Сегодня 08 мая 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Фото и видео

Обзор маленькой «беззеркалки» Nikon 1 J4: движение в середину

⇣ Содержание

#Дисплей и интерфейс

В J3 использовалась старая, добрая 3-дюймовая матрица с разрешением 912 тыс. точек. Её можно было встретить во множестве фотоаппаратов производителя — и она успела себя очень хорошо зарекомендовать. В общем, лучше вроде бы и не нужно было, но производитель увеличил разрешение до 1037 тыс. точек. Честно говоря, уловить разницу в 14% на сравнительно небольшом экране крайне сложно, если вообще возможно. Впрочем, в остальном ЖК-матрица всё так же хороша — большие углы обзора, хорошая цветопередача, большой запас яркости подсветки, да и под яркими солнечными лучами дисплей легко читается. Защита дисплея чрезвычайно крепкая, не прогибается при сильном давлении по центру, а также легко переносит контакты с острыми твёрдыми предметами. В общем, хуже точно не стало.

Важной особенностью дисплея является наличие сенсорного слоя. Однако просто добавление сенсорного слоя ещё ничего не означает. Яркий тому пример — «сенсорные» фотоаппараты Olympus, в которых управление при помощи дисплея фактически используется лишь для выбора зоны фокусировки. Разумеется, если добавить сенсорный слой, не переработав меню, эффект будет именно таким. Но в Nikon над меню хорошенько подумали, причём изменение было произведено столь ювелирно, что разницу между графическим интерфейсом J3 и J4 без непосредственного сравнения сразу и не уловить.

Управление фактически всеми параметрами возможно как при помощи классических клавиш, так и при помощи сенсорного управления — за ориентир явно брали «сенсорные» камеры Panasonic. Собственно, серьёзно видоизменилось лишь быстрое меню, а основное осталось точно таким же, как и у предшественника, однако и в нём управление возможно при помощи сенсорного дисплея. Стоит отметить, что в основном меню процесс прокрутки плавный, а реакции на нажатие мгновенные, тогда как в быстром меню подтормаживания случаются, причём как при сенсорном, так и классическом управлении, и особенно при необходимости прокрутки (непосредственно при настройке выбранного параметра). К слову, к прокрутке параметров, а точнее к алгоритму данной функции, тоже имеются замечания — зажать столбик параметров и потянуть его невозможно, поэтому приходится целиться в небольшие клавиши прокрутки, что не всегда удобно. Множественные касания, к счастью, поддерживаются, поэтому масштабирование снимков при просмотре производится также легко, как и в смартфонах. В общем, реализация сенсорного управления сделана весьма неплохо, но всё же не на отлично — есть к чему придраться. Ниже для ознакомления с пользовательским графическим интерфейсом приведено несколько снимков экрана фотоаппарата.

#Особенности камеры

Большинство особенностей современных фотоаппаратов завязаны на скорость считывания КМОП-матриц. Первая из таких особенностей — это съёмка HDR (склеивание нескольких кадров с разной экспозицией, что расширяет динамический диапазон). Данная функция в Nikon J4 работает весьма корректно, а склейка происходит быстро. Но вот беда, ни выбор шага, ни выбор количества кадров, ни выбор режима сглаживания при склейке не предусмотрены — фактически настроек нет. В режиме съёмки автоматических панорам настроек также нет. Однако у него есть и свои достоинства: например, выбирать направление поворота заранее не нужно — автоматика сама его определит. Кроме того, разрешение создаваемых панорам довольно высоко — 4800x920, 1536x4800, 9600x920 и 1536x9600 точек, да и склейка происходит достаточно корректно.

Круговая панорама, портретная ориентация камеры

Из особенностей стоит отметить функцию моментального снимка движения, которая при съёмке фото параллельно записывает 1 секунду видео, причём для звукового сопровождения видео можно выбрать одну из четырёх предустановленных мелодий. При просмотре видео воспроизводится в замедленном режиме (2,5 секунды), после чего отображается непосредственно снимок. Функция не более чем развлекательная, но всё же интересная. Расстраивает лишь то, что здесь — в отличие от камер Sony — заменить предустановленные композиции собственными звуковыми файлами нельзя.

Но всё же наиболее важной особенностью является встроенный модуль Wi-Fi. К сожалению, его функциональность куда проще, чем у конкурентов в лице камер Sony, Panasonic и Samsung, но спасибо и на том, что он вообще имеется, позволяет передавать информацию в Сеть, а также сопрягать устройство со смартфоном для передачи данных и удалённого управления. Вот только со старыми точками доступа беда — подключение возможно исключительно к точкам с поддержкой WPS. Кроме того, нет поддержки NFC. В общем, недостатков у режима хватает.

#Съёмка и впечатления от работы

Подготовка к работе в случае «беззеркалок» нередко занимает треть секунды и менее, чаще — что-то около полсекунды. Разумеется, данное утверждение справедливо только при использовании обычных объективов без моторизированного привода трансфокатора либо автоматического перемещения в рабочее положение, в противном случае процесс может затянуться. Наш подопытный оборудован именно таким объективом, поэтому перед подготовкой к работе камере требуется переместить его в рабочее положение, что сказывается на длительности подготовки. В общем, J4 смог сделать первый снимок через 0,71 секунды. Стоит отметить, что недавно побывавший у нас на тестировании фотоаппарат Samsung NX mini, оборудованный объективом с фиксированным фокусным расстоянием, но с автоматизированным перемещением в рабочее положение, смог сделать снимок всё через те же 0,71 секунды. Вот такое забавное совпадение у, по сути, прямых конкурентов. Управление трансфокацией в случае комплектного объектива осуществляется при помощи кольца псевдомеханического привода с неограниченным ходом, так что позволяет делать это как быстро, так и медленно. Самое минимальное время прохода от края до края — 0,5 секунды. В общем, неплохой результат.

Формально тестируемый фотоаппарат способен выдать на-гора 60 кадров/с, но длительность серии при этом ограничена 20 кадрами, да и фокус с экспозицией устанавливаются по первому кадру. Нас же интересует обычная серийная съёмка. Конечно, скорости в этом случае не столь велики — наши измерения показали 4,6 кадра/с. Но тут не стоит забывать, что буфер у камер серии Nikon 1 весьма внушительной ёмкости, а у того же Samsung NX mini, например, он крохотный. Соответственно, J4 позволяет даже с самой медленной картой памяти отснять в формате RAW 21 кадр, тогда как Samsung NX mini — лишь 4 кадра. Разница налицо.

Измерение длительности серии проводилось в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, а различные программные обработки были отключены. Для исследования влияния скорости карты памяти на скорость записи были использованы две карты microSD с разительно различающимися скоростными характеристиками — простенькая Transcend class 10 со скоростью записи 10 Мбайт/с, а также SanDisk Extreme Pro UHS-I со скоростью записи до 90 Мбайт/с. При использовании более шустрой карточки J4 смог отснять в RAW+JPEG 29 кадров, в RAW — 33, а в формате JPEG — 79 кадров. В общем, до искусственного прекращения записи серии на уровне 100 кадров, которое используется в камерах Nikon, J4 немного не дотянул. При использовании менее шустрой, но вполне современной карты Class 10, которой зачастую вполне достаточно для записи Full HD-роликов, подопытный в RAW и RAW+JPEG на максимальной скорости смог отснять только кадры, поместившиеся в буфер, то есть 21 штуку, а в формате JPEG — 31 кадр (при ёмкости буфера 25). Кроме того, запись на карту памяти осуществляется гораздо медленнее, чем в случае использования карты SanDisk Extreme Pro UHS-I, к тому же первые секунды после завершения съёмки меню камеры жутко тормозит. В общем, несмотря на громадный буфер, использование более шустрых карт памяти при серийной съёмке вполне оправдано не только при съёмке в JPEG, где есть серьёзный выигрыш в длительности, но и при работе с RAW.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. При использовании комплектного объектива на широком угле J4 смог сфокусироваться всего за 0,16 секунды, что является отличным показателем для своего класса. В телеположении автоматика оказалась чуть медленнее, но результат тоже хорош — 0,21 секунды. Предшественник в аналогичных условиях, в особенности в телеположении, оказывается чуть не вдвое медленнее. При слабой освещённости J4 рекордов не ставит — для наведения на тестовый шаблон потребовалась освещённость на уровне 1,2 лк, тогда как Samsung NX mini в аналогичных условиях достаточно 0,5 лк.

Выбор зоны фокусировки вполне привычный — это фокусировка на лицах, широкая зона, ручной выбор зоны, который, к слову, можно осуществить, просто ткнув пальцем в необходимую часть кадра на экране, а также режим ведения объекта. Определение лиц работает чётко и без проблем, а вот режим ведения, пусть и стал лучше, чем в случае J3, работает пока далеко не идеально. Автоматика вроде бы и способна удерживать цели даже на слабоконтрастном фоне, но только при их медленном перемещении, иначе рамка прицела тут же переключается на любой другой (нередко — совершенно непохожий) объект. В общем, в реальных условиях режим не особо удобен для работы. А ведь в модельном ряду Nikon имеются фотоаппараты, которые в данном режиме фокусировки отрабатывают лучше многих. Например, Nikon D810, который основан на таком же процессоре, как и у тестируемого фотоаппарата.

Фокусировка может работать в покадровом, непрерывном и ручном режиме. К первым двум режимам замечаний по большому счёту нет, а вот в режиме ручной фокусировки удобства явно недостаточно. Из помощников — только коротенькая шкала индикации без промежуточных делений, а также функция увеличения зоны фокусировки в 2,5 и 10 раз. К сожалению, изменять кратность увеличения зоны фокусировки непосредственно при наведении на объект съёмки нельзя — приходится забираться в основное меню, что не слишком удобно. Стоит отметить и то, что зону наблюдения можно смещать уже в режиме увеличенного отображения. Казалось бы, это можно было реализовать в режиме «нажми на дисплей и потяни», но нет, приходится нажимать четыре виртуальные сенсорные клавиши, что не особо удобно. В общем, как уже отмечалось выше, огрехи в сенсорном управлении имеются.

Как и любая «беззеркалка», J4 поддерживает все режимы установки экспопары — PASM. Также поддерживаются три стандартных режима экспозамера — каких-то экзотических настроек, как в «беззеркалках» Olympus, у нашего подопытного нет. В настройках предусмотрено введение коррекции экспозиции в диапазоне -3…+3 EV с шагом в треть ступени. Негусто, но в большинстве ситуаций — более чем достаточно. А вот режим брекетинга не предусмотрен вовсе, хотя J4 стоит в середине линейки Nikon 1, поэтому простить ему данный недочёт как, например, базовой модели, нельзя. Впрочем, чаще всего экспозамер при естественном освещении отрабатывает весьма неплохо, так что необходимость в брекетинге возникает редко. Конечно, ошибки автоматика допускает, причём иногда и значительные, но только в сложных условиях съёмки, особенно при наличии в кадре зон с большой разностью яркостей. При искусственном освещении J4 показал неплохие результаты. При использовании ламп дневного света в лабораторных условиях ошибка не превышает -0,05 EV, что без тестовой таблицы и программного анализа заметить невозможно. При освещении лампами накаливания ошибка чуть больше — до -0,16 EV, но всё же и этот результат очень хороший.

Настройки баланса белого включают несколько стандартных пресетов — солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, а также режим «под водой», что весьма актуально, если учесть наличие в перечне опций подводного бокса. А вот ручной установки цветовой температуры нет, хотя данная возможность предусмотрена даже во многих компактах. С ручной же настройкой по белому листу тоже не всё гладко — для хранения настроек предусмотрен только один контейнер. Для любого пресета, а также для автоматического или ручного режима предусмотрена тонкая настройка по шкале AB/GM. В плане работы автоматического баланса белого при естественном освещении замечаний нет, а вот при искусственном освещении камера «мажет». Имеются солидные промахи при использовании ламп накаливания, поэтому пресет или ручную настройку с данным типом освещения нужно держать наготове. При освещении флуоресцентными лампами с цветовой температурой 5500 K заметная ошибка также имеется — нельзя сказать, что очень большая, но всё же ощутимая. Хотя тут стоит отметить, что Samsung NX mini во время тестирования в аналогичных условиях допускал ещё большие промахи.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.


Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K


Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
«Ситилинк» уволил сотни сотрудников на фоне падения выручки и прибыли 17 мин.
Чёрные дыры в ранней Вселенной развивались быстрее галактик, показали наблюдения «Джеймса Уэбба» 53 мин.
Анонсированы смартфоны ZTE Axon 60 и Axon 60 Lite на чипах Unisoc 2 ч.
Crucial первой начала продажи оперативной памяти LPCAMM2 LPDDR5X для ноутбуков — $210 за 32 Гбайт 2 ч.
Dell введёт цветовую дифференциацию сотрудников в зависимости от посещаемости офисов 2 ч.
Китай впервые запустил в космос новую модификацию ракеты «Чанчжэн-6» — она станет базой для коммерческих запусков 2 ч.
Производство чипов в США вырастет в три раза к 2032 году, а доля на мировом рынке достигнет 14 % 3 ч.
Скидки помогли увеличить продажи iPhone в Китае в марте на 12 % 3 ч.
Российская федеральная IoT-сеть на базе 4G должна заработать в 2026 году 4 ч.
ИИ-суперкомпьютер в чемодане — GigaIO представила платформу Gryf 4 ч.