Сегодня 22 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Материнские платы

Обзор ASRock Fatal1ty H170 Performance/Hyper: разгон заблокированных Skylake возвращается

⇣ Содержание

#Описание тестовых систем и методики тестирования

Раз уж рассматриваемая материнская плата позиционируется своими создателями как идеальная платформа для разгона не-K-процессоров Skylake, в тестировании производительности мы решили посмотреть, насколько может быть полезен на практике такой разгон. Для этого мы сравнили быстродействие ASRock Fatal1ty H170 Performance/Hyper, укомплектованной процессором Core i5-6400, с производительностью «обычной» материнской платы на чипсете Intel Z170, в которую был установлен «честный» оверклокерский процессор Core i5-6600K. Обе системы тестировались в двух состояниях: когда CPU работают в номинальном режиме и когда они разогнаны до одной и той же отметки 4,6 ГГц. Только с платой ASRock серии Hyper-OC этот разгон выполнялся через увеличение частоты BCLK, и результирующая частота формировалась по формуле 27 × 170 МГц, а на другой материнке процессор разгонялся традиционно – как 46 × 100 МГц.

Тестовые системы были сформированы из следующего набора комплектующих:

  • Процессоры:
    • Intel Core i5-6600K (Skylake, 4 ядра, 3,5-3,9 ГГц, 6 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-6400 (Skylake, 4 ядра, 2,7-3,3 ГГц, 6 Мбайт L3);
    • Процессорный кулер: Noctua NH-U14S.
    • Материнские платы:
    • ASRock Fatal1ty H170 Performance/Hyper (LGA1151, Intel Z170);
    • ASUS Maximus VIII Ranger (LGA1151, Intel Z170).
    • Память: 2 × 8 Гбайт DDR4-3200 SDRAM, 16-18-18-36 (Corsair Vengeance LPX CMK16GX4M2B3200C16R).
    • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 1080 (8 Гбайт/256-бит GDDR5X, 1607-1733/10000 МГц).
    • Дисковая подсистема: Kingston HyperX Savage 480 GB (SHSS37A/480G).
    • Блок питания: Corsair RM850i (80 Plus Gold, 850 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Enterprise Build 10586 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • Intel Chipset Driver 10.1.2.19;
  • Intel Management Engine Interface Driver 11.0.0.1172;
  • NVIDIA GeForce 368.39 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Бенчмарки:

  • BAPCo SYSmark 2014 ver 1.5 – тестирование в сценариях Office Productivity (офисная работа: подготовка текстов, обработка электронных таблиц, работа с электронной почтой и посещение интернет-сайтов), Media Creation (работа над мультимедийным контентом — создание рекламного ролика с использованием предварительно отснятых цифровых изображений и видео) и Data/Financial Analysis (статистический анализ и прогнозирование инвестиций на основе некой финансовой модели).
  • Futuremark 3DMark Professional Edition 2.1.2852 — тестирование в сценах Sky Diver 1.0, Cloud Gate 1.1 и Fire Strike 1.1.

Приложения:

  • Adobe Photoshop CC 2015 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.
  • Adobe Photoshop Lightroom 6.4 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 12-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Nikon D300.
  • Adobe Premiere Pro CC 2014 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат H.264 Blu-Ray проекта, содержащего HDV 1080p25 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Blender 2.77a – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели из Blender Cycles Benchmark rev4.
  • Microsoft Edge 25.10586.0.0 – тестирование производительности при работе интернет-приложений, построенных с использованием современных технологий. Применяется специализированный тест WebXPRT 2015, реализующий на HTML5 и JavaScript реально использующиеся в интернет-приложениях алгоритмы.
  • WinRAR 5.31 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт. Используется максимальная степень компрессии.
  • x264 r2692 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
  • x265 1.9+140 8bpp — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется тот же видеофайл, что и в тесте скорости транскодирования кодером x264.

Игры:

  • Ashes of Singularity. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, Quality Profile = High, MSAA=2x.
  • Grand Theft Auto V. Разрешение 1920 × 1080, DirectX Version = DirectX 11, FXAA = Off, MSAA = x4, NVIDIA TXAA = Off, Population Density = Maximum, Population Variety = Maximum, Distance Scaling = Maximum, Texture Quality = Very High, Shader Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Reflection Quality = Ultra, Reflection MSAA = x4, Water Quality = Very High, Particles Quality = Very High, Grass Quality = Ultra, Soft Shadow = Softest, Post FX = Ultra, In-Game Depth Of Field Effects = On, Anisotropic Filtering = x16, Ambient Occlusion = High, Tessellation = Very High, Long Shadows = On, High Resolution Shadows = On, High Detail Streaming While Flying = On, Extended Distance Scaling = Maximum, Extended Shadows Distance = Maximum.
  • Hitman™. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 12, Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Anti-Aliasing = FXAA, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = On, Shadow Maps = Ultra, Shadow Resolution = High.
  • Rise of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, Anti-aliasing = SSAA 4x, Preset = Very High.
  • The Witcher 3: Wild Hunt. Разрешение 1920 × 1080, Graphics Preset = High, Postprocessing Preset = High.
  • Total War: Attila. Разрешение 1920 × 1080, Maximum Quality.
  • Tom Clancy’s The Division. Разрешение 1920 × 1080, Graphics Quality = High.

#Производительность

#Комплексные бенчмарки

Результаты SYSmark 2014 дают понять, что разгон процессора на ASRock Fatal1ty H170 Performance/Hyper – дело очень выгодное. Взяв недорогой четырёхъядерный процессор Core i5-6400, который примерно на $60 дешевле, чем Core i5-6600K, с помощью рассматриваемой платы можно получить такой же уровень производительности. Причём речь идёт не только о номинальном режиме работы, но и о разогнанном состоянии старшего Core i5. Иными словами, плата ASRock способна вернуть интерес к оверклокингу не как к спортивной дисциплине, а как к хорошему методу экономии.

Впрочем, полностью опираться на результаты SYSmark 2014 мы бы не советовали. Этот тест хоть и основывается на выполнении реальных практических задач, но оперирует версиями приложений, бывшими актуальными два-три года тому назад, когда поддержка векторных наборов инструкций AVX и AVX2 ещё не была у разработчиков хорошим тоном.

Тем не менее в графическом бенчмарке 3DMark результаты ASRock Fatal1ty H170 Performance/Hyper тоже очень обнадёживают.

Производительность ASRock Fatal1ty H170 Performance/Hyper с процессором Core i5-6400, работающим на частоте 4,6 ГГц, почти не отличается от скорости работы полноценного разогнанного до такой же частоты Core i5-6600K.

#Ресурсоёмкие приложения

В приложениях ситуация складывается уже не столь однозначно. Из-за того, что многие современные программы стали активно задействовать векторные инструкции, с исполнением которых при разгоне через увеличение частоты базового тактового генератора возникают серьёзные проблемы, производительность Core i5-6400 на частоте 4,6 ГГц может быть заметно ниже производительности Core i5-6600K на аналогичной частоте. Но что ещё хуже, в тех случаях, когда AVX-команды используются особенно активно, разогнанный в 1,7 раз Core i5-6400 может оказаться медленнее самого себя без разгона. Поэтому предлагать использовать плату ASRock Fatal1ty H170 Performance/Hyper в системах, нацеленных на создание и обработку контента, мы бы не стали. Для серьёзной работы разгон через частоту BCLK не подходит: он может быть эффективен лишь в отдельных задачах, и целесообразность пропагандируемого в серии плат ASRock Hyper-OC подхода в каждом случае нужно проверять предварительно.

#Игры

А вот для игровых систем разгон путём увеличения частоты базового генератора вполне подойдёт. В тех случаях, где число кадров в секунду ощутимо зависит от производительности центрального процессора, ASRock Fatal1ty H170 Performance/Hyper позволяет бесплатно нарастить производительность через разгон. И более того, работающий на частоте 4,6 ГГц процессор Core i5-6400 порой выдаёт даже чуть более высокую скорость, чем система на базе разогнанного до того же рубежа Core i5-6600K. Объяснение у этого феномена очень простое: при оверклокинге через изменение BCLK вместе с частотой процессорных ядер попутно увеличивается и частота L3-кеша, что и даёт дополнительный прирост в частоте кадров. С честными же оверклокерскими процессорами разгон Uncore тоже возможен, но там он выполняется не автоматически, а представляет собой отдельную независимую процедуру.

#Энергопотребление

Ещё одна проблема, с которой придётся столкнуться обладателям материнской платы ASRock Fatal1ty H170 Performance/Hyper, решившим прибегнуть к разгону процессора, – увеличенное энергопотребление в простое. Дело в том, что при изменении на этой плате частоты BCLK процессор теряет возможность динамически изменять собственную частоту и напряжение. Таким образом, переход системы в энергосберегающие состояния не происходит. Как это сказывается на реальных показателях расхода электроэнергии, мы проверили на практике.

Используемый нами в тестовой системе новый цифровой блок питания Corsair RM850i позволяет контролировать потребляемую и выдаваемую электрическую мощность, чем мы и пользуемся для измерений. На следующем ниже графике приводится полное потребление систем (без монитора), измеренное «после» блока питания и представляющее собой сумму энергопотребления всех задействованных в системе компонентов. КПД самого блока питания в данном случае не учитывается.

Отсутствие возможности переключения процессора в режим энергосбережения приводит к росту потребления системы в простое примерно на треть. Однако стоит принять во внимание, что в абсолютных показателях разогнанная конфигурация на базе ASRock Fatal1ty H170 Performance/Hyper всё равно остаётся достаточно экономичной: в сумме потребление системы с Core i5-6400 на частоте 4,6 ГГц не превышает 40 Вт.

При тяжёлой же вычислительной нагрузке система на плате Fatal1ty H170 Performance/Hyper работает даже с меньшим энергопотреблением, чем конфигурация на плате ASUS. Это вполне закономерно, ведь материнка компании ASRock сравнительно проста: на ней нет никаких дополнительных контроллеров, плюс она основывается на урезанном относительно Intel Z170 наборе системной логики.

В LinX 0.6.8 же, где мы привыкли наблюдать рекордный уровень энергопотребления, ситуация оказывается совершенно непривычной. Разгон Core i5-6400 на Fatal1ty H170 Performance/Hyper почти не вызывает рост показателей потребления. Однако природу этого эффекта понять очень легко, если вспомнить о том, что библиотека Linpack опирается на векторные инструкции. Соответственно, производительность при разгоне здесь сильно падает, а потому энергопотребление увеличивается столь незначительно.

#Выводы

Материнская плата ASRock Fatal1ty H170 Performance/Hyper – очень интересный продукт потому, что он несёт с собой совсем неожиданный посыл. Выпуская на рынок плату, способную к разгону не-K-процессоров, ASRock вступает в открытую конфронтацию с Intel, показывая, что интересы потребителей для компании важнее хороших отношений с микропроцессорным гигантом. Пока ещё неизвестно, чем закончится вся эта эпопея с серией плат Hyper-OС, и, возможно, после того, как на ASRock обрушится весь интеловский гнев, столь смелая материнка из продажи исчезнет, как в своё время пропала из числа характеристик флагманских LGA1151-плат ASRock поддержка технологии SkyOC, которая тоже позволяла разгонять заблокированные процессоры Skylake. Но на данный момент Fatal1ty H170 Performance/Hyper купить можно, и это – чуть ли не единственная подобная плата, доступная сейчас в продаже. И уже потому она заслуживает самого пристального внимания.

Способность к разгону заблокированных процессоров в сегодняшних условиях бесценна сама по себе, но инженеры ASRock смогли подобрать ей подходящую оправу, благодаря чему Fatal1ty H170 Performance/Hyper стала удачной в квадрате. Дело в том, что она основывается на наборе логики Intel H170 и не несёт на себе никаких дополнительных контроллеров, что делает её совсем недорогой. Однако при этом никаких признаков экономии в ущерб качеству в дизайне не прослеживается, и более того, в рассмотренной плате мы увидели такой баланс характеристик, который в оверклокерские игровые сборки среднего уровня вписывается просто идеально. Среди плюсов платы, полностью отвечающих её предназначению, следует отметить удобную компоновку и привлекательную внешность, подходящую для разгона мощную систему питания процессора, неплохое по качеству звуковое решение, а также поддержку NVMe-накопителей. Если всё это сопоставить с возможностью эксплуатации процессоров вроде Core i5-6400 на сильно повышенных частотах, то получается, что в сумме Fatal1ty H170 Performance/Hyper предлагает очень хороший путь для построения достойной современной платформы при солидной экономии бюджета.

Впрочем, не стоит забывать, что, хотя Fatal1ty H170 Performance/Hyper и относится к геймерской серии Fatality, в системы верхнего уровня она совсем не метит. Поэтому многие функции, обычные для платформ подороже, у неё отсутствуют. Например, она не может изменять процессорные множители у заблокированных процессоров, имеет ограниченный набор делителей для частоты памяти, не поддерживает SLI-массивы из видеокарт, не имеет USB 3.1-контроллера и т. п. А это значит, что плата эта – узконаправленное решение, и в тех случаях, когда разгон заблокированных процессоров не планируется, Fatal1ty H170 Performance/Hyper будет проигрывать другим моделям. Для систем на основе оверклокерских Core i7-6700K и Core i5-6600K она слабовата, а для работы с процессорами в номинальном режиме – избыточна.

 
← Предыдущая страница
За инновации и дизайн
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Новая статья: Верные спутники: 20+ полезных Telegram-ботов для путешественников 4 ч.
Итоги Golden Joystick Awards 2024 — Final Fantasy VII Rebirth и Helldivers 2 забрали больше всех наград, а Black Myth: Wukong стала игрой года 5 ч.
В программу сохранения классических игр от GOG вошли S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl и Call of Pripyat, а Clear Sky — на подходе 6 ч.
Star Wars Outlaws вышла в Steam с крупным обновлением и дополнением про Лэндо Калриссиана 7 ч.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 9 ч.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 10 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 12 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 12 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 14 ч.
GTA наоборот: полицейская песочница The Precinct с «дозой нуара 80-х» не выйдет в 2024 году 15 ч.
Nvidia предупредила о возможном дефиците игровых решений в четвёртом квартале 5 мин.
Представлен внешний SSD SanDisk Extreme на 8 Тбайт за $800 и скоростной SanDisk Extreme PRO с USB4 5 ч.
Представлен безбуферный SSD WD_Black SN7100 со скоростью до 7250 Мбайт/с и внешний SSD WD_Black C50 для Xbox 5 ч.
Новая статья: Обзор ноутбука ASUS Zenbook S 16 (UM5606W): Ryzen AI в естественной среде 5 ч.
Redmi показала флагманский смартфон K80 Pro и объявила дату его премьеры 7 ч.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 10 ч.
Представлена технология охлаждения чипов светом — секретная и только по предварительной записи 11 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 11 ч.
Грузовик «Прогресс МС-29» улетел к МКС с новогодними подарками и мандаринами для космонавтов 11 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 12 ч.