Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Фото и видео

Обзор беззеркального фотоаппарата Olympus OM-D E-M10: младший премиум

⇣ Содержание

#Дисплей, видоискатель и интерфейс

Как уже отмечалось, среди фотоаппаратов схожего форм-фактора и стоимости конкурентов с видоискателем целых… один, а именно Sony ILCE-6000. В глаза сразу бросается одно отличие: у Sony Alpha α6000 видоискатель находится в верхнем левом углу, а у героя материала — по центру, да ещё и на небольшом пьедестале. В случае Sony Aplpha α6000 производитель пошёл по пути минимизации габаритов, в связи с чем резиновый наглазник у данной камеры довольно небольшой и не особо удобный (боковое освещение отвлекает от изображения на матрице видоискателя), тогда как в OM-D E-M10 акцент сделан на удобство, а резиновый наглазник крупный, удобный и к тому же съёмный. Из недостатков можно отметить разве что излишне жёсткую резину, из которой сделан наглазник, а также небольшую задержку — порядка полусекунды — при автоматическом переключении между дисплеем и видоискателем. Разрешение матриц видоискателей Olympus OM-D E-M10 и Sony ILCE-6000 одинаковое — 1,44 млн точек, что приблизительно на 1 млн точек меньше, чем у флагманских «беззеркалок». В принципе и этого более чем достаточно для комфортной работы — отдельные точки на изображении заметить крайне сложно. А вот к качеству цветопередачи и контрасту и вовсе не придерёшься.

Камера оборудована сенсорным наклонным дисплеем с двумя степенями свободы и разрешением 1037 тыс. точек, тогда как у главного конкурента разрешение дисплея немного меньше — 921 тыс. точек, а поддержки сенсорного ввода нет. Углы обзора ЖК-матрицы огромные, благодаря чему использовать возможность наклона приходится крайне редко. Запас яркости довольно большой, но даже при солнечной засветке изображение легко читается на среднем уровне яркости подсветки. Несмотря на отсутствие видимого антибликового напыления, блики совершенно не досаждают. К тому же и цвета традиционно отображаются весьма неплохо, конечно, только в случае если баланс белого установлен верно. Защита дисплея чрезвычайно надёжная, к тому же она не боится небольших царапин и потёртостей.

Как уже отмечалось, дисплей сенсорный, что подразумевает возможность управления настройками при помощи виртуальных клавиш. Однако в случае фотоаппаратов Olympus сенсорный экран фактически используется лишь для выбора зоны фокусировки, работы с небольшим всплывающим меню в автоматическом режиме, а также для пролистывания и масштабирования снимков в режиме просмотра. К слову, режим множественного прикосновения не поддерживается, поэтому масштабирование изображения реализовано через вызов ползунка управления. Ни быстрое меню, ни тем более основное меню на прикосновения к дисплею не реагируют вовсе. Уже не первый год приходится на это сетовать, а каких-то подвижек в сторону улучшения всё нет. Тут в пример стоит поставить камеры Panasonic с их интуитивно понятным гибридным управлением, которое продолжает довольно быстро прогрессировать. Впрочем, у основного конкурента в лице Sony ILCE-6000 сенсорного дисплея нет вовсе, но всё равно досадно, что в OM-D E-M10 возможности имеющегося чувствительного экрана не используются в полной мере.

Графический пользовательский интерфейс отличается от меню того же E-M1 разве что некоторыми настройками, а в остальном они — как близнецы-братья. Интерфейс состоит из быстрого и основного меню, а также всплывающего меню, доступного в режиме iAUTO (изменения яркости, насыщенности, оттенка, выбора интенсивности размытия фона и интенсивности движения, читай: выдержки). Анимации немного, вдобавок вся она быстрая и плавная, поэтому совершенно не отвлекает и не раздражает. Ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана.

#Особенности камеры

Традиционно у «беззеркалок» Olympus разнообразных фишек поменьше, чем у конкурентов от Sony, но всё же они есть. Для начала стоит отметить функцию съёмки HDR. Режим весьма продвинутый, так что настроек у него довольно много. Классическая HDR-съёмка включает два режима. В обоих происходит автоматическая склейка сразу четырёх кадров, но в первом случае с высокой, а во втором — с так называемой сверхвысокой контрастностью. Фактически различается только агрессивность функции, что выражается в большем шаге экспозиции. В данных режимах невозможно использование формата RAW. Кроме этого, предусмотрен режим съёмки HDR без склейки — с возможностью записи отдельных кадров в формате RAW. Разумеется, возникает вопрос: а чем же тогда подобный режим HDR отличается от обыкновенного брекетинга экспозиции? Ответ прост — шагом экспозиции. Камера в данном режиме позволяет снимать 3, 5 или 7 кадров с шагом 2 EV, а также 3 или 5 кадров с шагом 3 EV. В общем, для тех, кто дружит со специализированными пакетами обработки, это настоящий подарок, ведь в режиме брекетинга экспозиции при съёмке 5 кадров максимальный шаг не превышает 1 EV, а при 7 – 0,7 EV. Впрочем, и такой задел в режиме брекетинга встречается крайне редко. Ниже приведён пример в обычном режиме съёмки, а также в режиме HDR (7 кадров с шагом 2 EV), склеенный с настройками по умолчанию в графическом пакете Adobe Photoshop CC. В обоих случаях использовался программный режим без ручной коррекции.

Обычный режим

Сведённый вручную HDR-кадр

Для ознакомления можно скачать архив с 6 исходными кадрами серии HDR (первый из кадров серии в данном конкретном случае представляет собой чёрный квадрат, поэтому в архив не включён).

Также предусмотрена функция мультиэкспозиции, однако особым богатством настроек она похвастаться не может — фактически из особенностей можно отметить только возможность наложения на уже имеющийся на карте памяти кадр. Куда интереснее функция Time Lapse — то бишь последовательная съёмка с заданным промежутком времени. Фотоаппарат способен сделать 999 кадров с задержкой от 1 секунды до 24 часов, также предусмотрена задержка старта съёмки от 1 секунды до 24 часов. Кроме того, все отснятые кадры по завершении съёмки могут быть объединены в видеоролик, при этом фотоснимки на карте памяти будут сохранены. В общем, из небольших недостатков режима можно отметить только не особо удачное указание времени старта съёмки. Например, в фотоаппаратах Nikon с данной функцией предусмотрена возможность указания конкретного времени старта съёмки Time Lapse, что гораздо удобнее.

Уже традиционно для серии OM-D предусмотрен режим соединения нескольких снимков в один предустановленный шаблон, причём с возможностью наложения одного из спецэффектов так называемого режима ART. Количество вариантов обработок режима ART такое же, как у камер серии PEN, — их дюжина плюс режим ART BKT, при активировании которого снимок обрабатывается всеми 12 фильтрами, разумеется, с раздельным сохранением результатов. Также из особенностей можно отметить двухосный индикатор уровня, который может быть отображён как на дисплее, так и в видоискателе. Разумеется, есть и режим определения лиц. Как лица определяются только лица либо портреты, причём держит их камера довольно цепко. А вот в плане дополнительных функций режим определения лиц как был простым, так и остался — нет ни возможности создания списка избранных лиц с указанием имени/возраста, ни режима определения морганий, ни режима автоматического спуска затвора при появлении на лице улыбки. Тут, конечно, конкурент от Sony здорово обходит тестируемый фотоаппарат

Модуль Wi-Fi в современной дорогой «беззеркалке» быть попросту обязан, даже если для пользователя данная функция и не особо важна, ведь у большинства конкурентов он есть. В отличие от фотоаппаратов Sony или Panasonic, а также Samsung, оборудованных данным модулем, тестируемая камера не умеет пересылать материал без ПК или смартфона в социальные сети или отправлять на электронную почту. Фактически предусмотрены только две функции — это пересылка отснятого материала на смартфон, а также управление фотоаппаратом со смартфона при помощи программы Olympus Image Share. Данная программа умеет не только загружать данные на смартфон или планшет и удалённо управлять камерой, но и добавлять к снимкам геотеги. Подход весьма интересный, ведь зачастую у пользователя недешёвой камеры смартфон есть, поэтому нет смысла интегрировать в фотоаппарат ещё один GPS-модуль, который не святым духом питается. Конечно, подобная запись геотегов не столь удобна, как в случае встроенного модуля, но зато снижает цену устройства и энергопотребление.

#Съёмка и впечатления от работы

Первенец линейки OM-D в плане скорости включения оказался пусть и не самым шустрым, но всё же довольно быстрым — первый снимок можно сделать уже через 0,36 секунды после включения питания. Флагман гораздо медлительнее — фокусировка начинается лишь через 1,32 секунды после включения питания. E-M10, как и флагманский E-M1, комплектуется объективом с моторизированным приводом трансфокации. Однако объектив новинки выполнен в компактном корпусе, поэтому при включении ему требуется дополнительное время на перевод из транспортного в рабочее положение. Тем не менее камера оказалась даже шустрее старшего фотоаппарата — она способна снять первый кадр через 0,77 секунды. При использовании объективов без моторизированного привода трансфокации выигрыш невелик — 0,62 секунды. В общем, не слишком быстро — медленнее только «беззеркалки» Fujifilm. К слову, скорость изменения фокусного расстояния регулируется, причём отдельно для режимов фото и видеосъёмки. На наиболее медленной скорости весь диапазон перекрываемого фокусного расстояния проходится за 3,5 секунды, в среднем режиме — за 2,1, а в наиболее быстром — всего за 1,1 секунды.

Скорость серийной съёмки тестируемого фотоаппарата составляет 8 кадров в секунду, что является неплохим, но не рекордным показателем. Например, основной конкурент в лице Sony ILCE-6000 способен отснять серию со скоростью 11 кадров в секунду. Для сравнения: флагман семейства, OM-D E-M1, способен отстрелять серию со скоростью 10 кадров в секунду. Впрочем, важна не только скорость серии, но и её длительность. Измерение скорости и длительности серии проводилось в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, а различные программные обработки были отключены. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии, — SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с. В формате RAW+JPEG фотоаппарат смог отснять 11 кадров, в формате RAW — 14 и всё те же 14 при записи в формате JPEG, что довольно скромно даже для более доступных «беззеркальных» камер. При вдвое меньшей скорости серийной съёмки E-M10 уже способна снимать серию в формате JPEG вплоть до заполнения карты памяти, но в формате RAW+JPEG приходится довольствоваться серией в 14 кадров, да и просто в RAW серия получается не такой уж длинной — 21 кадр. Для сравнения Olympus OM-D E-M1 в аналогичных условиях, но на скорости 10 кадров в секунду смог отснять серии длительностью 40 (JPEG), 35 (RAW) и 33 (RAW+JPEG).

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. При создании комплектного объектива много внимания было уделено компактности, поэтому подсознательно хороших результатов от него мы не ждали, тем более что в пресс-релизах и прочих рекламных материалах особого акцента на скорости не было. Однако E-M10 смогла нас удивить, причём чрезвычайно сильно, ведь на широком угле на фокусировку на объекте съёмки тратится не более 0,08 секунды, а лучший результат — всего 0,05 секунды. В общем, зря производитель не трубит об этом на каждом углу. В телеположении фокусировка также довольно шустрая — всего 0,21 секунды. Для сравнения: флагман, оборудованный объективом M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑50mm 1:3.5‑6.3 EZ, смог сфокусироваться в аналогичных условиях за 0,1 секунды на широком угле и за 0,28 секунды в телеположении. При слабом освещении скорость фокусировки практически не изменяется, а вот при съёмке в полумраке (5 лк и менее) она ощутимо падает. Как показало наше тестирование, камера без подсветки способна фокусироваться на тестовом шаблоне, применяемом при оценке уровня шумов, при освещённости вплоть до 0,7 лк. Конечно, этот не рекорд, но всё же весьма неплохо.

Выбор зоны фокусировки может быть осуществлён как автоматически, так и вручную — 35 и 81 зон (с покрытием всего кадра 7х5/9х9 зон), либо блок в 9 зон (3х3 стандартные зоны) с возможностью выбора места расположения блока в кадре. Разумеется, есть возможность выбора зоны как при помощи клавиш навигации, так и при помощи сенсорного экрана. К слову, возможно активирование функции сенсорного спуска, что бывает довольно удобно, когда ручной выбор зоны и съёмку необходимо произвести максимально быстро. Автофокус работает в следующих режимах: однократный, постоянный, однократный с ручной подстройкой, а также следящий режим. Наиболее интересным является последний. Многие производители уже давно пытаются создать полноценный режим ведения объекта, но пока что большинство реализаций годится разве что для удержания в фокусе объектов на контрастном фоне, лучшие образцы способны удерживать на контрастном фоне даже быстро и хаотически движущейся объект. Собственно, автоматика героя материала именно такая. Но всё же недостаток имеется — для работы режима приходится удерживать спусковую клавишу наполовину нажатой, что весьма неудобно, если за объектом приходится следить долго.

В ручном режиме фокусировки не предусмотрена шкала дистанций с подсказкой, которой поначалу немного не хватает. Однако совсем без помощников не обошлось. Во-первых, предусмотрена возможность увеличения зоны фокусировки в 5, 7, 10 и 14 раз, чего более чем достаточно для корректной подстройки. Также доступен режим подсветки зон резкости, или же «пикинг», но, в отличие от Sony ILCE-6000, у OM-D E-M10 настройки режима довольно скромные — можно выбрать лишь один из двух цветов подсветки (чёрный и белый), тогда как у конкурента предусмотрено три варианта и столько же вариантов активности функции. Впрочем, и с имеющимся арсеналом настроек «пикинг» здорово помогает, но лишь при более или менее достаточном освещении, а вот при слабом освещении эта функция практически бесполезна.

Камера поддерживает все режимы установки экспопары, то есть PASM. Помимо привычных центрально-взвешенного, точечного и мультизонного режима экспозамера, доступны режимы «зона тени» и «зона света». Первый из них удобно использовать, например, при съёмке сильно затенённых объектов в контровом свете. А вот для «зоны света» специализированную задачу найти довольно сложно, ведь там, где он может понадобиться, вполне неплохо справляются классические режимы экксопзамера. Примечательно, что именно для классических режимов предусмотрена раздельное внесение коррекции с шагом 1/6 ступени в диапазоне -1…+1 EV. К сожалению, данная возможность не интегрирована в меню выбора режима экспозамера, а спрятана глубоко в пользовательских настройках. Коррекция экспозиции возможна в довольно широких пределах — от -5 до +5 EV с шагом 1, 1/2 и 1/3 ступени, но шкала экспозиции проградуирована лишь в диапазоне -3…+3 EV, а при введении большей компенсации приходится ориентироваться исключительно на цифровое отображение. Также предусмотрена съёмка с автоматическим брекетингом 2, 3 и 5 кадров с шагом 0,3, 0,7 и 1 ступень, а также 7 кадров с шагом 0,3 или 0,7 ступеней. В общем, в плане богатства настроек брекетинга тестируемая камера не уступает старшей E-M1 и существенно превосходит всех конкурентов.

Также от старшего брата новинка переняла функцию управления яркостью тёмных и светлых участков. Изменение яркости теней осуществляется при помощи дополнительного диска управления, а светлых участков — при помощи основного. Всего доступно по 14 значений для светов и теней. Во время настройки на экране коррекции отображается яркостная гистограмма, благодаря чему процесс коррекции напоминает работу графическом пакете. Конечно, данную обработку можно произвести на планшете или ПК, но всё же функция весьма удобна и полезна. Стоит отметить, что точно такая же функция с аналогичной реализацией имеется в «беззеркалках» Panasonic. В целом при естественном освещении E-M10 достаточно корректно устанавливает экспозицию и только в сложных условиях, например, при наличии в кадре областей с большой разностью яркостей, приходится прибегать к использованию богатого арсенала настроек. Но вот искусственное освещение, как и в случае флагманской камеры, E-M10 даётся тяжело. В лабораторных условиях при использовании флуоресцентных ламп ошибка достигает -0,3 EV, а при освещении лампами накаливания вовсе -0,35 EV. В аналогичных условиях E-M1 ошибка составляет -0,35 EV и -0,37 EV соответственно.

Настройки баланса белого точно такие же, как и в флагманской модели. Предусмотрено 7 предустановок: солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, один пресет ламп дневного освещения, подводный режим и вспышка. Кроме того, предусмотрен режим указания цветовой температуры источника освещения в пределах от 2 000 до 14 000 K. В ручном режиме доступно 4 контейнера для сохранения настроек при различном освещении. Разумеется, имеется и автоматический режим. В любом режиме предусмотрена тонкая настройка по шкале A-B/G-M (±6 позиций), однако из быстрого меню она недоступна. Уже практически стандартной для фотоаппаратов Olympus является функция сохранения тёплых цветов. В целом автоматическая установка баланса белого работает весьма неплохо — при естественном освещении. Сравнительно неплохо — при освещении лампами накаливания, использование которых в случае других камер зачастую приводит к появлению огромных ошибок. Немного удивило поведение автоматики при освещении лампами дневного света — промахи оказались весьма существенными, тогда как большинство конкурентов в автоматическом режиме определения баланса белого с подобным освещением справляются играючи.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания. Сохранение тёплых цветов

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
AirPods научатся измерять пульс, температуру и «множество физиологических показателей» 2 ч.
Облако Vultr привлекло на развитие $333 млн при оценке $3,5 млрд 6 ч.
Разработчик керамических накопителей Cerabyte получил поддержку от Европейского совета по инновациям 6 ч.
Вышел первый настольный компьютер Copilot+PC — Asus NUC 14 Pro AI на чипе Intel Core Ultra 9 8 ч.
Foxconn немного охладела к покупке Nissan, но вернётся к этой теме, если слияние с Honda не состоится 13 ч.
В следующем году выйдет умная колонка Apple HomePod с 7-дюймовым дисплеем и поддержкой ИИ 13 ч.
Продажи AirPods превысили выручку Nintendo, они могут стать третьим по прибыльности продуктом Apple 14 ч.
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 22 ч.
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 21-12 18:37
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 21-12 16:44