⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор 31,5-дюймового 4K-монитора BenQ SW320: любовь не с первого взгляда
Модель SW320 расширяет и без того не бедную линейку мониторов BenQ, позиционируемых как устройства для работы с цветом. В активе этой модели — диагональ экрана 31,5″, разрешение Ultra HD и заявления о 100% охвата цветового пространства Rec.709/sRGB и 99% охвата AdobeRGB. В продуктовой линейке мониторов BenQ в разделе «Управление цветом» уже есть модель с аналогичной диагональю и разрешением — PV3200PT, но она не может обеспечить цветовой охват, близкий к AdobeRGB. Способные же на это модели имеют диагональ экрана 27″ и разрешение 2560 × 1440 точек, заметно уступая по этим параметрам рассматриваемому нами сегодня монитору. Так что SW320 занимает нишу, в которой у него нет прямых конкурентов среди продуктов BenQ. ⇡#Технические характеристики
В основе монитора лежит IPS-матрица Sharp LQ315D1JG93. Эта 10-битная матрица с различными изменениями выпускается с 2014 года, но до сих пор сохраняет актуальность даже в продуктах достаточно высокого уровня. Интересно, что на сайте Sharp данный тип матрицы обозначен как VA, но это явная ошибка (как характер изображения, так и объявленные параметры матрицы соответствуют именно технологии IPS, которая и заявлена BenQ для экрана монитора SW320). В матрице используется обычная подсветка W-LED без применения ШИ-модуляции. Цветовой охват составляет, по данным компании BenQ, 99% Adobe RGB и 100% Rec.709/sRGB. Диагональ экрана составляет 31,52″, что при разрешении 3840 × 2160 точек соответствует плотности пикселей в 140 ppi. Максимальная яркость заявлена на уровне 350 кд/м2, коэффициент статической контрастности — 1000:1, а углы обзора — 178° в обеих плоскостях, что является вполне типичными значениями для дисплеев, выполненных по технологии IPS. Заявленное BenQ время отклика составляет 5 мс, что заметно лучше указанного в документации Sharp типичного времени отклика с использованием технологии компенсации — 8 мс. Очевидно, собственная настройка алгоритма работы схемы RTC, произведенная BenQ, объясняет как различие с заявленными производителем матрицы параметрами, так и особенности работы монитора с «разогнанной» матрицей, которые будут отмечены в соответствующем разделе тестирования. ⇡#Упаковка, комплект поставки, внешний видМонитор поставляется в крупной (600 × 375 × 870 мм) картонной коробке, весящей со всем наполнением более 20 кг. Внешнее оформление коробки простейшее: неокрашенный картон без графических украшательств, лишь с указанием производителя и индекса модели. Однако сама схема упаковки весьма удобна и рациональна: все компоненты можно легко извлечь из стоящей вертикально коробки, о чем извещают подсказки под откинутой верхней крышкой. В черном кармашке под откинутой крышкой также размещен отчет о заводской калибровке монитора. В отчете указана цветовая температура, цветовой охват, значения гаммы и DeltaE. В большей из двух картонных коробок, скрывающихся внутри основной упаковки, находятся элементы для сборки светозащитного козырька. Внутри меньшей коробки находятся прочие элементы комплекта поставки:
Внешний блок управления Hotkey Puck имеет девять аппаратных кнопок (четыре для навигации по меню, две для возврата и подтверждения и три, функции которых могут быть заданы пользователем через меню монитора). Подключение к монитору осуществляется посредством разъема mini-USB, а длины кабеля достаточно для того, чтобы расположить контроллер в любом удобном месте на столе. Основание подставки монитора опирается на поверхность восемью резиновыми ножками, а для фиксации центральной колонны предусмотрен один винт. Металлическая основа увесистой детали с обеих сторон скрыта пластиковыми накладками. Основание центральной колонны выполнено из металла: пластиковым является только кожух над механизмом поворота и изменения высоты экрана и синяя вставка в окошке для вывода проводов. В верхней части колонны имеется ручка для переноски, а конструкция предусматривает изменение высоты экрана в диапазоне 150 мм, поворот экрана в портретный режим (Pivot) и разворот экрана на 45° влево или вправо. В целом конструкция основания и центральной колонны полностью аналогична таковой у уже знакомого нам монитора BenQ PD3200U и вряд ли может стать объектом претензий: основательно, надежно и удобно при сборке и в использовании. Собственно дисплей имеет внушительную по современным меркам толщину и уже редкое в наши дни матовое (а не полуматовое) покрытие экрана. Качество сборки корпуса не вызывает нареканий: зазоры минимальны, края деталей тщательно обработаны, люфты отсутствуют. При скручивании можно услышать легкое похрустывание пластика, но при обычных действиях вроде настройки положения экрана монитор полностью бесшумен. В модели SW320 отказались от использовавшихся на ряде предыдущих мониторов BenQ сенсорных кнопок управления, сделав выбор в пользу старомодных, но обеспечивающих более надежное срабатывание механических клавиш. На корпусе монитора или на самих кнопках нет никаких подписей (за исключением подсвечиваемого символа на кнопке питания) — подсказки отображаются на экране при нажатии любой кнопки. Верхняя часть корпуса монитора с задней стороны усеяна вентиляционными отверстиями. Логотип BenQ, как и прочие глянцевые элементы, прикрыт защитной пленкой. Разъемы для подключения традиционно размещены в вырезе в нижней части монитора: вход сетевого шнура с одной стороны и все прочие разъемы с другой. Монитор оснащен следующими разъемами (слева направо):
Под разъемами размещена наклейка с основными данными о мониторе: код модели, электрические параметры, месяц выпуска (октябрь 2017 года), номер партии и экземпляра и т. п. Указанный выше набор разъемов дополняется парой портов USB 3.0 и считывателем карт памяти формата SD в углублении на задней панели с левой стороны (относительно сидящего перед монитором пользователя). Однако размещены эти разъемы не очень удачно: слишком далеко от края монитора. Для доступа к ним требуется либо разворачивать монитор, либо обходить его с задней стороны — и оба этих варианта одинаково неудобны. С эстетической точки зрения такое расположение, может, и оправданно (широкий блок на боковине монитора — как, например, на BenQ PD3200U — смотрится, мягко говоря, не слишком изящно), но с практической — вряд ли. В центре верхней части монитора размещен датчик цветовой температуры, служащий для изменения на лету цветопередачи монитора при изменении условий освещения (требуется установка утилиты Color Display Clone). Увы, в плане качества работы эта технология ничуть не прибавила со времен тестирования модели BenQ PV270, но подробнее мы на этом остановимся несколько позже. В нижнем положении экран не опускается вплотную к уровню подставки, между ними остается несколько сантиметров свободного пространства, что может не удовлетворить некоторых пользователей. Ведь при установке на типичный стол высотой около 75 см верхний край монитора такой диагонали оказывается заметно выше уровня глаз, что не является оптимальным положением для работы перед экраном. Это, конечно, можно компенсировать поднятием сиденья кресла — но такая посадка также окажется комфортной не для всех. Однако это, пожалуй, единственная претензия, которую можно предъявить к эргономике монитора. Диапазон регулировки высоты составляет внушительные 150 мм, что превышает показатели большинства представленных на рынке мониторов с такой функциональностью. Диапазон максимальных и минимальных значений высоты экрана и его наклона в вертикальной плоскости можно оценить по вышеприведенной фотографии. В комплекте с монитором поставляется светозащитный козырек, обклеенный с внутренней стороны бархатистой черной тканью. На фото козырек установлен в обычном, ландшафтном, положении экрана, но есть возможность установить его и для портретного режима. Требующиеся для этого элементы (более короткая верхняя металлическая деталь и два «удлинителя» для боковых шторок) сложены сбоку от монитора. Сборка достаточно проста и подробно описана в печатной инструкции (на фото она раскрыта на соответствующем разделе). На верхней детали козырька имеется вырез для датчика цветовой температуры и закрывающееся сдвижной шторкой окошко для помещения на экран калибратора. ⇡#Меню и управлениеУправление меню осуществляется при помощи пяти механических кнопок, размещенных под экраном в правой части передней панели, или при помощи внешнего управляющего блока Hotkey Puck. При нажатии любой кнопки (кроме, разумеется, кнопки питания) появляется меню с подсказками над кнопками передней панели. Несмотря на отсутствие подсветки кнопок, даже в темноте промахнуться по нужной практически невозможно: подсказки OSD весьма наглядны. В верхнем левом углу OSD всегда отображается выбранный цветовой режим. Само меню включает в себя четыре основных раздела. В первом разделе, посвященном основным настройкам дисплея, можно выбрать источник видеосигнала и режим масштабирования изображения. Во втором разделе находятся все настройки изображения. Цветовых режимов доступно тринадцать:
В целом четыре профиля, соответствующие различным цветовым пространствам, а также режимы ч/б изображения и пользовательские настройки вряд ли нуждаются в дополнительных объяснениях. Режим «Темная комната» имеет невысокую начальную яркость, цветовую температуру 7000К и гамма-кривые, позволяющие лучше различать оттенки в тени. Режимы CAD/CAM и «Анимация» в первую очередь предлагают повышенную контрастность. Разделы калибровки позволяют хранить в памяти монитора два 14-битных 3D LUT-профиля, созданных при помощи утилиты Palette Master Element, которая основана на утилите X-Rite iProfiler. И наконец, режим HDR позволяет воспроизводить изображения с расширенным динамическим диапазоном — для монитора заявлена поддержка HDR10. Для разных режимов доступен разный набор настроек, поэтому вместо большого количества букв мы приведем таблицу из руководства пользователя, показывающую, какие именно настройки изображения доступны в каждом режиме. Доступны традиционные настройки яркости, контраста и резкости. Настройки цветовой температуры позволяют выбор из стандартных значений 5000, 6500 и 9300 К, настройку цветовой температуры вручную с шагом в 100 К и определяемое пользователем значение, в котором доступна регулировка RGB gain. Настройки гаммы изменяются от 1,6 до 2,6 с шагом 0,2. Настройки гаммы цветов позволяют ограничить цветовой охват монитора в соответствии с четырьмя различными предустановками. После установки требуемых настроек пользовательского режима не стоит забывать об их сохранении в памяти монитора. Наконец, доступен сброс всех изменений настроек цвета, внесенных пользователем. Прочие настройки монитора при этом не затрагиваются. Третий раздел меню посвящен настройке функций PIP и PBP. Можно выбрать источник сигнала дополнительной картинки и настроить ее положение на экране. При этом не возбраняется и продублировать основной источник сигнала, но с другими цветовыми настройками, чтобы оценить, как изображение будет смотреться на мониторе с другими параметрами цвета. Соответственно, для второй картинки внутри основной или рядом с ней доступно большинство настроек параметров цвета основного меню: гамма цветов, гамма, цветовая температура, контраст и резкость. Яркость же общая на оба изображения: матрица имеет всего четыре зоны подсветки, так что изменить ее отдельно для части экрана не представляется возможным. Последний раздел посвящен системным настройкам монитора. Для экранного меню можно выбрать язык (по умолчанию при сбросе к заводским настройкам выставляется русский), время показа или заблокировать его вызов. Можно задать напоминание о необходимости калибровки экрана и яркость экранного меню (впрочем, разницу между значениями «0» и «5», не говоря о промежуточных, уловить глазом не удалось). Доступны настройки диапазона RGB для выхода HDMI и выбор версии интерфейса DisplayPort. Для регулировки скорости матрицы (в терминологии BenQ это функция AMA — Advanced Motion Accelerator) предусмотрено лишь два значения: включено и выключено. По умолчанию разгон матрицы активирован. Доступна настройка автоматического поворота изображения в портретный режим при изменении ориентации экрана. Три левые кнопки управления на корпусе монитора и три кнопки выносного контроллера могут быть перепрограммированы практически на любую желаемую функцию. Активный режим DDC/CI позволяет внешнее управление параметрами монитора при помощи стороннего программного обеспечения. Раздел «Сведения» предоставляет информацию о текущем режиме работы монитора. Наконец, функция «Сбросить все» позволяет вернуть монитор к заводским настройкам. Доступ к сервисному меню монитора осуществляется при помощи привычного сочетания клавиш питания и меню. Отсюда мы узнали тип установленной матрицы, вендора, версию скалера, версию прошивки монитора и общее время работы монитора. Простому пользователю это меню может пригодиться разве что для отключения логотипа производителя при включении дисплея. ⇡#Методика тестированияМонитор BenQ SW320 был протестирован по несколько измененной методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом DisplayCAL и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10. Во время тестирования монитор был подключен по интерфейсу DisplayPort 1.4 к видеокарте GeForce GTX 1070 с актуальным на момент тестирования драйвером (активировано управление цветом при помощи стороннего ПО, прочие настройки — по умолчанию), частота обновления экрана составляла 60 Гц. В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:
Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских. Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьезной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешевых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи. ⇡#Рабочие параметрыПри тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.4 как наиболее беспроблемный и полностью раскрывающий возможности дисплея. Для настройки и калибровки мы использовали профиль «Пользов. режим — 1», поскольку в пользовательских режимах, в отличие от предварительно настроенных профилей, доступен полный спектр настроек изображения монитора (и в первую очередь — RGB gain). По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:
В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:
Основные изменения произошли в ходе правок значений яркости и усиления RGB. Режим разгона матрицы AMA был выключен, поскольку давал явно заметные артефакты. ⇡#Яркость белого, яркость черного, коэффициент контрастностиПервоначальная проверка осуществлялась в установленном по умолчанию режиме AdobeRGB с заводскими настройками основных параметров. Результаты несколько удивили:
В режиме AdobeRGB (а как выяснилось позже, и в режиме sRGB) яркость и контрастность значительно не дотягивают до заявленного уровня. Изменение контрастности в меню со стандартного значения 50% до 100% практически не влияло ни на максимальную, ни на минимальную яркость. При этом для монитора BenQ SW320 не заявлено наличие системы компенсации подсветки, которая, как показывает практика, могла бы оказать подобное воздействие на эти показатели. В режимах пользовательской настройки монитора с использованием цветовых пространств sRGB и AdobeRGB результаты были аналогичными. Но подобная картина наблюдается не во всех режимах.
Измерения, проведенные в режиме CAD/CAM, позволили не только достичь заявленной яркости монитора в 350 кд/м2, но и превысить ее — максимальное измеренное значение яркости по центру экрана составило 415 кд/м2 против 291 кд/м2 в режимах AdobeRGB и sRGB. Измеренная контрастность также улучшилась, но не столь сильно: помимо максимальной яркости существенно выросла и минимальная. В среднем показатель контрастности улучшился с 573:1 до 717:1 — но итоговый результат все равно существенно уступает заявленному уровню в 1000:1. В других режимах более высоких результатов по этим параметрам достичь не удалось. ⇡#Результаты измеренийМонитор обладает матрицей с расширенным цветовым охватом и по умолчанию использует режим AdobeRGB. Те же, кому РЦО не нужен (впрочем, зачем тогда брать монитор в 1,5-2 раза дороже, чем вполне качественные аналоги без расширенного охвата?), могут переключить его в режим эмуляции sRGB или других цветовых стандартов: DCI-P3 и Rec.709. Для начала мы протестировали монитор в режиме по умолчанию, без изменений каких-либо заводских параметров настройки (за исключением активации системного профиля AdobeRGB, соответствующего цветовому охвату монитора). Отметим, что при настройках «из коробки» яркость белого поля составляла 139 кд/м2. По умолчанию треугольник цветового охвата превышает рабочую область sRGB и практически полностью перекрывает AdobeRGB. При заводских настройках дисплей соответствует на 97,8 % sRGB и на 97,6 % AdobeRGB — отличный результат, весьма близкий к заявленным производителем значениям. Однако настройки точки белого далеки от идеала, как и смещение оттенков серого. Цветовая температура оказывается завышенной относительно уровня 6500 К, который значится в настройках по умолчанию. Настройка гамма-кривых не вызывает нареканий. Они лишь минимально отклоняются от референсной кривой. Среднее отклонение цветопередачи монитора составило 0,93 единицы DeltaE94, а максимальное — 4,17. Причиной максимального отклонения стал синий цветовой патч, «выпавший» из доступного монитору цветового охвата. Также сильно выбилось положение точки белого относительно цветового профиля. В целом результат не сказать чтобы был катастрофически плох, но от предназначенного именно для фотографов монитора все же обычно ожидают большего. Но что будет после настройки монитора с приведением к целевым параметрам (6500 К и 100 кд/м2) без использования аппаратной калибровки? На цветовом охвате изменение настроек практически не сказалось. Однако качество настройки точки белого и оттенков серого выросло радикально. Цветовая температура теперь также максимально близка к целевому значению 6500 К. Гамма-кривые практически не изменились, но к ним не было претензий и с настройками «из коробки». Среднее отклонение цветопередачи монитора при использовании системного профиля AdobeRGB составило 0,87 единицы DeltaE94, максимальное — 4,35 (все на том же «синем» патче). Но лишь на трех цветовых переходах из 51 DeltaE превышает отметку 2,4. Этот базовый результат достаточно неплох, но и он может быть улучшен при внесении изменений в профиль монитора. После профилирования средствами Argyll CMS и DisplayCAL среднее отклонение DeltaE94 уменьшается до 0,22, а максимальное — до 1,25, что уже вполне можно назвать весьма достойным показателем. Конечно, приобретать BenQ SW320 или любой другой монитор со схожими параметрами цветового охвата имеет смысл лишь при прицеле на работу в цветовом пространстве AdobeRGB — иначе незачем переплачивать за неиспользуемую функциональность. Однако и без sRGB пока тоже никуда: ведь львиная доля существующего контента ориентирована именно на этот цветовой охват. Поэтому необходимо проверить работу монитора и в этом режиме. При настройках по умолчанию «из коробки» результаты столь же невыдающиеся, как и в режиме AdobeRGB, разве что отклонения DeltaE94 и точки белого в целом несколько ниже. Так что сразу перейдем к испытаниям в режиме с настроенными целевыми параметрами. Как и в режиме AdobeRGB, цветовой охват в sRGB немного «не дотягивает» углы с красными и синими оттенками. Зеленый же цвет несколько шире стандарта sRGB, хотя настройки монитора и «обрезали» цветовой охват монитора в сравнении с режимом AdobeRGB. Качество настройки точки белого и оттенков серого, как и в режиме AdobeRGB, не идеально, но достаточно хорошо: большинство серых точек укладываются в область DeltaE менее 3. Настройка цветовой температуры не вызывает нареканий. Гамма-кривые весьма близки к идеалу. Среднее отклонение DeltaE94 составляет 0,89, что чуть выше, чем в режиме Adobe RGB, зато максимальное не превышает 3,22 на все том же «синем» патче. Зато отклонения на всех остальных цветовых образцах укладываются в 2 единицы. После профилирования средствами Argyll CMS и DisplayCAL среднее отклонение DeltaE94 уменьшается до 0,22, а максимальное — до 1,26, что уже вполне можно назвать весьма достойным показателем. Впрочем, пользователям BenQ SW320 нет нужды использовать сторонние утилиты для калибровки — ведь в комплекте с монитором поставляется программное обеспечение Palette Master Element, способное составить и записать цветовой профиль не только в виде матрицы или таблицы, но и непосредственно в 3D LUT монитора. Правда, с локализацией вышла промашка: странно видеть при старте утилиты вместо вариантов «Basic» и «Advanced» пункты «Введите имя пользователя» и «Цветовая адаптация» соответственно В базовом режиме набор настроек минимален: можно выбрать лишь общее назначение калибровки («Фотограф», «Веб-дизайн», «Графика»), точку белого и уровень светимости из заранее прописанных вариантов. В расширенном режиме набор установок становится богаче. Появляется и возможность ввести собственные целевые значения, не ограничиваясь достаточно скромным выбором предустановок. Однако даже большой набор плашек Palette Master Element (113 элементов) способен сравниться лишь с малым набором в X-Rite i1Profiler или созданной на его основе утилите BenQ Palette Master, входившей в комплект монитора PV270. По окончании калибровки выдается отчет о достигнутых результатах относительно целевых, а профилю присваивается имя, из которого легко можно узнать основные параметры (точку белого, цветовой охват, светимость, гамму). Созданный профиль в любой момент можно проверить. Как нетрудно заметить, тест сообщает о максимальном отклонении DeltaE менее 1 и среднем — 0,5. В целом же несколько печалит снижение общей функциональности прилагаемой утилиты. Да, Palette Master Element предлагает минимально необходимый набор настроек, но в целом ощутимо уступает по своим возможностям утилите Palette Master, ранее входившей в комплект поставки даже более скромных моделей (меньший ассортимент плашек для калибровки, отсутствие возможности проверить равномерность подсветки). Но достоинством Palette Master Element, которое может перевесить для части потенциальных покупателей SW320 описанные нами недостатки, является расширение списка совместимых калибрующих устройств. Утилита поддерживает не только устройства X-Rite (как Palette Master), но и калибраторы Datacolor Spyder 4/5. ⇡#Результат после активации Color Display CloneК сожалению, прогресса в развитии потенциально весьма интересной технологии не обнаружено. Сенсор цветовой температуры и освещенности, встроенный в верхнюю грань корпуса и призванный обеспечить постоянство цветов изображения при изменении условий внешнего освещения (или же обрабатывающая поступающие с него данные утилита), так и не работает должным образом. При активации утилиты и включении в помещении люстры с тремя светодиодными лампами с «теплым» цветом 2700 K наблюдается не менее печальная картина, чем при давнем тестировании модели PV270. Гамма-кривая красного цвета взлетает в небеса, придавая экрану паразитный розоватый оттенок. Только в отличие от прошлого раза ушла от референсной линии и гамма-кривая зеленого цвета. Цветовой охват пространства sRGB (именно этот цветовой режим был активирован в активном калибровочном профиле при испытании Color Display Clone) заметно сдвинулся и уменьшился. «Разбежались» и точки серого цвета. Впрочем, результат неудивителен: для загрузки доступна все та же версия 1.0, что была выпущена в 2016 году (причем на российском сайте BenQ нет даже ее). Непонятно лишь одно: если технология так и не заработала должным образом и даже утилита для ее использования не обновляется, то зачем в мониторы продолжают ставить бесполезный датчик? Работа в режиме HDR Мы не могли не протестировать монитор (пусть и достаточно субъективно) на HDR-контенте, для чего использовался соответствующий видеофайл и программная связка из плеера MPC-HC x64 и MadVR (также, разумеется, был включен режим «HDR и дополнительные цвета» в параметрах экрана Windows 10). Приблизительно (поскольку возможности камеры и экранов, с которых будут рассматриваться примеры, не могут точно передать все нюансы) оценить разницу можно по сделанным на одних и тех же настройках чувствительности и выдержки фотоснимкам одного и того же кадра на экране в разных режимах: Картинка в фильме в режиме HDR воспринимается в большинстве случаев более насыщенной, оставаясь при этом достаточно естественной. Как и на фото, изображение воспринимается в целом более темным, но яркие цвета (взрывы, лучи бластеров и т. п.) — смотрятся гораздо эффектнее, чем в обычном режиме, чего не могут передать приведенные фотографии экрана. В качестве режима для просмотра видео HDR10 действительно выглядит весьма привлекательным вариантом. Однако попытки использовать HDR-режим для повседневной деятельности обречены на неудачу. В режиме эмуляции HDR яркость экрана и насыщенность цветов явно избыточны даже для хорошо освещенного помещения. При включении HDR в настройках дисплея Windows без проигрывания соответствующего контента картинка, напротив, становится слишком блеклой (подобно изображению при заниженной гамме) — глаза не устают, но смотреть на такое изображение не слишком приятно. При проигрывании же HDR-контента все области экрана, не относящееся к нему, приобретают поистине вырвиглазный, сверхперенасыщенный цвет, по сравнению с которым режим эмуляции HDR выглядит просто картиной в пастельных тонах. ⇡#Равномерность подсветкиРавномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин. Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определенной экспопоправке в ходе съемки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки. Существенных недостатков чисто визуально не выявлено. При измерении яркости по 45 точкам среднее отклонение от центральной точки при яркости 100 составило 3,2%, максимальное немного превысило 9%. При этом в 35 точках из 45 яркость оказалась выше, чем в центре. Такой результат весьма близок к моделям с функцией компенсации неравномерности подсветки (которая, напомним, для SW320 официально не заявлена — но по результатам измерений мы в этом сомневаемся все больше и больше). Отклонения цветовой температуры в единицах DeltaE00 (которые при низких значениях мало отличаются от DeltaE94) также на удивление невелики. Среднее отклонение составляет 1,4, а максимальное — 2,62 единицы. В целом наиболее проблемной с точки зрения равномерности подсветки и отклонений цветовой температуры является верхняя правая часть экрана. Упомянутые проблемные зоны подсветки выделяются и на темном фоне (приведенная фотография приблизительно соответствует тому, что будет реально заметно при взгляде в темноте на экран). Очевидны засветки в верхней правой части экрана, а также в левом нижнем углу (который тоже отличился в худшую сторону и на белом фоне). Впрочем, на фоне большинства IPS-type-моделей (особенно с расширенным цветовым охватом) результат SW320 можно признать неплохим. Визуальная оценка изображения и особенности модели Скорость отклика и качество градиентов Скорость отклика матрицы можно назвать вполне типичной для современных IPS-type-решений с максимальной частотой вертикальной развертки 60 Гц. Однако при отсутствии разницы в длине шлейфов на тестовом изображении в «разогнанном» режиме явно сильнее проявляются артефакты. Тестовой картинкой ошибки схемы компенсации отклика не ограничиваются: при включенной технологии AMA пересвеченный «хвост» тянется за буквами даже при плавной прокрутке черного текста на белом фоне — чего и близко не наблюдается при отключении разгона матрицы. Напомним, что в спецификациях BenQ заявленное время отклика между оттенками серого – 5 мс, а в спецификациях производителя матрицы, компании Sharp, — 8 мс. Уж не чересчур ли агрессивным разгоном объясняется повышенный уровень артефактов в единственном режиме AMA? Но если это так, то где разница в длине шлейфов? И зачем потребовалось по умолчанию активировать явно не слишком удачно реализованный разгон матрицы для монитора, предназначенного не геймерам, а фотографам? Равномерность же градиентов во всех режимах, включая аппаратную калибровку, не вызвала нареканий (возможно, потому, что использовался колориметр вместо спектрофотометра). ⇡#Углы обзора и Glow-эффектБлагодаря качественной IPS-матрице BenQ SW320 смог продемонстрировать хорошие углы обзора. При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране практически не меняется. если увеличить угол до 45 градусов и более, то изображение заметно теряет в яркости, становится несколько менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов. Можно отметить появление небольших паразитных цветовых сдвигов вследствие Glow-эффекта. При перемещении в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее и сильнее, особенно при взгляде сверху. В целом же картина вполне типична для решений на матрицах типа IPS. Традиционно для IPS-решений Glow-эффект проявляет себя, заливая черный экран паразитными засветками и оттенками при взгляде под углом. В целом Glow-эффект у рассматриваемой модели выражен не слишком ярко. При типичном положении пользователя перед монитором даже на темном фоне он почти не беспокоит, а при взгляде под более острым углом хоть и становится явно заметным, но раздражающие паразитные оттенки не слишком бросаются в глаза. ⇡#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМВ мониторе BenQ SW320 используется матрица с матовой защитной поверхностью, что сразу вызывает опасения относительно явно выраженного кристаллического эффекта. К счастью и некоторому удивлению, опасения оказываются напрасны: несмотря на матовое покрытие, кристаллический эффект при обычных условиях работы почти незаметен. При изменении угла зрения заметность эффекта несколько повышается, но отнюдь не до степени дискомфорта. Эффекту Cross-Hatching BenQ SW320 не подвержен. По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо ее частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовые профили для этого монитора, который мы получили после аппаратной калибровки под цветовой стандарт sRGB и AdobeRGB. ⇡#ВыводыКак было отмечено в начале статьи, монитор BenQ SW320 занимает отдельную нишу в продуктовой линейке компании — внутренние конкуренты по комплексу характеристик у него отсутствуют. Нашей же задачей в ходе тестирования было выяснение того, насколько хорошо модель реализует заявленные параметры и заслуживает ли она внимания при выборе модели для покупки. Проведенные измерения подтвердили заявленные производителем параметры (за исключением заниженной контрастности). Цветовой охват вполне соответствует заявленному, яркость даже превосходит заявленный уровень, гамма-кривые в режимах AdobeRGB и sRGB близки к идеалу. Кроме того, результаты измерений позволяют выдвинуть предположение о наличии в некоторых режимах изображения (в частности, AdobeRGB и sRGB) неотключаемой системы компенсации неравномерности подсветки. Также имеется работоспособный режим HDR, способный превратить рабочий инструмент фотографа в продвинутое средство развлечения (при наличии, разумеется, соответствующего контента). Правда, для того, чтобы получить по-настоящему достойный результат, придется заняться настройкой, профилированием или калибровкой — в состоянии «прямо из коробки» параметры монитора не до конца соответствуют ожиданиям от модели такого класса. Из недостатков изображения, помимо заниженного уровня контрастности, можно отметить неудачный разгон матрицы, не дающий видимого на глаз выигрыша во времени отклика, но богатого на артефакты — но вряд ли это можно считать серьезным минусом монитора для фотографов. А вот наличие в комплекте светозащитного козырька, пригодного как для ландшафтного, так и для портретного режима, — безоговорочный плюс для данной целевой аудитории. Из конкурентов, способных предложить аналогичное разрешение и диагональ экрана, тот же тип матрицы и цветовой охват AdobeRGB при сопоставимой цене, можно выделить уже немолодой и знакомый нам DELL UP3216Q, отличающийся наличием системы компенсации неравномерности подсветки и достаточно далекой от идеала заводской настройкой. Также на рынке присутствуют более свежие (и пока не прошедшие через наши руки) модели ASUS PA329Q и Acer ProDesigner BM320 с достаточно близкими заявленными параметрами, но обладающие более современным дизайном и системой компенсации неравномерности подсветки. Однако цена этих вариантов (не говоря о мониторах от EIZO или NEC) на момент подготовки материала стартовала с отметки на 10-15 тыс. рублей выше, чем наиболее доступные предложения BenQ SW320, который, как мы уже знаем, показывает весьма достойные результаты. Так что при желании получить качественный 4К-монитор с диагональю свыше 30″ и цветовым охватом AdobeRGB рассмотренный нами монитор BenQ SW320 на данный момент выглядит наиболее выгодным предложением на рынке. Достоинства:
Недостатки:
Может не устроить:
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|