Вот уже много лет репортажи с выставок полагается начинать фразой «Выставки теряют свое значение ». Что же, будем считать, что традиция соблюдена. Но теперь, когда в начале статьи произнесены нужные слова, стоит добавить, что утверждение это ошибочное. Практически каждое (за очень редкими исключениями) крупное шоу в сфере электронных устройств ежегодно рапортует об увеличении количества площадей, участников и посетителей. Говорить можно лишь о смещении акцентов на рынке и, соответственно, интереса к тем или иным мероприятиям. Нет сомнения, что проводимая в США выставка потребительской электроники CES стала в последние годы одним из главных событий для индустрии, прессы и, конечно же, покупателей. Это неудивительно, ведь именно мобильные гаджеты, а также стремительно «умнеющие» аудио- и видеоустройства, бытовая техника и даже автомобили сейчас являются основными двигателями продаж.
Значение CES для рынка электронных устройств подчеркивает и тот факт, что ранее достаточно прохладно относившаяся к ней компания Intel в этом году провела сразу два крупных мероприятия для прессы в нулевой день. Причем посвящены они были не уже вышедшим на рынок продуктам, а исключительно перспективным решениям и направлениям деятельности компании.
Первую презентацию провел один из главных визионеров компании – Мули Иден (Mooly Eden), старший вице-президент Intel, отвечающий за направление Percertual Computing, что на русский язык можно вольно перевести как «технологии, связанные с органами восприятия». Именно о них и о том, как человек взаимодействует с компьютерными системами, и рассказал Мули. Напомнив об эволюции интерфейсов – от текстового ввода с помощью клавиатуры, графических интерфейсов и мышки до сенсорных экранов и носимых устройств, он высказал мнение, что не за горами уже и устройства встраиваемые – встраиваемые непосредственно в тело пользователя.
Больше того, буквально на пальцах Мули посчитал, сколько в соответствии с законом Мура осталось лет до того момента, когда количество логических элементов в кремниевом процессоре сравняется с количеством нейронов в человеческом мозге. От этого момента нас отделяют всего лишь 12 лет, и хотя, разумеется, мозг устроен значительно сложнее, чем транзисторные схемы, но зато и тактовая частота современных транзисторов гораздо, на много порядков выше, чем частота отдельных нейронов.
Но нужны ли подобные мощности современным пользователям? Ведь компания, традиционно выпускавшая центральные процессоры и ради этого сократившая многие другие направления своей деятельности, столкнулась как раз с тем, что для рядового покупателя производительность современных систем уже настолько избыточна, что ее увеличение даже на десятки процентов больше не является стимулом для обновления и покупки новых устройств! Но именно этот рост производительности компания планирует использовать для создания систем, способных взаимодействовать с человеком естественным и интуитивно понятным для него образом. Комплекс аппаратных и программных решений, который будет отвечать за распознавание голоса и жестов, трехмерную визуализацию и ввод, объединит технология Intel RealSense – и это, пожалуй, один из важнейших анонсов компании на CES 2014.
Первое устройство, представленное в рамках новой технологии, – компактная 3D-камера, предназначенная для использования в компьютерах, ноутбуках и планшетах. Чрезвычайно миниатюрное устройство (толщина сборки из печатной платы, светочувствительных матриц с объективами и контроллера – всего пара миллиметров) способно снимать 2D- и 3D-изображения, а также видео в формате Full HD, но запись изображений – отнюдь не главная ее функция. Благодаря стереобазе, работе в том числе в ИК-диапазоне и специальному контроллеру камера не только позволяет получить обычную трехмерную картинку – она способна различать объекты и точно оценивать расстояние до них. В первую очередь это необходимо для эффективного распознавания жестов, во вторую – позволяет создавать множество приложений дополненной реальности.
Ассистент Мули Идена продемонстрировал управление интерфейсом Windows 8 жестами, без единого прикосновения к экрану, – впечатление самое позитивное: система реагировала мгновенно и безошибочно. Эту возможность стоит уже сегодня реализовать в серийных устройствах, и, уверен, пользователям она понравится гораздо больше, чем сенсорные экраны.
Еще несколько приложений, основанных на возможностях 3D-камеры Intel: распознавание мимики пользователя и игры с дополненной реальностью. И если вторым типом приложений сейчас едва ли кого-то можно удивить (продемонстрированные возможности и уровень игр все-таки заметно уступают тому, что доступно пользователям Xbox 360 и MS Kinect), то распознавание в реальном времени мимических движений открывает огромный простор для интересных решений. Представьте себе, что пост или видео в социальной сети можно «лайкнуть» просто улыбнувшись или что релевантность ссылки в поисковой выдаче будет определяться по реакции пользователя.
Вам не кажется странным, что компания Intel на крупнейшей выставке электроники представила не процессор, а… камеру? Если нет, то вас сложно чем-либо удивить, и начало второй презентации (проведенной, к слову, с огромной помпой в самом конце нулевого дня) едва ли бы вас смутило. Ваш же покорный слуга с немым удивлением выслушал исполнительного директора Intel Брайана Кржанича (Brian Krzanich), который рассказал последовательно об умных наушниках, умной гарнитуре, умных часах и даже умном беспроводном заряднике-чаше, в которую все перечисленное можно положить для пополнения заряда батарей (подробнее мы уже рассказывали об этом здесь). После 3D-камеры, конечно, можно ожидать всякого, но поверить, что Intel занялась производством аксессуаров…
На самом деле, конечно же, не занялась. Представленные устройства – это прототипы, на базе которых партнеры компании могут создать собственные брендированные устройства. И продемонстрированы они были для того, чтобы задать главный вопрос презентации: какая аппаратная платформа лежит в основе этих гаджетов? И ответить на него: Intel Edison!
Intel Edison – это, пожалуй, главный анонс компании на выставке. Система-на-чипе, которая построена на базе изготовленного по 22-нм проектным нормам двухъядерного процессора Quark и оснащена модулями беспроводной связи, с легкостью умещается в корпусе стандартной SD-карты. По словам Брайана Кржанича, она предназначена прежде всего для создания носимых устройств. Однако были продемонстрированы и другие интересные решения, такие как Mimo – компактный модуль, закрепляемый на одежде грудного ребенка. Этот модуль контролирует дыхание и температуру младенца и способен, например, анализируя фазы сна, заранее выдать команду умному подогревателю молока – когда ребенок проснется, бутылочка уже будет разогрета до нужной температуры.
Но все же главная цель Intel – носимые гаджеты. Для того чтобы захватить лидерство и не упустить интересные идеи в этой области, компания объявила о старте конкурса для разработчиков с впечатляющим суммарным призовым фондом – 1,3 млн долларов.
Удастся ли Intel привлечь разработчиков новых интересных решений, или они окажутся со своими идеями на Kickstarter – вопрос для компании совсем не праздный. Если называть вещи своими именами, то Intel полностью упустила бум смартфонов и с огромным трудом завоевывает позиции на рынке планшетов. Отказ некоторое время назад от поддержки ARM-архитектур, снижение активности в сфере сетевых технологий – все это ставит компанию на упомянутых рынках если не в роль догоняющего, то как минимум на позицию не самого мощного игрока. Но повторять эту ошибку руководство Intel явно не намерено и тщательно ищет новые перспективные направления. Носимые умные устройства – самое очевидное из них, и анонсом Edison компания подтверждает свою готовность к экспансии на этот рынок.
Если оценивать представленные на выставке CES 2014 тенденции и некоторые действия конкурентов Intel (в первую очередь Qualcomm), хотелось бы подсказать компании еще одно направление – умные автомобили (в сложившейся уже терминологии connected cars). Но, если судить по увиденному на стенде Intel, компания активно работает и в данном направлении, просто не считает необходимым транслировать эту информацию конечным пользователям.
Стоит сказать и о том, что, несмотря на заметные достижения основного конкурента (напомним, что обе игровые приставки нового поколения построены на базе микросхем AMD), Intel по-прежнему активна на рынке игровых платформ. В презентации компании принял участие глава Valve Гейб Ньюэл, представивший одну из первых серийных приставок SteamBox, изготовленную компанией Gigabyte на базе платформы Intel.
В заключение предлагаем вам совершить виртуальную прогулку по стенду компании.