⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Обзор полнокадровой зеркалки Nikon D810: всё идет по плану
⇡#Дисплей, видоискатель и интерфейсСудя по таблице характеристик, одним из заметных отличий новинки от D800 является новый 3,2-дюймовый дисплей, разрешение которого выросло с 921 тыс. до 1229 тыс. точек. Однако это отличие существенно лишь в сухих цифрах, а на практике улучшение заметить крайне сложно, если вообще возможно. Как и прежде, дисплей обладает внушительными углами обзора, цветопередача на высоком уровне, контрастность также хороша, да и запас яркости приличный. К тому же с дисплеем легко работать при падении на него прямых солнечных лучей, причём в таких условиях не обязательно выкручивать яркость подсветки на максимум, точнее, от этого ничего не меняется. Защита дисплея очень прочная и не боится царапин, но всё же производитель предусмотрел использование крышки, которая несколько ухудшает отображение, в особенности при работе с фотоаппаратом вне помещения при ярком солнечном свете. Дополнительный сегментный дисплей обладает большими углами обзора и практически ни в каких условиях не теряет контрастность. Уровень подсветки бледно-зелёного цвета подобран весьма удачно и совершенно не слепит при работе с камерой в темноте. Видоискатель тоже прежний — крупный, с 100-процентным охватом кадра и увеличением 0,7x. Как и в случае D800, видоискатель снабжён шторкой, позволяющей избавиться от паразитной засветки, которая влияет на точность установки экспозиции. В видоискателе непосредственно в поле кадра отображаются точки фокусировки с возможностью подсветки, а также отдельные индикаторы уровня — как горизонтальный, так и вертикальный. Строка информации ниже дисплея подсвечена светло-серым — не режет глаз, но хорошо заметна при любых условиях. В общем, работать с таким видоискателем приятно. Пользовательский графический интерфейс всех зеркалок Nikon чрезвычайно схож. А уж с D800 разницу и вовсе заметить сложно. Дабы не вдаваться в подробности, просто приведём несколько снимков экрана камеры. ⇡#Особенности камерыПолнокадровые зеркалки, ориентированные в первую очередь на опытных и профессиональных фотографов, редко отличаются массой разнообразных фишек — их выбирают вовсе не за режимы определения улыбки. Хотя исключения, конечно, есть. Например, решения Sony, в которые внедряют всё что можно. Но Nikon D810 — несколько другого поля ягода, хотя и у него есть свои особенности и фишки. Для начала стоит отметить режим HDR. Конечно, можно склеить кадры и самостоятельно, причём благодаря брекетингу экспозиции на 9 кадров раздолье для творчества имеется, но всё же иногда легче прибегнуть к автоматизации данного процесса, не загружая себя кропотливой работой в графических пакетах. В настройках предусмотрен выбор вилки экспозиции (1, 2 или 3 ступени), а также три варианта смягчения при склейке кадров. Собственно, склейка происходит настолько быстро, что заметить в видоискателе или на сегментном дисплее надпись Job HDR удаётся далеко не всегда. Нельзя сказать, что в случае D800 данный процесс был медлительным, но всё же разница чувствуется без секундомера. Также стоит отметить поддержку беспроводных локальных сетей и сетей Ethernet с помощью беспроводного передатчика WT-4, который приобретается дополнительно и позволяет создавать сети из нескольких фотокамер с возможностью удалённого просмотра и загрузки снимков. Это отдельное устройство, которое можно носить на поясе, производя съемку длительное время без перерыва. Для удаленного изменения настроек фотокамеры и использования режима LiveView на управляющем компьютере должна быть установлена программа Nikon Camera Control Pro 2, которая также приобретается отдельно. Разумеется, предусмотрена и функция подключения GPS-приёмника для записи координат снимка в EXIF-метатеги снимка. Стоит отметить, что некоторые полнокадровые зеркалки уже могут похвастаться наличием встроенных модулей Wi-Fi и GPS, но в случае нашего подопытного их приходится докупать, причём за немалые деньги. ⇡#Съёмка и впечатления от работыСкорость подготовки к работе большинства зеркалок чрезвычайно высока, и исключений из этого правила среди классических зеркалок с непрозрачным зеркалом почти нет, а те, что есть, оказались таковыми из-за проблем с прошивками, которые оперативно исправляются производителями. D810 к исключениям не относится — подготовка происходит настолько быстро, что этого времени попросту недостаточно для переноса пальца с рычажка питания на спусковую клавишу. Тестирование скорости серийной съёмки в этот раз решено было сделать более развёрнутым, чем обычно, ведь, во-первых, имеется два слота установки карт памяти (CF и SD), а во-вторых, в настройках RAW предусмотрены 12- и 14-битный режимы, а также три режима сжатия RAW (без сжатия, со сжатием без потерь и со сжатием на 50-60% с незначительной потерей качества). Скорость серийной съёмки измерялась в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в форматах RAW+JPEG с наименьшим сжатием. При использовании формата RAW тестирование проводилось для 12-битного режима со сжатием с минимальными потерями и для 14-битного режима без сжатия. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, а выдержка при тестировании составляла 1/1000 секунды. Максимальное разрешение кадра огромно, поэтому и размер несжатого RAW-файла составляет 75 Мбайт, а TIFF — и вовсе 108 Мбайт. В общем, при использовании 14-битного несжатого RAW или TIFF скорость карты памяти фактически влияет не на длительность серий, а на быстроту работы в целом. В случае же 12-битного сжатого RAW размер файла составляет порядка 28 Мбайт, что при 5 кадрах в секунду даёт поток 140 Мбайт/с. И тут стоит отметить, что камера способна реализовать потенциал карт Compact Flash UDMA 7, тогда как предшественник, по заявлениям производителя, довольствовался UDMA 6 (в сети активно обсуждается информация о поддержке UDMA 7 восьмисотой, но проверить эту информацию не удалось). К сожалению, в нашем тестовом парке самой быстрой из всех карт Compact Flash является карта с поддержкой UDMA 6, поэтому ощутить весь потенциал UDMA 7 на практике не удалось. Используемая нами карта формата SD обладает скоростью записи 90 Мбайт/с, тогда как самые быстрые карты CF UDMA 7 берут рубеж в 145 Мбайт/с, что в теории при скорости 5 кадров/с позволяет отснять серию в максимальные 100 кадров при использовании 12-битного сжатого RAW. Оставим теорию и перейдем к результатам. При использовании карты памяти SD SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с D810 смог отснять 100 кадров в формате JPEG (на данном уровне длительность серии ограничена искусственно), в 12-битном RAW при сжатии с минимальными потерями — 46 кадров, с теми же настройками RAW плюс с одновременной записью JPEG с наименьшим сжатием — 26 кадров, при TIFF — 25. А вот при использовании 14-битного RAW без сжатия результат оказался довольно странным — всего 19 кадров, что соответствует ёмкости буфера, хотя размер файлов значительно меньше, чем при использовании формата TIFF. Аналогичная ситуация сложилась и при записи наиболее тяжёлого RAW-файла параллельно с JPEG — 17 кадров, что также соответствует ёмкости буфера. И в очередной раз наши измерения показали, что скорость и длительность серий совершенно не зависит от количества используемых карт памяти. Если задействовать обе карты памяти и снимать в форматах RAW+JPEG с раздельной записью файлов каждого типа на различные карты, длительность серии оказывается точно такой же, как и при записи только на одну из карт. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. Тут стоит отметить, что во время тестирования был использован универсальный зум-объектив AF-S Nikkor 24-70 mm 1:2.8G ED, который зачастую выдаётся сотрудниками представительства Nikon совместно с полнокадровыми камерами. Именно этот объектив использовался при тестировании D800, что позволяет провести сравнение. Предшественнику на фокусировку требовалось 0,22-0,27 секунды, тогда как герою материала в аналогичных условиях потребовалось 0,23 секунды при фокусировке в телеположении, а также всего 0,17 секунды на широком угле. В общем, прогресс может быть и не столь заметен невооружённым глазом, но всё же он весьма существенен. Отдельного внимания заслуживает режим LiveView — по двум причинам. Во-первых, скорость фокусировки при использовании контрастного метода сильно зависит от мощности процессора, а он, как уже отмечалось, в D810 новый и гораздо более мощный. Во-вторых, в режиме LiveView зеркалки Nikon зачастую выступают не лучшим образом, и процесс фокусировки затягивается на 0,7-2 секунды. Впрочем, конкуренты от Canon тут выглядят ненамного лучше, хотя у них есть своя фишка — кратковременный подъём зеркалка в режиме LiveView для быстрой фокусировки по фазовому методу. Очень хорошо в режиме LiveView показывает себя автофокус зеркалок Pentax, но у данного производителя в модельном ряду нет полнокадрового фотоаппарата, поэтому сравнение тут не совсем уместно, так что вернёмся к восьмисотому семейству Nikon. D810 на ШУ на фокусировку потребовалось 0,54 секунды, что вполне приемлемо и даже неплохо. А вот в телеположении многократные замеры давали практически один и тот же результат — 1,27-1,3 секунды. Не провал, но очень медленно. Впрочем, если объект находится не в метре от фотоаппарата — например при съёмке пейзажа, то процесс фокусировки пройдёт значительно быстрее. И всё же производителю ещё есть над чем поработать. В камере используется модуль автофокусировки Nikon Multi-CAM 3500FX с определением фазы TTL, тонкой настройкой и 51 точкой фокусировки (включая 15 крестообразных датчиков), причём в настройках можно выбирать — использовать все 51 или только 11 точек. Пользователю доступны следующие режимы: одноточечная АФ, 9-, 21- или 51-точечная динамическая АФ, 3D-слежение и автоматический выбор зоны АФ. В режиме LiveView способы выбора зоны фокусировки, естественно, отличаются — обычная зона, широкая зона, определение лиц и режим слежения за объектом. Первые два ничем не примечательны — выбор зоны производится вручную, а дальше уже дело техники. Режим определения лиц работает обычно весьма корректно: лица определяются при съёмке как анфас, так и в профиль. Вот только D810 иногда принимает за лица прочие овальные объекты, хотя происходит это довольно редко, поэтому уловить какую-то системность ложных срабатываний за время тестирования не удалось. Приятно удивил режим ведения объекта, который в большинстве камер работает через пень-колоду. Рамка цепко держится за объекты даже при их быстром перемещении на не особо контрастном фоне, а если активирован режим непрерывной фокусировки, то объектив активно повизгивает и всё время держит объект в фокусе. Примечательно и то, что при выходе объекта за пределы кадра рамка прицела меняет цвет с зелёного на красный, но по возвращении объекта в кадр автофокус мгновенноавтоматически подхватывает его — и рамка прицела снова зеленеет. В общем, это одна из лучших реализаций режима ведения в зеркалках. Также стоит отметить цепкую работу автофокуса при слабой освещённости — фокусировка по фазовому методу на тестовом шаблоне возможна уже при освещённости 0,25 лк. Отличный и практически рекордный показатель. А вот в режиме LiveView результат средненький — красную рамку прицела автофокуса сменила зелёная только при освещённости 1,15 лк. Конечно, и это неплохо, но контраст с фазовым методом фокусировки уж больно заметен. В режиме ручной фокусировки удобно пользоваться LiveView, ведь выбранную зону фокусировки можно увеличить в 16 раз, тогда как при визировании через видоискатель полагаться приходится на остроту собственного зрения, а также на подсказку-дальномер в левой части строки информации в видоискателе. Замер экспозиции TTL осуществляется при помощи датчика RGB с разрешением 91000 пикселей, то есть точно такого же, как и в случае D800. Экспозамер работает в трёх стандартных режимах — матричном, центровзвешенном (диаметр круга можно изменить на 8, 15 или 20 мм в центре кадра) или точечном. Последний представляет собой замер в круге диаметром 4 мм, центр которого соответствует точке фокусировки. Управление параметрами экспопары осуществляется при помощи двух дисков, поэтому зажимать дополнительно клавиши при введении экспокоррекции или же при работе в полностью ручном режиме не приходится. Коррекция экспозиции осуществляется в стандартных для класса пределах от -5 до +5 ступеней. Шаг традиционно регулируемый — треть, половина или одна ступень. Кроме того, предусмотрена съёмка с автоматическим брекетингом экспозиции, причём разгуляться тут есть где — возможна съёмка от 2 до 9 кадров с шагом от 1/3 до 3 ступеней. В общем, даже в крайне сложных условиях освещения хоть один удачный кадр будет точно. Разумеется, предусмотрен как покадровый режим съёмки с брекетингом, так и режим серии. При естественном освещении — не в последнюю очередь благодаря широкому динамическому диапазону — ошибки экспозамера зачастую минимальны независимо от погодных условий, поэтому коррекцией приходится пользоваться крайне редко. Неплохо показала себя автоматика и при искусственном освещении. В лабораторных условиях при освещении лампами дневного света ошибка не превышает и десятой доли ступени. При освещении лампами накаливания результаты съемки с разными режимами работы автоматического баланса белого оказались также разными. При использовании режима автоматического баланса белого с сохранением тёплых цветов (Auto2) ошибка зачастую практически отсутствует. При стандартном режиме работы (Auto1) ошибка также невелика, но всё же чуть больше — до 0,18 EV. Настройки баланса белого содержат четыре контейнера для ручной настройки, автоматический режим, пресеты для ламп накаливания, флуоресцентных ламп, солнечного света, тени, облачного дня и съёмки со вспышкой, а также ручную настройку цветовой температуры в диапазоне от 2500 до 10000 кельвин. Разумеется, предусмотрена и тонкая настройка баланса белого по шкале a/b (жёлтый/синий) и g/m (зелёный/пурпурный). Настройка по шкале g/m возможна только в меню, а по a/b — как в меню, так и при помощи дисков управления и дополнительного дисплея. Кроме того, возможна съёмка с автоматическим брекетингом баланса белого по шкале a/b. Настройки такие же, как и при съёмке с автоматическим брекетингом экспозиции, то есть сделать можно от 2 до 9 кадров. Шаг брекетинга составляет 5, 10 или 15 меред. Съёмка с брекетингом баланса белого невозможна при сохранении в формате RAW или RAW+JPEG. Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже. На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [мередах].
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|