Сегодня 19 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Материнские платы

Обзор материнской платы ASUS B150 Pro Gaming D3: Skylake и DDR3 SDRAM

⇣ Содержание

#Описание тестовых систем и методики тестирования

Разгон на ASUS B150 Pro Gaming D3 невозможен, но это совсем не значит, что сегодня мы отделаемся минимальным количеством тестов. Мы брались за обзор этой материнской платы в первую очередь потому, что она позволяет посмотреть, как процессоры семейства Skylake работают с DDR3 SDRAM. И именно для освещения этого вопроса было проведено достаточно глубокое тестирование. В его рамках мы сравнили производительность системы, построенной на базе ASUS B150 Pro Gaming D3 и DDR3-памяти, с быстродействием полностью аналогичной платформы, но собранной на плате ASUS Z170 Pro Gaming с привычной для Skylake памятью типа DDR4 SDRAM.

Для того, чтобы получить максимально полную картину, ASUS B150 Pro Gaming D3 была протестирована трижды – с памятью, работающей в режимах от DDR3-1333 до DDR3-1866. Для ASUS Z170 Pro Gaming же частота памяти варьировалась от DDR4-2133 до DDR4-2800. При выборе таймингов мы руководствовались теми схемами, которые наиболее распространены у серийно выпускающихся в настоящее время модулей. В итоге, получился список из семи режимов работы подсистемы памяти:

ASUS B150 Pro Gaming D3ASUS Z170 Pro Gaming
DDR3-1333 SDRAM 9-9-9-24-1T
DDR3-1600 SDRAM 9-9-9-24-1T
DDR3-1866 SDRAM 9-10-10-27-1T
DDR4-2133 15-15-15-35-1T
DDR4-2400 15-15-15-35-1T
DDR4-2666 15-15-15-35-1T
DDR4-2800 15-15-15-35-1T

Тестовые системы были сформированы из следующего набора комплектующих:

  • Процессор: Intel Core i7-6700K (Skylake, 4 ядра + HT, 4,0-4,2 ГГц, 8 Мбайт L3);
  • Процессорный кулер: Noctua NH-D15.
  • Материнские платы:
    • ASUS Z170 Pro Gaming (LGA 1151, Intel Z170);
    • ASUS B150 Pro Gaming D3 (LGA 1151, Intel B150).
  • Память:
    • 2 × 8 Гбайт DDR3-2133 SDRAM, 9-11-11-31 (G.Skill [TridentX] F3-2133C9D-16GTX);
    • 2 × 8 Гбайт DDR4-3200 SDRAM, 16-18-18-36 (Corsair Vengeance LPX CMK16GX4M2B3200C16R).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 980 Ti (6 Гбайт/384-бит GDDR5, 1000-1076/7010 МГц).
  • Дисковая подсистема: Kingston HyperX Savage 480 GB (SHSS37A/480G).
  • Блок питания: Corsair RM850i (80 Plus Gold, 850 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Enterprise Build 10240 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • Intel Chipset Driver 10.1.1.8;
  • Intel Management Engine Interface Driver 11.0.0.1157;
  • NVIDIA GeForce 355.98 Driver.

Описание использовавшихся для измерения производительности инструментов:

  • Бенчмарки:
    • BAPCo SYSmark 2014 ver 1.5 – тестирование в сценариях Office Productivity (офисная работа: подготовка текстов, обработка электронных таблиц, работа с электронной почтой и посещение Интернет-сайтов), Media Creation (работа над мультимедийным контентом - создание рекламного ролика с использованием предварительно отснятых цифровых изображений и видео) и Data/Financial Analysis (статистический анализ и прогнозирование инвестиций на основе некой финансовой модели).
    • Futuremark 3DMark Professional Edition 1.5.915 — тестирование в сценах Sky Diver, Cloud Gate и Fire Strike.
    • FinalWare AIDA64 5.50.3600 Cache & Memory Benchmark – тестирование производительности подсистемы памяти.
  • Приложения:
    • Adobe Photoshop CC 2015 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.
    • Adobe Photoshop Lightroom 6.1 – тестирование производительности при пакетной обработки серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает пост-обработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 12-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Nikon D300.
    • Adobe Premiere Pro CC 2015 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат H.264 Blu-Ray проекта, содержащего HDV 1080p25 видеоряд с наложением различных эффектов.
    • Autodesk 3ds max 2016 — тестирование скорости финального рендеринга. Измеряется время, затрачиваемое на рендеринг в разрешении 1920 × 1080 с применением рендерера mental ray стандартной сцены Hummer.
    • WinRAR 5.30 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт. Используется максимальная степень компрессии.
    • x264 r2597 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
    • x265 1.7+357 8bpp — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется тот же видеофайл, что и в тесте скорости транскодирования кодером x264.
  • Игры:
    • Company of Heroes 2. Настройки для разрешения 1280 × 800: Maximum Image Quality, Anti-Aliasing = Off, Higher Texture Detail, High Snow Detail, Physics = Off. Настройки для разрешения 1920 × 1080: Maximum Image Quality, High Anti-Aliasing, Higher Texture Detail, High Snow Detail, Physics = High.
    • Grand Theft Auto V. Настройки для разрешения 1280 × 800: DirectX Version = DirectX 11, FXAA = Off, MSAA = Off, NVIDIA TXAA = Off, Population Density = Maximum, Population Variety = Maximum, Distance Scaling = Maximum, Texture Quality = Very High, Shader Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Reflection Quality = Ultra, Reflection MSAA = Off, Water Quality = Very High, Particles Quality = Very High, Grass Quality = Ultra, Soft Shadow = Softest, Post FX = Ultra, In-Game Depth Of Field Effects = On, Anisotropic Filtering = x16, Ambient Occlusion = High, Tessellation = Very High, Long Shadows = On, High Resolution Shadows = On, High Detail Streaming While Flying = On, Extended Distance Scaling = Maximum, Extended Shadows Distance = Maximum. Настройки для разрешения 1920 × 1080: DirectX Version = DirectX 11, FXAA = Off, MSAA = x4, NVIDIA TXAA = Off, Population Density = Maximum, Population Variety = Maximum, Distance Scaling = Maximum, Texture Quality = Very High, Shader Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Reflection Quality = Ultra, Reflection MSAA = x4, Water Quality = Very High, Particles Quality = Very High, Grass Quality = Ultra, Soft Shadow = Softest, Post FX = Ultra, In-Game Depth Of Field Effects = On, Anisotropic Filtering = x16, Ambient Occlusion = High, Tessellation = Very High, Long Shadows = On, High Resolution Shadows = On, High Detail Streaming While Flying = On, Extended Distance Scaling = Maximum, Extended Shadows Distance = Maximum.
    • F1 2015. Настройки для разрешения 1280 × 800: Ultra High Quality, 0xAA, 16xAF. Настройки для разрешения 1920 × 1080: Ultra High Quality, SMAA + TAA, 16xAF. В тестировании используется трасса Melbourne.
    • Thief. Настройки для разрешения 1280 × 800: Texture Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Depth-of-field Quality = High, Texture Filtering Quality = 8x Anisotropic, SSAA = Off, Screenspace Reflections = On, Parallax Occlusion Mapping = On, FXAA = Off, Contact Hardening Shadows = On, Tessellation = On, Image-based Reflection = On. Настройки для разрешения 1920 × 1080: Texture Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Depth-of-field Quality = High, Texture Filtering Quality = 8x Anisotropic, SSAA = High, Screenspace Reflections = On, Parallax Occlusion Mapping = On, FXAA = On, Contact Hardening Shadows = On, Tessellation = On, Image-based Reflection = On.
    • Total War: Attila. Настройки для разрешения 1280 × 800: Anti-Aliasing = Off, Texture Resolution = Ultra; Texture Filtering = Anisotropic 4x, Shadows = Max. Quality, Water = Max. Quality, Sky = Max. Quality, Depth of Field = Off, Particle Effects = Max. Quality, Screen space reflections = Max. Quality, Grass = Max. Quality, Trees = Max. Quality, Terrain = Max. Quality, Unit Details = Max. Quality, Building Details = Max. Quality, Unit Size = Ultra, Porthole Quality = 3D, Unlimited video memory = Off, V-Sync = Off, SSAO = On, Distortion Effects = On, Vignette = Off, Proximity fading = On, Blood = On. Настройки для разрешения 1920 × 1080: Maximum Quality.

#Синтетические тесты подсистемы памяти

Результаты, полученные при практическом измерении параметров подсистемы памяти, получаются вполне предсказуемые. DDR4 SDRAM работает на более высокой частоте и поэтому без труда обеспечивает более высокую, чем DDR3, пропускную способность. С латентностью же ситуация не столь очевидна, так как скоростная память обладает более высокими задержками. Однако, как показывает тестирование в AIDA64, уже DDR4-2400 с таймингом CL, равным 15, может обеспечить латентность, сравнимую с латентностью DDR3-1866 при CL, установленном в 9 тактов. Таким образом скоростная DDR4 с частотой от 2666 МГц и выше может без труда вывести подсистему памяти Skylake на более высокий уровень, достигнуть которого с применением DDR3-памяти не получится.

Иными словами, использование материнских плат LGA1151 со слотами DDR3, подобных ASUS B150 Pro Gaming D3, с точки зрения производительности особого смысла не имеет. Платформы под DDR4 могут предложить как минимум не худшее быстродействие подсистемы памяти. Однако здесь следует оговориться, что частично виноваты в этом наборы логики Intel H170 и B150, которые не позволяют устанавливать для DDR3 частоту выше 1866 МГц. Если же в качестве основы LGA1151-системы выбрать плату с поддержкой DDR3 SDRAM на основе чипсета Intel Z170, а такие в ассортименте ведущих производителей существуют, то DDR3-память сможет работать со Skylake на частотах, превышающих 1866 МГц, и получит в противостоянии с DDR4 дополнительные преимущества.

К тому же, синтетические бенчмарки не всегда адекватно оценивают реальную картину, поэтому в дополнение к испытаниям в AIDA64 мы провели развёрнутое тестирование производительности в комплексных тестах и реальных приложениях.

#Производительность в комплексных тестах

Давно считается, что скорость подсистемы памяти оказывает на реальную производительность не слишком ощутимое влияние. И отчасти это так: например, SYSmark 2014 выявляет заметную зависимость между скоростью памяти и быстродействием платформы лишь в задачах, связанных с обработкой данных. В мультимедийных же и офисных приложениях скорость работы систем с разной памятью почти одинакова.

Тем не менее, если говорить о результатах ASUS B150 Pro Gaming D3, то в среднем эта плата немного отстаёт от ASUS Z170 Pro Gaming, при условии, что система на базе последней начинена DDR4-2400 или более скоростной памятью. То есть, результаты в SYSmark 2014 перекликаются с картиной производительности, показанной синтетическим тестом AIDA64. ASUS B150 Pro Gaming D3 с DDR3-1866 (а более скоростную DDR3 SDRAM она не поддерживает) может соперничать лишь с системами, где установлена DDR4-2133 и, возможно, DDR4-2400.

#Производительность в приложениях

На приведённых диаграммах хорошо видно, что приложения реагируют на изменение скорости подсистемы памяти совсем по-разному. Особую чуткость проявляют программы для обработки изображений и архиватор, а скорость при перекодировании видео и финальный рендеринг от параметров памяти почти не зависит. Тем не менее, тесты в приложениях показывают, что выбор для системы на базе Skylake материнской платы с поддержкой DDR3 SDRAM скорее всего не позволит получить такую же производительность, как в случае использования полноценной платы под DDR4-память. Проявляться это может в большей или меньшей степени, но отставание той же ASUS B150 Pro Gaming D3 в наших тестах от ASUS Z170 Pro Gaming достигает 10 процентов даже в том случае, если в платформе на базе Intel Z170 установлена DDR4-2666, стоимость которой будет медленно приближаться к цене качественной DDR3 SDRAM.

Однако нужно отметить один нюанс. Аналогично тому, как материнские платы на базе Intel H170 и B150 (и других младших чипсетов) не могут работать с DDR3 SDRAM на частоте выше 1866 МГц, они не поддерживают и более скоростную, нежели DDR4-2133, память. И это значит, что если выбор строить между недорогими платами на неоверклокерских чипсетах, то решения вроде ASUS B150 Pro Gaming D3 могут оказаться вполне оправданным выбором.

#Производительность в играх

Тесты в FullHD-разрешении

Частота кадров в играх в высоком разрешении от скорости подсистемы памяти почти не зависит. Тем не менее, мощности двухканального комплекта DDR3-1333 для того, чтобы загрузить флагманскую видеокарту GeForce GTX 980 Ti по полной программе, может и не хватать. Поэтому если вы планируете использовать ASUS B150 Pro Gaming D3 в качестве основы игровой системы, обязательно позаботьтесь о приобретении комплекта DDR3-1600 или, ещё лучше, DDR3-1866.

Тесты в уменьшенном разрешении

К тому же нужно иметь в виду, что зависимость игровой производительности от скорости работы подсистемы памяти в предыдущем случае оказалась столь эфемерной лишь по той причине, что частота кадров упёрлась в возможности видеокарты. Если же такой перекос убрать, например, отключив сглаживание и снизив разрешение экрана, то игры способны быть типом задач, который реагирует на скорость памяти сильнее, чем все остальные приложения. И это значит, что для мульти-GPU конфигураций или для перспективных видеоускорителей то, что установлено в слоты DIMM, будет совсем не безразлично.

Приведённые графики демонстрируют, что ASUS Z170 Pro Gaming, укомплектованная DDR4 памятью, в общем случае может обеспечить более высокую игровую производительность. Причём в большинстве игр большее значение имеет, с какой частотой работают модули памяти, а не то, какая при этом у них латентность. Поэтому зачастую платформа с DDR4-2133 выдаёт лучшую игровую производительность, чем ASUS B150 Pro Gaming D3, оснащённая DDR3-1866.

Иными словами, несмотря на то, что ASUS B150 Pro Gaming D3 – это плата с отчётливыми акцентами именно на геймерскую практику, её игровая производительность несколько ограничивается выбранной подсистемой памяти. И если закрыть глаза на ценовые вопросы, то аналогичные платы со слотами DDR4 SDRAM кажутся для таких целей более предпочтительными.

#Энергопотребление

Память типа DDR4 перешла на более низкие напряжения питания, поэтому одной из её сильных сторон называется экономичность. Однако не всё так просто: на общее потребление подсистемы памяти влияет потребление не только самих модулей, но и, например, встроенного в процессор контроллера памяти. Как же обстоит дело в итоге, мы решили проверить, сравнив между собой энергетические аппетиты платформ, построенных на платах ASUS B150 Pro Gaming D3 и ASUS Z170 Pro Gaming, укомплектованных модулями разного типа.

Используемый нами в тестовой системе новый цифровой блок питания Corsair RM850i позволяет осуществлять мониторинг потребляемой и выдаваемой электрической мощности, чем мы и пользуемся для измерений. На следующем ниже графике приводится полное потребление систем (без монитора), измеренное «после» блока питания и представляющее собой сумму энергопотребления всех задействованных в системе компонентов. КПД самого блока питания в данном случае не учитывается. Во время измерений нагрузка создавалась утилитой LinX 0.6.5 с объёмом задачи, задействующим всю доступную оперативную память.

Хотя это несколько противоречит ожиданиям, система с DDR4 SDRAM оказывается более прожорливой, чем похожая платформа с более старой DDR3 SDRAM. Однако никакой ошибки тут нет, просто нужно помнить, что сравниваемые платформы различаются не только памятью, но и материнскими платами. ASUS Z170 Pro Gaming и B150 Pro Gaming D3 относятся к одной и той же игровой серии, но чипсеты и наборы контроллеров у них – разные. Плата на базе Z170 несколько сложнее, поэтому система на ней требует под нагрузкой немного больше электроэнергии. В результате же получается, что ASUS B150 Pro Gaming D3 позволяет собирать более экономичные конфигурации даже несмотря на то, что с данной платой требуется использовать модули DDR3 SDRAM.

#Выводы

Итак, B150 Pro Gaming D3 – это младшая материнская плата под новые процессоры Skylake среди продуктов компании ASUS, ориентированных на применение в игровых системах. Её неоспоримый плюс – невысокая цена, вплотную приближающаяся к $120. Однако, как это ни удивительно, на первый взгляд характеристики данной платы урезанными совсем не кажутся. Если бегло пробежаться по списку спецификаций, то на глаза попадаются даже такие вещи как, например, разъёмы USB 3.1 разных типов, которые бюджетным платформам совсем не свойственны. И более того, B150 Pro Gaming D3 обладает в том числе и некоторыми атрибутами флагманских игровых плат – сетевым контроллером с шейпером игрового траффика и качественным звуковым трактом.

Невысокая же цена является прямым следствием применения в основе платы сравнительно простого набора системной логики Intel B150. Такой выбор отнял у платы все оверклокерские функции и сделал её несовместимой с мульти-GPU конфигурациями, но многие геймеры способны без каких-либо сожалений пережить эти немыслимые для искушённых энтузиастов лишения. И именно таких игроков, которые не готовы тратить на начинку своих компьютеров слишком много времени и денег, ASUS и видит в качестве основной целевой аудитории для B150 Pro Gaming D3.

В этой связи совершенно закономерно, что B150 Pro Gaming D3 получила и ещё одну характерную особенность. Чтобы дополнительно удешевить получающиеся с её участием конфигурации, разработчики оснастили её слотами DDR3 DIMM. В результате, B150 Pro Gaming D3 оказалась одной из немногих материнских плат, позволяющих использовать LGA1151-процессоры с недорогой памятью старых стандартов.

Однако решившись на такой шаг, разработчики ASUS ступили на скользкую дорожку. Дело в том, что по мнению инженеров Intel, безопасно использовать с процессорами Skylake лишь 1,35-вольтовые модули DDR3L, а покупателей B150 Pro Gaming D3 об этом никто не предупреждает. Более того, в списки совместимых модулей памяти ASUS включила абсолютно любую память, в том числе и работающую при напряжении 1,5 и 1,65 В. И хотя рассудить, кто на самом деле прав в этом заочном споре, пока очень тяжело, мы бы не советовали нашим читателям пытаться найти правильную точку зрения, опираясь на собственный опыт.

К тому же, как показали тесты, конфигурации на базе ASUS B150 Pro Gaming D3 оказываются медленнее похожих систем, в которых установлена «правильная» DDR4 SDRAM. То есть, когда ASUS добавляла на свою плату слоты DDR3 DIMM, заботилась она не столько о предложении пользователям оптимального выбора, сколько о том, чтобы получившийся продукт пришёлся по душе покупателям, желающим приобщиться к новому поколению интеловских процессоров с минимальными финансовыми затратами.

И именно так и следует воспринимать ASUS B150 Pro Gaming D3. Её принадлежность к игровой серии, эффектный внешний вид и специализированные геймерские функции ориентированы на не слишком требовательных пользователей. Настоящие же энтузиасты, думается, уже осознали, что подходящим вариантом такая плата для них не станет.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Оно живое: спустя полгода молчания Telltale показала четыре новых скриншота The Wolf Among Us 2 30 мин.
У GPT-4 обнаружили способность эксплуатировать уязвимости по их описаниям 49 мин.
«Лаборатория Касперского» показала прототип магазина приложений для KasperskyOS 50 мин.
Apple удалила Telegram и WhatsApp из китайского App Store 2 ч.
Paradox перенесла релиз крупного дополнения Sphere of Influence к Victoria 3, чтобы не повторять ошибок прошлого 2 ч.
«Нам не терпится подорвать мир снова»: Amazon продлила сериал Fallout на второй сезон 4 ч.
OpenAI отключила генератор изображений DALL-E 2 — его место займёт более продвинутый DALL-E 3 6 ч.
Создание российского аналога GitHub предложено отменить, а средства направить на поддержку open source 7 ч.
Meta бросила вызов ChatGPT — все сервисы компании получили «самого умного» ИИ-помощника 15 ч.
Meta добавила ИИ-генерацию изображений в реальном времени в WhatsApp — пока в тестовом режиме 16 ч.