Сегодня 23 октября 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Цифровой автомобиль

Обзор Tesla Model 3. Электромобиль: перезагрузка

⇣ Содержание

При всей неоднозначности Илона Маска нельзя не согласиться, что смелости и оригинальности ему не занимать. А ещё, конечно, умения преподнести и продать свой товар, чему у компании Tesla стоит поучиться многим автопроизводителям. И презентация Model 3 – ещё один тому пример.

Официальный дебют серийной машины состоялся 31 марта 2016 года на заводе Tesla во Фримонте, где перед сценой, с которой вещал Маск, собрались тысячи зрителей. Изображение с проектора выводилось прямо на одну из стен фабрики, а сам проектор был запитан… от Model 3! И не важно, что почти вся массовка состояла из сотрудников Tesla и журналистов – шоу в любом случае удалось. Да и ажиотаж по случаю выхода новинки поднялся нешуточный: в первые же сутки после открытия предзаказа машины было зарезервировано 180 000 экземпляров! На минуточку – это больше, чем компания Tesla продала всех электромобилей за всю свою историю! За две недели были забронированы около 370 000 седанов Model 3, которые тогда ещё даже не запустили в массовое производство… Ничего не напоминает? Прежде подобная потребительская истерия в США случалась в основном по случаю выхода нового смартфона, но Маск сумел сгенерировать этот импульс и в отношении электромобиля. Так в чём секрет?

Одна из главных причин – это, конечно, цена. То, что уже сегодня электромобиль способен заменить авто с ДВС, – далеко не новость, и дебютировавшие несколько лет назад Tesla Model S и Model X это доказали. Запас хода, разгонная динамика, комфорт, дизайн и безопасность – тут всё на высоком уровне. Как и цена: в США базовая версия Model S оценивается в $74 500, кроссовер X ещё немного дороже – $79 500. Просто для ориентира, на чьём поле играют машины Tesla: за $75 000 в Северной Америке можно купить новый представительский Lexus LS, а за $79 900 – гибридный Porsche Cayenne. Другими словами – дорого, богато и далеко не для всех. Новую же Model 3 Илон Маск обещал сделать доступной. И он почти сдержал слово! Почти…

Базовая стоимость новинки Tesla в США – $35 000, что всего на $3 600 больше, чем просят официальные дилеры Ford за гибридный Fusion (в Европе и России эта модель известна под именем Mondeo). Правда, стандартная версия Model 3 пока недоступна даже в Америке – продажи стартовали с топовой модификации Long Range (запас хода 499 км, 0-100 км/ч за 5,2 с, макс. скорость — 225 км/ч), доукомплектованной пакетом опций Premium. И тестовая машина, любезно предоставленная для знакомства импортёром электромобилей марки Tesla в России, компанией Moscow Tesla Club, была именно в таком варианте. Цена этой версии – около $60 000 в США, что, конечно, по-прежнему немало. Впрочем, старт продаж «народной» модификации (запас хода 354 км, 0-100 км/ч за 5,8 с, макс. скорость 210 км/ч) уже не за горами: поставки ожидаются в начале 2019 года.

В России с ценами на Model 3 следующая ситуация. На сегодняшний день ориентировочная стоимость Tesla Model 3 в нашей стране составляет от 3,5 млн руб. (версия Standard) до 5,5 млн. руб. (версия Long Range с пакетом дополнительных опций) – сюда включены стоимость доставки, таможенные платежи и прочие сборы. Оформить заказ на Tesla Model 3 можно в офисе Moscow Tesla Club на Кутузовском пр., 32, либо на сайте www.TeslaModel3.ru. При этом потребуется предоплата в 145 000 руб. (это залог для производителя, а также плата за услуги по доставке электромобиля в Россию).

Что нового?

Почти всё! Вопреки расхожему мнению, Model 3 не имеет почти ничего общего с Model S – это совершенно разные электромобили, у которых намного больше различий, чем сходства. Причём как в мелочах вроде дверных ручек, кнопок открытия дверей и салонного зеркала заднего вида, так и в конструкции всех основных частей и элементов. Так, например, у Model 3 полностью новый электромотор, который даже работает по другому принципу, нежели у «эски». Новинка получила бесщеточный двигатель на постоянных магнитах, тогда как «старшая» модель оснащается асинхронной установкой. По словам Константиноса Ласкариса, ведущего инженера-конструктора этого мотора, переход на постоянные магниты был сделан ради удешевления производства и повышения его эффективности – чтобы удержать начальную стоимость Model 3 на уровне заявленных Маском $35 000. При этом по скоростным и динамическим характеристикам новинка Tesla не сильно проигрывает Model S: в версии Long Range «тройка» разгоняется до 100 км/ч за 5,1 с и способна развить максимальную скорость 225 км/ч!

Иная тут и технология изготовления кузова: если у Model S кузов целиком алюминиевый, то у новинки – наполовину стальной (тоже, надо полагать, для снижения стоимости производства). А ещё у Model 3 нет полного привода (хотя в будущем Tesla обещает выпустить и такую версию «трёшки») и пневмоподвески – причём последней нет даже в списке опций.

Редкие кадры — Tesla Model 3 снизу! Обратите внимание на пластиковые верхние рычаги передней подвески на 5:03.

По традиции компания Tesla почти не раскрывает информацию о техническом устройстве своего электромобиля – ни схем, ни тем более чертежей, ни просто точных данных. Известно, что мощность двигателя около 260 л. с., что размеры новинки почти как у Mercedes-Benz C-Klasse (4694 × 2088 × 1443 мм, колёсная база – 2875 мм, дорожный просвет – 140 мм) и что снаряжённая масса электромобиля – примерно 1,7 т. Собственно, всё. Остальное, по мнению Маска, вам знать не обязательно (да и то, что перечислено выше, – тоже излишне, и на официальном сайте Tesla есть не все эти цифры).

#Экстерьер

Разумеется, Model 3 привлекательна не только сравнительно доступной ценой, и отнюдь не только поэтому компания Tesla получила столько заказов на ещё не выпущенные электромобили. Ведь новинка американского концерна – очень особенная, во многом уникальная и… «неправильная», внесистемная модель. Изобилуя необычными техническими решениями и дизайнерскими находками – пусть местами и весьма спорными, Model 3 как будто бросает вызов всему рынку легковых автомобилей. И хотя больше всего это, конечно, заметно за рулём электромобиля, о чём чуть ниже, экстерьер машины также заставляет многих прохожих остановиться и крепко задуматься.

Спереди обращает на себя внимание отсутствие решётки радиатора, что на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания невозможно в принципе. И хотя у Tesla всё же есть радиатор, связанный с системой охлаждения батарейных блоков, ему не требуется такой интенсивный обдув, а потому и привычная нам решётка оказалась не нужна. Выглядит, надо сказать, странно! Причём если у Model S была хотя бы узкая декоративная прорезь под капотом, то у Model 3 – просто глухой пластик с неожиданно острой гранью, задающей необычную форму переднего бампера.

Такая форма бампера – не прихоть дизайнера (по крайней мере, не только), а результат колоссальной работы, которую проделали инженеры Tesla, чтобы максимально снизить коэффициент лобового сопротивления. И хотя в итоге добиться желанного Маском показателя Cx=0,21 всё-таки не удалось, Model 3 всё равно одна из самых аэродинамически эффективных серийных машин в мире — Cx=0,23.

Ещё одна интересная черта дизайна Model 3 – скрытые дверные ручки. Как и у Model S, в состоянии покоя они не выступают за пределы плоскости двери, однако механизм их актуации у новинки Tesla выполнен не как у «старшей» модели: у «трёшки» при нажатии на один край ручки противоположный выдвигается – по принципу качелей. Дальше нужно чуть потянуть рычаг на себя – и дверь открывается. И хотя это не know-how компании Tesla (такой же механизм использовался, например, на суперкаре Aston Martin Vantage), всё равно весьма оригинально. Пусть и не особо удобно, если честно.

Кстати, ключа зажигания у электромобиля Tesla нет – как нет и замочной скважины ни на одной двери. Открыть Model 3 можно двумя способами: при помощи специального приложения, которое привязывается к смартфону владельца, либо посредством чип-карты, которую нужно приложить к центральной стойке. Поскольку у тестового электромобиля уже есть хозяин в России, испытать приложение по понятным причинам не удалось – для этого как минимум пришлось бы забирать у владельца его смартфон.

Разъём для подключения зарядной станции расположен сзади слева и открывается через меню приборной панели.

Уже в базовой комплектации Model 3 оснащается всем необходимым оборудованием для работы фирменного автопилота Tesla. А это целый шпионский комплекс из восьми камер, фронтального радара и ультразвуковых датчиков. Две камеры спрятаны в центральных стойках, ещё две – сразу за арками передних колёс, в декоративных накладках, одна – сзади, над номерным знаком, и три – под лобовым стеклом, перед зеркалом заднего вида.

Поскольку у Model 3 нет двигателя внутреннего сгорания, который обычно занимает всё пространство под капотом, там у новинки Tesla небольшой, но полезный багажник. Как почти всё в этом электромобиле, он открывается нажатием соответствующей кнопки на экране центральной панели.

Само собой, есть у Model 3 и задний багажник – причём весьма вместительный, да ещё и с глубоким подпольем. Суммарный объём переднего и заднего «рундуков» составляет приличные 425 л – примерно столько же, кстати, и у Mercedes-Benz C-класса.

В целом дизайн новинки получился гармоничным. И хотя с некоторых ракурсов Model 3 напоминает Porsche, у электромобиля есть свой уникальный узнаваемый стиль, характерный и для других моделей Tesla. И конечно, не могу не отметить впечатляющую проработку деталей – видно, что дизайнеры играли не последнюю роль в команде разработчиков.

Интерьер

Абсолютное царство минимализма! У Model 3 настолько пустой (в хорошем смысле слова) и простой интерьер, что даже не верится, что это салон серийного электромобиля, а не очередная фантазия футуристов, облечённая в причудливый выставочный прототип. Собственно, в интерьере финальной версии электромобиля Tesla реализованы почти все задумки, которые Илон Маск демонстрировал во время ранних анонсов Model 3. Довести эти идеи до конвейера – действительно смелый шаг!

Скажу больше: именно салон и полностью пересмотренный принцип управления всеми бортовыми системами машины – главное новшество и революция Model 3. Уверен, не все водители смогут принять это и привыкнуть… но молодёжь, которой во многом и адресована новинка Tesla, наверняка полюбит этот «цифровой аскетизм» с огромным 15-дюймовым «планшетом» по центру передней панели.

Первое, на что обращаешь внимание, попадая за руль Model 3, здесь нет приборов перед водителем! Немного оглядевшись, понимаешь, что нет тут и привычных воздуховодов системы климат-контроля, а заодно – и вообще никаких клавиш или кнопок на передней панели. Из всех доступных водителю органов управления – рулевое колесо с двумя симметрично расположенными колёсиками-джойстиками и парой подрулевых переключателей, блок клавиш на дверной ручке и уже упомянутый большой сенсорный экран по центру панели. Именно этот «телевизор» и есть ключевой инструмент управления всеми многочисленными функциями Tesla Model 3. Впрочем, подробнее о нём – в соответствующей главе материала.

Руль у Model 3 на удивление простой и без особых изысков. Хотя в таком интерьере я лично не удивился бы и разомкнутому штурвалу, как в реактивных самолётах… Как ни странно, подогрева руля нет даже в топовой комплектации.

На правой и левой спицах рулевого колеса расположены необычные джойстики, которые в зависимости от выбранного на центральной панели меню настройки выполняют разные функции. Даже регулировка положения самого руля или боковых зеркал – тоже при помощи их! Джойстики сделаны по принципу колёсика компьютерной мышки: свободно вращающийся диск, который также можно качать вправо и влево, когда каждый качок как нажатие кнопки. Поначалу непривычно, но на самом деле удобно!

Традиционных дверных ручек, потянув за которые можно выбраться из машины, внутри Model 3 нет – двери открываются кнопками, расположенными на боковых «перилах».

Ниже – обычные кнопки стеклоподъёмников. Перед ними, за поручнем, – замаскированная под продолжение панели крупная клавиша экстренного открытия двери, которая связана с замком обычным тросом. Производитель не рекомендует пользоваться этим рычагом при обычном использовании электромобиля – и после каждого «несанкционированного» открывания двери этой клавишей бортовой компьютер напомнит, что не стоит злоупотреблять устаревшей механикой.

Напомню, что тестовый электромобиль был в топовой на сегодня версии с полным набором совсем не бесплатных опций – в том числе и с кожаными сиденьями (в стандартной комплектации Model 3 будет с тканевой обивкой кресел). Регулировку положения кресел по старинке доверили клавишам на самих сиденьях и не стали прятать эту настройку в дебри меню центральной панели.

Перед передним пассажиром притаился небольшой бардачок – без ручки, клавиши или кнопки. Догадались, как открывается этот перчаточный ящик?.. Именно – дистанционно, с сенсорной панели.

Центральная консоль между водителем и пассажиром предлагает на удивление много места для хранения всякой мелочёвки: тут и большой бокс под подлокотником, и два подстаканника, и глубокий «трюм» под дисплеем бортовой системы, и специальная полочка для смартфонов. Я бы даже сказал, весьма неожиданно получить столько грузового пространства в таком футуристическом автомобиле – будто оказался на переднем сиденье семейного универсала, а не в hi-tech-электрокаре.

Отдельное спасибо инженерам Tesla за просторную площадку для смартфона. Вернее, для двух смартфонов, причём больших: мой Meizu Pro 5 с 5,7-дюймовым экраном вольготно разместился на прорезиненной откидной полочке – и рядом осталось ещё достаточно места, чтобы уложить как минимум такой же девайс.

Интересная особенность этой полочки – возможность вывести к смартфонам кабели питания, для чего в площадке разумно предусмотрены два отверстия, а в ящике снизу – два USB-разъёма. Просто и удобно!

А откуда же дует воздух системы кондиционирования, спросите вы? Без подсказки догадаться сложно: охлаждённый или нагретый воздух подаётся через длинную щель на передней панели. Вернее, через две щели: одна при помощи вентиляторов и подвижных лопаток направляет поток горизонтально, вторая, расположенная рядом с первой, – вертикально. Соответственно, раздельно изменяя интенсивность вертикального и горизонтального обдува, система прицельно направляет воздух именно туда, куда вы укажете на сенсорной панели! При этом поток также можно разделить на два (раздельно для водителя и пассажира).

У Model 3 крыша с панорамным остеклением – смотрится очень здорово!

Сзади весьма просторно: приличное расстояние до передних сидений, ровный пол, есть широкий центральный подлокотник с двумя подстаканниками. Разумеется, это не представительский класс и не внедорожник, но для своего формата Model 3 достаточно вместительная. Сиденья, кстати, можно сложить, чтобы разместить в багажнике длинный груз. Однако стоит учитывать, что новинка Tesla – не хетчбэк, и при сложенном втором ряде низкое заднее стекло «съедает» много полезного пространства.

Из всех «излишеств», доступных пассажирам на «галёрке», – два порта USB и классические дефлекторы воздуховодов. Органов управления для изменения температуры воздуха и интенсивности обдува тут нет – это регулирует водитель или пассажир спереди.

Система

Ключевой (и единственный) инструмент системы управления почти всеми функциями Tesla Model 3, а заодно информационный, развлекательный, навигационный и коммуникационный центр электромобиля – уже не раз упомянутая 15-дюймовая панель. Сенсорный экран тут ёмкостного типа, очень отзывчивый, быстрый и приятный в использовании. Разрешение дисплея составляет 1920 × 1200 точек, что при его диагонали обеспечивает плотность пикселей 151 ppi.

Пользовательский интерфейс явно выполнен с оглядкой на iOS: похожие светлые тона, простые двухмерные иконки, характерные переключатели-ползунки с округлыми краями, даже шрифт – и тот во многом напоминает «яблочный». Несмотря на обилие настроек, система Tesla Model 3 весьма дружелюбна и интуитивно понятна. Пока, правда, всё полностью на английском языке, что для кого-то может стать проблемой: напомню, что тестовый электромобиль был выпущен для внутреннего рынка США, а потому не подразумевает активацию русского языка.

Также, к сожалению, тестовый электромобиль не имел доступа к мобильному интернету, поскольку электронная SIM-карта этой версии Model 3 не предназначена для работы за пределами Соединённых Штатов. А потому о системе навигации, работе с картой и веб-контентом в новинке Tesla рассказать не смогу – эти функции были попросту недоступны.

Рабочий стол системы разделён на две неравные части: 1/3 экрана слева – это приборы, большинство из которых зафиксированы на своих местах, 2/3 правее – информационно-развлекательное поле, где по умолчанию всегда демонстрируется карта. Поверх неё в окнах могут отображаться экраны основного меню, мультимедиасистемы, изображение с камеры заднего вида, подсказки и предупреждения и пр.

Итак, левая часть экрана – так называемые приборы. Наверху отображается режим работы трансмиссии (на фото, соответственно, P – паркинг). Когда электромобиль движется, в верхнем левом углу экрана появляются показания спидометра – их достаточно хорошо видно даже боковым зрением, и можно контролировать скорость, не особо отвлекаясь от процесса управления. Рядом с индикатором режима трансмиссии – пиктограмма заряда аккумуляторного блока, сделанная в привычном всем нам формате горизонтально расположенной батарейки… как на смартфонах! Тут же указывается прогнозируемый запас хода. Ниже – изображение электромобиля сверху: когда Model 3 стоит на месте, отсюда можно открыть багажники и люк зарядного разъёма. Во время движения в режиме автопилота здесь отображается дистанция до ближайшего авто.

Чуть ниже – ряд иконок, при помощи которых можно включить камеру заднего вида (ей, кстати, удобно пользоваться на ходу как продвинутой версией салонного зеркала), открыть информационный экран системы питания двигателя, активировать голосовое управление, а также выбрать режим и скорость работы стеклоочистителей. При этом активация омывателя лобового стекла и включение одиночного маха поворотников – по старинке, подрулевым переключателем.

Здесь же, в нижней части левой трети экрана, спрятан трип-компьютер, который у Model 3 намного проще избыточно «умного» информационного центра Model S.

В самом «подвале», на чёрном фоне, ряд пиктограмм для быстрого доступа к наиболее востребованным функциям (слева направо): доступ в основное меню, включение обдува лобового стекла, активация обогрева заднего стекла, включение подогрева водительского сиденья, выбор температуры воздуха для зоны водителя, вызов меню климат-контроля, выбор температуры воздуха для зоны пассажира, включение подогрева сиденья пассажира, вызов меню мультимедиасистемы, вызов меню работы со смартфоном, изменение громкости мультимедиасистемы.

Подробно изучим возможности меню. Первый экран – быстрая настройка Quick Controls. Отсюда можно отрегулировать положение руля и боковых зеркал, выбрать режим работы фар и активировать противотуманные фары, сложить зеркала, заблокировать стеклоподъёмники, изменить яркость экрана, а также открыть бардачок перед передним пассажиром. Причём последняя функция доступна на всех экранах настройки, поскольку её иконка зафиксирована.

Раздел Lights полностью посвящён настройке светотехники электромобиля – как внешней, так и внутренней. В верхнем правом углу этого экрана – иконка в виде шестерёнки, касание которой открывает две дополнительные настройки: автоматическое включение фар после выхода водителя из машины и подсветку рулевого колеса. Зачем нужно было выносить эти пункты в отдельное меню, не понятно – притом что свободного места в основном разделе Lights предостаточно.

В меню Locks можно изменить настройки блокировки и разблокировки дверей при разных сценариях – например, чтобы Model 3 автоматически открывалась при приближении владельца. Тут же – клавиша активации детского замка.

Пункт меню Display содержит несколько доступных пользователю настроек отображения информации: выбор дневного, ночного или автоматического режимов, ползунок регулировки яркости экрана, выбор единиц измерения плюс режим Screen Clean Mode, который попросту отключает экран, переводя его в спящий режим. В верхнем правом углу меню Display за уже знакомой нам шестерёнкой спрятаны дополнительные настройки: активация автоматической регулировки яркости экрана, выбор формата отображения времени (12 ч / 24 ч) и предпочтительного способа индикации оставшегося заряда батареи.

Экран Driving позволяет выбрать один из трёх режимов работы усилителя рулевого управления (что в первую очередь влияет на уровень отзывчивости и остроту руля). Чуть ниже можно изменить интенсивность рекуперативного торможения, включить режим Slip Start (чтобы, например, выбраться из сугроба), а также активировать режим Creep (когда при отпущенной педали тормоза электромобиль будет медленно двигаться вперёд – как авто с гидромеханической АКПП).

Раздел Autopilot – это три быстрые настройки системы автопилота в основном разделе… плюс целый дополнительный экран, спрятанный в контекстном меню под «шестерёнкой».

Safety & Security – это, разумеется, про безопасность. Отсюда можно активировать режим трансмиссии Parking (который намного удобнее включать при помощи правого подрулевого переключателя), выключить (чуть было не написал «заглушить»!..) электромобиль, а в дополнительном меню – включить или выключить звуковую сигнализацию, а также ограничить доступ к Model 3 через мобильное приложение.

Наконец, последний пункт меню настройки электромобиля – Service. Тут всего три функции: сервисный режим стеклоочистителей, интерфейс регулировки положения фар и клавиша активации буксировочного режима.

Меню настройки климат-контроля вызывается нажатием на значок вентилятора, расположенный внизу по центру экрана. Во всплывающем окне можно выбрать зону обдува, его интенсивность, активировать автоматический режим, включить кондиционер, ограничить забор воздуха «за бортом», а также включить подачу воздуха пассажирам второго ряда. В общем – все типичные функции, которые в обычных автомобилях вынесены на физические клавиши климат-контроля. Самое интересное тут – два дополнительных поля справа и слева от центрального окна…

Настройка точного направления обдува в Model 3 происходит очень необычно: в специальном поле (раздельно для водителя и пассажира) можно задать системе климат-контроля виртуальную мишень, перетащив овал в нужное вам место. Например, в нижний правый угол, что будет означать, что воздух начнёт дуть вправо от вас и на уровне пояса. Также есть возможность разделить мишень на две – соответственно, на два потока. Правда, перемещать части двойной мишени порознь нельзя – только сразу две.

Рассмотрим интерфейс связи смартфона с бортовой системой по Bluetooth-протоколу. Для этого предусмотрено отдельное окно с типичным функционалом.

После создания пары «смартфон — электромобиль» можно воспользоваться интерфейсом системы для голосовых вызовов. Tesla предложит выбрать номер из последних контактов, набрать телефон на цифровой панели или пролистать записную книжку. А ещё можно воспользоваться голосовым управлением… которое в тестовом электромобиле было бесполезно: система понимает только английский язык и, обращаясь к записной книжке, способна вызывать только контакты, записанные на английском. И варианты Call “babushka” тут, разумеется, не работают.

С воспроизведением музыкальных файлов с телефона никаких сложностей. А вот с радиостанциями – типичная для американских машин, предназначенных для внутреннего рынка США, проблема: приёмник воспринимает только станции с нечётными частотами. Впрочем, это, как и невозможность использования голосового управления, и неработающая eSIM, – вопрос перепрошивки системы.

Напомню, что тестовый электромобиль был доукомплектован опционным пакетом Premium, одна из особенностей которого – улучшенная аудиосистема. И звучит она действительно хорошо! В меню настройки музыкальной системы можно воспользоваться простым пятиполосным эквалайзером, сместить баланс громкости, а также изменить объёмность звучания и активировать функцию автоматического изменения громкости в зависимости от скорости движения.

А ещё в Model 3 есть… пасхалки (так называемые Easter Eggs)! Они спрятаны за информационным экраном «О вашей Tesla», который вызывается нажатием на логотип компании наверху посередине экрана. Одна из мини-игр – простой графический редактор. Очень мило, спасибо, Илон!

Автопилот

К великому сожалению, испытать автопилот Model 3 не получилось: короткие узкие улочки и вечерние московские пробки – не лучшее место для таких экзерсисов. А для выезда за город я и сопровождавший меня сотрудник Moscow Tesla Club были слишком ограничены во времени… Впрочем, об автопилоте есть что рассказать и так.

По умолчанию функциональность системы ограничивается возможностью автоматического экстренного торможения и оповещением водителя о вероятности фронтального и бокового столкновений. Чтобы активировать более продвинутый автопилот (это опция), придётся доплатить $5 000 – тогда система будет автоматически следовать за разметкой, проходить повороты, менять полосы движения, самостоятельно выполнять параллельную и перпендикулярную парковки, а также активируется функция Summon. Последняя – это способность электромобиля без вашего участия прибывать туда, где вы находитесь (например, чтобы подобрать вас из-под навеса во время ливня, если вы забыли в авто зонтик). Машина по вызову!

Поскольку тестовая Model 3 имеет автопилот, «прокачанный» до второго уровня, система способна самостоятельно парковать электромобиль. Что, конечно, совсем не уникальная особенность Tesla – такие манёвры сегодня способны выполнять многие, даже весьма бюджетные авто. Автоматическая парковка Model 3 происходит так:

Дополнительно возможна активация полного набора беспилотных функций, при которой участие водителя в управлении электромобилем сводится к простому вводу данных в навигационную систему – и машина самостоятельно довезёт вас до пункта назначения, где аккуратно припаркуется и пожелает хорошего дня. Пока этот уровень автопилота находится на стадии разработки.

Все эти чудеса науки и техники стали возможны благодаря использованию высокопроизводительного суперкомпьютера от компании NVIDIA, которая уже не первый год сотрудничает с Tesla. Подробнее о платформе NVIDIA Drive можно прочитать по ссылкам:

Получая данные с многочисленных камер и датчиков, система NVIDIA в режиме реального времени оценивает дорожную ситуацию и адаптируется к меняющемуся окружению. О том, что происходит «в голове» у компьютера в каждый момент, можно понять из этого видео:

#На ходу

Технологии технологиями, но мы все знаем, что электромобили Tesla – это ещё и зажигательные драйверские машины, с впечатляющей разгонной динамикой и острой управляемостью. Что всегда выгодно отличало модели американского концерна от подавляющего большинства электрокаров в мире, способных только печально и беззвучно ползать по городским закоулкам. Не растеряла ли Model 3 фирменный огонёк?..

Нисколько! Даже напротив: на ходу новинка Tesla ощущается азартнее и живее, чем более мощная (и тяжёлая) Model S! И это несмотря на меньшую производительность электродвигателя и, соответственно, худшую динамику разгона. В топовой комплектации новинка способна разменять первую сотню километров в час за 5,1 с, что на пару секунд медленнее, чем это сделает модель S… Но, поверьте, это по-прежнему очень и очень быстро.

Ощущение от интенсивного разгона такое, будто сзади активировался твердотопливный ракетный ускоритель с неиссякаемой лавиной тяги… Ни разрыва потока мощности при переключениях передач (их тут попросту нет!), ни провала характеристик на определённых оборотах (у электромотора всегда и везде идеальная ровная «полка» крутящего момента), ни утяжелённого дыхания ДВС, упирающегося в ограничитель оборотов, – просто Тяга с большой буквы. Особенно впечатляет, когда нажимаешь на педаль, например, на 80 км/ч – и электромобиль с такой прытью набирает скорость, что сначала по инерции бьёшься затылком об подголовник, а после – пытаешься хоть немного отлипнуть от кресла, куда вдавливает с такой силой, будто на тебя упал грузовой лифт. Из доступного простым смертным испытать такое можно, например, за рулём 200-сильного спортбайка, где соотношение «мощность — масса» уже превысило один к одному. Но супербайком ещё нужно уметь управлять… а «покорение» Tesla Model 3 доступно любому благоразумному водителю.

Настройка ходовой части у Model 3 явно смещена в пользу острой управляемости и стабильности на высокой скорости. Так что расслабляющим комфортом тут и не пахнет: электромобиль жёсткий и в повадках весьма «нервный». Напомню, что в отличие от Model S тут нет пневмоподвески, поэтому Model 3 нельзя сделать ни мягче, ни жёстче – эта машина такая, какая она есть.

Как ни странно, производитель не предусмотрел возможность переключения ездовых режимов, влияющих на уровень отдачи мощности мотора и скорость реакции установки на нажатие педали газа. Из всех доступных водителю регулировок, которые хоть как-то меняют повадки Model 3, – уже упомянутые несколько режимов работы усилителя рулевого управления и пара уровней интенсивности рекуперативного торможения. К слову, о торможении: как и все электромобили, новинка Tesla замедляется очень динамично даже без использования педали тормоза, после нажатия которой Model 3 будто врезается в бетонный блок!

Пожалуй, главный вопрос, мучивший меня до начала теста, – удобно ли на ходу пользоваться 15-дюймовым экраном центральной панели, считывая показания приборов, а также взаимодействуя с системой климат-контроля и аудиосистемой? И, боюсь, однозначного ответа у меня нет до сих пор. С одной стороны – к подобной логике управления системами электромобиля можно привыкнуть. Тем более что важнейшие функции привязаны к отдельным кнопкам на панели. С другой – не могу сказать, что тыкать пальцами в плоский экран на ходу удобнее, чем нащупывать физические кнопки в салоне и считывать показания традиционных приборов перед глазами. Думаю, компания Tesla просто хотела продемонстрировать, что ещё можно изобрести велосипед, – и постаралась сделать это как можно оригинальнее и смелее. Что-то удалось – как, например, очень необычная, но тем не менее удобная система управления климат-контролем с прицельными зонами обдува. Что-то не очень – например, необходимость пользоваться сенсорной панелью для переключения режимов работы стеклоочистителей… В любом случае – тут ещё явно есть над чем поработать.

#Заключение

Так случилась ли с дебютом Tesla Model 3 долгожданная электромобильная революция, которую человечеству пророчат уже не первое пятилетие? В России – точно нет. Но в США у новинки Tesla есть все шансы серьёзно потеснить машины с ДВС! Собственно, все слагаемые бестселлера налицо: красивый дизайн, приличный запас хода, оригинальные технические решения, развитая сеть зарядных станций, возможность быстрой зарядки (от терминала Supercharger заряд батареи Model 3 за полчаса пополнится на 200 км пробега!), низкая стоимость обслуживания и содержания, продвинутый автопилот (пусть и за дополнительную плату), исключительная безопасность и, конечно, вполне приемлемая цена.

Российская действительность, разумеется, вносит свои коррективы в радужный букет достоинств нового седана Tesla: ни особо доступной цены (в чём «заслуга» заботливого государства, не делающего никаких скидок при таможенной очистке электромобилей), ни достаточного количества зарядных станций (ради интереса можете изучить интерактивную карту на www.plugshare.com – и увидите, насколько ничтожно мало их в России), ни низкой стоимости содержания (поскольку мощность двигателя тут выше 250 л. с. и никаких поблажек в отношении электромобилей не предусмотрено, владелец Model 3 автоматически «попадает» на транспортный налог – около 40 000 руб.)… Так что даже самая дешёвая Tesla в России – это красивый и необычный аксессуар состоятельного человека, а не доступный экотранспорт студента технологического университета.

Model 3 – смелая попытка компании Tesla перезапустить мировой рынок электромобилей и, если угодно, «электрокар 2.0». Если абстрагироваться от специфики локальных рынков и оценить модель в целом, то попытка явно удачная. Несмотря на меньшую стоимость и некоторые упрощения конструкции по сравнению со «старшей» Model S, новинка Tesla лично мне кажется интереснее и привлекательнее. И, судя по рекордному количеству заказов на Model 3 в США, я далеко не единственный, кто так думает. А пока – ждём прибытия в Россию базовой версии электромобиля, который, надеюсь, получится потестировать подольше и в более разнообразных условиях.

Электромобиль для теста предоставлен компанией Moscow Tesla Club, www.moscowteslaclub.ru.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
«Жидкое стекло» Apple можно будет заматировать: представлена нова бета iOS 26.1 12 мин.
Сервисы AWS упали второй раз за день — тысячи сайтов по всему миру снова недоступны 8 ч.
Fujitsu влила £280 млн в британское подразделение в преддверии выплат компенсаций жертвам багов в её ПО Horizon 8 ч.
Календарь релизов 20 – 26 октября: Ninja Gaiden 4, Painkiller, Dispatch и VTM – Bloodlines 2 8 ч.
В Windows сломалась аутентификация по смарт-картам после октябрьских обновлений — у Microsoft есть временное решение 9 ч.
Вместо Majesty 3: российские разработчики выпустили в Steam амбициозную фэнтезийную стратегию Lessaria: Fantasy Kingdom Sim 9 ч.
Слухи: Лана Дель Рей исполнит заглавную песню для «Джеймса Бонда», но не в кино, а в игре от создателей Hitman 10 ч.
Зов сердца: разработчики Dead Cells объяснили, почему вместо Dead Cells 2 выпустили Windblown 11 ч.
Adobe запустила фабрику ИИ-моделей, заточенных под конкретный бизнес 11 ч.
Китай обвинил США в кибератаках на Национальный центр службы времени — это угроза сетям связи, финансовым системам и не только 12 ч.
Президент США подписал соглашение с Австралией на поставку критически важных минералов на сумму $8,5 млрд 18 мин.
Новая статья: Обзор смартфона realme 15 Pro: светит, но не греется 5 ч.
Ещё одна альтернатива платформам NVIDIA — IBM объединила усилия с Groq 5 ч.
Учёные создали кибер-глаз, частично возвращающий зрение слепым людям 6 ч.
Samsung выпустила недорогой 27-дюймовый геймерский монитор Odyssey OLED G50SF c QD-OLED, 1440p и 180 Гц 6 ч.
Акции Apple обновили исторический максимум на новостях об отличных продажах iPhone 17 8 ч.
Представлен флагман iQOO 15 с чипом Snapdragon 8 Elite Gen 5 и батареей на 7000 мА·ч по цене меньше $600 9 ч.
Нечто из космоса врезалось в лобовое стекло самолёта Boeing 737 MAX компании United Airlines 10 ч.
Умные кольца Oura научатся выявлять признаки гипертонии, как последние Apple Watch 11 ч.
Дешёвая корейская термопаста оказалась вредна для процессоров и здоровья пользователей 11 ч.