Фото и видео

Обзор «беззеркалки» Sony ILCE-5100: между молотом и наковальней

⇣ Содержание

#Дисплей и интерфейс

Как уже не раз упоминалось, в Sony ILCE-5100 используется наклонный дисплей. Угол его наклона составляет 180 градусов, что является «фишкой» «беззеркалок» Sony без встроенного видоискателя. Подобная гибкость позволяет без труда снимать автопортреты с возможностью контроля изображения в кадре. В отличие от ILCE-5000, в новинке используется не дешёвая матрица с разрешением 460 тыс. точек, а более продвинутая трёхдюймовая модель на 921,6 тыс. точек, дополненная сенсорным слоем. К сожалению, последний служит исключительно для выбора зоны фокусировки. Стоит отметить, что точно такой же экран используется и в ILCE-6000, да и во многих других камерах Sony. Уже традиционно данная матрица оставляет исключительно положительные впечатления: огромные углы обзора, хорошая цветопередача, приличный запас яркости, да и прямые солнечные лучи для чтения с дисплея информации — не помеха.

До начала формального объединения зеркалок и «беззеркалок» в недостаточно стройный, но всё же единый модельный ряд пользовательский графический интерфейс у них был существенно разным, хотя находились и общие моменты. Сейчас же меню всех фотокамер Sony со сменными объективами чрезвычайно сильно похоже. С одной стороны, это плюс, ведь пользователь базовой «беззеркалки» без необходимости длительной адаптации может перейти к использованию даже полнокадровой зеркалки Sony. Но есть и минусы. Всё же «беззеркалки», при всём старании Sony, Panasonic и Olympus, ближе к любительскому сегменту, поэтому тут требуется не просто удобство, а простота. Конечно, «зелёный» режим никуда не исчез, но всё же начинающий пользователь в этом меню может заблудиться. Впрочем, иерархия меню достаточно логична и понятна, да и торможений не наблюдается. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

#Особенности камеры

Отличительной особенностью камер Sony, причём как базовых «беззеркалок», так и топовых камер зеркального типа, включая полнокадровые, является обилие разнообразных возможностей, начиная от определения улыбки и заканчивая многокадровым шумоподавлением. Но всё же одной из наиболее важных «фишек» «беззеркалок» Sony всегда была скорость, и в частности — скорость серийной съёмки. 7-12 кадров для большинства камер серии NEX всегда были нормой, тогда как конкуренты довольствовались гораздо более скромными скоростями. Впрочем, сейчас они подтянулись и идут практически ноздря в ноздрю, особенно в сегменте флагманских камер. Тем временем Sony перекроила свой модельный ряд, в результате чего ILCE-5000 получила возможность серийной съёмки со смехотворной по меркам «беззеркалок» скоростью — лишь 3,5 кадра в секунду. И это после 10 кадров в секунду у NEX-5T. Разумеется, чтобы не мешать продажам ILCE-6000, который выдаёт 11 кадров в секунду, новинка попросту обязана была снимать медленнее, поэтому производитель остановился на значении 6 кадров в секунду, чего вполне достаточно для большинства ситуаций. Исследованием длительности серийной съёмки мы займемся чуть ниже.

Функция создания автоматических панорамных снимков в камерах Sony с момента появления серии NEX была реализована лучше, чем у любого другого конкурента, причём отрыв был настолько разительным, что было даже бесполезно сравнивать. Как и в случае серийной съёмки, другие производители постепенно подтянули алгоритмы обработки, что позволило также получать неплохие автоматические панорамы, но всё же лидерство до сих пор остаётся за камерами Sony с функцией Panorama Sweep. Залог успеха — хорошее качество склейки и высокое разрешение. Камера не особо требовательна к скорости и равномерности поворота, к тому же она прощает пользователю неравномерную линию горизонта. Для контроля в процессе съёмки отображается своего рода строка прогресса, которая приходится весьма кстати при съёмке широких панорам. Что примечательно, при создании автоматической панорамы фотоаппарат производит последовательную съёмку кадров на невысокой скорости, далёкой от максимальной. Но ведь в теории чем выше скорость серийной съёмки, тем более качественной должна получиться автоматическая панорама, потому как поворачивать камеру можно быстро. Однако даже при высокой скорости поворота склейка панорам оказывается лучшей в классе. Не стоит забывать, что и разрешение также самое высокое — до 12416×1856 точек при горизонтальной проводке и до 5536 ×2160 точек при вертикальной. Из недостатков стоит отметить только невозможность съёмки 360-градусных панорам, что умеют делать многие «беззеркалки» конкурентов.

Также стоит отметить функцию расширения динамического диапазона, причём в камере доступно сразу два варианта. Программная обработка одного снимка, функция D-Range Optimizer (DRO), которая автоматически попиксельно подстраивает экспозицию согласно анализу освещенности изображения, причём с возможностью указания активности работы функции (пять значений). Ну а самое интересное — это функция HDR, которая склеивает три кадра, отснятых с различной экспозицией. Функция работает отлично даже при съёмке с рук, без использования штатива, ведь CMOS-матрица весьма шустрая, поэтому смазывание если и проявляется, то не слишком заметно. Режим HDR невозможно использовать только при съёмке быстродвижущихся объектов. В настройках данной функции кроме автоматического режима предусмотрена возможность ручного указания сдвига в диапазоне от одной до шести ступеней с шагом в одну ступень.

Разумеется, традиционно для Sony в ILCE-5100 доступна коррекция искажений объектива (дисторсии и хроматических аберраций) и затенения. Примечательно, что при установке комплектного зум-объектива с моторизированным приводом активирование функции коррекции дисторсии происходит принудительно. Также стоит отметить функцию определения лиц, которая, как это принято у Sony, дополнена функцией создания списка избранных лиц с последующим приоритетом на них, а также режимом Smile Shutter с тремя уровнями чувствительности — он позволяет автоматически производить спуск затвора при обнаружении улыбки.

Наличие беспроводного модуля связи со смартфоном, ПК или телевизором в последние пару лет из разряда диковинок перешло в список обязательных вещей, ведь сейчас Wi-Fi- и NFC-модули встречаются не только в «беззеркалках», но и в компактах и даже в полнокадровых зеркалках. В общем, ничего необычного в этом уже нет, зато возможности фотокамер здорово расширяются. По умолчанию модуль используется для передачи данных на смартфон или планшет, и в таком случае камера работает как точка доступа. Но, установив дополнительное ПО, пользователь может удалённо управлять камерой и использовать смартфон/планшет в качестве видоискателя. Также возможна передача данных на ПК, телевизор или приставку Sony, однако для этого необходимо подключить камеру к точке доступа. Тут доступно два способа — полностью ручные настройки, а также режим WPS. Камера легко находит все видимые точки и без проблем подключается как в ручном режиме, так и при помощи WPS. Для беспроводной передачи файлов на ПК для начала нужно зарегистрировать камеру в пакете Sony Play Memories (доступен на диске из комплекта поставки), подключив её при помощи USB-кабеля. После регистрации камера в беспроводном режиме видна на ПК как внешний флеш-носитель, что чрезвычайно удобно. Ещё одна особенность — это установка приложений, однако не все они бесплатные. Основное приложение — для удалённого управления, но кроме него бесплатно доступны программы для загрузки изображений в Flickr и Facebook, а также для наложения спецэффектов. Кроме того, за денежку можно получить приложения для коррекции искажений объектива, многокадрового шумоподавления и многие другие. С полным перечнем ПО можно ознакомиться по ссылке.

#Съёмка и впечатления от работы

Как показала наша практика, «беззеркалки» Sony не особо быстро готовятся к работе. Конечно, по сравнению с компактами они выглядят хорошо, но среди прямых конкурентов результаты не лучшие. Например, моделям ILCE-5000 и ILCE-6000 при использовании объектива с моторизированным приводом трансфокатора SELP1650 требуется 2,17 и 2,13 секунды соответственно. Конкуренты вдвое быстрее. Наш сегодняшний подопытный попал на тестирование всё с тем же объективом SELP1650, поэтому результат ожидался на уровне родственных моделей. Но нет, новинка оказалась немного шустрее — 1,86 секунды. Да, выигрыш не такой уж большой, но всё равно это прогресс, причём достигнутый исключительно программным путём.

При использовании комплектного объектива с моторизированным приводом управление трансфокацией возможно тремя способами: при помощи бокового ползунка объектива, при помощи диска фокусировки, который позволяет осуществлять как чрезвычайно плавную и медленную, так и крайне быструю трансфокацию, и при помощи рычажка зума под клавишей спуска затвора. Удивительно, но скорость трансфокации при нажатии рычажка совсем не такая, как у ILCE-5000 или ILCE-6000, и на перемещение от края к краю требуется 1,87 секунды, что довольно медленно для столь небольшого перекрываемого диапазона фокусных расстояний.

Тестируемый фотоаппарат по многим параметрам довольно близок к ILCE-6000, поэтому, дабы развести данные камеры по разным углам сегмента, производитель постарался как можно аккуратнее урезать различные функции. Под нож попала и скорость серийной съёмки. Внушительным 11 кадрам в секунду в случае старшей модели противостоит «лишь» 6 кадров в секунду у ILCE-5100. Это практически вдвое быстрее, чем в случае ILCE-5000, а главное, вполне достаточно для большинства задач. Однако важна не только скорость, но и длительность съёмки серии на максимальной скорости. И тут наш подопытный смог приятно удивить.

Скорость серийной съёмки замерялась в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в форматах RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, а выдержка при тестировании составляла 1/1000 секунды. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии (SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с). В формате RAW+JPEG фотоаппарат смог отстрелять серию в 23 кадра, в RAW — 26, а в JPEG — внушительные 118 кадров. ILCE-6000 в аналогичных условиях, но при скорости 11 кадров в секунду, смог отснять 22, 23 и 51 кадр соответственно. Как видим, при использовании формата RAW длительность серий практически идентичная. Из этого можно сделать вывод, что буферы у героя материала и старшей камеры линейки одинаковые как по объёму, так и по скорости передачи данных. А вот ILCE-5000 при скромных 3,5 кадра в секунду смог отснять серии длительностью 5, 6 и 30 фотографий соответственно, что для сравнительно недорогой «беззеркалки» всё ещё неплохо.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. Тестирование проводилось с комплектным зум-объективом SELP1650 с моторизированным приводом трансфокации.

Тут стоит отметить, что модели ILCE-5000 и ILCE-6000, оборудованные одинаковыми объективами и построенные на базе одного и того же процессора, показали совершенно различные результаты. Первому потребовалось 0,45 и 0,42 секунды соответственно, что является типичным показателем для камер NEX 3-й и 5-й серий. А вот второй справился с фокусировкой за невероятно малые 0,06 и 0,09 секунды соответственно. В общем, огромное количество встроенных в матрицу фазовых датчиков даёт о себе знать. В случае нашего подопытного используется матрица с аналогичным количеством фазовых датчиков, их там целых 179, что в сумме с наличием аналогичного процессора BionZ X внушало надежду на то, что и результаты будут близкими к показателям старшей камеры. Однако надежды не оправдались, хотя результаты оказались весьма достойными. На широком угле ILCE-5100 уложилась в 0,18 секунды, что является более чем хорошим показателем. В телеположении результат хуже, но тоже весьма неплох — 0,33 секунды. Разумеется, важна не только скорость фокусировки в условиях, близких к идеальным, но и цепкость автофокуса в сложных ситуациях, в том числе и при слабой освещённости. К сожалению, «беззеркалки» Sony тут рекордов не ставят, а точнее, иногда ставят антирекорды. Например, первой полнокадровой «беззеркалке» Sony для наведения на наш стандартный шаблон требуется освещённость на уровне 4 лк. Впрочем, тот же ILCE-6000 менее требователен, поэтому смог навестись при освещённости 0,5 лк. В плане фокусировки новинка чрезвычайно схожа со старшей моделью, но она справилась с заданием лишь при освещённости 1,2 лк. Результат не так уж плох, но многие конкуренты тут всё же лучше.

Автофокус Sony ILCE-5100 способен работать в стандартных для «беззеркалок» Sony режимах — покадровом, непрерывном и в режиме автоматического выбора. Особнячком стоит режим DMF, позволяющий осуществить ручную коррекцию фокусировки при наполовину нажатой клавише спуска затвора. Выбор зон фокусировки также привычный — широкая зона, зонная фокусировка, центр, регулируемое пятно (три варианта размера), а также следящий автофокус. В общем, всё по старинке. В ручном режиме фокусировки доступен не только стандартный помощник в лице увеличения зоны фокусировки, но и подсветка зон резкости с возможностью выбора одного из трёх вариантов активности работы функции, а также одного из трёх цветов подсветки. Контроль фокусировки при масштабировании возможен не только по центральной зоне: при переходе в режим увеличения зоны фокусировки нужную зону можно выбрать при помощи круглой многофункциональной клавиши.

Разумеется, режимы установки экспопары стандартны. С экспозамером ситуация аналогичная — поддерживаются три стандартных режима. Впрочем, некоторые отличия от старшей ILCE-6000 имеются. Для начала коррекция экспозиции ограничена пределами -3…+3 EV против -5…+5 EV. Кроме того, шаг экспозиции лишь один — треть ступени, тогда как старшая модель также поддерживает регулировку с шагом в полступени. А вот в плане настроек брекетинга отличий от шеститысячной модели нет. Поддерживается как покадровый, так и автоматический брекетинг трёх или пяти кадров с шагом 0,3, 0,5, 0,7 ступени, а также три кадра с шагом 1, 2 и 3 ступени.

Для контроля экспозиции, а точнее пересвеченных зон, также предусмотрена «зебра» — аналог «пикинга» при настройке экспозиции, который фотокамеры Sony не так давно позаимствовали у видеокамер. «Зебра» представляет собой настраиваемую наклонную штриховку (70-100), которая отображается на экране, но не записывается. При значении 100 зебра проявляется на участках, которые уже пересвечены, а при значении 70 — на участках, которые будут переэкспонированы, если и дальше увеличивать экспозицию. В целом данный режим находит применение скорее при видеосъёмке, нежели при съёмке фото.

При естественном освещении автоматика в связке с 1200-зональным модулем экспозамера весьма достойно справляется с возложенной на нее задачей, поэтому ручные корректировки требуются крайне редко, и то в основном в ситуациях, когда попросту не хватает динамического диапазона и автоматика начинает вытягивать тени, например при ярком контровом освещении либо при наличии солнца в кадре. Неплохо фотоаппарат себя показал и при освещении лампами дневного света — в лабораторных условиях ошибка составила лишь -0,06 EV, что ничтожно мало. При освещении лампами накаливания ошибка оказалась несколько больше — -0,27 EV. Стоит отметить, что шеститысячная модель в аналогичных условиях показала схожий результат: -0,07 и -0,22 EV.

Настройки баланса белого в точности такие же, как и в случае ILCE-6000. Среди предварительных настроек доступны следующие режимы: солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, четыре варианта флуоресцентных ламп, а также вспышка и подводный режим. Кроме того, предусмотрена возможность ручной установки цветовой температуры в диапазоне от 2500 до 9900 K. Разумеется, есть и ручной режим, но отсек для хранения настройки лишь один, что, с учётом общей тенденции к наращиванию отсеков, можно отнести к минусам. Любую настройку баланса белого можно подкорректировать по шкалам m/g-a/b (по 14 позиций). Автоматический режим в целом отрабатывает весьма достойно, поэтому даже при съёмке в JPEG изменение настроек баланса белого требуется редко — и в основном при освещении лампами накаливания.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 К

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥