания ATI должна была прекратить свое существование, а видеокартам потребовалось перекраситься из красного в черный, чтобы в AMD признали: софт также важен. Еще недавно в заставках игр с огромной вероятностью можно было видеть логотип NVIDIA. The way it means to be played. Теперь вероятность немного снизилась — AMD наконец начала плотно сотрудничать с разработчиками игр.
Про собственный софт тоже не забывают. И Россия здесь очень даже причем: в прошлом году в Петербурге открылось софтверное подразделение AMD. Около 100 программистов из северной столицы теперь пишут драйверы для видеокарт AMD. Рид не планирует на этом останавливаться. Именно поэтому, например, отвечая на вопрос о том, будет ли AMD дальше развивать поддержку стереоскопического 3D, он говорит: «Конечно, будет. В первую очередь на уровне софта».
Рид заявляет: компанию ждут большие перемены. Однако когда речь заходит о сотрудниках, он сразу становится как-то мягче. AMD, по его утверждению, исключительно лояльная к своим работникам компания. А работники, в свою очередь, лояльны к AMD: их объединяет этакий дух пиратства, понимание: если не они, то кто сможет удерживать Intel и останавливать NVIDIA. Да, часть сотрудников покинет AMD, но придут новые. Российская команда, например, продолжает расти. От лица 3DNews поздравляем AMD с десятилетием работы в России и желаем успехов: если бы этой компании не существовало, цены на процессоры и графику были бы куда выше, а наша работа — сильно скучнее.