Цифровой автомобиль

Автодайджест №154

⇣ Содержание

#Автомобильные новости

Вызвавший неподдельный интерес общественности ё-мобиль давно не появляется в сводках автомобильных новостей. Но проект Михаила Прохорова постепенно развивается: в данный момент идет строительство завода в Ленинградской области, специально подготовленный ё-кроссовер принимает активное участие в ралли-рейде «Симбирский тракт», ООО «ё-АВТО» ведет набор специалистов по многим инженерным специальностям. Возможно, через несколько лет и появится тот самый ё-мобиль, обещанный нам в 2010 году. Поддержать инициативу создания машин с гибридной силовой установкой решили и в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации. Там объявили конкурс на разработку трех автомобилей, среди которых есть и компактное транспортное средства с «комбинированной энергоустановкой».

Минпромторг России действует в соответствии со «Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». Помимо небольшого легкового гибрида в программу вошли две коммерческие машины: автобус средней и большой вместимости и полноприводный грузовой автомобиль с колесной формулой 6х6. Примечательно, что в обоих пунктах вновь делается ставка на экологичность: низкие выбросы вредных веществ должен обеспечить газовый двигатель или гибридная установка.

В сообщении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации приводятся данные экспертных оценок: в ближайшие 5-10 лет доля электромобилей в общем объеме транспортных средств не превысит 2-5%. По мнению специалистов, низкий спрос на «зеленые» машины обусловлен существенными ограничениями аккумуляторных батарей, не способных обеспечить достаточный пробег. К дополнительным минусам относится слаборазвитая инфраструктура: зарядить электрическую машину подчас негде, даже в Москве только начата установка первой партии зарядных станций. На этом фоне гибриды выглядят привлекательно и вполне конкурентоспособно. Они могут далеко уехать от розетки, а заправить их не сложнее, чем любой автомобиль с ДВС. В Минпромторге России открытия не сделали, это прописная истина современного парка инновационных транспортных средств.

Согласно условиям конкурса, участники должны не только представить пригодный для реализации проект гибридного автомобиля B-класса, но и найти негосударственных инвесторов. Правительственный грант в размере 500 миллионов рублей станет доступен лишь в том случае, если как минимум столько же в разработку вложит частное предприятие. Получается, что победитель получит самое меньшее один миллиард рублей. Этой суммы наверняка будет достаточно для начальной стадии научных исследований и испытаний, но на разработку полноценного автомобиля едва ли хватит. Чтобы вывести новую модель в свет, мировые производители тратят до двух миллиардов долларов, то есть примерно в 60 раз больше. Иными словами, государственная помощь может оказаться неплохим подспорьем и вкладом в развитие инновационных проектов, однако для вывода конкурентоспособного решения на рынок требуется существенно больше финансовых средств.

Из существующих проектов наиболее вероятным победителем конкурса является ё-мобиль. Он отвечает техническим условиям конкурса, а Прохоров без труда привлечет негосударственные инвестиции. К тому же непосредственным разработчиком перспективного гибрида является ЗАО «ЯРОВИТ Моторс», выпускающее грузовые автомобили. Этот факт позволяет холдингу бороться и в двух остальных дисциплинах конкурса, претендуя в общей сложности на полтора миллиарда государственных рублей.

#Автомобильные технологии

Жюри конкурса International Engine of the Year в очередной раз выбрало лучшие современные двигатели. В прошлом году победу в номинациях «Лучший новый двигатель», «Зеленый» двигатель» и «Двигатель года» одержал Fiat TwinAir. Этот двухцилиндровый малыш с рабочим объемом всего 0,875 литра запомнился журналистам не только скромным расходом топлива, но и бойким нравом. Под звонкий рев он весьма споро разгоняет Fiat 500 при своих максимальных 85 лошадиных силах и 150 Н*м. Кто же стал лучшим в этом году? Оставим абсолютную категорию на сладкое и начнем рассматривать моторы в порядке возрастания их объема.

В первой же группе нас ждут серьезные перестановки: итальянский малыш уступил место американскому. А ведь до этого здесь четыре года единолично властвовала Toyota со своим трехцилиндровым моторчиком для Aygo. Накаляющаяся борьба явно указывает на максимально динамично развивающийся сектор рынка. Выигравший этот этап двигатель Ford мы упоминали во время анонса компактвэна B-MAX зимой текущего года. Это совсем новый агрегат, на разработку которого были потрачены четыре года кропотливого труда лучших специалистов технического центра Ford в Дантоне, Великобритания. К трем цилиндрам с рабочим объемом один литр инженеры приладили турбокомпрессор Continental, что позволило повысить мощность до 125 лошадиных сил. Еще десять лет назад столько выдавали двухлитровые моторы.

Создатели литрового двигателя семейства Ecoboost совместили головку блока цилиндров с выпускным коллектором в единой детали, изготавливаемой с помощью литья. Это позволило снизить температуру выхлопных газов и добиться работы на оптимальной топливовоздушной смеси в большем диапазоне оборотов. Но многие российские автомобилисты никогда не купят даже самый экономичный мотор объемом один литр: в суровые зимние морозы этот кроха не будет способен обогреть себя, не то что салон. И здесь инженеры Ford проявили смекалку: они сделали блок цилиндров из железа, а не из алюминия, что является уникальным решением для мотора подобного объема. В результате для выхода на рабочую температуру ДВС тратит вдвое меньше энергии. Усиленному прогреву способствует и раздельная система охлаждения.

Примечательно, что почти все моторы, одерживавшие победу в категории до одного литра в предыдущих годах, устанавливались только на самые компактные автомобили. Но амбициозный Ecoboost с крутящим моментом 175 Н*м готов справиться и с более тяжелыми моделями. Форд ставит его на Focus и B-MAX, которые несколько больше, чем Toyota Aygo или Fiat 500. Процесс даунсайзинга в моторостроении удачно продолжен. Второе место после Ecoboost в младшей группе занял прошлогодний победитель Fiat TwinAir, за ним расположился литровый «атмосферник» от Volkswagen Up, Skoda Citigo и SEAT Mii. Зато немецкие инженеры мертвой хваткой держат приз за лучший двигатель объемом от 1 до 1,4 литра. Да-да, это наш старый знакомый 1,4 TSI. Он набрал 337 баллов, а ближайший соперник — лишь 179. К слову, на втором месте находится его младший брат — 1,2 TSI. Двухнаддувный (в этой версии агрегата турбокомпрессор совмещается с механическим нагнетателем) 1,4 TSI выступил даже лучше, чем годом ранее. Тогда его отрыв от ближайшего преследователя составил 117 баллов. Этот двигатель был признан лучшим и в 2009 году. Долго ли удачная разработка позволит Volkswagen почивать на лаврах победителя? Существующие агрегаты не могут составить 1,4 TSI достойной конкуренции. При максимальной мощности 185 лошадиных сил расход топлива в смешанном цикле едва превышает пять литров на 100 км. Принесший немцам победу ДВС можно встретить на огромном количестве компактных моделей концерна: всего около 20 разных машин!

В категории двигателей объемом от 1,4 до 1,8 литра тоже без изменений. Франко-немецкий союз BMW-PSA оказался весьма удачным, совместная разработка вновь привлекала максимальное внимание жюри. На золотую медаль не посягнет даже 1,8 TFSI, широко известный по ряду моделей концерна Volkswagen. Созданный мастерами BMW-PSA 1,6-литровый бензиновый турбомотор серии Prince развивает максимальную мощность 184 лошадиных силы (на примере Mini Cooper S). Газораспределительный механизм здесь щеголяет все еще модной системой Valvetronic, позволяющей менять фазы впуска и выпуска воздуха при помощи клапанов с электронным управлением. Двигатель BMW-PSA начали устанавливать не только на автомобили Mini, но и на ряд французских моделей, в том числе Peugeot 207, 208, 308, 508, RCZ, Citroen DS3, DS4, C5 и DS5, а в последнее время он появился и на BMW 1 Series.

Примечательно, что журналисты оставили без внимания старшего брата первого рассмотренного сегодня мотора: 1,6-литровый Ecoboost занял лишь шестое место. Неважно обстоят дела и у более объемного Ecoboost 2,0. В своей весовой категории (от 1,8 до 2 литров) он стал пятым. На ступеньку выше расположился атмосферный ДВС — двухлитровый Skyactiv от Mazda 3 и Mazda CX-5. Все три призовых места вновь получили немцы. В результате рокировки прошлогодний победитель — это двухлитровый «дизель» BMW TwinTurbo — оказался лишь на третьей строчке. Второе место сохранил 2,0 TFSI, а на первую неожиданно взобрался BMW N20. Это совершенно новый агрегат, его начали использовать лишь в 2011 году. N20 пришел на смену N52. Но не ищите здесь легендарную рядную «шестерку»: всего четыре цилиндра и два литра рабочего объема. Отныне почти все баварские двигатели оснащены турбонаддувом, и этот не исключение. Зато, благодаря возможности программировать отдачу, немцы экономят на стоимости разработки и производства: характер у 320i и 328i разный, а двигатель — один. В первом случае его мощность ограничена 184 лошадиными силами, во втором — 245. Также BMW N20 очень экономичен. Несмотря на хорошие динамические показатели, автомобиль с таким ДВС потребляет 5,4 литра горючего на 100 км в смешанном цикле. Но вместе с радостью от пользы новых технологий в этом рассказе присутствует и немного ностальгической грусти: кусочек мирового автомобилестроения навсегда стал частью истории — рядные атмосферные шестицилиндровые моторы BMW канули в Лету.

Судя по всему, за 2,5 TFSI от Audi переживать пока рано. Год за годом мотор Audi TT RS (а теперь еще и RS3) занимает первое место. Добавить по нему особо нечего: 2,5 литра, оригинальная рядная пятицилиндровая компоновка, мощность 340 лошадиных сил и крутящий момент 450 Н*м. С таким арсеналом Audi TT RS с места достигает скорости 100 км/ч всего за 4,6 секунды. Согласно официальным данным, хэтчбек RS3 на выполнение этого упражнения затрачивает столько же времени, что несколько странно: RS3 весит на 125 кг больше. Однако за создание неповторимого 2,5 TFSI немцам можно простить эту неточность.

В обществе трехлитровых моторов тоже царят консерваторы. Рядные шестицилиндровые ДВС от баварских мастеров, по утрате которых мы только что горевали, здесь отлично себя чувствуют. Но двигатель BMW N54 оснащен двойным турбонаддувом. Собственно, он и оказался основоположником новой вехи в истории силовых агрегатов немецкой марки, ведь именно N54 в 2006 году стал первым с 1980 года двигателем BMW с турбиной. Уникальный мотор устанавливается в основном на двухдверные модели: BMW 335is, Z4 35is и 1 Series M Coupe. Впрочем, этой же особенностью обладает и S65: только купе или кабриолет BMW M3. Полюбуйтесь на это чудо техники в последний раз: совсем скоро немецкая компания выкатит новую версию «эмки», теперь уже с турбомотором. Атмосферный V8 объемом 4 литра становится лучшим в конкурсе International Engine of the Year пятый раз подряд! Только вдумайтесь: мотор представлен в 2007 году, а с 2008-го он не уступает победу в номинации «Лучший двигатель от 3 до 4 литров» ни одному сопернику. Вспомним его характеристики еще раз: 420 лошадиных сил (более 100 лошадиных сил с одного литра объема «атмоферника»!) и 400 Н*м. Прощай, легенда!

Еще один V8 производства BMW почти захватил пьедестал в категории двигателей объемом свыше четырех литров. Каких-то 16 баллов не хватило BMW N63 с двойным турбонаддувом, чтобы согнать с насиженного места атмосферный мотор Ferrari 458 Italia. Но пламенное сердце итальянского спорткара прочно вцепилось в первую строчку престижного рейтинга. Любить его есть за что: 570 лошадиных сил, 540 Н*м и 3,4 секунды с 0 до 100 км/ч. Не в последнюю очередь столь высокие значения основных характеристик достигнуты благодаря степени сжатия 12,5:1. Несмотря на свои показатели, в смешанном цикле Ferrari 458 Italia потребляет 13,7 литра на 100 км. Но и жюри, и нам больше всего пришлась по душе удельная мощность и тяга: с одного литра атмосферного бензинового ДВС итальянские мастера добились отдачи в 127 лошадиных сил и 120 Н*м. Также мотор Ferrari 458 Italia признан лучшим среди производительных — награда вполне заслуженна.

Самым «зеленым» большинство из 78 членов жюри признали 1,4-литровый бензиновый двигатель гибрида Chevrolet Volt. Ничего удивительного: шесть раз победителем становилась Toyota Prius со своим Hybrid Synergy Drive, наступила очередь другого инновационного автомобиля. Благодаря работающему в качестве генератора 1,4-литровому мотору Chevrolet Volt на электрической тяге может проехать до 600 км. Однако этот автомобиль может подключать ДВС к колесам и напрямую. Тем не менее общий пробег гибридной модели зачастую будет далек от заявленного: максимальные 149 лошадиных сил и 273 Н*м доступны только при суммировании бензиновой и электрической тяги. Таким образом, «зеленый» ДВС оказался самым слабым в конкурсе International Engine of the Year: всего 85 лошадиных сил.

Осталось назвать лучший новый двигатель года и победителя в основной номинации — International Engine of the Year. Как и годом ранее, им стал один двигатель. Теперь это Ecoboost объемом один литр. Инженеры Ford потрудились на славу: их моторчик весит мало, ест сущие крохи, а перемещает автомобиль C-класса вполне уверенно. Судя по устоявшейся традиции, в следующем году абсолютным победителем наверняка вновь станет малыш объемом до одного литра.

Возможно, совсем скоро лучшим двигателем объемом до двух литров жюри конкурса International Engine of the Year выберет совершенно новый немецкий агрегат. Он достанется автомобилю C-Класса. Mercedes-Benz только-только собирается выпустить первого полноценного соперника Audi A3 и BMW 1 Series, но уже готовится создать конкуренцию RS3 и M135i. Для этого немцам понадобится мощный, но компактный бензиновый двигатель. На днях стало известно, что им станет двухлитровый мотор M133 с двойным турбонаддувом. Не слишком ли скромно, ведь у двух других автомобилей от немецкой тройки ДВС объемом 2,5 и 3 литра? Точные официальные характеристики держатся в секрете, но, согласно последним слухам, мощность самого быстрого Mercedes-Benz A-Класса составит порядка 370 лошадиных сил при крутящем моменте 400 Н*м.

Если предварительные данные окажутся верными, то M133 рискует стать рекордсменом по отношению мощности к единице объема среди серийно выпускаемых двигателей. Предположительно, хэтчбек с таким монстром будет называться A45 AMG. Среди самых ожидаемых братьев компактной модели можно отметить седан CLA 45 AMG, стилизованный под «четырехдверное купе». Наверняка все Mercedes-Benz A45 AMG будут полноприводными. Общий вес автомобиля будет колебаться в районе полутора тонн.

На ушедшей неделе прошла традиционная конференция Worldwide Developers Conference в Сан-Франциско, где Тим Кук представил последние новинки Apple. Помимо анонса новых MacBook, OS X Mountain Lion и iOS 6 буквально вскользь было упомянуто обновление голосового информационного сервиса Siri. В скором времени Apple собирается интегрировать его в автомобили. Об этом сообщил старший вице-президент Apple в области iOS Скотт Форстолл.

Согласно обещаниям Apple, автомобильный вариант Siri появится в новых моделях Audi, BMW, Chrysler, GM, Honda, Jaguar, Land Rover, Mercedes Benz и Toyota. Произойдет это в лучшем случае в конце текущего года. Адаптированный для использования в машинах сервис получит название Eyes Free. Задействовать глаза и пальцы придется всего один раз — при активации функции с помощью расположенной на рулевом колесе кнопки. Все дальнейшие команды будут голосовыми. С помощью Eyes Free водитель получит полный доступ к функционалу оригинальной Siri. Можно будет запускать воспроизведение музыкальной композиции, искать объекты на карте, выбирать отмеченные события в календаре, совершать звонки, зачитывать и диктовать текстовые сообщения. Было бы неплохо добавить сюда и традиционный автомобильный арсенал, например регулировку настроек климатической установки или проверку давления в шинах. По всей видимости, для подобных операций потребуется еще более тесная интеграция устройств Apple с автомобилями.

Жаль, что Apple не выпускает машин. Сколько мечтателей представляли себе подобный iCar… Но существует устойчивый слух, что Стив Джобс действительно хотел выпустить транспортное средство собственной разработки. Теперь мы никогда не узнаем, каким бы оно было. В нем наверняка максимальное внимание было бы уделено безопасности. О системе автоматического торможения при возникновении препятствия и говорить нечего: вскоре эта опция станет стандартом де-факто для большинства современных автомобилей. Комитет по испытанию безопасности транспортных средств Euro NCAP планирует дополнить список обязательных систем для претендующих на пять звезд моделей автоматическим тормозом. Это значит, что без него максимальную оценку не сможет получить ни один автомобиль.

Для выявления экстренной ситуации системы автоматической остановки используют набор камер, лазеров и сенсоров. Датчики позволяют заблаговременно определять возникновение препятствия, его размеры и скорость. Зачастую все обходится простым предупреждением водителя звуковым сигналом или вибрацией рулевого колеса, но, если человек не реагирует на явную опасность, компьютер сам нажмет педаль тормоза. Ожидается, что в 2014 году подобный функционал должен иметь каждый автомобиль, желающий получить максимальные пять звезд в рейтинге Euro NCAP. Главный секретарь комитета Мишель ван Ратинген сообщил, что целью подобного ужесточения является сокращение числа смертей на дорогах Европы с текущих 31 000 ежегодно до 15 000 к 2020 году. Столкновение с впередиидущим транспортным средством является не только самым распространенным видом аварии, но и самым опасным. Каждый год оно уносит восемь тысяч жизней только в Старом Свете. Уже в 2016-м Euro NCAP заставит крупнейших производителей устанавливать еще более продвинутые системы, распознающие даже пешеходов.

Официальные требования Euro NCAP не являются пустыми словами для компаний Европы. Только в 2009 году специалисты обязали оборудовать все испытываемые автомобили системой электронной стабилизации (ESP), а уже сегодня она стала обязательной частью утверждения к серийному производству всех новых легковых автомобилей. В ближайшее время Euro NCAP планирует также внести оценку эффективности предупреждения о непреднамеренном выезде с занимаемой полосы.

С другой стороны на повсеместное внедрение систем автоматического замедления будут давить страховые организации. Чем меньше риск возникновения страхового случая, тем должна быть меньше страховая премия — это основное правило рынка подобных услуг. Снизить стоимость полиса может, например, эффективная противоугонная система. Возможно, уже с октября 2012 года владельцы автомобилей, оборудованных интеллектуальным комплексом, способным самостоятельно затормозить, будут платить меньше. Во всяком случае, в Европе.

Глава исследовательской компании Thatcham Motor Insurance Repair Research Centre Мэтью Эвери приводит любопытную статистику: если все автомобили Европы оборудовать автоматическим тормозом, то общее количество дорожно-транспортных происшествий сократится на 27%. По его мнению, это отличный способ не только повысить безопасность на дорогах, но и сэкономить. Уменьшение затрат коснется и страховых компаний, и самих водителей. Стоимость полиса может быть снижена для владельцев транспортных средств с инновационной системой. О размере скидки пока можно лишь догадываться.

#Интересности и необычности

Наверняка тест-пилотам автомобильных компаний периодически становится тошно от ежедневных испытаний машин. Тогда они берут напрокат боевой истребитель и показывают четырехколесным, какими динамическими данными должен обладать настоящий боец. Конечно, у сотрудников производителей зачастую просто нет такой возможности, зато наверняка есть желание. Его исполнило датское издание Bil Magasinet. Обезумевшие журналисты устроили поединок между Lamborghini Aventador и американским военным самолетом General Dynamics F-16 Fighting Falcon. Был ли у итальянского купе шанс?

Попробуем сравнить данные двух несопоставимых машин. Полностью экипированный, готовый к взлету крылатый F-16 Fighting Falcon весит 12 тонн. Стрелка весов под Lamborghini Aventador укажет на существенно более скромное число — 1575 кг. Но у самолета есть неоспоримое преимущество – турбовентиляторный двигатель General Electric F110, в режиме форсажа выдающий до 32500 фунт-фунтов тяги. Крутящий момент итальянского быка составляет 690 Н*м, или 510 фунт-футов. Но автомобиль существенно моложе воздушного бойца: F-16 Fighting Falcon встал на вооружение в 1978 году, в то время как темпераментная красотка впервые показана публике лишь в прошлом году в Женеве. При этом за цену одного истребителя можно купить почти 100 купе: $34 миллиона против $379 тысяч. Максимальная скорость тоже не в пользу четырехколесного: Lambo может развивать 349 км/ч, F-16 — 2410 км/ч. Несмотря на существенный перевес практически по всем параметрам, с места истребитель разгоняется медленнее. Не стать ему королем светофорных гонок.

Задумка датского журнала Bil Magasinet интересна, но неоригинальна. Несколько лет назад неповторимые британцы из телевизионного шоу Top Gear провели аналогичное состязание между самым дорогим из ныне выпускаемых автомобилей Bugatti Veyron и европейским истребителем Eurofighter Typhoon. Тогда в конечном счете автомобиль тоже уступил самолету. Рожденный ползать…

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥