⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Обзор Sony Cyber-shot DSC-QX10 и DSC-QX100: как настоящие
Начнем с того, что один из смартографов — Sony Cyber-shot DSC-QX10 — уже был в нашей тестовой лаборатории. В том, предыдущем материале мы познакомились с устройством, изучили, как оно взаимодействует со смартфоном, и сделали на него первые снимки. Однако раз в смартографах от Sony не только оптика собственная, но ещё и матрица, то их можно считать полноценными цифровыми мыльницами. Хорошо-хорошо, почти полноценными: да, дисплея у них нет. Тем не менее тестировать их и относиться к ним мы будем как к полноценным компактам — со всей строгостью и без каких-либо поблажек. Недаром же производитель записал их в серию компактных цифровых фотоаппаратов Cyber-shot. При первом знакомстве с младшей моделью — QX10 — мы не рассматривали камеру как серьёзного соперника обычным «компактам». Всё-таки полученные изображения могли конкурировать, например, с фотографиями, снятыми на Samsung Galaxy S IV, но не более того. Признаёмся, списали устройство в категорию игрушек-безделушек. Спешим исправиться: в процессе подробного изучения новых гаджетов наше мнение постепенно менялось. Многим известно, что для камер смартфонов были выпущены десятки объективов различного сорта — и «фишаи», и телеобъективы, и даже макролинзы. Правда, качество получаемого с их помощью изображения зачастую не нравилось пользователям. Смартографы призваны изменить это — с их помощью даже старенький коммуникатор может обзавестись хорошей камерой. Посему как минимум за попытку инновации следует отвесить Sony поклон. В объективах-камерах есть и столь обожаемый многими пользователями цифровых мыльниц зум, и даже излюбленная более продвинутыми фотографами возможность ручной настройки параметров фото. Проще говоря, теперь всё выглядит так же, как и у владельцев самых настоящих цифровых камер. На этот раз в нашем распоряжении оказались оба представленных на рынке смартографа: младший DSC-QX10, который мы изучали в прошлый раз, и более серьезный DSC-QX100. Разница между ними колоссальная — производитель оценил её аж в десять тысяч рублей. QX10 опустошит карманы покупателей на вполне гуманные 8 490 рублей (рекомендованная розничная цена), в то время как QX100 разорит их на целых 18 990 рублей. Несмотря на то, что внешне устройства похожи (об этом мы поговорим чуть позже), внутри они абсолютно разные. И вот почему.
Производитель отмечает, что сенсор обеих камер выполнен по технологии Exmor R CMOS (фирменная матрица Sony c обратной засветкой), благодаря чему достигается бóльшая светопропускаемость. В результате снимки в условиях низкой освещенности получаются более насыщенными. Младшая модель — QX10 — по характеристиками напоминает «компакт» начального уровня: маленькая, 1/2,3-дюймовая матрица в паре с несветосильной оптикой с максимальным относительным отверстием ƒ/3,3 на коротком конце и ƒ/5,9 на длинном. Пожалуй, самое ощутимое достоинство камеры — десятикратный трансфокатор, покрывающий фокусное расстояние 25-250 мм в 35-мм эквиваленте. Cyber-shot DSC-QX100 таким похвастаться не может — в его распоряжении только 3,6-кратный зум, охватывающий ФР от 28 до 100 мм (опять же в пересчете в 35-мм формат). Зато в распоряжении старшей модели однодюймовая матрица и светосильная оптика производства Carl Zeiss с максимальной диафрагмой ƒ/1,8-4,9. Таким образом, преимущества большого приближения нивелируются качеством выходного изображения — предрекаем, что у QX100 оно должно быть гораздо лучше. Несложно вычислить, какая из камер старшая, по габаритам — «десятка» значительно меньше и почти в два раза легче «сотки». Последняя по характеристикам напоминает компактную камеру Sony Cyber-shot DSC-RX100 II, которую мы тестировали несколько месяцев назад. Напомним, если кто успел подзабыть или поленился изучить материал, посвященный смартографу DSC-QX10. Основная "фишка" новых камер Sony заключается в том, что внешне они похожи на сменные объективы. Устройства получились весьма компактными и портативными, если не брать в расчет отсутствие дисплея и, как следствие, невозможность на практике снимать без смартфона или планшета — «стрелять» вслепую откровенно неудобно, а процент брака при такой съемке зашкаливает. При съемке камеру-объектив можно держать в руке или прикрепить к смартфону. Для этого на корпусе смартографа предусмотрены специальные раздвижные крепления-защёлки, похожие на крылья. Правда, их размаха не хватит для какого-нибудь шестидюймового гиганта вроде Sony Xperia Z Ultra. Впрочем, на, мягко говоря, немаленький Samsung Galaxy Note II смартограф залезть смог, но на что-то большее он уже не поместится. Также можно докупить фирменные чехлы с якобы байонетным держателем и превращать телефон в практически «беззеркалку», но пока что они доступны только для Sony Xperia Z1. Под креплением прячется батарейка на 600 мА*ч (2,22 Вт*ч, 3,7 В), которая питается от привычного microUSB 2.0. Клавиши управления камерой — кнопки включения и спуска затвора, а также рычажок трансфокатора и уже упомянутый интерфейс «ю-эс-би» разбросаны вдоль корпуса. Пользоваться клавишами, расположенными на корпусе смартографов, непривычно — гораздо удобнее управлять устройствами с телефона или планшета. ⇡#ВидоискательПроцесс съёмки такой же, как и в случае традиционной цифровой камеры, — после прикрепления устройства на корпус смартфона полученный гаджет не может не напоминать брата-близнеца из семьи традиционных «компактов». Для полного сходства требуется специальное приложение-видоискатель Play Memories Mobile (доступно для Android 2.3 или выше и iOS 4.3 или выше), с помощью которого осуществляется съемка. Главное преимущество программы и его обобщающая с линейкой цифровых фотокамер особенность — практически полное копирование интерфейса и системы управления с корпуса стандартной мыльницы. Если вы раньше хотя бы мельком общались с любой современной камерой, то никаких трудностей при использовании Play Memories возникнуть у вас не должно — уж настолько интуитивно понятны все элементы управления и функции. Примечательно, что в смартографах, то есть в приложении Play Memories, предусмотрено несколько режимов съемки. Среди них нет заготовленных настроек для творческой съёмки, зато есть гораздо более ценный полуавтоматический режим — «приоритет диафрагмы». Правда, доступен он только для старшей модели DSC-QX100. Впрочем, «десятке», с её несветосильной оптикой и крошечной матрицей, он и не нужен, — всё равно при таком «железе» управлять глубиной резкости не получится. В любом случае потери младшей модели не велики — трех автоматических («Интеллектуальный авторежим», «Суперавторежим», «Автопрограмма») режимов, доступных для обеих камер, хватает за глаза. Автоматика довольно резво и практически безошибочно оценивает экспозицию и баланс белого в поле кадра. Sehr gut! Режимы «Интеллектуальный» и «Суперавто» похожи между собой, с той лишь разницей, что первый отображает на экране тип сцены (например, «макро» или «портрет»), в то время как второй делает свою работу без подобных подсказок. Качество снимков, получаемых при съёмке в этих двух режимах, одинаковое. «Автопрограмма» позволяет корректировать экспозицию — от -2 до +2 EV. У модели Sony Cyber-shot DSC-QX100 весьма удобно реализован режим «ручной» съёмки. Чтобы изменить параметры, нужно нажать на окошко нужного параметра и тем самым активировать виртуальное колесо с возможным диапазоном настройки. Чем-то этот интерфейс напоминает программное меню в сенсорных моделях камер Canon EOS (650D, 700D). Помимо этого, в разделе настроек можно выбрать один из множества «пресетов» баланса белого или задать значение вручную (от 2500 до 9900 К). Эта опция почему-то доступна только в режиме «Приоритет диафрагмы». Впрочем, авторежимам она и не нужна — они сами замечательно справляются с установкой «правильного» баланса белого. У модели DSC-QX100 на корпусе есть фокусировочное кольцо, с помощью которого можно вручную навестись на объект съёмки. Правда, пользоваться им не очень удобно из-за небольших габаритов смартфона с камерой-объективом. Лучше доверить эту задачу автоматике — справляется с ней она на совесть. ⇡#АвтофокусСистема автофокусировки у обеих камер-объективов работает без ощутимых затруднений. Гаджеты способны практически безошибочно «ловить» фокус даже в условиях слабой освещенности на любых фокусных расстояниях. Единственным неудобством является очень большая разница минимальной дистанции фокусировки на разных положениях трансфокатора. Причем «болеет» этим и QX10, и QX100. На широком угле оба гаджета могут навестись на резкость на расстоянии всего пяти сантиметров от объекта съёмки. Для макросъёмки это едва ли подойдет — получится какое-то слишком широкоугольное макро. Казалось бы — сними объект вблизи на большем фокусном расстоянии. Ан нет! На «длинном конце» минимальная дистанция фокусировки значительно увеличивается: «старшая» модель DSC-QX100 способна навестись на резкость на расстоянии полуметра, а QX10 понадобится на это более метра. ⇡#ФототестыИз-за отсутствия режима «приоритет диафрагмы» у модели QX10 сравнительный тест с одинаковыми параметрами для двух смартографов реализовать невозможно. Более того, ручная установка светочувствительности ISO недоступна в обеих камерах. Чтобы вынудить камеру поднять значение ISO, нам пришлось прибегнуть к ручной корректировке экспозиции. Из-за описанных нюансов мы предпочли тестировать камеры по отдельности.
Изображения со значением относительного отверстия ƒ/3,3 на удивление оказались вполне резкими. С приближением к краю кадра резкость несколько снижается, но общая детализация картинки сильно не падает. В целом по всему полю изображения особых претензий к уровню проработки деталей нет. По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, -2 EV По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, -1 EV По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, 0 EV По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, +1 EV По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, +2 EV По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными Тестирование модели QX-100 оказалось более простым. Объясняется это присутствием того самого пресловутого режима «приоритет диафрагмы», который позволяет более точно устанавливать параметры съемки.
Фотосъёмка производилась также на максимально «широком» фокусном расстоянии: 10,4 мм (или 28 мм в 35-мм эквиваленте). Камера QX-100 так же эффективно борется с шумами, как и младшая модель, а по некоторым параметрам даже превосходит её. На полноформатных образцах изображений практически не видно артефактов шумоподавления, процессор очень аккуратно подчищает контрастные и цветовые шумы, благодаря чему потери в детализации минимальны.
Нормальное освещение По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, -2 EV По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, -1 EV По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, 0 EV По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, +1 EV По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, +2 EV По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, +2 EV Слабое освещение По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, -2 EV По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, -1 EV По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, 0 EV По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, +1 EV По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, +2 EV По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, +2 EV Для того чтобы иметь более полное представление о качестве получаемых фотографий, мы повторили предыдущий тест на всём диапазоне фокусных расстояний. Хотя у камер разный разброс ФР, мы выбрали наиболее характеристичные и наглядные: самое широкое положение трансфокатора, самое длиннофокусное и среднее фокусные расстояния.
Данный тест наглядно демонстрирует, насколько сильно может меняться качество изображения при изменении фокусного расстояния. В кадрах, сделанных в телеположении, сложно дать чёткую характеристику резкости, потому что, говоря простым языком, ее попросту нет. Причём это касается не только краев, но и центра кадра. На среднефокусных расстояниях проработанность деталей несколько улучшается, но только в центральной части кадра — края по-прежнему мыльноватые. На широком угле картинка выглядит гораздо интереснее. Напомним, что на данной модели тест проводился в автоматическом режиме, значения диафрагмы здесь максимальные (увы, их выбирала камера). По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, 45 мм По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, 25 мм По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, 16 мм Модель QX-100 удалось исследовать более детально. Для неё тест проводился дважды — в полуавтоматическом режиме и режиме приоритета диафрагмы.
На открытой диафрагме изображение не отличается более высоким качеством по сравнению с фотографиями, снятыми на QX10. У старшей модели характер изображения меняется аналогичным образом: с уменьшением фокусного расстояния резкость улучшается в центре кадра. Если рассматривать тестирование в режиме приоритета диафрагмы, то в нём камера показала куда более достойные результаты. Четкость деталей значительно выше по всему полю изображения даже на дальнем конце, поэтому для получения более детализированных снимков следует «зажимать» диафрагму в ручном режиме. По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, 37 мм По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, 28 мм По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными,19 мм По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, 37 мм, ƒ/8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, 28 мм, ƒ/8 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными, 19 мм, ƒ/8 ⇡#Режим видеосъёмкиПрежде чем рассказать о тестировании режима видеосъемки у обоих смартографов, спешим поделиться впечатлениями от подготовки к нему. К сожалению, далеко не самыми приятными. Перед видеосъёмкой нужно заранее установить в смартографы флеш-карты, поскольку снимать ролики в Full HD и параллельно передавать их в память смартфона или планшета невозможно. Более того, следует убедиться в правильности подключения устройства: у нас за время тестирования выскакивали ошибки записи, а порой вообще происходила какая-то мистика. На microSD-карточку памяти, установленную в DSC-QX10, нам удалось записать тестовое видео, а вот «сотка» отказалась читать эту же самую «флешку», хотя свободного места на ней было предостаточно. Другая карточка, к счастью, оказалась пригодной для обеих моделей. Так что рекомендуем обратить внимание на это и иметь в кармане пару запасных карт памяти на случай возникновения похожих проблем. Впрочем, хочется верить, что это исключительно хулиганство наших предсерийных экземпляров. Обе камеры пишут видео в контейнере MPEG-4 с разрешением Full HD и частотой почему-то 29 кадров в секунду, а не 30 или 24, как это заложено в большинстве видеозаписывающих устройств. Сопровождающий аудиопоток двухканальный (стерео), но два разнесенных отверстия микрофонов на корпусах нам найти не удалось, что кажется несколько странным. Вероятно, стерео здесь программное. Для более показательной проверки качества видеосъёмки мы решили испытать камеры в условиях пониженной освещённости на динамических сценах. Скачать ролик, снятый на Sony Cyber-shot DSC-QX100 в формате Full HD Модель QX100 справляется с видеосъёмкой практически на отлично. Здесь нет никаких претензий к верности определения баланса белого. Стабилизатор изображения старается изо всех сил, и должное подавление тряски камеры получается у него довольно неплохо. QX100 немного подводит автофокус: здесь имеют место промахи, особенно во время трансфокации на движущемся объекте. Но при первой возможности оценить резкость контрастным методом QX100 делает это быстро и точно. Кстати, в этом деле интеллекту камеры хорошо помогает повышенная светосила оптики (ƒ/1,8), поэтому даже в условиях пониженной освещённости процесс видеосъёмки не создаст особых трудностей для оператора. Скачать ролик, снятый на Sony Cyber-shot DSC-QX10 в формате Full HD Аналогичную сцену мы сняли и на DSC-QX10. Младшая модель в режиме видеосъёмке показала себя ощутимо хуже, чем QX100. Здесь принципиальную роль сыграла светосила объектива. За счёт экономии на оптических свойствах техники бóльшая нагрузка ложится на программную часть камеры. Ведь справляться с недостатком света в кадре придется матрице с её отнюдь не безграничными возможностями светочувствительности. Максимальное значение ISO — 3200 для обеих моделей, но для «младшей» даже и его не хватает: в ролике становится заметен шум, да и «завалов» в тенях, откровенно скажем, многовато, так что ночью снимать видео на QX10 едва ли получится — ролики выходят слишком тёмными. В остальном ситуация практически аналогична таковой у QX100. Здесь так же заметны сбои в точности автофокуса во время изменения положения трансфокатора, правда старшая модель справлялась с ними шустрее. Также менее точной оказалась оценка баланса белого — цветовая температура фиксировалась на несколько сотен кельвинов выше реальной. В целом остаётся отметить, что функция видеосъёмки на данных моделях предназначена для начинающих и любителей и не претендует на более профессиональный уровень. Действительно, на первый взгляд может показаться, что качество картинки более чем высокое (даже ночью), но это достигается всевозможными технологиями сжатия видеопотока, где на месте шумов появляется муар, а покадровая детализация падает за счет усреднения смежных кадров. Впрочем, для любительской видеосъемки возможностей DSC-QX100 будет предостаточно. ⇡#Примеры тестовых снимковПримеры фото Sony DSC-QX10
Здесь вы можете скачать архив с полноразмерными снимками QX10. Примеры фото Sony DSC-QX100
Здесь вы можете скачать архив с полноразмерными снимками QX100. ⇡#Автономная работаОбе камеры работают на литий-ионном аккумуляторе на 600 мА*ч (2,22 Вт*ч, 3,7 В). Заряда хватает в среднем на 250-300 снимков в паре со смартфоном. Следует учитывать, что большую часть энергии потребляет передача снимков через Wi-Fi. Поэтому, чтобы продлить время автономной работы, можно пытаться фотографировать вслепую. Правда, процент успешных снимков, разумеется, значительно снизится. Так что лучше иметь под рукой зарядное устройство и «питать» смартографы после каждой съемки. ⇡#ЗаключениеМы очень тесно общались со смартографами на протяжении недели и так и не смогли определить своё отношение к ним. С одной стороны, это действительно новый продукт, аналогов которому нет. Задумка очень интересная — превратить любой более-менее современный смартфон или планшет в системную камеру. У Sony было всё, чтобы её реализовать как следует: технически смартографы получились вполне годными. В частности, старший Cyber-shot DSC-QX100 оставил очень приятное послевкусие. Это действительно полноценный продвинутый «компакт» в миниатюрном корпусе, и качество выдаваемого изображения у него соответствующее. Менее однозначной характеристики заслуживает младший смартограф. С одной стороны, это всё то же интересное изобретение, причем стоит оно куда более разумных денег. С другой — стоит ли так сильно заморочиться (точнее слова, чтобы описать данный процесс, нет), чтобы в результате получить камеру от Samsung Galaxy S4 Zoom? Нам так не кажется. Поэтому, если у вас есть желание прикоснуться к новинке, мы рекомендуем смотреть в сторону DSC-QX100, пусть даже она значительно дороже. Ведь многие из нас не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи. В отношении смартографов это высказывание максимально верно. А теперь о том, стоит ли покупать одну из новинок, или проще обзавестись традиционным цифровым фотоаппаратом, а то и зеркалкой начального уровня? Действительно, именно проще сделать последнее. Дело в том, что инженеры Sony упустили главное. Продукт есть, и он хороший. А вот его взаимодействие со смартфонами пользователей и, главное, с самими пользователями довольно сырое. Управлять камерами-объективами не очень удобно. Программное обеспечение нуждается в доработке, периодически появляются различного рода ошибки, которых совсем не ждёшь. Повторимся, возможно, это недочёты наших тестовых экземпляров. Однако, как бы то ни было, когда-нибудь смартографы доведут до ума — и тогда они придутся по вкусу многим. А пока что это устройство из разряда только для гиков.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|