Сегодня 07 июня 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Фото и видео

Обзор маленькой «беззеркалки» Nikon 1 J4: движение в середину

⇣ Содержание

#Дисплей и интерфейс

В J3 использовалась старая, добрая 3-дюймовая матрица с разрешением 912 тыс. точек. Её можно было встретить во множестве фотоаппаратов производителя — и она успела себя очень хорошо зарекомендовать. В общем, лучше вроде бы и не нужно было, но производитель увеличил разрешение до 1037 тыс. точек. Честно говоря, уловить разницу в 14% на сравнительно небольшом экране крайне сложно, если вообще возможно. Впрочем, в остальном ЖК-матрица всё так же хороша — большие углы обзора, хорошая цветопередача, большой запас яркости подсветки, да и под яркими солнечными лучами дисплей легко читается. Защита дисплея чрезвычайно крепкая, не прогибается при сильном давлении по центру, а также легко переносит контакты с острыми твёрдыми предметами. В общем, хуже точно не стало.

Важной особенностью дисплея является наличие сенсорного слоя. Однако просто добавление сенсорного слоя ещё ничего не означает. Яркий тому пример — «сенсорные» фотоаппараты Olympus, в которых управление при помощи дисплея фактически используется лишь для выбора зоны фокусировки. Разумеется, если добавить сенсорный слой, не переработав меню, эффект будет именно таким. Но в Nikon над меню хорошенько подумали, причём изменение было произведено столь ювелирно, что разницу между графическим интерфейсом J3 и J4 без непосредственного сравнения сразу и не уловить.

Управление фактически всеми параметрами возможно как при помощи классических клавиш, так и при помощи сенсорного управления — за ориентир явно брали «сенсорные» камеры Panasonic. Собственно, серьёзно видоизменилось лишь быстрое меню, а основное осталось точно таким же, как и у предшественника, однако и в нём управление возможно при помощи сенсорного дисплея. Стоит отметить, что в основном меню процесс прокрутки плавный, а реакции на нажатие мгновенные, тогда как в быстром меню подтормаживания случаются, причём как при сенсорном, так и классическом управлении, и особенно при необходимости прокрутки (непосредственно при настройке выбранного параметра). К слову, к прокрутке параметров, а точнее к алгоритму данной функции, тоже имеются замечания — зажать столбик параметров и потянуть его невозможно, поэтому приходится целиться в небольшие клавиши прокрутки, что не всегда удобно. Множественные касания, к счастью, поддерживаются, поэтому масштабирование снимков при просмотре производится также легко, как и в смартфонах. В общем, реализация сенсорного управления сделана весьма неплохо, но всё же не на отлично — есть к чему придраться. Ниже для ознакомления с пользовательским графическим интерфейсом приведено несколько снимков экрана фотоаппарата.

#Особенности камеры

Большинство особенностей современных фотоаппаратов завязаны на скорость считывания КМОП-матриц. Первая из таких особенностей — это съёмка HDR (склеивание нескольких кадров с разной экспозицией, что расширяет динамический диапазон). Данная функция в Nikon J4 работает весьма корректно, а склейка происходит быстро. Но вот беда, ни выбор шага, ни выбор количества кадров, ни выбор режима сглаживания при склейке не предусмотрены — фактически настроек нет. В режиме съёмки автоматических панорам настроек также нет. Однако у него есть и свои достоинства: например, выбирать направление поворота заранее не нужно — автоматика сама его определит. Кроме того, разрешение создаваемых панорам довольно высоко — 4800x920, 1536x4800, 9600x920 и 1536x9600 точек, да и склейка происходит достаточно корректно.

Круговая панорама, портретная ориентация камеры

Из особенностей стоит отметить функцию моментального снимка движения, которая при съёмке фото параллельно записывает 1 секунду видео, причём для звукового сопровождения видео можно выбрать одну из четырёх предустановленных мелодий. При просмотре видео воспроизводится в замедленном режиме (2,5 секунды), после чего отображается непосредственно снимок. Функция не более чем развлекательная, но всё же интересная. Расстраивает лишь то, что здесь — в отличие от камер Sony — заменить предустановленные композиции собственными звуковыми файлами нельзя.

Но всё же наиболее важной особенностью является встроенный модуль Wi-Fi. К сожалению, его функциональность куда проще, чем у конкурентов в лице камер Sony, Panasonic и Samsung, но спасибо и на том, что он вообще имеется, позволяет передавать информацию в Сеть, а также сопрягать устройство со смартфоном для передачи данных и удалённого управления. Вот только со старыми точками доступа беда — подключение возможно исключительно к точкам с поддержкой WPS. Кроме того, нет поддержки NFC. В общем, недостатков у режима хватает.

#Съёмка и впечатления от работы

Подготовка к работе в случае «беззеркалок» нередко занимает треть секунды и менее, чаще — что-то около полсекунды. Разумеется, данное утверждение справедливо только при использовании обычных объективов без моторизированного привода трансфокатора либо автоматического перемещения в рабочее положение, в противном случае процесс может затянуться. Наш подопытный оборудован именно таким объективом, поэтому перед подготовкой к работе камере требуется переместить его в рабочее положение, что сказывается на длительности подготовки. В общем, J4 смог сделать первый снимок через 0,71 секунды. Стоит отметить, что недавно побывавший у нас на тестировании фотоаппарат Samsung NX mini, оборудованный объективом с фиксированным фокусным расстоянием, но с автоматизированным перемещением в рабочее положение, смог сделать снимок всё через те же 0,71 секунды. Вот такое забавное совпадение у, по сути, прямых конкурентов. Управление трансфокацией в случае комплектного объектива осуществляется при помощи кольца псевдомеханического привода с неограниченным ходом, так что позволяет делать это как быстро, так и медленно. Самое минимальное время прохода от края до края — 0,5 секунды. В общем, неплохой результат.

Формально тестируемый фотоаппарат способен выдать на-гора 60 кадров/с, но длительность серии при этом ограничена 20 кадрами, да и фокус с экспозицией устанавливаются по первому кадру. Нас же интересует обычная серийная съёмка. Конечно, скорости в этом случае не столь велики — наши измерения показали 4,6 кадра/с. Но тут не стоит забывать, что буфер у камер серии Nikon 1 весьма внушительной ёмкости, а у того же Samsung NX mini, например, он крохотный. Соответственно, J4 позволяет даже с самой медленной картой памяти отснять в формате RAW 21 кадр, тогда как Samsung NX mini — лишь 4 кадра. Разница налицо.

Измерение длительности серии проводилось в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, а различные программные обработки были отключены. Для исследования влияния скорости карты памяти на скорость записи были использованы две карты microSD с разительно различающимися скоростными характеристиками — простенькая Transcend class 10 со скоростью записи 10 Мбайт/с, а также SanDisk Extreme Pro UHS-I со скоростью записи до 90 Мбайт/с. При использовании более шустрой карточки J4 смог отснять в RAW+JPEG 29 кадров, в RAW — 33, а в формате JPEG — 79 кадров. В общем, до искусственного прекращения записи серии на уровне 100 кадров, которое используется в камерах Nikon, J4 немного не дотянул. При использовании менее шустрой, но вполне современной карты Class 10, которой зачастую вполне достаточно для записи Full HD-роликов, подопытный в RAW и RAW+JPEG на максимальной скорости смог отснять только кадры, поместившиеся в буфер, то есть 21 штуку, а в формате JPEG — 31 кадр (при ёмкости буфера 25). Кроме того, запись на карту памяти осуществляется гораздо медленнее, чем в случае использования карты SanDisk Extreme Pro UHS-I, к тому же первые секунды после завершения съёмки меню камеры жутко тормозит. В общем, несмотря на громадный буфер, использование более шустрых карт памяти при серийной съёмке вполне оправдано не только при съёмке в JPEG, где есть серьёзный выигрыш в длительности, но и при работе с RAW.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. При использовании комплектного объектива на широком угле J4 смог сфокусироваться всего за 0,16 секунды, что является отличным показателем для своего класса. В телеположении автоматика оказалась чуть медленнее, но результат тоже хорош — 0,21 секунды. Предшественник в аналогичных условиях, в особенности в телеположении, оказывается чуть не вдвое медленнее. При слабой освещённости J4 рекордов не ставит — для наведения на тестовый шаблон потребовалась освещённость на уровне 1,2 лк, тогда как Samsung NX mini в аналогичных условиях достаточно 0,5 лк.

Выбор зоны фокусировки вполне привычный — это фокусировка на лицах, широкая зона, ручной выбор зоны, который, к слову, можно осуществить, просто ткнув пальцем в необходимую часть кадра на экране, а также режим ведения объекта. Определение лиц работает чётко и без проблем, а вот режим ведения, пусть и стал лучше, чем в случае J3, работает пока далеко не идеально. Автоматика вроде бы и способна удерживать цели даже на слабоконтрастном фоне, но только при их медленном перемещении, иначе рамка прицела тут же переключается на любой другой (нередко — совершенно непохожий) объект. В общем, в реальных условиях режим не особо удобен для работы. А ведь в модельном ряду Nikon имеются фотоаппараты, которые в данном режиме фокусировки отрабатывают лучше многих. Например, Nikon D810, который основан на таком же процессоре, как и у тестируемого фотоаппарата.

Фокусировка может работать в покадровом, непрерывном и ручном режиме. К первым двум режимам замечаний по большому счёту нет, а вот в режиме ручной фокусировки удобства явно недостаточно. Из помощников — только коротенькая шкала индикации без промежуточных делений, а также функция увеличения зоны фокусировки в 2,5 и 10 раз. К сожалению, изменять кратность увеличения зоны фокусировки непосредственно при наведении на объект съёмки нельзя — приходится забираться в основное меню, что не слишком удобно. Стоит отметить и то, что зону наблюдения можно смещать уже в режиме увеличенного отображения. Казалось бы, это можно было реализовать в режиме «нажми на дисплей и потяни», но нет, приходится нажимать четыре виртуальные сенсорные клавиши, что не особо удобно. В общем, как уже отмечалось выше, огрехи в сенсорном управлении имеются.

Как и любая «беззеркалка», J4 поддерживает все режимы установки экспопары — PASM. Также поддерживаются три стандартных режима экспозамера — каких-то экзотических настроек, как в «беззеркалках» Olympus, у нашего подопытного нет. В настройках предусмотрено введение коррекции экспозиции в диапазоне -3…+3 EV с шагом в треть ступени. Негусто, но в большинстве ситуаций — более чем достаточно. А вот режим брекетинга не предусмотрен вовсе, хотя J4 стоит в середине линейки Nikon 1, поэтому простить ему данный недочёт как, например, базовой модели, нельзя. Впрочем, чаще всего экспозамер при естественном освещении отрабатывает весьма неплохо, так что необходимость в брекетинге возникает редко. Конечно, ошибки автоматика допускает, причём иногда и значительные, но только в сложных условиях съёмки, особенно при наличии в кадре зон с большой разностью яркостей. При искусственном освещении J4 показал неплохие результаты. При использовании ламп дневного света в лабораторных условиях ошибка не превышает -0,05 EV, что без тестовой таблицы и программного анализа заметить невозможно. При освещении лампами накаливания ошибка чуть больше — до -0,16 EV, но всё же и этот результат очень хороший.

Настройки баланса белого включают несколько стандартных пресетов — солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, а также режим «под водой», что весьма актуально, если учесть наличие в перечне опций подводного бокса. А вот ручной установки цветовой температуры нет, хотя данная возможность предусмотрена даже во многих компактах. С ручной же настройкой по белому листу тоже не всё гладко — для хранения настроек предусмотрен только один контейнер. Для любого пресета, а также для автоматического или ручного режима предусмотрена тонкая настройка по шкале AB/GM. В плане работы автоматического баланса белого при естественном освещении замечаний нет, а вот при искусственном освещении камера «мажет». Имеются солидные промахи при использовании ламп накаливания, поэтому пресет или ручную настройку с данным типом освещения нужно держать наготове. При освещении флуоресцентными лампами с цветовой температурой 5500 K заметная ошибка также имеется — нельзя сказать, что очень большая, но всё же ощутимая. Хотя тут стоит отметить, что Samsung NX mini во время тестирования в аналогичных условиях допускал ещё большие промахи.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.


Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K


Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Состоялся анонс Mortal Shell 2 — продолжения зрелищного боевика про беспощадное избиение уродливых монстров 2 ч.
AMD впервые приняла участие в бенчмарке MLPerf Training, но до рекордов NVIDIA ей ещё очень далеко 4 ч.
Стартап xAI попытался взять в долг $5 млрд, несмотря на ссору Маска с Трампом 4 ч.
Хакеры обнаружили уязвимость в Nintendo Switch 2 спустя день после релиза 8 ч.
На российских сайтах могут запретить авторизацию через Gmail 8 ч.
«Выглядит лучше, чем RE9»: разработчики гротескного хоррора Ill поразили игроков новым геймплейным трейлером 9 ч.
Google Gemini научился выполнять задачи по расписанию 10 ч.
Mundfish выпустит эвакуационный шутер The Cube во вселенной Atomic Heart 17 ч.
Capcom представила Resident Evil Requiem, которая станет «началом новой эры хорроров на выживание» — первый трейлер и дата выхода 18 ч.
«Выведет жанр на новый уровень»: Mundfish анонсировала Atomic Heart 2 19 ч.
Meta объявила, что текущий год станет «поворотным» для виртуальной и дополненной реальности 3 ч.
HPE представила отказоустойчивые системы Nonstop Compute на базе Intel Xeon Sapphire Rapids 4 ч.
Synology выпустила стоечное хранилище RackStation RS2825RP+ с процессором AMD Ryzen Embedded 4 ч.
Трамп отказался от перемирия с Маском и угрожает урезать ему правительственные контракты 4 ч.
Трамп разрешил сверхзвуковые полёты над США, а также подписал указы об аэротакси и дронах 5 ч.
United Airlines отключила терминалы Starlink в самолётах из-за создаваемых ими помех 5 ч.
Японцы создали экологичный пластик, который быстро растворяется в солёной воде 5 ч.
Nintendo Switch 2 оказалась на удивление прочной, но экран можно легко поцарапать 6 ч.
Начало заката Tesla? Конфликт Маска с Трампом серьёзно усугубил проблемы автопроизводителя 6 ч.
Стеллатор Wendelstein 7-X наглядно продемонстрировал своё преимущество перед токамаками 6 ч.