⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор Tesla Model 3. Электромобиль: перезагрузка
При всей неоднозначности Илона Маска нельзя не согласиться, что смелости и оригинальности ему не занимать. А ещё, конечно, умения преподнести и продать свой товар, чему у компании Tesla стоит поучиться многим автопроизводителям. И презентация Model 3 – ещё один тому пример. Официальный дебют серийной машины состоялся 31 марта 2016 года на заводе Tesla во Фримонте, где перед сценой, с которой вещал Маск, собрались тысячи зрителей. Изображение с проектора выводилось прямо на одну из стен фабрики, а сам проектор был запитан… от Model 3! И не важно, что почти вся массовка состояла из сотрудников Tesla и журналистов – шоу в любом случае удалось. Да и ажиотаж по случаю выхода новинки поднялся нешуточный: в первые же сутки после открытия предзаказа машины было зарезервировано 180 000 экземпляров! На минуточку – это больше, чем компания Tesla продала всех электромобилей за всю свою историю! За две недели были забронированы около 370 000 седанов Model 3, которые тогда ещё даже не запустили в массовое производство… Ничего не напоминает? Прежде подобная потребительская истерия в США случалась в основном по случаю выхода нового смартфона, но Маск сумел сгенерировать этот импульс и в отношении электромобиля. Так в чём секрет? Одна из главных причин – это, конечно, цена. То, что уже сегодня электромобиль способен заменить авто с ДВС, – далеко не новость, и дебютировавшие несколько лет назад Tesla Model S и Model X это доказали. Запас хода, разгонная динамика, комфорт, дизайн и безопасность – тут всё на высоком уровне. Как и цена: в США базовая версия Model S оценивается в $74 500, кроссовер X ещё немного дороже – $79 500. Просто для ориентира, на чьём поле играют машины Tesla: за $75 000 в Северной Америке можно купить новый представительский Lexus LS, а за $79 900 – гибридный Porsche Cayenne. Другими словами – дорого, богато и далеко не для всех. Новую же Model 3 Илон Маск обещал сделать доступной. И он почти сдержал слово! Почти… Базовая стоимость новинки Tesla в США – $35 000, что всего на $3 600 больше, чем просят официальные дилеры Ford за гибридный Fusion (в Европе и России эта модель известна под именем Mondeo). Правда, стандартная версия Model 3 пока недоступна даже в Америке – продажи стартовали с топовой модификации Long Range (запас хода 499 км, 0-100 км/ч за 5,2 с, макс. скорость — 225 км/ч), доукомплектованной пакетом опций Premium. И тестовая машина, любезно предоставленная для знакомства импортёром электромобилей марки Tesla в России, компанией Moscow Tesla Club, была именно в таком варианте. Цена этой версии – около $60 000 в США, что, конечно, по-прежнему немало. Впрочем, старт продаж «народной» модификации (запас хода 354 км, 0-100 км/ч за 5,8 с, макс. скорость 210 км/ч) уже не за горами: поставки ожидаются в начале 2019 года. В России с ценами на Model 3 следующая ситуация. На сегодняшний день ориентировочная стоимость Tesla Model 3 в нашей стране составляет от 3,5 млн руб. (версия Standard) до 5,5 млн. руб. (версия Long Range с пакетом дополнительных опций) – сюда включены стоимость доставки, таможенные платежи и прочие сборы. Оформить заказ на Tesla Model 3 можно в офисе Moscow Tesla Club на Кутузовском пр., 32, либо на сайте www.TeslaModel3.ru. При этом потребуется предоплата в 145 000 руб. (это залог для производителя, а также плата за услуги по доставке электромобиля в Россию). Что нового? Почти всё! Вопреки расхожему мнению, Model 3 не имеет почти ничего общего с Model S – это совершенно разные электромобили, у которых намного больше различий, чем сходства. Причём как в мелочах вроде дверных ручек, кнопок открытия дверей и салонного зеркала заднего вида, так и в конструкции всех основных частей и элементов. Так, например, у Model 3 полностью новый электромотор, который даже работает по другому принципу, нежели у «эски». Новинка получила бесщеточный двигатель на постоянных магнитах, тогда как «старшая» модель оснащается асинхронной установкой. По словам Константиноса Ласкариса, ведущего инженера-конструктора этого мотора, переход на постоянные магниты был сделан ради удешевления производства и повышения его эффективности – чтобы удержать начальную стоимость Model 3 на уровне заявленных Маском $35 000. При этом по скоростным и динамическим характеристикам новинка Tesla не сильно проигрывает Model S: в версии Long Range «тройка» разгоняется до 100 км/ч за 5,1 с и способна развить максимальную скорость 225 км/ч! Иная тут и технология изготовления кузова: если у Model S кузов целиком алюминиевый, то у новинки – наполовину стальной (тоже, надо полагать, для снижения стоимости производства). А ещё у Model 3 нет полного привода (хотя в будущем Tesla обещает выпустить и такую версию «трёшки») и пневмоподвески – причём последней нет даже в списке опций. По традиции компания Tesla почти не раскрывает информацию о техническом устройстве своего электромобиля – ни схем, ни тем более чертежей, ни просто точных данных. Известно, что мощность двигателя около 260 л. с., что размеры новинки почти как у Mercedes-Benz C-Klasse (4694 × 2088 × 1443 мм, колёсная база – 2875 мм, дорожный просвет – 140 мм) и что снаряжённая масса электромобиля – примерно 1,7 т. Собственно, всё. Остальное, по мнению Маска, вам знать не обязательно (да и то, что перечислено выше, – тоже излишне, и на официальном сайте Tesla есть не все эти цифры). ⇡#ЭкстерьерРазумеется, Model 3 привлекательна не только сравнительно доступной ценой, и отнюдь не только поэтому компания Tesla получила столько заказов на ещё не выпущенные электромобили. Ведь новинка американского концерна – очень особенная, во многом уникальная и… «неправильная», внесистемная модель. Изобилуя необычными техническими решениями и дизайнерскими находками – пусть местами и весьма спорными, Model 3 как будто бросает вызов всему рынку легковых автомобилей. И хотя больше всего это, конечно, заметно за рулём электромобиля, о чём чуть ниже, экстерьер машины также заставляет многих прохожих остановиться и крепко задуматься. Спереди обращает на себя внимание отсутствие решётки радиатора, что на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания невозможно в принципе. И хотя у Tesla всё же есть радиатор, связанный с системой охлаждения батарейных блоков, ему не требуется такой интенсивный обдув, а потому и привычная нам решётка оказалась не нужна. Выглядит, надо сказать, странно! Причём если у Model S была хотя бы узкая декоративная прорезь под капотом, то у Model 3 – просто глухой пластик с неожиданно острой гранью, задающей необычную форму переднего бампера. Такая форма бампера – не прихоть дизайнера (по крайней мере, не только), а результат колоссальной работы, которую проделали инженеры Tesla, чтобы максимально снизить коэффициент лобового сопротивления. И хотя в итоге добиться желанного Маском показателя Cx=0,21 всё-таки не удалось, Model 3 всё равно одна из самых аэродинамически эффективных серийных машин в мире — Cx=0,23. Ещё одна интересная черта дизайна Model 3 – скрытые дверные ручки. Как и у Model S, в состоянии покоя они не выступают за пределы плоскости двери, однако механизм их актуации у новинки Tesla выполнен не как у «старшей» модели: у «трёшки» при нажатии на один край ручки противоположный выдвигается – по принципу качелей. Дальше нужно чуть потянуть рычаг на себя – и дверь открывается. И хотя это не know-how компании Tesla (такой же механизм использовался, например, на суперкаре Aston Martin Vantage), всё равно весьма оригинально. Пусть и не особо удобно, если честно. Кстати, ключа зажигания у электромобиля Tesla нет – как нет и замочной скважины ни на одной двери. Открыть Model 3 можно двумя способами: при помощи специального приложения, которое привязывается к смартфону владельца, либо посредством чип-карты, которую нужно приложить к центральной стойке. Поскольку у тестового электромобиля уже есть хозяин в России, испытать приложение по понятным причинам не удалось – для этого как минимум пришлось бы забирать у владельца его смартфон. Разъём для подключения зарядной станции расположен сзади слева и открывается через меню приборной панели. Уже в базовой комплектации Model 3 оснащается всем необходимым оборудованием для работы фирменного автопилота Tesla. А это целый шпионский комплекс из восьми камер, фронтального радара и ультразвуковых датчиков. Две камеры спрятаны в центральных стойках, ещё две – сразу за арками передних колёс, в декоративных накладках, одна – сзади, над номерным знаком, и три – под лобовым стеклом, перед зеркалом заднего вида. Поскольку у Model 3 нет двигателя внутреннего сгорания, который обычно занимает всё пространство под капотом, там у новинки Tesla небольшой, но полезный багажник. Как почти всё в этом электромобиле, он открывается нажатием соответствующей кнопки на экране центральной панели. Само собой, есть у Model 3 и задний багажник – причём весьма вместительный, да ещё и с глубоким подпольем. Суммарный объём переднего и заднего «рундуков» составляет приличные 425 л – примерно столько же, кстати, и у Mercedes-Benz C-класса. В целом дизайн новинки получился гармоничным. И хотя с некоторых ракурсов Model 3 напоминает Porsche, у электромобиля есть свой уникальный узнаваемый стиль, характерный и для других моделей Tesla. И конечно, не могу не отметить впечатляющую проработку деталей – видно, что дизайнеры играли не последнюю роль в команде разработчиков. Интерьер Абсолютное царство минимализма! У Model 3 настолько пустой (в хорошем смысле слова) и простой интерьер, что даже не верится, что это салон серийного электромобиля, а не очередная фантазия футуристов, облечённая в причудливый выставочный прототип. Собственно, в интерьере финальной версии электромобиля Tesla реализованы почти все задумки, которые Илон Маск демонстрировал во время ранних анонсов Model 3. Довести эти идеи до конвейера – действительно смелый шаг! Скажу больше: именно салон и полностью пересмотренный принцип управления всеми бортовыми системами машины – главное новшество и революция Model 3. Уверен, не все водители смогут принять это и привыкнуть… но молодёжь, которой во многом и адресована новинка Tesla, наверняка полюбит этот «цифровой аскетизм» с огромным 15-дюймовым «планшетом» по центру передней панели. Первое, на что обращаешь внимание, попадая за руль Model 3, здесь нет приборов перед водителем! Немного оглядевшись, понимаешь, что нет тут и привычных воздуховодов системы климат-контроля, а заодно – и вообще никаких клавиш или кнопок на передней панели. Из всех доступных водителю органов управления – рулевое колесо с двумя симметрично расположенными колёсиками-джойстиками и парой подрулевых переключателей, блок клавиш на дверной ручке и уже упомянутый большой сенсорный экран по центру панели. Именно этот «телевизор» и есть ключевой инструмент управления всеми многочисленными функциями Tesla Model 3. Впрочем, подробнее о нём – в соответствующей главе материала. Руль у Model 3 на удивление простой и без особых изысков. Хотя в таком интерьере я лично не удивился бы и разомкнутому штурвалу, как в реактивных самолётах… Как ни странно, подогрева руля нет даже в топовой комплектации. На правой и левой спицах рулевого колеса расположены необычные джойстики, которые в зависимости от выбранного на центральной панели меню настройки выполняют разные функции. Даже регулировка положения самого руля или боковых зеркал – тоже при помощи их! Джойстики сделаны по принципу колёсика компьютерной мышки: свободно вращающийся диск, который также можно качать вправо и влево, когда каждый качок как нажатие кнопки. Поначалу непривычно, но на самом деле удобно! Традиционных дверных ручек, потянув за которые можно выбраться из машины, внутри Model 3 нет – двери открываются кнопками, расположенными на боковых «перилах». Ниже – обычные кнопки стеклоподъёмников. Перед ними, за поручнем, – замаскированная под продолжение панели крупная клавиша экстренного открытия двери, которая связана с замком обычным тросом. Производитель не рекомендует пользоваться этим рычагом при обычном использовании электромобиля – и после каждого «несанкционированного» открывания двери этой клавишей бортовой компьютер напомнит, что не стоит злоупотреблять устаревшей механикой. Напомню, что тестовый электромобиль был в топовой на сегодня версии с полным набором совсем не бесплатных опций – в том числе и с кожаными сиденьями (в стандартной комплектации Model 3 будет с тканевой обивкой кресел). Регулировку положения кресел по старинке доверили клавишам на самих сиденьях и не стали прятать эту настройку в дебри меню центральной панели. Перед передним пассажиром притаился небольшой бардачок – без ручки, клавиши или кнопки. Догадались, как открывается этот перчаточный ящик?.. Именно – дистанционно, с сенсорной панели. Центральная консоль между водителем и пассажиром предлагает на удивление много места для хранения всякой мелочёвки: тут и большой бокс под подлокотником, и два подстаканника, и глубокий «трюм» под дисплеем бортовой системы, и специальная полочка для смартфонов. Я бы даже сказал, весьма неожиданно получить столько грузового пространства в таком футуристическом автомобиле – будто оказался на переднем сиденье семейного универсала, а не в hi-tech-электрокаре. Отдельное спасибо инженерам Tesla за просторную площадку для смартфона. Вернее, для двух смартфонов, причём больших: мой Meizu Pro 5 с 5,7-дюймовым экраном вольготно разместился на прорезиненной откидной полочке – и рядом осталось ещё достаточно места, чтобы уложить как минимум такой же девайс. Интересная особенность этой полочки – возможность вывести к смартфонам кабели питания, для чего в площадке разумно предусмотрены два отверстия, а в ящике снизу – два USB-разъёма. Просто и удобно! А откуда же дует воздух системы кондиционирования, спросите вы? Без подсказки догадаться сложно: охлаждённый или нагретый воздух подаётся через длинную щель на передней панели. Вернее, через две щели: одна при помощи вентиляторов и подвижных лопаток направляет поток горизонтально, вторая, расположенная рядом с первой, – вертикально. Соответственно, раздельно изменяя интенсивность вертикального и горизонтального обдува, система прицельно направляет воздух именно туда, куда вы укажете на сенсорной панели! При этом поток также можно разделить на два (раздельно для водителя и пассажира). У Model 3 крыша с панорамным остеклением – смотрится очень здорово! Сзади весьма просторно: приличное расстояние до передних сидений, ровный пол, есть широкий центральный подлокотник с двумя подстаканниками. Разумеется, это не представительский класс и не внедорожник, но для своего формата Model 3 достаточно вместительная. Сиденья, кстати, можно сложить, чтобы разместить в багажнике длинный груз. Однако стоит учитывать, что новинка Tesla – не хетчбэк, и при сложенном втором ряде низкое заднее стекло «съедает» много полезного пространства. Из всех «излишеств», доступных пассажирам на «галёрке», – два порта USB и классические дефлекторы воздуховодов. Органов управления для изменения температуры воздуха и интенсивности обдува тут нет – это регулирует водитель или пассажир спереди. Система Ключевой (и единственный) инструмент системы управления почти всеми функциями Tesla Model 3, а заодно информационный, развлекательный, навигационный и коммуникационный центр электромобиля – уже не раз упомянутая 15-дюймовая панель. Сенсорный экран тут ёмкостного типа, очень отзывчивый, быстрый и приятный в использовании. Разрешение дисплея составляет 1920 × 1200 точек, что при его диагонали обеспечивает плотность пикселей 151 ppi. Пользовательский интерфейс явно выполнен с оглядкой на iOS: похожие светлые тона, простые двухмерные иконки, характерные переключатели-ползунки с округлыми краями, даже шрифт – и тот во многом напоминает «яблочный». Несмотря на обилие настроек, система Tesla Model 3 весьма дружелюбна и интуитивно понятна. Пока, правда, всё полностью на английском языке, что для кого-то может стать проблемой: напомню, что тестовый электромобиль был выпущен для внутреннего рынка США, а потому не подразумевает активацию русского языка. Также, к сожалению, тестовый электромобиль не имел доступа к мобильному интернету, поскольку электронная SIM-карта этой версии Model 3 не предназначена для работы за пределами Соединённых Штатов. А потому о системе навигации, работе с картой и веб-контентом в новинке Tesla рассказать не смогу – эти функции были попросту недоступны. Рабочий стол системы разделён на две неравные части: 1/3 экрана слева – это приборы, большинство из которых зафиксированы на своих местах, 2/3 правее – информационно-развлекательное поле, где по умолчанию всегда демонстрируется карта. Поверх неё в окнах могут отображаться экраны основного меню, мультимедиасистемы, изображение с камеры заднего вида, подсказки и предупреждения и пр. Итак, левая часть экрана – так называемые приборы. Наверху отображается режим работы трансмиссии (на фото, соответственно, P – паркинг). Когда электромобиль движется, в верхнем левом углу экрана появляются показания спидометра – их достаточно хорошо видно даже боковым зрением, и можно контролировать скорость, не особо отвлекаясь от процесса управления. Рядом с индикатором режима трансмиссии – пиктограмма заряда аккумуляторного блока, сделанная в привычном всем нам формате горизонтально расположенной батарейки… как на смартфонах! Тут же указывается прогнозируемый запас хода. Ниже – изображение электромобиля сверху: когда Model 3 стоит на месте, отсюда можно открыть багажники и люк зарядного разъёма. Во время движения в режиме автопилота здесь отображается дистанция до ближайшего авто. Чуть ниже – ряд иконок, при помощи которых можно включить камеру заднего вида (ей, кстати, удобно пользоваться на ходу как продвинутой версией салонного зеркала), открыть информационный экран системы питания двигателя, активировать голосовое управление, а также выбрать режим и скорость работы стеклоочистителей. При этом активация омывателя лобового стекла и включение одиночного маха поворотников – по старинке, подрулевым переключателем. Здесь же, в нижней части левой трети экрана, спрятан трип-компьютер, который у Model 3 намного проще избыточно «умного» информационного центра Model S. В самом «подвале», на чёрном фоне, ряд пиктограмм для быстрого доступа к наиболее востребованным функциям (слева направо): доступ в основное меню, включение обдува лобового стекла, активация обогрева заднего стекла, включение подогрева водительского сиденья, выбор температуры воздуха для зоны водителя, вызов меню климат-контроля, выбор температуры воздуха для зоны пассажира, включение подогрева сиденья пассажира, вызов меню мультимедиасистемы, вызов меню работы со смартфоном, изменение громкости мультимедиасистемы. Подробно изучим возможности меню. Первый экран – быстрая настройка Quick Controls. Отсюда можно отрегулировать положение руля и боковых зеркал, выбрать режим работы фар и активировать противотуманные фары, сложить зеркала, заблокировать стеклоподъёмники, изменить яркость экрана, а также открыть бардачок перед передним пассажиром. Причём последняя функция доступна на всех экранах настройки, поскольку её иконка зафиксирована. Раздел Lights полностью посвящён настройке светотехники электромобиля – как внешней, так и внутренней. В верхнем правом углу этого экрана – иконка в виде шестерёнки, касание которой открывает две дополнительные настройки: автоматическое включение фар после выхода водителя из машины и подсветку рулевого колеса. Зачем нужно было выносить эти пункты в отдельное меню, не понятно – притом что свободного места в основном разделе Lights предостаточно. В меню Locks можно изменить настройки блокировки и разблокировки дверей при разных сценариях – например, чтобы Model 3 автоматически открывалась при приближении владельца. Тут же – клавиша активации детского замка. Пункт меню Display содержит несколько доступных пользователю настроек отображения информации: выбор дневного, ночного или автоматического режимов, ползунок регулировки яркости экрана, выбор единиц измерения плюс режим Screen Clean Mode, который попросту отключает экран, переводя его в спящий режим. В верхнем правом углу меню Display за уже знакомой нам шестерёнкой спрятаны дополнительные настройки: активация автоматической регулировки яркости экрана, выбор формата отображения времени (12 ч / 24 ч) и предпочтительного способа индикации оставшегося заряда батареи. Экран Driving позволяет выбрать один из трёх режимов работы усилителя рулевого управления (что в первую очередь влияет на уровень отзывчивости и остроту руля). Чуть ниже можно изменить интенсивность рекуперативного торможения, включить режим Slip Start (чтобы, например, выбраться из сугроба), а также активировать режим Creep (когда при отпущенной педали тормоза электромобиль будет медленно двигаться вперёд – как авто с гидромеханической АКПП). Раздел Autopilot – это три быстрые настройки системы автопилота в основном разделе… плюс целый дополнительный экран, спрятанный в контекстном меню под «шестерёнкой». Safety & Security – это, разумеется, про безопасность. Отсюда можно активировать режим трансмиссии Parking (который намного удобнее включать при помощи правого подрулевого переключателя), выключить (чуть было не написал «заглушить»!..) электромобиль, а в дополнительном меню – включить или выключить звуковую сигнализацию, а также ограничить доступ к Model 3 через мобильное приложение. Наконец, последний пункт меню настройки электромобиля – Service. Тут всего три функции: сервисный режим стеклоочистителей, интерфейс регулировки положения фар и клавиша активации буксировочного режима. Меню настройки климат-контроля вызывается нажатием на значок вентилятора, расположенный внизу по центру экрана. Во всплывающем окне можно выбрать зону обдува, его интенсивность, активировать автоматический режим, включить кондиционер, ограничить забор воздуха «за бортом», а также включить подачу воздуха пассажирам второго ряда. В общем – все типичные функции, которые в обычных автомобилях вынесены на физические клавиши климат-контроля. Самое интересное тут – два дополнительных поля справа и слева от центрального окна… Настройка точного направления обдува в Model 3 происходит очень необычно: в специальном поле (раздельно для водителя и пассажира) можно задать системе климат-контроля виртуальную мишень, перетащив овал в нужное вам место. Например, в нижний правый угол, что будет означать, что воздух начнёт дуть вправо от вас и на уровне пояса. Также есть возможность разделить мишень на две – соответственно, на два потока. Правда, перемещать части двойной мишени порознь нельзя – только сразу две. Рассмотрим интерфейс связи смартфона с бортовой системой по Bluetooth-протоколу. Для этого предусмотрено отдельное окно с типичным функционалом. После создания пары «смартфон — электромобиль» можно воспользоваться интерфейсом системы для голосовых вызовов. Tesla предложит выбрать номер из последних контактов, набрать телефон на цифровой панели или пролистать записную книжку. А ещё можно воспользоваться голосовым управлением… которое в тестовом электромобиле было бесполезно: система понимает только английский язык и, обращаясь к записной книжке, способна вызывать только контакты, записанные на английском. И варианты Call “babushka” тут, разумеется, не работают. С воспроизведением музыкальных файлов с телефона никаких сложностей. А вот с радиостанциями – типичная для американских машин, предназначенных для внутреннего рынка США, проблема: приёмник воспринимает только станции с нечётными частотами. Впрочем, это, как и невозможность использования голосового управления, и неработающая eSIM, – вопрос перепрошивки системы. Напомню, что тестовый электромобиль был доукомплектован опционным пакетом Premium, одна из особенностей которого – улучшенная аудиосистема. И звучит она действительно хорошо! В меню настройки музыкальной системы можно воспользоваться простым пятиполосным эквалайзером, сместить баланс громкости, а также изменить объёмность звучания и активировать функцию автоматического изменения громкости в зависимости от скорости движения. А ещё в Model 3 есть… пасхалки (так называемые Easter Eggs)! Они спрятаны за информационным экраном «О вашей Tesla», который вызывается нажатием на логотип компании наверху посередине экрана. Одна из мини-игр – простой графический редактор. Очень мило, спасибо, Илон! Автопилот К великому сожалению, испытать автопилот Model 3 не получилось: короткие узкие улочки и вечерние московские пробки – не лучшее место для таких экзерсисов. А для выезда за город я и сопровождавший меня сотрудник Moscow Tesla Club были слишком ограничены во времени… Впрочем, об автопилоте есть что рассказать и так. По умолчанию функциональность системы ограничивается возможностью автоматического экстренного торможения и оповещением водителя о вероятности фронтального и бокового столкновений. Чтобы активировать более продвинутый автопилот (это опция), придётся доплатить $5 000 – тогда система будет автоматически следовать за разметкой, проходить повороты, менять полосы движения, самостоятельно выполнять параллельную и перпендикулярную парковки, а также активируется функция Summon. Последняя – это способность электромобиля без вашего участия прибывать туда, где вы находитесь (например, чтобы подобрать вас из-под навеса во время ливня, если вы забыли в авто зонтик). Машина по вызову! Поскольку тестовая Model 3 имеет автопилот, «прокачанный» до второго уровня, система способна самостоятельно парковать электромобиль. Что, конечно, совсем не уникальная особенность Tesla – такие манёвры сегодня способны выполнять многие, даже весьма бюджетные авто. Автоматическая парковка Model 3 происходит так: Дополнительно возможна активация полного набора беспилотных функций, при которой участие водителя в управлении электромобилем сводится к простому вводу данных в навигационную систему – и машина самостоятельно довезёт вас до пункта назначения, где аккуратно припаркуется и пожелает хорошего дня. Пока этот уровень автопилота находится на стадии разработки. Все эти чудеса науки и техники стали возможны благодаря использованию высокопроизводительного суперкомпьютера от компании NVIDIA, которая уже не первый год сотрудничает с Tesla. Подробнее о платформе NVIDIA Drive можно прочитать по ссылкам:
Получая данные с многочисленных камер и датчиков, система NVIDIA в режиме реального времени оценивает дорожную ситуацию и адаптируется к меняющемуся окружению. О том, что происходит «в голове» у компьютера в каждый момент, можно понять из этого видео: ⇡#На ходуТехнологии технологиями, но мы все знаем, что электромобили Tesla – это ещё и зажигательные драйверские машины, с впечатляющей разгонной динамикой и острой управляемостью. Что всегда выгодно отличало модели американского концерна от подавляющего большинства электрокаров в мире, способных только печально и беззвучно ползать по городским закоулкам. Не растеряла ли Model 3 фирменный огонёк?.. Нисколько! Даже напротив: на ходу новинка Tesla ощущается азартнее и живее, чем более мощная (и тяжёлая) Model S! И это несмотря на меньшую производительность электродвигателя и, соответственно, худшую динамику разгона. В топовой комплектации новинка способна разменять первую сотню километров в час за 5,1 с, что на пару секунд медленнее, чем это сделает модель S… Но, поверьте, это по-прежнему очень и очень быстро. Ощущение от интенсивного разгона такое, будто сзади активировался твердотопливный ракетный ускоритель с неиссякаемой лавиной тяги… Ни разрыва потока мощности при переключениях передач (их тут попросту нет!), ни провала характеристик на определённых оборотах (у электромотора всегда и везде идеальная ровная «полка» крутящего момента), ни утяжелённого дыхания ДВС, упирающегося в ограничитель оборотов, – просто Тяга с большой буквы. Особенно впечатляет, когда нажимаешь на педаль, например, на 80 км/ч – и электромобиль с такой прытью набирает скорость, что сначала по инерции бьёшься затылком об подголовник, а после – пытаешься хоть немного отлипнуть от кресла, куда вдавливает с такой силой, будто на тебя упал грузовой лифт. Из доступного простым смертным испытать такое можно, например, за рулём 200-сильного спортбайка, где соотношение «мощность — масса» уже превысило один к одному. Но супербайком ещё нужно уметь управлять… а «покорение» Tesla Model 3 доступно любому благоразумному водителю. Настройка ходовой части у Model 3 явно смещена в пользу острой управляемости и стабильности на высокой скорости. Так что расслабляющим комфортом тут и не пахнет: электромобиль жёсткий и в повадках весьма «нервный». Напомню, что в отличие от Model S тут нет пневмоподвески, поэтому Model 3 нельзя сделать ни мягче, ни жёстче – эта машина такая, какая она есть. Как ни странно, производитель не предусмотрел возможность переключения ездовых режимов, влияющих на уровень отдачи мощности мотора и скорость реакции установки на нажатие педали газа. Из всех доступных водителю регулировок, которые хоть как-то меняют повадки Model 3, – уже упомянутые несколько режимов работы усилителя рулевого управления и пара уровней интенсивности рекуперативного торможения. К слову, о торможении: как и все электромобили, новинка Tesla замедляется очень динамично даже без использования педали тормоза, после нажатия которой Model 3 будто врезается в бетонный блок! Пожалуй, главный вопрос, мучивший меня до начала теста, – удобно ли на ходу пользоваться 15-дюймовым экраном центральной панели, считывая показания приборов, а также взаимодействуя с системой климат-контроля и аудиосистемой? И, боюсь, однозначного ответа у меня нет до сих пор. С одной стороны – к подобной логике управления системами электромобиля можно привыкнуть. Тем более что важнейшие функции привязаны к отдельным кнопкам на панели. С другой – не могу сказать, что тыкать пальцами в плоский экран на ходу удобнее, чем нащупывать физические кнопки в салоне и считывать показания традиционных приборов перед глазами. Думаю, компания Tesla просто хотела продемонстрировать, что ещё можно изобрести велосипед, – и постаралась сделать это как можно оригинальнее и смелее. Что-то удалось – как, например, очень необычная, но тем не менее удобная система управления климат-контролем с прицельными зонами обдува. Что-то не очень – например, необходимость пользоваться сенсорной панелью для переключения режимов работы стеклоочистителей… В любом случае – тут ещё явно есть над чем поработать. ⇡#ЗаключениеТак случилась ли с дебютом Tesla Model 3 долгожданная электромобильная революция, которую человечеству пророчат уже не первое пятилетие? В России – точно нет. Но в США у новинки Tesla есть все шансы серьёзно потеснить машины с ДВС! Собственно, все слагаемые бестселлера налицо: красивый дизайн, приличный запас хода, оригинальные технические решения, развитая сеть зарядных станций, возможность быстрой зарядки (от терминала Supercharger заряд батареи Model 3 за полчаса пополнится на 200 км пробега!), низкая стоимость обслуживания и содержания, продвинутый автопилот (пусть и за дополнительную плату), исключительная безопасность и, конечно, вполне приемлемая цена. Российская действительность, разумеется, вносит свои коррективы в радужный букет достоинств нового седана Tesla: ни особо доступной цены (в чём «заслуга» заботливого государства, не делающего никаких скидок при таможенной очистке электромобилей), ни достаточного количества зарядных станций (ради интереса можете изучить интерактивную карту на www.plugshare.com – и увидите, насколько ничтожно мало их в России), ни низкой стоимости содержания (поскольку мощность двигателя тут выше 250 л. с. и никаких поблажек в отношении электромобилей не предусмотрено, владелец Model 3 автоматически «попадает» на транспортный налог – около 40 000 руб.)… Так что даже самая дешёвая Tesla в России – это красивый и необычный аксессуар состоятельного человека, а не доступный экотранспорт студента технологического университета. Model 3 – смелая попытка компании Tesla перезапустить мировой рынок электромобилей и, если угодно, «электрокар 2.0». Если абстрагироваться от специфики локальных рынков и оценить модель в целом, то попытка явно удачная. Несмотря на меньшую стоимость и некоторые упрощения конструкции по сравнению со «старшей» Model S, новинка Tesla лично мне кажется интереснее и привлекательнее. И, судя по рекордному количеству заказов на Model 3 в США, я далеко не единственный, кто так думает. А пока – ждём прибытия в Россию базовой версии электромобиля, который, надеюсь, получится потестировать подольше и в более разнообразных условиях. Электромобиль для теста предоставлен компанией Moscow Tesla Club, www.moscowteslaclub.ru.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|