⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор яркой зеркалки Pentax K-S1: инновационное управление и сырая прошивка
⇡#Дисплей, видоискатель и интерфейсВидоискатель всех последних бюджетных зеркальных камер Pentax выгодно отличает их от конкурентов: 100%-е покрытие поля кадра — это плюс, а у сегодняшнего подопытного ещё и увеличение 0,95х, чем конкурирующие фотокамеры Nikon и Canon похвастать не могут. Также стопроцентное покрытие кадра имеется в видоискателях зеркалок Sony, вот там они не оптические, а цифровые. Видоискатель дополнен сегментной строкой информации, которая, естественно, светится зелёным. Уровень яркости её свечения регулируется автоматически в зависимости от уровня внешнего освещения, но не плавно, а ступенчато. А вот индикатора уровня, стандартного для камер Pentax, у K-S1 нет. Не то чтобы это было сложно или дорого реализовать, но по табели о рангах не положено, ведь новинка не должна мешать продажам других бюджетных зеркалок производителя. В камере используется точно такой же дисплей, как и в моделях K-500/K-50, — это 3-дюймовая матрица с разрешение 921 тыс. точек. Дисплей с аналогичными параметрами также установлен в Nikon D3300 и Canon EOS 100D, а вот схожий по цене Canon EOS 1200D довольствуется дисплеем с разрешением 460 тыс. точек. Углы обзора дисплея довольно большие, также у него приличная цветопередача и контрастность, дисплей хорошо читается при падении на него прямых солнечных лучей, да и в целом картинка весьма приятная. Однако недостатки обнаружились там, где мы их меньше всего ожидали: защита дисплея оказалась чрезвычайно тонкой, поэтому при давлении на неё по центру она достаточно легко прогибается вплоть до контакта с матрицей. Внешний вид меню камер Pentax не ругал только ленивый: архаичные шрифты с полным отсутствием сглаживания нещадно резали глаз. Конечно, если в случае среднеформатного фотоаппарата на это попросту не стоит обращать внимания, то в случае бюджетной камеры, которая привлекает именно внешним видом, к меню можно и придираться. Можно, но в случае K-S1 не за что. Графический интерфейс теперь стал гибридом иерархии меню камер Pentax и начертания графических символов в меню камер Ricoh. Если меню первых было некрасивым, а у вторых — не особо логичным, то гибрид получился крайне удачным. Радует и то, что сохранились цветовая схема и общая стилистика графического интерфейса камер Pentax, поэтому пользователям камер данного производителя привыкать не придётся. В общем, это тот же Pentax, только лучше. Ниже для ознакомления с меню приведено несколько снимков дисплея. ⇡#Особенности камерыК сожалению, новое семейство зеркалок Pentax K-S лишено такой интересной функции, как компоновка кадра путём наклона и сдвига матрицы, нет и автоматической коррекции линии горизонта в пределах ±2 градуса. Данные функции имеются даже в бюджетной K-50, но тестируемой камере их почему-то не досталось. Конечно, тут стоит учесть и то, что со временем цена на KS-1 немного просядет, и отсутствие этих функций можно будет объяснить разницей в стоимости. AA-фильтра у новинки нет, что обеспечивает более резкое изображение. Однако (в теории) имеются и недостатки — возможно проявление муара. В случае бюджетных решений от Nikon с муаром при отсутствии AA-фильтра борется только программная постобработка, причём только в формате JPEG, а вот у K-S1 предусмотрено сразу три способа подавления муара. Разумеется, имеется непосредственно программный, но есть и аппаратные методы. При необходимости контроля появления муара в K-S1 в процессе экспонирования механизм SR (Shake Reduction) производит микроскопические колебания матрицы, эмулируя работу классического сглаживающего фильтра. А в случае, когда фотографу требуется получить «звенящую» резкость кадра, механизм можно просто отключить. Кроме того, подавление муара возможно путём автоматической склейки трёх последовательно отснятых кадров — эдакий аналог HDR. Последний способ, разумеется, подходит только при съёмке статичных объектов. Реализованы в K-S1 и более привычные фишки зеркалок, например коррекция дисторсии и аберраций – камера может исправить искажения линз и боковую хроматическую аберрацию при использовании DA- и DFA-линз. Нельзя не отметить и функцию HDR, которая позволяет расширить динамический диапазон путём склейки трех кадров с различной экспозицией. Функция прекрасно работает даже в автоматическом режиме без необходимости указания уровня её активности (шаг 1, 2 или 3 ступени). Стоит отметить, что зеркальные камеры Pentax на базе процессора PRIME II в данном режиме задумывались до 30 секунд, а иногда и вовсе зависали (по крайней мере в первых версиях коммерческой прошивки). Процессор PRIME III оказался более шустрым. Например, в случае модели K-3 склейка HDR-снимков занимала не более 10 секунд, что, впрочем, тоже довольно медленно, если сравнивать с прямыми конкурентами. Новинка же основана на процессоре PRIME MII, да и программная часть уже немного «доработана напильником», поэтому склейка занимает чуть более 4 секунд. Конечно, тоже не рекорд, но уже и не мучительно долго. В комбинации с опциональным GPS-модулем доступна уникальная функция «АСТРОГИД» (ASTROTRACER) для съёмки астрономических объектов с длительными выдержками с автоматическим отслеживанием перемещения небесных светил и коррекцией смазывания. Конечно, съёмка звезд и планет — не самое распространённое занятие, однако последнее время производители всё чаще выпускают камеры, ориентированные именно на астрофотосъёмку. К слову, работа ASTROTRACER основана на автоматическом повороте и наклоне матрицы, что компенсирует вращение Земли и позволяет получить изображение светил без смазывания даже на очень длинных выдержках. То есть наклонять сенсор камера умеет, но, как было сказано в начале данного пункта, функция компоновки кадра путём сдвига/наклона матрицы, а также автоматическая подстройка линии горизонта в камере не предусмотрены. В общем, тут явно не экономили на стоимости производства, а просто подвинули K-S1 в линейке чуть ниже чисто административными методами. Ещё одна интересная особенность — это связь камеры со смартфоном, причём возможен не только просмотр отснятых изображений, но управление в режиме LiveView, спуск затвора, выбор точек фокусировки, а также установки экспозиции. Разумеется, функция работает только при использовании карт памяти со встроенным беспроводным модулем, которых в наличии у нас нет, поэтому работу функции проверить не удалось. ⇡#Съёмка и впечатления от работыДля зеркалки скорость включения — параметр второстепенный, ведь в большинстве устройств данного класса подготовка к работе занимает настолько мало времени, что измерять данный параметр попросту бессмысленно. Однако мы все равно это делаем: некоторые камеры иногда преподносят неприятные сюрпризы, но за Pentax этого замечено не было. Однако K-S1 сломал эту красивую статистику, ведь ему на подготовку к работе требуется 0,75 секунды, что соизмеримо с лучшими результатами компактов и вдвое медленнее большинства «беззеркалок», не говоря уже о зеркалах. Скорее всего, это огрехи новой прошивки, ведь она существенно отличается от софта камер семейства K. В общем, будем надеяться, что в новых версиях прошивки данная оплошность будет исправлена. Скорость серийной съёмки по меркам бюджетных зеркалок довольно высока — 5,4 кадра в секунду, что быстрее любого прямого конкурента из лагеря зеркалок. Однако среди бюджетных Pentax наш подопытный оказывается наименее расторопным, хоть разница и не особо велика — модели K-50 и K-500 способны отстреливать по 6 кадров в секунду. Скорость и длительность серийной съёмки замерялась в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в форматах RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, а выдержка при тестировании составляла 1/1000 секунды. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии (SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с). Максимальная скорость независимо от используемого формата соответствует заявленной, а вот длительность серии по меньшей мере разочаровала. В формате RAW+JPEG фотоаппарат смог отстрелять серию длительностью всего-навсего 6 кадров, в RAW — 7, но грустнее всего дела обстоят с JPEG — всё те же 7 кадров. Результат крайне слабенький. То, что в бюджетных зеркалках буфер невелик, — ни для кого не секрет, но остальные могут куда больше, поэтому пенять приходится снова на прошивку, которая не позволяет реализовать потенциал скоростных карт памяти. В камере используется модуль фокусировки SAFOX IXi+ на 11 датчиков, 9 из которых крестообразные. Аналогичный модуль встречался нам в камерах K-500 и K-50. Выбор зон фокусировки особым богатством настроек не отличается. Доступно всего 4 режима — авто по 11 точкам, авто по 5 точкам, по центральной точке, а также ручной выбор точки фокусировки. В Live View автофокус работает в следующих режимах: распознавание лиц, ручной выбор зоны, по центральной зоне, а также в режиме ведения. И если к режиму определения лиц замечаний нет, то режим ведения объекта не работает вовсе. Он не способен не то что удерживать объект, а даже зафиксировать его. Напомним, у сородичей нашего героя данная функция работает весьма неплохо — снова приходится грешить на прошивку. Беда в том, что огрехи прошивки проявляются не только в разнообразных дополнительных режимах, а и во вполне обычных, причём даже при фокусировке по одной-единственной центральной точке. Например, автофокус крайне не любит слабое освещение, хотя большинство зеркалок Pentax тут отличники и нередко показывают потрясающие результаты. Но K-S1 не то что рекордов не ставит, а выдает одни из худших результатов. При фазовом методе фокусировки автоматика смогла навестись на тестовый шаблон при уровне освещённости 1,25 лк, тогда как многие зеркалки при такой освещённости способны фокусироваться даже при контрастном методе фокусировки. Собственно, в режиме LiveView результаты тоже далеки от блестящих — для фокусировки в данном режиме камере потребовалось 4,6 лк. А это уже антирекорд. При ручной фокусировке в режиме LiveView пользователю доступно как увеличение зоны фокусировки, так и возможность активирования функции подсветки граней резкости. Однако работает данная функция только при хорошем освещении, а при слабом толку от неё практически нет. В любой современной зеркалке имеется 4 стандартных режима установки экспопары — PASM, или же программный режим, режим приоритета диафрагмы, режим приоритета выдержки и полностью ручной режим. Зачастую этим всё и ограничивается, но у тестируемой камеры предусмотрены ещё и режимы приоритета чувствительности, а также приоритета выдержки и диафрагмы одновременно. В принципе, аналог данных функций есть у всех камер. Ведь режим приоритета чувствительности отличается от программного режима лишь тем, что уровень чувствительности можно выбирать не через меню, а быстро листать при помощи диска управления, а режим приоритета выдержки и диафрагмы в свою очередь является ручным режимом с автоматической установкой уровня чувствительности. В общем, ничего нового, но иногда бывает удобно. За экспозамер отвечает старый добрый 77-сегментный датчик, который также используется не только в бюджетных K-500 и K-50, но и в гораздо более продвинутом K-5II. Режимов экспозамера три — стандартные, без каких-либо изысков. Также предусмотрено введение коррекции экспозиции в диапазоне от -5 до +5 ступеней с шагом в треть либо полступени. Кроме того, возможна съёмка с автоматическим брекетингом. В данном режиме возможна съёмка 3 кадров с вилкой от 0,3 до 3 ступеней, тогда как у конкурента от Canon шаг не более двух ступеней, а у Nikon D3300 данной функции вовсе нет. Богатство настроек — это, конечно же, хорошо. Но для любительской камеры куда важнее то, насколько точно работает автоматика. А работает она неважно, и ощутимые промахи возможны не только при сильной облачности, но и в солнечный день, причём даже при съёмке сцен с небольшой разностью яркостей в разных частях кадра. Ещё хуже ситуация при искусственном освещении, при котором большинство побывавших у нас на тестах зеркалок Pentax показывали отличные результаты. Например, в лабораторных условиях при освещении лампами накаливания ошибка достигает -0,58 EV. При освещении лампами дневного света с цветовой температурой 5500 K ситуация чуть лучше, но незначительно — ошибка достигает -0,45 EV. Как уже отмечалось, модуль экспозамера такой же, как и у трёх из пяти остальных зеркалок Pentax, которые тут показали хорошие результаты, поэтому будем снова грешить на прошивку, потому как больше не на что. В настройках баланса белого возможен выбор одного из множества пресетов (солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, 4 варианта флуоресцентных ламп, вспышка), а также баланса белого с сохранением оттенка источника света, установка цветовой температуры в диапазоне 2 500-10 000 K с шагом 100 K плюс автоматический режим и ручная настройка. Вот только в отличие от K-50 тут всего один контейнер для хранения ручной настройки. Также предусмотрена тонкая настройка любой из установок по шкале B-A/G-M. При естественном освещении автоматика отрабатывает хорошо, да и при освещении лампами дневного света претензий к работе автоматики нет. В общем 4 пресета для ламп дневного света вряд ли придётся использовать. А вот лампы накаливания традиционно не даются автоматике, поэтому приходится активировать либо соответствующий пресет, либо ручную настройку. Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5 500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже. На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|