⇡#Методика тестирования
Монитор Samsung S25HG50FQI был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 8.1, во время тестирования частота обновления экрана составляла 144 Гц.
В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:
- яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
- цветовой охват;
- цветовую температуру;
- гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
- гамма-кривую серого цвета;
- отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
- равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.
Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.
⇡#Рабочие параметры
В мониторе Samsung S25HG50FQI производитель предлагает шесть предустановленных режимов Picture Mode и дополнительный – Eye Saver. При тестировании мы использовали интерфейс Display Port 1.2a как максимально раскрывающий все возможности модели.
По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:
- режим Picture — Custom;
- яркость — 100;
- контрастность — 75;
- резкость — 60;
- цветовая температура — Normal (50/50/50);
- гамма – Mode 1;
- время отклика – Faster.
В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:
- режим Picture — Custom;
- яркость — 12;
- контрастность — 65;
- резкость – 60;
- цветовая температура – Custom (50/50/50);
- гамма – Mode 1;
- время отклика – Faster.
Значение параметра «Контрастность» было изменено для улучшения гамма-кривых, а вот выставленный по умолчанию режим «Гамма 1» оказался наиболее подходящим под наши цели и задачи. Монитору Samsung после изменения яркости и контрастности не понадобились правки значений RGB, чем он нас приятно удивил. С резкостью изображения и текста у него проблем не обнаружено. Оптимальным образом выставлено и значение «времени отклика». Ничего другого трогать не следует.
⇡#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности
Первоначальная проверка осуществлялась при стандартных настройках дисплея в режиме «Custom».
Яркость в меню (%) | Яркость белого (кд/м2) | Яркость чёрного (кд/м2) | Статическая контрастность (x:1) |
100 |
456 |
0,55 |
829 |
90 |
425 |
0,513 |
828 |
80 |
397 |
0,478 |
831 |
70 |
368 |
0,442 |
833 |
60 |
336 |
0,404 |
832 |
50 |
307 |
0,368 |
834 |
40 |
277 |
0,332 |
834 |
30 |
248 |
0,297 |
835 |
20 |
172 |
0,206 |
835 |
10 |
96 |
0,115 |
835 |
0 |
21 |
0,025 |
840 |
Максимальная яркость составила 456 кд/м2, а нижнее значение подобралось к отметке в 21 кд/м2. Полученный рабочий диапазон устроит всех без исключения и позволит комфортно работать за монитором при любом внешнем освещении. Правда, столь огромное отличие минимума от максимума далось модели не просто так, а с помощью внедрения ШИ-модуляции в диапазоне 0-20 % яркости подсветки, что может обернуться увеличением нагрузки на глаза, несмотря на небольшую яркость.
Что же касается коэффициента контрастности, то измеренные 830:1 в среднем – это меньше заявленного в ТХ, однако довольно типичный уровень для игровой Full HD-матрицы, так что мы совсем не удивились – конкуренты демонстрируют схожие значения.
⇡#Результаты при стандартных настройках
S25HG50FQI — это доступный игровой монитор, поэтому в нем используется довольно простая TN+Film панель с обычной W-LED-подсветкой. Рассчитывать на точную цветопередачу было бы неразумно.
Описание цветового пространства sRGB далеко от точного. Цветовой охват монитора уступает ему на зелёных, бирюзовых, синих и фиолетовых оттенках. Для избавления от тех оттенков, которые выходят за пределы треугольника, как и всегда, советуем использовать ICM/ICC-профили и ПО с поддержкой системы управления цветом (CMS).
При заводских настройках цветовой охват монитора соответствует 88,5 % sRGB и 64,4 % AdobeRGB. Поскольку для работы с цветом такие модели не приобретают, то вывод тут очевидный – игроков такие значения более чем устроят.
Новинка удивила нас довольно точной установкой точки белого и высокой стабильностью цветовой температуры оттенков серого.
Гамма-кривые практически во всем диапазоне пролегают чуть выше референсной кривой, то есть изображение на экране слегка теряет контрастность. Впрочем, если снова вспомнить о предназначении монитора, то про такие мелочи можно и забыть.
Нестандартный цветовой охват стал причиной довольно высоких отклонений цветопередачи, выраженные в единицах DeltaE94. Среднее значение составило 2,6, а максимальное 8,18. Кому надо точнее – добро пожаловать в мир ручной настройки и калибровки.
⇡#Результаты после настройки и калибровки
Для S25HG50FQI вопрос точности не стоит на первом месте, тем не менее мы решили не отходить от наших принципов и попытаться выжать из тестируемого его максимум.
Произведённые процедуры слегка увеличили цветовой охват новинки и немного сместили все три опорные точки. По данным Argyll CMS, соответствия стандартам sRGB и AdobeRGB увеличились до 91,2 и 66,6 % соответственно. В цифрах разница есть, но увидеть её в реальности будет очень сложно — помогут только измерительные приборы.
Ручная настройка позволила улучшить показатели точки белого. График стабильности ЦТ оттенков серого изменился, но общий результат всё равно остался высоким.
Гамма-кривые максимально приблизились к референсной кривой, картинка стала более контрастной, но различимость в тенях несколько снизилась.
Отклонения цветопередачи, выраженные в единицах DeltaE94, снизились до уровня 0,37 в среднем и 1,61 в максимуме. Результат хороший, но при работе с цветом не стоит забывать об особенностях TN+Film-дисплеев и использовать профили и ПО с поддержкой CMS. Впрочем, мы сомневаемся, что пользователи в трезвом уме и твердой памяти будут работать за S25HG50FQI с цветом и требовать от монитора невозможное.
⇡#Равномерность подсветки
Монитор Samsung S25HG50FQI обходится без какой-либо системы компенсации неравномерности подсветки — это норма для игровых моделей. Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин.
Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки и после программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.
Среднее отклонение от центральной точки составило 5,5 %, максимальное – 17,8 %. Для такого класса и размера экрана результат очень хороший. В средней степени затемнены только два верхних края, в остальном же измеренные области максимально близки по яркости к центральной точке.
Радует Samsung S25HG50FQI и равномерностью цветовой температуры на светлом поле. Рабочий диапазон после настройки составил всего 6290-6652 кельвин, среднее отклонение от центра — 1,2 %, максимальное — 2,8 %, то есть видимых глазу проблем у монитора нет.
Диаграмма поверхности с отклонениями цветовой температуры, выраженными в единицах DeltaE, позволяет проще оценить «проблемные зоны», однако среднее отклонение в 1,6 единицы и максимум в 3,4 сразу расставляют всё на свои места – беспокоится о проблемах неравномерности ЦТ в данном случае не стоит.
Теперь перейдём к чёрному полю. Обе фотографии выше с разной коррекцией экспозиции были сделаны при полном отсутствии внешнего освещения. На первой из них можно увидеть все проблемные области монитора (представлены в усиленном виде), а на второй – как выглядит всё это в действительности.
В этом вопросе S25HG50FQI разочарует многих. В нижней части у него типичная для TN+Film-мониторов (особенно почему-то игровых) синяя полоса, а из левого и правого краев выходят сильные засветки с ярко выраженными паразитными оттенками. Кроме всего прочего, вся рабочая поверхность панели просто усыпана зонами разных оттенков, а никуда не девшийся Glow-эффект только усиливает всё это при изменении угла просмотра. Очевидно, что это большой минус модели.
⇡#Визуальная оценка изображения и особенности модели
⇡#Качество градиентов и скорость отклика
Несмотря на использование псевдо-8-битной TN+Film-матрицы, герой обзора смог показать впечатляющие результаты по плавности воспроизведения градиентов как при стандартных настройках, так и после ручных правок. В дальнейшем проведённая калибровка с небольшими правками в LUT видеокарты во всем рабочем диапазоне привела к появлению лишь двух заметных переходов со еле различимыми паразитными оттенками в области 0-10 %, что является очень хорошим результатом.
Высокая скорость матрицы – главный козырь героя обзора, правда, все подобные мониторы очень похожи по этому параметру и нельзя выделить лидера. По умолчанию степень разгона OD (или в терминологии Samsung – Response Time) установлена в положение Faster. Артефакты полностью отсутствуют, длина шлейфов минимальна. Дальнейшее усиление разгона панели отрицательно сказывается на визуальном восприятии — появляются сильные артефакты, при этом длина шлейфа остаётся такой же, как и раньше. Говоря о режиме Standard, мы можем отметить минимальную разницу относительно Faster.
Основную же роль в ощущениях от работы за S25HG50FQI, как и за любым монитором с повышенной частотой развёртки, играют те самые 144 Гц против привычных всем нам 60 Гц. Эффект от увеличения частоты вертикальной развёртки заметен сразу, что бы вы ни делали. А поскольку у монитора не слишком высокое разрешение, то для достижения этой цифры в играх (естественно, не всех) вовсе не обязательно использовать топовый графический адаптер. Так что экономите вы не только на мониторе, но и на дальнейших апгрейдах!
Дополнительно, чтобы убедиться в том, что обещанные 144 Гц действительно можно получить, мы провели специальный тест с помощью сайта на пропуск кадров. Исходя из полученного результата, мы можем сделать следующий вывод: пропуск кадров отсутствует, производитель не обманул.
⇡#Углы обзора, функция MagicAngle и Glow-эффект
Углы обзора модели Samsung ничем не примечательны на фоне своих конкурентов – доступная, пускай и игровая, TN+Film-матрица даёт о себе знать. Если перемещаться относительно монитора, стабильность картинки оказывается низкой, хорошо заметен цветовой сдвиг. В некоторых случаях — скажем, при работе с таблицами и документами — хорошо видны различия между нижней и верхней частями экрана, пропадает видимость серых разделителей столбцов и строк.
Горизонтальные углы обзора лучше вертикальных, но сильно хуже, чем у современных *VA- и IPS-решений. Цветовой сдвиг проявляет себя при изменении угла просмотра на 10-15 градусов и более, при этом быстро падает контрастность и насыщенность картинки. При изменении угла просмотра в вертикальной плоскости (то есть при просмотре сверху или снизу) картинка меняется ещё сильнее и быстрее, вплоть до инвертирования цветов.
Бороться с плохими углами обзора компания Samsung решила с помощью внесения серьёзных правок в цветопередачу монитора, в частности, в гамма-кривые и цветовую насыщенность. Для этого была внедрена система MagicAngle с разными режимами работы. Производитель предлагает выбрать вариант работы и ваше положение перед монитором, после чего картинка на экране резко меняется.
Самый наглядный пример работы системы – пресет Standing Mode (работа стоя). В этом случае работать с S25HG50FQI стоя действительно комфортно, различимость светлых оттенков не пропадает, всё резко, контрастно и достаточно светло. Единственная особенность – если изменить угол просмотра на нормальный, то есть сесть, то картинка оказывается совсем неправдоподобной, что прекрасно демонстрируют сравнительные фотографии выше (слева – MagicAngle, справа – без него).
Теперь перейдём к Glow-эффекту. У новинки от Samsung он выражен очень сильно: стоит немного подвинуться в сторону перед экраном с чёрной заливкой — и вы увидите, как поменяется паразитный оттенок и степень его проявления. Дополнительно становится заметна и неоднородность поля (различные полосы, пятна).
Демонстрирует себя Glow-эффект и на цветных изображениях — в меньшей степени, но с довольно частой и резкой постеризацией на сложных цветовых переходах. Это норма для TN+Film-моделей.
⇡#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ
В мониторе Samsung S25HG50FQI используется матовая защитная поверхность матрицы.
Картинка на экране не такая приятная, как на моделях с полуматовой плёнкой. Кристаллический эффект хорошо различим — заметят его, наверное, все, но через несколько дней работы о нём начинаешь забывать. При изменении угла просмотра (исключительно при взгляде сверху или снизу) степень его заметности усиливается. От эффекта Cross Hatching монитор Samsung избавлен.
По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free подсветкой, что является правдой, но исключительно в рабочем диапазоне 21-100 %, да и то с небольшими допущениями.
По всей видимости, полностью без ШИ-модуляции монитор обходится в диапазоне 90-100 %, ниже этого уровня подсветка работает с ШИМ на неизвестной частоте со сглаживанием пульсаций, а при достижении 20 % в ход идёт измеренная ШИ-модуляция в 600 Гц.
Это относительно высокая частота, особенно если вспомнить 90 % моделей на рынке с ШИМ в 180-240 Гц, продававшиеся ещё какие-то 3-5 лет назад. Другими словами, несмотря на наличие этой устрашающей многих особенности, которая даёт и свою пользу (низкая минимальная яркость), пользователи могут быть спокойны за свои глаза. Ничего страшного производитель не сделал.
Блок питания в S25HG50FQI встроенный. Паразитные звуки во время работы не издает ни он, ни электроника внутри дисплея.
⇡#Выводы
Компания Samsung решила испытать удачу на давно сложившемся рынке доступных игровых TN+Film-мониторов, который поделили между собой её конкуренты, правда, если судить по общим продажам, далеко не самые серьёзные. Вышедшая в продажу модель S25HG50FQI может заинтересовать тех, кто любит всё самое новое, не прочь получить лишние полдюйма, современный (не топорный, как у некоторых) дизайн и пару интересных фишек.
Из-за используемого типа матрицы герой обзора получил и все ее очевидные недостатки, а среди явных достоинств только одно – высокая скорость вкупе с отсутствием артефактов. Да и визуально ускорять матрицу с помощью режимов а-ля ULMB (Ultra Low Motion Blur) со вставкой «чёрного кадра» не требуется. К тому же и без этого режима подсветка у монитора с ШИМ (со сглаживанием и без) в наиболее используемом диапазоне яркости, пускай и на относительно высокой частоте в ~600 Гц.
Из хорошего дополнительно хотелось бы отметить высокую равномерность подсветки на светлом поле — как по яркости, так и по цветовой температуре, а также очень пристойную для игрового монитора настройку цветопередачи по умолчанию – производитель не поскупился на такой подарок, хотя и не заявлял ни о какой заводской калибровке.
Главный же итог таков: если бы в Samsung ещё раз подумали о цене своей новинки, в дальнейшем снизив её на пару тысяч рублей, то конкурировать с «мастодонтами сегмента» было бы куда проще.
С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и калибровки.
Достоинства:
- приятный дизайн;
- хорошее качество материалов и сборки корпуса;
- удобная система управления с помощью пятипозиционного джойстика и трёх дополнительных клавиш переключения игровых режимов;
- продуманная эргономичная подставка и наличие VESA-крепления;
- нативная частота экрана в 144 Гц и отличная заводская настройка разгона OverDrive;
- довольно качественная заводская настройка цветопередачи;
- поддержка технологии адаптивной синхронизации AMD FreeSync (только для обладателей соответствующих графических адаптеров);
- достойный набор интерфейсов для подключения (причём все с поддержкой Free-Sync и высокой частотой развёртки)
- очень широкий диапазон изменения яркости подсветки при неизменном коэффициенте контрастности (правда, ниже заявленного в ТХ);
- хорошая равномерность подсветки на белом поле по уровням яркости и цветовой температуры.
Недостатки:
- плохая равномерность подсветки на чёрном поле (довольно типичная проблема);
- довольно высокая цена – будет сложно конкурировать с давно известными и не сильно отличающимися моделями в данном сегменте.
Может не устроить:
- минусы, свойственные применённому типу матрицы (низкая стабильность картинки, сильный цветовой сдвиг, плохие углы обзора и слабая равномерность подсветки на чёрном);
- практичность большинства поверхностей вызывает вопросы;
- невысокое соответствия цветовому пространству sRGB;
- заметный кристаллический эффект из-за использования матовой поверхности матрицы;
- ШИ-модуляция на частоте ~600 Гц в наиболее удачном с точки зрения яркости подсветки диапазоне 0-20 %;
- коэффициент контрастности ниже заявленного в ТХ;
- довольно сильный Glow-эффект.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.