Фото и видео

Обзор зеркальной фотокамеры Canon EOS 77D: недостающее звено

⇣ Содержание

#Управление, дисплей, видоискатель

Именно в системе управления кроются ключевые преимущества 77D перед менее дорогой моделью 800D. Фактических отличий не так уж много, и я их уже перечислял в начале обзора: сегментный дисплей, дополнительное кольцо на тыльной панели (за счет чего управлять экспозицией становится в разы удобнее) и кнопка AF-ON. С одной стороны, хочется выразить уважение инженерам, которые смогли в корпусе прежних размеров разместить куда больше всего: по сути своей в плане компоновки управления это та же 80D, только значительно меньше по габаритам. Вероятно, это вообще самая маленькая камера в индустрии с сегментным дисплеем – точно не проверял, но лазить с виртуальной линейкой по сайтам не вижу большого смысла: если и не самая, то одна из самых. С другой стороны – стоит ли это маленькое инженерное чудо дополнительных 7-8 тысяч рублей? Большой вопрос.

   

Что касается впечатлений от работы с EOS 77D – то да, это вполне «взрослая» зеркалка, где есть быстрый доступ ко всем необходимым параметрам, а контроль за процессом благодаря верхнему экрану максимально упрощен. Недостает только возможности гибкой подстройки управления под себя – здесь всего четыре программируемых элемента, и те близко друг к другу.

Основной экранный интерфейс слеплен по любительским лекалам – то есть насыщен различными подсказками и упрощениями, а основное меню не изобилует настройками. Опять же возникает некоторый диссонанс – по удобству это едва ли не профессиональная камера, а по глубине настройки – совсем любительская. Статус подчеркивается и наличием специального «упрощенного» режима интерфейса, который отличается и цветом (белый фон вместо черного), и обилием подсказок (в том числе и на базовом уровне – «откройте диафрагму, чтобы размыть задний фон»).

   

Отмечу отлично реализованное быстрое меню в виде матрицы основных настроек, с которыми можно взаимодействовать прикосновением пальца к дисплею – его сенсорная поверхность здесь используется очень по делу и правильно. Точку фокусировки тоже можно задавать пальцем на экране – но только в режиме Live View; одновременно наводить по видоискателю и работать с экраном нельзя (в Live View видоискатель прикрывается зеркалом).

   

Также на экран можно вынести виртуальный горизонт – неплохо, но, к сожалению, одновременно контролировать линию и наводиться по видоискателю не представляется возможным. Впрочем, никто не мешает вывести горизонт на видоискатель – правда, в упрощенном виде. Искать эту настройку надо в пункте меню «Пользовательские функции» (и придется совершить ради ввода настройки очень много дополнительных движений).

А вот невозможность вывести виртуальный горизонт на экран Live View (в том числе и при видеосъемке), притом что для него доступна и сетка, и гистограмма, озадачивает не на шутку. Странный, я бы сказал, какой-то вывихнутый маркетинг — других объяснений у меня для этого нет.

Сам по себе экран вполне обычный: ЖК (Clear View II), 3 дюйма, разрешение 1 040 тысяч точек. Хорошие углы обзора и правильные цвета прилагаются. Ну и очень удачный поворотный механизм, не ограниченный одной лишь вертикальной плоскостью.

Видоискатель светлый, но, как это часто бывает в любительских зеркалках, с 95-процентным охватом кадра — это всегда стоит иметь в виду при построении композиции. Также отмечу и маленькие размеры – даже неожиданно маленькие, в том числе по меркам любительских зеркалок.

#Функциональность

В Canon EOS 77D используется ровно та же матрица, что и в EOS 80D, – 24,2-мегапиксельный CMOS-сенсор фирменных для Canon размеров (22,3 × 14,9 мм) с кроп-фактором 1,6 (у Nikon, напомню, стандарт DX подразумевает кроп 1,5). Процессор – DIGIC 7, последняя разработка Canon в этой области. За счет нового сочетания, в частности, расширен диапазон светочувствительности: ISO 100-25600 в базе у 77D против ISO 100-12800 у 80D. Низкочастотный фильтр, как обычно у Canon, на месте – несмотря на впечатляющий прогресс программных средств в последние годы, отказываться от него компания не собирается. С муаром никаких проблем не будет, а вот детализация снимков у сравнимого по разрешению сенсора Nikon D5600 заметно выше.

Скорость съемки составляет 6 кадров в секунду с покадровым следящим автофокусом. При активации режима Live View и, соответственно, задействовании фирменного Dual Pixel AF скорость падает примерно до 4,5 кадров в секунду. В целом показатели неплохие для зеркалок такого класса – а вот при сравнении с беззеркальными камерами, сходными по позиционированию (Sony a6300, Panasonic Lumix G7 или Fujifilm X-T20) EOS 77D уступает весьма серьезно. Длина серии ограничена только скоростью и емкостью карты памяти при съемке в JPEG и 26-24 кадрами при съемке в RAW или JPEG+RAW. Камера работает только с одной SD-картой, максимальный класс – UHS-I.

 

С автофокусом у Canon сложилась довольно забавная ситуация. По умолчанию используется фокусировочный экран с 45 фазовыми датчиками, причем все они крестовые. Они покрывают примерно 70% кадрового пространства – и если держать объект в этой области, фокусировка  работает отлично. Теперь забавный момент – в режиме Live View используется система Dual Pixel AF c фазовыми датчиками, размещенными прямо на матрице. Их там 49, площадь покрытия выше, чем с наведением по видоискателю, а скорость срабатывания чуть ниже, но совершенно незначительно. И есть вполне рабочее слежение, которое применимо и для видео. И что самое интересное – ошибок при фокусировке в этом режиме EOS 77D допускает немного меньше, чем при работе с «традиционным» автофокусом. А слежение работает намного эффективнее. Так что для серийной съемки движущихся объектов рекомендую переключаться в Live View – пусть и ценой полутора кадров в секунду.

В EOS 77D используется базовый механический затвор, способный работать с выдержками вплоть до 1/4000 секунды, – еще одно обязательное отличие «любительской» камеры (вроде EOS 800D или EOS M5) от «полупрофессиональной» (80D). Бесшумное срабатывание не поддерживается. За экспозамер отвечает RGB + инфракрасный датчик с разрешением в 7560 точек. Работает он посредственно, регулярно допуская обидные промашки – причем как в сторону пересвета, так и недосвечивая кадры. Речь, конечно, о ситуациях со сложным и недостаточным освещением — при нормальном дневном свете вопросов к экспозамеру нет. Экспокоррекция доступна в диапазоне от -3 до +3 EV.

Есть встроенная вспышка с рабочим числом 12 (при ISO 100) – вполне нормальный инструмент для ситуаций, когда без подсветки совсем никак.

В камере нет встроенного стабилизатора изображения – тут зеркалки стали стабильно проигрывать беззеркальным камерам, в которых матричные стабилизаторы – уже почти стандарт. Из производителей зеркалок же стабилизаторы ставит почему-то один только Pentax. Да, Canon предлагает для своих последних камер цифровой (5-осевой) стабилизатор, но он применим только для видео. Остается уповать лишь на совместимую стабилизированную оптику.

     

Есть полный набор беспроводных соединений: Wi-Fi (802.11b/g/n), Bluetooth (4.1 LE) и NFC. Можно не только управлять камерой со смартфона или передавать снимки сразу скопом, но и настроить постоянное соединение фотоаппарата с мобильным устройством – с помощью Bluetooth снимки будут передаваться по мере съемки. Энергия при этом тратится не слишком значительно – примеру Nikon с ее SnapBridge, помимо Canon, уже последовала, например, Panasonic со своим GH5.

#Видеосъемка

Canon EOS 77D умеет снимать видео – это не Nikon Df, которая была единственной в своем роде и, увы, не пользовалась ни малейшей популярностью. Современная камера просто обязана быть приученной к видеосъемке – это поняли даже ярые сторонники ретро из Fujifilm, переставшие скрывать эту функцию в своих камерах. Но если EOS 80D входит в число лучших по этому параметру за свои деньги – при условии, что вам не нужно 4K-разрешение, то EOS 77D в плане видеосъемки нельзя назвать выдающейся.

Опять же Canon зачем-то ограничивает максимальное разрешение видео для камер с 24-мегапиксельными сенсорами на уровне 1920 × 1080 точек, хотя технически все для того, чтобы снимать 4К, у EOS 77D есть.

Также EOS 77D недостает выхода на наушники для контроля за звуком – это сразу ставит крест на использовании аппарата в качестве видеокамеры. Нет и экранной «зебры» для контроля за освещенностью, а запись возможна только в формате MP4.

Скачать видеоролик в оригинальном разрешении (321 Мбайт)

При этом довольно удобно контролировать процесс за счет поворотного сенсорного экрана, есть вполне рабочий следящий автофокус с отслеживанием лиц, максимальная кадровая частота достойная – 60 кадров в секунду. Да и цифровой стабилизатор в видео как раз работает правильно – эффективно и без добавления артефактов. Как фотокамеру с возможностью спорадической любительской видеосъемки Canon EOS 77D вполне можно рассматривать, для полупрофи же она не подходит.

#Фотосъемка

Canon славится семейством своей оптики – что-то дополнительно тут расписывать я не вижу смысла, это одна из ключевых (если не главная) причина покупать зеркальную камеру из «большой двойки» в наше время. Я протестировал EOS 77D с двумя объективами – широкоугольным зумом 17-40mm ƒ/4 и стандартным фиксом 50mm ƒ/1,8. Большая часть фотографий сделана именно на зум-объектив – фикс использовался только для некоторых вечерних сцен.

 

Canon EOS 77D с объективом 17-40mm ƒ/4

 

Canon EOS 77D с объективом 50mm ƒ/1,8

В версии kit Canon EOS 77D поставляется либо с 18-55mm ƒ/3,5-5,6 (около 60 тысяч рублей), либо с 18-135 ƒ/3,5-5,6 (около 76-78 тысяч рублей).

Режимы съемки на Canon EOS 77D такие: P/A/S/M, полная автоматика, автомат без вспышки, «творческий автомат» (аппарат помогает сделать снимки с заданными параметрами в разных ситуациях), портрет, пейзаж, макро, спорт, «специальная сцена» (все остальные сюжетные режимы, за вычетом перечисленных). Пользовательских режимов нет.

   
   
   
 

Спецэффекты реализованы очень своеобразно. Есть несколько специфических HDR-фильтров, вполне обыденные фильтры вроде «рыбьего глаза» или «миниатюры» (эффект tilt-shift), но их реализация слегка хромает.

Возможности склеивать снимки с мультиэкспозицией, панорамы или HDR вне меню спецэффектов камера не дает. Зато есть интервальная съемка без ограничения по количеству кадров. Доступная программная обработка JPEG: только яркость (3 градации) и шумоподавление. Есть и коррекция оптических аберраций для различных фирменных объективов (выбираются из списка).

Про работу экспозамера я уже сказал выше – ошибки нередки, стоит постоянно быть наготове и либо полностью держать все в своих руках, либо вводить актуальную поправку экспозиции. При этом у камеры большие возможности для почти полной самостоятельности – она дает советы (если ее попросить) и переводит язык диафрагмы, выдержки и фокусного расстояния в какие-то базовые понятия вроде "размыто" и "резко". Баланс белого на автомате выставляется относительно верно – с лампами накаливания, конечно, камера дружит не слишком хорошо, но падение в теплые тона в таких ситуациях – вполне стандартное явление.

Галерея снимков с различным ISO:

    ISO 100
    ISO 200
    ISO 400
    ISO 800
    ISO 1600
    ISO 3200
    ISO 6400
    ISO 12800
    ISO 25600
    ISO 51200

Скачать RAW-файлы (371 Мбайт)

У сенсора весьма неплохой для APS-C-матрцы запас по светочувствительности. По сравнению с 80D аппарат в этом плане еще доработан – естественный диапазон кончается на ISO 25600, а не на ISO 12800, как раньше. Стартует он при этом со стандартного значения ISO 100. Рабочим можно смело назвать диапазон до ISO 3200 – при съемке JPEG шумы остаются на минимальном уровне. Но из RAW вытащить полностью «гладкую» картинку не получится. На ISO 6400 уже заметен хроматический шум – снимать с этой чувствительностью стоит аккуратно, особенно если вы рассчитываете на печать в крупном формате. ISO 12800 можно использовать только при съемке для Интернета.

Есть настройка Auto ISO, где можно выставить максимальную чувствительность, но нельзя вручную задать максимальную выдержку – камера ее определяет сама, делает это по стандартной формуле 1/(2 × фокусное расстояние); и это не всегда удачный выбор, смаз — явление регулярное.

     

Снимок на ISO 6400. Cлева направо: от выключенного шумоподавления к максимальному

Шумодав достаточно активен и эффективен, по умолчанию он стоит на среднем уровне (два деления из трех) – и не убивает в этом режиме детали, в то же время заметно снижая шум.

При съемке в JPEG (без активации записи RAW) можно использовать технологию многокадрового шумоподавления. Пример – выше.

Canon EOS 77D позволяет получить нормальную по детализации картинку, которой порой не хватает микрорезкости (привет, антимуарный фильтр). Динамический диапазон – чуть выше среднего, но у современных конкурентов тут есть небольшое преимущество. При этом Canon традиционно хорошо работает с JPEG – цвета естественные, без каких-то перекосов. RAW достаточно пластичный, с ним приятно работать, пространство есть.

 
 
 

Выше можно увидеть несколько примеров того, что можно получить из RAW (изображение справа) по сравнению с оригинальным внутрикамерным JPEG (изображение слева).

Скачать RAW-файлы (1,06 Гбайт)

#Автономная работа

Canon EOS 77D комплектуется очень скромной по габаритам и заряду батареей LP-E17 (7,5 Вт·ч, 1040 мА·ч, 7,2 В). Компания может себе это позволить – если по минимуму пользоваться экраном Live View, не злоупотреблять вспышкой и снимать в обычном темпе, то батареи вполне хватит на 1-2 съемочных дня: у меня в среднем она выдерживала 650-800 снимков. При активном использовании беспроводных соединений, съемке видео или наведении по основному экрану это число, конечно, кардинально упадет. Но при «зеркальном» сценарии использования 77D даже с такой маленькой батареей держит преимущество перед беззеркалками.

#Заключение

EOS 77D – одна из самых своеобразных камер в текущем зеркальном семействе Canon. Она предоставляет комфорт использования, характерный скорее для старших камер компании (за вычетом гибких настроек клавиш), но по своей начинке и философии она остается любительским фотоаппаратом – с довольно узкими возможностями по настройке, с затвором, работающим только на 1/4000, с ограничениями по видео, серийной съемке и так далее.

По сути своей это та же Canon EOS 800D, но с по-настоящему удобным управлением – и, в принципе, этого момента может хватить, чтобы камера получила свою нишу.

Другое дело, что в сегменте фотоаппаратов для энтузиастов-любителей сегодня бешеная конкуренция. Помимо классического соперника в лице Nikon D5600, сюда же можно отнести беззеркальные Sony a6300, Olympus OM-D E-M10 II, Panasonic Lumix G7 или GX80, а также Fujifilm X-T20. Да, сегментного дисплея нет ни у одной из перечисленных камер, но у них есть свои плюсы. Что же, лучше излишне широкий выбор, чем никакого.

Достоинства:

  • сегментный дисплей и разветвленная система управления;
  • относительно небольшие габариты и вес;
  • неплохой сенсор – с достойной детализацией и широким динамическим диапазоном;
  • отличный автофокус – особенно в режиме Live View (как ни странно);
  • поворотный дисплей с отзывчивым сенсорным покрытием;
  • встроенные Wi-Fi, NFC и Bluetooth.

Недостатки:

  • нет пыле- и влагозащиты, пластиковый корпус;
  • скудные настройки съемки;
  • минимальная выдержка – 1/4000;
  • небольшой видоискатель с 95-процентным покрытием;
  • нет выхода на наушники;
  • нет записи 4К-видео.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥