Компания Samsung серьёзно взялась за рынок игровых мониторов, выпуская по несколько новых моделей из самых разных серий чуть ли не раз в пару месяцев. Мы с вами уже успели рассмотреть различные *VA-дисплеи с повышенной частотой развёртки, относящиеся к среднему ценовому сегменту, а теперь обратимся к ещё более доступному классу игровых мониторов.
Познакомимся мы сегодня с S25HG50FQI – это один из младших представителей игровых решений компании Samsung, оснащённый 24,5-дюймовой Full HD TN+Film-матрицей с частотой вертикальной развёртки 144 Гц и поддержкой технологии адаптивной синхронизации AMD FreeSync, которую сейчас не забывает поставить даже ленивый. Много ли общего у монитора со своими прямыми конкурентами — или корейцы придумали что-то новое? Разберёмся!
⇡#Технические характеристики
Samsung S25HG50FQI |
Экран |
Диагональ, дюймов |
24,5 |
Соотношение сторон |
16:9 |
Покрытие матрицы |
Матовое |
Стандартное разрешение, пикс. |
1920 × 1080 |
PPI |
90 |
Параметры изображения |
Тип матрицы |
TN+Film |
Тип подсветки |
W-LED |
Макс. яркость, кд/м2 |
400 |
Контрастность статическая |
1000 : 1 |
Количество отображаемых цветов |
16,7 млн |
Частота вертикальной развёртки, Гц |
30–144 + AMD FreeSync |
Время отклика BtW, мс |
НД |
Время отклика GtG, мс |
1 |
Максимальные углы обзора по горизонтали/вертикали, ° |
170/160 |
Разъёмы |
Видеовходы |
2 × HDMI 1.4 (до 120 Гц HDMI1 и до 144 Гц HDMI2); 1 × DisplayPort 1.2a (до 144 Гц); |
Видеовыходы |
НД |
Дополнительные порты |
1 × 3,5-мм аудиовыход; |
Встроенные колонки: число х мощность, Вт |
Нет |
Физические параметры |
Регулировка положения экрана |
Угол наклона (от -3 до +20 градусов), поворот (±15 градусов), изменение высоты (135 мм), переворот (Pivot) |
VESA-крепление: размеры (мм) |
Да (100 × 100 мм) |
Крепление для замка Kensington |
Да |
Блок питания |
Встроенный |
Макс. потребляемая мощность в работе / в режиме ожидания (Вт) |
30/ 0,3 |
Габаритные размеры (с подставкой) Д × В × Г, мм |
571 × 392-527 × 281 |
Габаритные размеры (без подставки) Д × В × Г, мм |
571 × 338 × 53 |
Масса нетто (с подставкой), кг |
5,4 |
Масса нетто (без подставки), кг |
4,0 |
Ориентировочная цена |
19 000-23 000 рублей |
Samsung S25HG50FQI — один из немногих игровых мониторов с увеличенной до 24,5 дюйма TN+Film-панелью, в то время как все основные конкуренты без исключения используют старые версии 24-дюймовых TN-матрицы, многим из которых скоро исполнится лет по шесть.
Среди 24,5-дюймовых TN+Film-матриц на просторах Интернета известны лишь решения AUO, но мы сомневаемся, что компания Samsung при своих возможностях решила воспользоваться чужими матрицами. У нас нет точных данных по используемой в S25HG50FQI панели, однако нет и сомнений, что она является псевдо-8-битной (6 бит + FRC), как и все похожие решения.
Из характеристик также следует, что при рабочем разрешении 1920 × 1080 пикселей их плотность составляет 90 ppi. Монитор оснащается обычной W-LED-подсветкой, что в теории должно позволять ему воспроизводить близкий к sRGB спектр цветов c дроблением на 16,7 миллиона оттенков.
Модель удивляет заявленной максимальной яркостью в 400 нит, а вот все остальные характеристики — начиная от контрастности и заканчивая углами обзора и частотой вертикальной развёртки — вполне типичны для дисплея этого класса.
Собственно, частота вертикальной развертки для используемой матрицы составляет 144 Гц, благодаря чему производитель смело заявил время отклика GtG в 1 мс. Сделать монитор доступным, но не менее интересным помогла применяемая технология адаптивной синхронизации AMD FreeSync, доступная, правда, в неизвестном рабочем диапазоне частот. Эту информацию не указывает ни производитель, ни компания AMD на страничке с FreeSync-дисплеями. Режима работы подсветки ULMB или какого-то его аналога в Samsung S25HG50FQI нет.
В мониторе предусмотрены два порта HDMI и один DisplayPort 1.2a. Для HDMI1 максимальная частота составляет 120 Гц, для двух оставшихся разъёмов – предельные 144 Гц. Встроенной акустики у монитора нет, но подключить наушники или внешние динамики можно с помощью 3,5-мм аудиоразъёма.
S25HG50FQI обладает классическим рамочным дизайном, новой эргономичной подставкой и поддержкой VESA-совместимых кронштейнов стандарта 100 × 100 мм. Система управления знакома по другим игровым моделям Samsung — она основана на пятипозиционном джойстике и трёх дополнительных физических клавишах для быстрого переключения между сохранёнными «блоками» с настройками.
Герой обзора уже появился в продаже на территории РФ по цене в 20 500-21 000 рублей, что поставило его в не самую выгодную позицию в классе доступных игровых решений с TN+Film-матрицами. У S25HG50FQI достаточно много конкурентов большинство из которых присутствуют на рынке уже несколько лет, известны пользователям и собрали большое количество отзывов, а стоят при этом на 4-5 тысяч рублей меньше, чем Samsung. Для покупателей подобных мониторов это существенная экономия, особенно если понимать, что разница между моделями в основном кроется только в дизайне и, порой, не самых важных для пользователя функциях.
⇡#Комплектация и внешний вид
Монитор Samsung S25HG50FQI поставляется в довольно крупной для своих габаритов картонной коробке с качественной полиграфией.
О всех основных особенностях модели повествуют надписи рядом с фотографиями дисплея.
По одной из информационных наклеек на упаковке становится известно, что дисплей произведён на заводе Samsung в Китае. Заявленный цвет корпуса – чёрный. Данных о версии не найдено.
В комплектацию монитора входит следующее:
- внешний блок питания с кабелем;
- кабель DisplayPort;
- кабель HDMI;
- пластиковый элемент крепления для наушников;
- краткое руководство по установке и настройке;
- руководство по безопасному использованию;
- книжка с условиями гарантии (она же гарантийный талон);
- CD с инструкцией и драйверами;
- визитка с номерами единой службы поддержки;
- поздравления с покупкой.
К комплекту поставки не придраться — все, что нужно, тут есть.
Внешние данные изучаемого монитора отправляют нас к последним новинкам Samsung, но касается это только лицевой стороны модели. Однако даже её дизайнеры компании разбавили пластиковой вставкой с поверхностью а-ля шлифованный металл. Он же применяется на задней поверхности корпуса, однако даже по ощущениям матовый пластик у старших игровых дисплеев и выглядит лучше, и на ощупь качественнее.
Подставка здесь напоминает треногу — выглядит элегантно и прекрасно удерживает всю конструкцию. Центральная колонна стала куда практичнее, чем встречавшаяся нам ранее двухсоставная. Она оснащена микролифтом для изменения высоты установки корпуса, а встроенный шарнир в нижней части позволяет поворачивать её в небольшом диапазоне. На её верхнюю часть можно посадить специальный крепёж для наушников – неотъемлемый элемент любого современного игрового монитора.
Быстросъёмной системы соединения корпуса и центральной колонны здесь не предусмотрено, но в этом нет никакой трагедии: открутить два винта – не самое сложное дело. После этого пользователь может присоединить к монитору свой любимый VESA-совместимый кронштейн с площадкой стандарта 100 × 100 мм.
Система прокладки кабелей у монитора выполнена не самым простым образом. В центральной колонне есть две зоны вывода проводов – снизу и по центру. А для того чтобы провести провода по самой стойке, понадобится снять одну из защитных пластиковых панелей.
Модель S25HG50FQI, как мы уже упоминали, не обделили в плане возможностей трансформации. В дополнение к ранее отмеченному повороту корпуса на 15 градусов вправо/влево доступен его наклон в диапазоне от -3 до +20 градусов, а также изменение высоты на 135 мм.
Возможен и переворот в портретный режим (Pivot), что для TN+Film-дисплея, на самом деле, лишняя возможность, поскольку плохие углы обзора сразу дадут о себе знать. Отдельно отметим, что все регулировки производятся довольно грубо и жёстко. Вероятно, сказывается ценовой сегмент, в котором играет новинка, хотя мы уверены, что Samsung могла бы доработать этот момент.
Используемая в S25HG50FQI матрица обладает матовой рабочей поверхностью — это довольно распространенное явление среди игровых Full HD-мониторов с TN+Film-панелями. Мечтать об отсутствии кристаллического эффекта в этом случае не стоит, а вот отличные антибликовые свойства вам гарантированы.
По наклейке на корпусе монитора становится известно, что он изготовлен в апреле 2017 года, версия – MA01.
Все основные разъёмы для подключения расположились в задней части корпуса и направлены вниз. Рядом с ними находится замок Kensington, а 3,5-мм аудиоразъём разместился на отдельной колодке в левой части корпуса – так к нему удобнее подключать наушники.
Качество сборки, покраски и обработки элементов монитора очень хорошее, а зазоры равномерны по всей длине стыков. Довольно толстый корпус не скрипит при адекватном физическом воздействии и попытках скручивания. Визуально монитор смотрится очень хорошо и эффектно, но есть и несколько не самых приятных моментов.
Мы, конечно, придираемся, но чёрный глянцевый пластик по контуру корпуса выглядит дешевле, чем стоило бы. Матовые элементы с эффектом шлифованного металла кажутся очень тонкими, а их практичность под большим вопросом: отпечатки пальцев на этих частях корпуса хорошо видны, а оттереть их — не самая простая задача. Ну и ещё раз отметим довольно жёсткие шарниры изменения угла наклона, высоты и разворота в портретный режим.
⇡#Меню и управление
Система управления в новинке Samsung уже знакома нам по ранее протестированному игровому монитору компании: это пятипозиционный джойстик в задней части устройства и три дополнительные физические клавиши, расположенные на нижней грани корпуса.
Синий светодиод питания находится в нижней части передней рамки, но при настройках по умолчанию он активен только в режиме ожидания.
Перемещением джойстика вверх или вниз можно вызвать меню быстрой настройки яркости, контрастности и резкости изображения, а движение влево/вправо выведет на экран настройки громкости подключённых наушников или внешней акустической системы.
Нажатие по центру вызывает дополнительный блок меню с пятью экранными кнопками. С их помощью можно перейти к основному меню, выбрать источник сигнала, включить режим Eye Saver, выключить дисплей или вернуться к предыдущему диалоговому окну. Дополнительные физические клавиши обеспечивают быструю активацию трех игровых пресетов, которые пользователь может настроить по своему усмотрению.
Благодаря пятипозиционному джойстику управлять монитором просто и удобно. Это один из самых удачных способов для работы с OSD-меню, и в компании Samsung об этом хорошо знают.
Дизайн меню нам тоже знаком. Оно выполнено в бирюзово-чёрной гамме, а над основным OSD-экраном размещаются пять круглых секторов-кнопок с указанием основных игровых настроек. Структура меню такая же, как в других моделях игровой линейки Samsung, а один из главных разделов здесь — Game.
В режиме Game пользователь может выбрать одну из восьми предустановок изображения, задать время отклика (степень разгона Overdrive), установить рабочую частоту вертикальной развёртки в обход настроек драйвера видеокарты, изменить усиление Black Equalizer (отвечает за различимость крайних тёмных оттенков) и режим работы встроенного скалера изображения. Здесь же можно включить FreeSync, деактивировать функцию Low Input Lag и сохранить внесённые изменения в одну из трёх пользовательских областей для настроек, между которыми можно быстро переключаться с помощью клавиш на мониторе. Отметим, что FreeSync и Low Input Lag несовместимы друг с другом и могут быть использованы только по отдельности.
Во втором разделе, Picture, сосредоточены настройки, отвечающие за качество изображения на экране. Регулировке поддаются такие параметры как яркость, контрастность, резкость, уровень чёрного при HDMI-подключении, цветовая температура, усиление RGB и гамма. Поскольку S25HG50FQI — самый доступный игровой монитор среди новинок Samsung, производитель решил оставить модель без режима sRGB. Остался стандартный пресет и накрученные во всех «измерениях» игровые.
Дополнительно можно активировать режим Eye Saver (снижение яркости, цветовой температуры и глубины чёрного) и вновь выбрать один из предустановленных режимов изображения. Также из-за установленной TN+Film-матрицы, которая не может похвастать хорошими углами обзора, инженеры добавили функцию MagicAngle, суть работы которой проста: в зависимости от установленного режима сильно меняются установки гамма-кривых, контрастности и насыщенности, что позволяет улучшить видимость и различимость элементов на экране при нестандартных углах обзора. Один из наиболее удачных примеров использования этой технологии мы рассмотрим в соответствующем разделе тестирования.
В третьем разделе сосредоточены настройки самого OSD-экрана. Предлагается выбрать язык локализации (есть русский) и задержку автоматического исчезновения меню при бездействии пользователя.
Раздел System содержит параметры, влияющие на поведение дисплея в той или иной ситуации. В нём можно сбросить все настройки к значениям по умолчанию, активировать технологию снижения электропотребления и автоматический выбор источника сигнала, указать версию DP, активировать таймер автоматического выключения, изменить режим работы светодиода питания и так далее.
Посмотреть основную рабочую информацию по дисплею можно в последнем разделе с соответствующим названием – Information. Доступ к сервисному меню найден не был.
⇡#Методика тестирования
Монитор Samsung S25HG50FQI был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 8.1, во время тестирования частота обновления экрана составляла 144 Гц.
В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:
- яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
- цветовой охват;
- цветовую температуру;
- гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
- гамма-кривую серого цвета;
- отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
- равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.
Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.
⇡#Рабочие параметры
В мониторе Samsung S25HG50FQI производитель предлагает шесть предустановленных режимов Picture Mode и дополнительный – Eye Saver. При тестировании мы использовали интерфейс Display Port 1.2a как максимально раскрывающий все возможности модели.
По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:
- режим Picture — Custom;
- яркость — 100;
- контрастность — 75;
- резкость — 60;
- цветовая температура — Normal (50/50/50);
- гамма – Mode 1;
- время отклика – Faster.
В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:
- режим Picture — Custom;
- яркость — 12;
- контрастность — 65;
- резкость – 60;
- цветовая температура – Custom (50/50/50);
- гамма – Mode 1;
- время отклика – Faster.
Значение параметра «Контрастность» было изменено для улучшения гамма-кривых, а вот выставленный по умолчанию режим «Гамма 1» оказался наиболее подходящим под наши цели и задачи. Монитору Samsung после изменения яркости и контрастности не понадобились правки значений RGB, чем он нас приятно удивил. С резкостью изображения и текста у него проблем не обнаружено. Оптимальным образом выставлено и значение «времени отклика». Ничего другого трогать не следует.
⇡#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности
Первоначальная проверка осуществлялась при стандартных настройках дисплея в режиме «Custom».
Яркость в меню (%) | Яркость белого (кд/м2) | Яркость чёрного (кд/м2) | Статическая контрастность (x:1) |
100 |
456 |
0,55 |
829 |
90 |
425 |
0,513 |
828 |
80 |
397 |
0,478 |
831 |
70 |
368 |
0,442 |
833 |
60 |
336 |
0,404 |
832 |
50 |
307 |
0,368 |
834 |
40 |
277 |
0,332 |
834 |
30 |
248 |
0,297 |
835 |
20 |
172 |
0,206 |
835 |
10 |
96 |
0,115 |
835 |
0 |
21 |
0,025 |
840 |
Максимальная яркость составила 456 кд/м2, а нижнее значение подобралось к отметке в 21 кд/м2. Полученный рабочий диапазон устроит всех без исключения и позволит комфортно работать за монитором при любом внешнем освещении. Правда, столь огромное отличие минимума от максимума далось модели не просто так, а с помощью внедрения ШИ-модуляции в диапазоне 0-20 % яркости подсветки, что может обернуться увеличением нагрузки на глаза, несмотря на небольшую яркость.
Что же касается коэффициента контрастности, то измеренные 830:1 в среднем – это меньше заявленного в ТХ, однако довольно типичный уровень для игровой Full HD-матрицы, так что мы совсем не удивились – конкуренты демонстрируют схожие значения.
⇡#Результаты при стандартных настройках
S25HG50FQI — это доступный игровой монитор, поэтому в нем используется довольно простая TN+Film панель с обычной W-LED-подсветкой. Рассчитывать на точную цветопередачу было бы неразумно.
Описание цветового пространства sRGB далеко от точного. Цветовой охват монитора уступает ему на зелёных, бирюзовых, синих и фиолетовых оттенках. Для избавления от тех оттенков, которые выходят за пределы треугольника, как и всегда, советуем использовать ICM/ICC-профили и ПО с поддержкой системы управления цветом (CMS).
При заводских настройках цветовой охват монитора соответствует 88,5 % sRGB и 64,4 % AdobeRGB. Поскольку для работы с цветом такие модели не приобретают, то вывод тут очевидный – игроков такие значения более чем устроят.
Новинка удивила нас довольно точной установкой точки белого и высокой стабильностью цветовой температуры оттенков серого.
Гамма-кривые практически во всем диапазоне пролегают чуть выше референсной кривой, то есть изображение на экране слегка теряет контрастность. Впрочем, если снова вспомнить о предназначении монитора, то про такие мелочи можно и забыть.
Нестандартный цветовой охват стал причиной довольно высоких отклонений цветопередачи, выраженные в единицах DeltaE94. Среднее значение составило 2,6, а максимальное 8,18. Кому надо точнее – добро пожаловать в мир ручной настройки и калибровки.
⇡#Результаты после настройки и калибровки
Для S25HG50FQI вопрос точности не стоит на первом месте, тем не менее мы решили не отходить от наших принципов и попытаться выжать из тестируемого его максимум.
Произведённые процедуры слегка увеличили цветовой охват новинки и немного сместили все три опорные точки. По данным Argyll CMS, соответствия стандартам sRGB и AdobeRGB увеличились до 91,2 и 66,6 % соответственно. В цифрах разница есть, но увидеть её в реальности будет очень сложно — помогут только измерительные приборы.
Ручная настройка позволила улучшить показатели точки белого. График стабильности ЦТ оттенков серого изменился, но общий результат всё равно остался высоким.
Гамма-кривые максимально приблизились к референсной кривой, картинка стала более контрастной, но различимость в тенях несколько снизилась.
Отклонения цветопередачи, выраженные в единицах DeltaE94, снизились до уровня 0,37 в среднем и 1,61 в максимуме. Результат хороший, но при работе с цветом не стоит забывать об особенностях TN+Film-дисплеев и использовать профили и ПО с поддержкой CMS. Впрочем, мы сомневаемся, что пользователи в трезвом уме и твердой памяти будут работать за S25HG50FQI с цветом и требовать от монитора невозможное.
⇡#Равномерность подсветки
Монитор Samsung S25HG50FQI обходится без какой-либо системы компенсации неравномерности подсветки — это норма для игровых моделей. Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин.
Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки и после программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.
Среднее отклонение от центральной точки составило 5,5 %, максимальное – 17,8 %. Для такого класса и размера экрана результат очень хороший. В средней степени затемнены только два верхних края, в остальном же измеренные области максимально близки по яркости к центральной точке.
Радует Samsung S25HG50FQI и равномерностью цветовой температуры на светлом поле. Рабочий диапазон после настройки составил всего 6290-6652 кельвин, среднее отклонение от центра — 1,2 %, максимальное — 2,8 %, то есть видимых глазу проблем у монитора нет.
Диаграмма поверхности с отклонениями цветовой температуры, выраженными в единицах DeltaE, позволяет проще оценить «проблемные зоны», однако среднее отклонение в 1,6 единицы и максимум в 3,4 сразу расставляют всё на свои места – беспокоится о проблемах неравномерности ЦТ в данном случае не стоит.
Теперь перейдём к чёрному полю. Обе фотографии выше с разной коррекцией экспозиции были сделаны при полном отсутствии внешнего освещения. На первой из них можно увидеть все проблемные области монитора (представлены в усиленном виде), а на второй – как выглядит всё это в действительности.
В этом вопросе S25HG50FQI разочарует многих. В нижней части у него типичная для TN+Film-мониторов (особенно почему-то игровых) синяя полоса, а из левого и правого краев выходят сильные засветки с ярко выраженными паразитными оттенками. Кроме всего прочего, вся рабочая поверхность панели просто усыпана зонами разных оттенков, а никуда не девшийся Glow-эффект только усиливает всё это при изменении угла просмотра. Очевидно, что это большой минус модели.
⇡#Визуальная оценка изображения и особенности модели
⇡#Качество градиентов и скорость отклика
Несмотря на использование псевдо-8-битной TN+Film-матрицы, герой обзора смог показать впечатляющие результаты по плавности воспроизведения градиентов как при стандартных настройках, так и после ручных правок. В дальнейшем проведённая калибровка с небольшими правками в LUT видеокарты во всем рабочем диапазоне привела к появлению лишь двух заметных переходов со еле различимыми паразитными оттенками в области 0-10 %, что является очень хорошим результатом.
Высокая скорость матрицы – главный козырь героя обзора, правда, все подобные мониторы очень похожи по этому параметру и нельзя выделить лидера. По умолчанию степень разгона OD (или в терминологии Samsung – Response Time) установлена в положение Faster. Артефакты полностью отсутствуют, длина шлейфов минимальна. Дальнейшее усиление разгона панели отрицательно сказывается на визуальном восприятии — появляются сильные артефакты, при этом длина шлейфа остаётся такой же, как и раньше. Говоря о режиме Standard, мы можем отметить минимальную разницу относительно Faster.
Основную же роль в ощущениях от работы за S25HG50FQI, как и за любым монитором с повышенной частотой развёртки, играют те самые 144 Гц против привычных всем нам 60 Гц. Эффект от увеличения частоты вертикальной развёртки заметен сразу, что бы вы ни делали. А поскольку у монитора не слишком высокое разрешение, то для достижения этой цифры в играх (естественно, не всех) вовсе не обязательно использовать топовый графический адаптер. Так что экономите вы не только на мониторе, но и на дальнейших апгрейдах!
Дополнительно, чтобы убедиться в том, что обещанные 144 Гц действительно можно получить, мы провели специальный тест с помощью сайта на пропуск кадров. Исходя из полученного результата, мы можем сделать следующий вывод: пропуск кадров отсутствует, производитель не обманул.
⇡#Углы обзора, функция MagicAngle и Glow-эффект
Углы обзора модели Samsung ничем не примечательны на фоне своих конкурентов – доступная, пускай и игровая, TN+Film-матрица даёт о себе знать. Если перемещаться относительно монитора, стабильность картинки оказывается низкой, хорошо заметен цветовой сдвиг. В некоторых случаях — скажем, при работе с таблицами и документами — хорошо видны различия между нижней и верхней частями экрана, пропадает видимость серых разделителей столбцов и строк.
Горизонтальные углы обзора лучше вертикальных, но сильно хуже, чем у современных *VA- и IPS-решений. Цветовой сдвиг проявляет себя при изменении угла просмотра на 10-15 градусов и более, при этом быстро падает контрастность и насыщенность картинки. При изменении угла просмотра в вертикальной плоскости (то есть при просмотре сверху или снизу) картинка меняется ещё сильнее и быстрее, вплоть до инвертирования цветов.
Бороться с плохими углами обзора компания Samsung решила с помощью внесения серьёзных правок в цветопередачу монитора, в частности, в гамма-кривые и цветовую насыщенность. Для этого была внедрена система MagicAngle с разными режимами работы. Производитель предлагает выбрать вариант работы и ваше положение перед монитором, после чего картинка на экране резко меняется.
Самый наглядный пример работы системы – пресет Standing Mode (работа стоя). В этом случае работать с S25HG50FQI стоя действительно комфортно, различимость светлых оттенков не пропадает, всё резко, контрастно и достаточно светло. Единственная особенность – если изменить угол просмотра на нормальный, то есть сесть, то картинка оказывается совсем неправдоподобной, что прекрасно демонстрируют сравнительные фотографии выше (слева – MagicAngle, справа – без него).
Теперь перейдём к Glow-эффекту. У новинки от Samsung он выражен очень сильно: стоит немного подвинуться в сторону перед экраном с чёрной заливкой — и вы увидите, как поменяется паразитный оттенок и степень его проявления. Дополнительно становится заметна и неоднородность поля (различные полосы, пятна).
Демонстрирует себя Glow-эффект и на цветных изображениях — в меньшей степени, но с довольно частой и резкой постеризацией на сложных цветовых переходах. Это норма для TN+Film-моделей.
⇡#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ
В мониторе Samsung S25HG50FQI используется матовая защитная поверхность матрицы.
Картинка на экране не такая приятная, как на моделях с полуматовой плёнкой. Кристаллический эффект хорошо различим — заметят его, наверное, все, но через несколько дней работы о нём начинаешь забывать. При изменении угла просмотра (исключительно при взгляде сверху или снизу) степень его заметности усиливается. От эффекта Cross Hatching монитор Samsung избавлен.
По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free подсветкой, что является правдой, но исключительно в рабочем диапазоне 21-100 %, да и то с небольшими допущениями.
По всей видимости, полностью без ШИ-модуляции монитор обходится в диапазоне 90-100 %, ниже этого уровня подсветка работает с ШИМ на неизвестной частоте со сглаживанием пульсаций, а при достижении 20 % в ход идёт измеренная ШИ-модуляция в 600 Гц.
Это относительно высокая частота, особенно если вспомнить 90 % моделей на рынке с ШИМ в 180-240 Гц, продававшиеся ещё какие-то 3-5 лет назад. Другими словами, несмотря на наличие этой устрашающей многих особенности, которая даёт и свою пользу (низкая минимальная яркость), пользователи могут быть спокойны за свои глаза. Ничего страшного производитель не сделал.
Блок питания в S25HG50FQI встроенный. Паразитные звуки во время работы не издает ни он, ни электроника внутри дисплея.
⇡#Выводы
Компания Samsung решила испытать удачу на давно сложившемся рынке доступных игровых TN+Film-мониторов, который поделили между собой её конкуренты, правда, если судить по общим продажам, далеко не самые серьёзные. Вышедшая в продажу модель S25HG50FQI может заинтересовать тех, кто любит всё самое новое, не прочь получить лишние полдюйма, современный (не топорный, как у некоторых) дизайн и пару интересных фишек.
Из-за используемого типа матрицы герой обзора получил и все ее очевидные недостатки, а среди явных достоинств только одно – высокая скорость вкупе с отсутствием артефактов. Да и визуально ускорять матрицу с помощью режимов а-ля ULMB (Ultra Low Motion Blur) со вставкой «чёрного кадра» не требуется. К тому же и без этого режима подсветка у монитора с ШИМ (со сглаживанием и без) в наиболее используемом диапазоне яркости, пускай и на относительно высокой частоте в ~600 Гц.
Из хорошего дополнительно хотелось бы отметить высокую равномерность подсветки на светлом поле — как по яркости, так и по цветовой температуре, а также очень пристойную для игрового монитора настройку цветопередачи по умолчанию – производитель не поскупился на такой подарок, хотя и не заявлял ни о какой заводской калибровке.
Главный же итог таков: если бы в Samsung ещё раз подумали о цене своей новинки, в дальнейшем снизив её на пару тысяч рублей, то конкурировать с «мастодонтами сегмента» было бы куда проще.
С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и калибровки.
Достоинства:
- приятный дизайн;
- хорошее качество материалов и сборки корпуса;
- удобная система управления с помощью пятипозиционного джойстика и трёх дополнительных клавиш переключения игровых режимов;
- продуманная эргономичная подставка и наличие VESA-крепления;
- нативная частота экрана в 144 Гц и отличная заводская настройка разгона OverDrive;
- довольно качественная заводская настройка цветопередачи;
- поддержка технологии адаптивной синхронизации AMD FreeSync (только для обладателей соответствующих графических адаптеров);
- достойный набор интерфейсов для подключения (причём все с поддержкой Free-Sync и высокой частотой развёртки)
- очень широкий диапазон изменения яркости подсветки при неизменном коэффициенте контрастности (правда, ниже заявленного в ТХ);
- хорошая равномерность подсветки на белом поле по уровням яркости и цветовой температуры.
Недостатки:
- плохая равномерность подсветки на чёрном поле (довольно типичная проблема);
- довольно высокая цена – будет сложно конкурировать с давно известными и не сильно отличающимися моделями в данном сегменте.
Может не устроить:
- минусы, свойственные применённому типу матрицы (низкая стабильность картинки, сильный цветовой сдвиг, плохие углы обзора и слабая равномерность подсветки на чёрном);
- практичность большинства поверхностей вызывает вопросы;
- невысокое соответствия цветовому пространству sRGB;
- заметный кристаллический эффект из-за использования матовой поверхности матрицы;
- ШИ-модуляция на частоте ~600 Гц в наиболее удачном с точки зрения яркости подсветки диапазоне 0-20 %;
- коэффициент контрастности ниже заявленного в ТХ;
- довольно сильный Glow-эффект.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.