⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Обзор Tesla Model 3. Электромобиль: перезагрузка
Система Ключевой (и единственный) инструмент системы управления почти всеми функциями Tesla Model 3, а заодно информационный, развлекательный, навигационный и коммуникационный центр электромобиля – уже не раз упомянутая 15-дюймовая панель. Сенсорный экран тут ёмкостного типа, очень отзывчивый, быстрый и приятный в использовании. Разрешение дисплея составляет 1920 × 1200 точек, что при его диагонали обеспечивает плотность пикселей 151 ppi. Пользовательский интерфейс явно выполнен с оглядкой на iOS: похожие светлые тона, простые двухмерные иконки, характерные переключатели-ползунки с округлыми краями, даже шрифт – и тот во многом напоминает «яблочный». Несмотря на обилие настроек, система Tesla Model 3 весьма дружелюбна и интуитивно понятна. Пока, правда, всё полностью на английском языке, что для кого-то может стать проблемой: напомню, что тестовый электромобиль был выпущен для внутреннего рынка США, а потому не подразумевает активацию русского языка. Также, к сожалению, тестовый электромобиль не имел доступа к мобильному интернету, поскольку электронная SIM-карта этой версии Model 3 не предназначена для работы за пределами Соединённых Штатов. А потому о системе навигации, работе с картой и веб-контентом в новинке Tesla рассказать не смогу – эти функции были попросту недоступны. Рабочий стол системы разделён на две неравные части: 1/3 экрана слева – это приборы, большинство из которых зафиксированы на своих местах, 2/3 правее – информационно-развлекательное поле, где по умолчанию всегда демонстрируется карта. Поверх неё в окнах могут отображаться экраны основного меню, мультимедиасистемы, изображение с камеры заднего вида, подсказки и предупреждения и пр. Итак, левая часть экрана – так называемые приборы. Наверху отображается режим работы трансмиссии (на фото, соответственно, P – паркинг). Когда электромобиль движется, в верхнем левом углу экрана появляются показания спидометра – их достаточно хорошо видно даже боковым зрением, и можно контролировать скорость, не особо отвлекаясь от процесса управления. Рядом с индикатором режима трансмиссии – пиктограмма заряда аккумуляторного блока, сделанная в привычном всем нам формате горизонтально расположенной батарейки… как на смартфонах! Тут же указывается прогнозируемый запас хода. Ниже – изображение электромобиля сверху: когда Model 3 стоит на месте, отсюда можно открыть багажники и люк зарядного разъёма. Во время движения в режиме автопилота здесь отображается дистанция до ближайшего авто. Чуть ниже – ряд иконок, при помощи которых можно включить камеру заднего вида (ей, кстати, удобно пользоваться на ходу как продвинутой версией салонного зеркала), открыть информационный экран системы питания двигателя, активировать голосовое управление, а также выбрать режим и скорость работы стеклоочистителей. При этом активация омывателя лобового стекла и включение одиночного маха поворотников – по старинке, подрулевым переключателем. Здесь же, в нижней части левой трети экрана, спрятан трип-компьютер, который у Model 3 намного проще избыточно «умного» информационного центра Model S. В самом «подвале», на чёрном фоне, ряд пиктограмм для быстрого доступа к наиболее востребованным функциям (слева направо): доступ в основное меню, включение обдува лобового стекла, активация обогрева заднего стекла, включение подогрева водительского сиденья, выбор температуры воздуха для зоны водителя, вызов меню климат-контроля, выбор температуры воздуха для зоны пассажира, включение подогрева сиденья пассажира, вызов меню мультимедиасистемы, вызов меню работы со смартфоном, изменение громкости мультимедиасистемы. Подробно изучим возможности меню. Первый экран – быстрая настройка Quick Controls. Отсюда можно отрегулировать положение руля и боковых зеркал, выбрать режим работы фар и активировать противотуманные фары, сложить зеркала, заблокировать стеклоподъёмники, изменить яркость экрана, а также открыть бардачок перед передним пассажиром. Причём последняя функция доступна на всех экранах настройки, поскольку её иконка зафиксирована. Раздел Lights полностью посвящён настройке светотехники электромобиля – как внешней, так и внутренней. В верхнем правом углу этого экрана – иконка в виде шестерёнки, касание которой открывает две дополнительные настройки: автоматическое включение фар после выхода водителя из машины и подсветку рулевого колеса. Зачем нужно было выносить эти пункты в отдельное меню, не понятно – притом что свободного места в основном разделе Lights предостаточно. В меню Locks можно изменить настройки блокировки и разблокировки дверей при разных сценариях – например, чтобы Model 3 автоматически открывалась при приближении владельца. Тут же – клавиша активации детского замка. Пункт меню Display содержит несколько доступных пользователю настроек отображения информации: выбор дневного, ночного или автоматического режимов, ползунок регулировки яркости экрана, выбор единиц измерения плюс режим Screen Clean Mode, который попросту отключает экран, переводя его в спящий режим. В верхнем правом углу меню Display за уже знакомой нам шестерёнкой спрятаны дополнительные настройки: активация автоматической регулировки яркости экрана, выбор формата отображения времени (12 ч / 24 ч) и предпочтительного способа индикации оставшегося заряда батареи. Экран Driving позволяет выбрать один из трёх режимов работы усилителя рулевого управления (что в первую очередь влияет на уровень отзывчивости и остроту руля). Чуть ниже можно изменить интенсивность рекуперативного торможения, включить режим Slip Start (чтобы, например, выбраться из сугроба), а также активировать режим Creep (когда при отпущенной педали тормоза электромобиль будет медленно двигаться вперёд – как авто с гидромеханической АКПП). Раздел Autopilot – это три быстрые настройки системы автопилота в основном разделе… плюс целый дополнительный экран, спрятанный в контекстном меню под «шестерёнкой». Safety & Security – это, разумеется, про безопасность. Отсюда можно активировать режим трансмиссии Parking (который намного удобнее включать при помощи правого подрулевого переключателя), выключить (чуть было не написал «заглушить»!..) электромобиль, а в дополнительном меню – включить или выключить звуковую сигнализацию, а также ограничить доступ к Model 3 через мобильное приложение. Наконец, последний пункт меню настройки электромобиля – Service. Тут всего три функции: сервисный режим стеклоочистителей, интерфейс регулировки положения фар и клавиша активации буксировочного режима. Меню настройки климат-контроля вызывается нажатием на значок вентилятора, расположенный внизу по центру экрана. Во всплывающем окне можно выбрать зону обдува, его интенсивность, активировать автоматический режим, включить кондиционер, ограничить забор воздуха «за бортом», а также включить подачу воздуха пассажирам второго ряда. В общем – все типичные функции, которые в обычных автомобилях вынесены на физические клавиши климат-контроля. Самое интересное тут – два дополнительных поля справа и слева от центрального окна… Настройка точного направления обдува в Model 3 происходит очень необычно: в специальном поле (раздельно для водителя и пассажира) можно задать системе климат-контроля виртуальную мишень, перетащив овал в нужное вам место. Например, в нижний правый угол, что будет означать, что воздух начнёт дуть вправо от вас и на уровне пояса. Также есть возможность разделить мишень на две – соответственно, на два потока. Правда, перемещать части двойной мишени порознь нельзя – только сразу две. Рассмотрим интерфейс связи смартфона с бортовой системой по Bluetooth-протоколу. Для этого предусмотрено отдельное окно с типичным функционалом. После создания пары «смартфон — электромобиль» можно воспользоваться интерфейсом системы для голосовых вызовов. Tesla предложит выбрать номер из последних контактов, набрать телефон на цифровой панели или пролистать записную книжку. А ещё можно воспользоваться голосовым управлением… которое в тестовом электромобиле было бесполезно: система понимает только английский язык и, обращаясь к записной книжке, способна вызывать только контакты, записанные на английском. И варианты Call “babushka” тут, разумеется, не работают. С воспроизведением музыкальных файлов с телефона никаких сложностей. А вот с радиостанциями – типичная для американских машин, предназначенных для внутреннего рынка США, проблема: приёмник воспринимает только станции с нечётными частотами. Впрочем, это, как и невозможность использования голосового управления, и неработающая eSIM, – вопрос перепрошивки системы. Напомню, что тестовый электромобиль был доукомплектован опционным пакетом Premium, одна из особенностей которого – улучшенная аудиосистема. И звучит она действительно хорошо! В меню настройки музыкальной системы можно воспользоваться простым пятиполосным эквалайзером, сместить баланс громкости, а также изменить объёмность звучания и активировать функцию автоматического изменения громкости в зависимости от скорости движения. А ещё в Model 3 есть… пасхалки (так называемые Easter Eggs)! Они спрятаны за информационным экраном «О вашей Tesla», который вызывается нажатием на логотип компании наверху посередине экрана. Одна из мини-игр – простой графический редактор. Очень мило, спасибо, Илон! Автопилот К великому сожалению, испытать автопилот Model 3 не получилось: короткие узкие улочки и вечерние московские пробки – не лучшее место для таких экзерсисов. А для выезда за город я и сопровождавший меня сотрудник Moscow Tesla Club были слишком ограничены во времени… Впрочем, об автопилоте есть что рассказать и так. По умолчанию функциональность системы ограничивается возможностью автоматического экстренного торможения и оповещением водителя о вероятности фронтального и бокового столкновений. Чтобы активировать более продвинутый автопилот (это опция), придётся доплатить $5 000 – тогда система будет автоматически следовать за разметкой, проходить повороты, менять полосы движения, самостоятельно выполнять параллельную и перпендикулярную парковки, а также активируется функция Summon. Последняя – это способность электромобиля без вашего участия прибывать туда, где вы находитесь (например, чтобы подобрать вас из-под навеса во время ливня, если вы забыли в авто зонтик). Машина по вызову! Поскольку тестовая Model 3 имеет автопилот, «прокачанный» до второго уровня, система способна самостоятельно парковать электромобиль. Что, конечно, совсем не уникальная особенность Tesla – такие манёвры сегодня способны выполнять многие, даже весьма бюджетные авто. Автоматическая парковка Model 3 происходит так: Дополнительно возможна активация полного набора беспилотных функций, при которой участие водителя в управлении электромобилем сводится к простому вводу данных в навигационную систему – и машина самостоятельно довезёт вас до пункта назначения, где аккуратно припаркуется и пожелает хорошего дня. Пока этот уровень автопилота находится на стадии разработки. Все эти чудеса науки и техники стали возможны благодаря использованию высокопроизводительного суперкомпьютера от компании NVIDIA, которая уже не первый год сотрудничает с Tesla. Подробнее о платформе NVIDIA Drive можно прочитать по ссылкам:
Получая данные с многочисленных камер и датчиков, система NVIDIA в режиме реального времени оценивает дорожную ситуацию и адаптируется к меняющемуся окружению. О том, что происходит «в голове» у компьютера в каждый момент, можно понять из этого видео: ⇡#На ходуТехнологии технологиями, но мы все знаем, что электромобили Tesla – это ещё и зажигательные драйверские машины, с впечатляющей разгонной динамикой и острой управляемостью. Что всегда выгодно отличало модели американского концерна от подавляющего большинства электрокаров в мире, способных только печально и беззвучно ползать по городским закоулкам. Не растеряла ли Model 3 фирменный огонёк?.. Нисколько! Даже напротив: на ходу новинка Tesla ощущается азартнее и живее, чем более мощная (и тяжёлая) Model S! И это несмотря на меньшую производительность электродвигателя и, соответственно, худшую динамику разгона. В топовой комплектации новинка способна разменять первую сотню километров в час за 5,1 с, что на пару секунд медленнее, чем это сделает модель S… Но, поверьте, это по-прежнему очень и очень быстро. Ощущение от интенсивного разгона такое, будто сзади активировался твердотопливный ракетный ускоритель с неиссякаемой лавиной тяги… Ни разрыва потока мощности при переключениях передач (их тут попросту нет!), ни провала характеристик на определённых оборотах (у электромотора всегда и везде идеальная ровная «полка» крутящего момента), ни утяжелённого дыхания ДВС, упирающегося в ограничитель оборотов, – просто Тяга с большой буквы. Особенно впечатляет, когда нажимаешь на педаль, например, на 80 км/ч – и электромобиль с такой прытью набирает скорость, что сначала по инерции бьёшься затылком об подголовник, а после – пытаешься хоть немного отлипнуть от кресла, куда вдавливает с такой силой, будто на тебя упал грузовой лифт. Из доступного простым смертным испытать такое можно, например, за рулём 200-сильного спортбайка, где соотношение «мощность — масса» уже превысило один к одному. Но супербайком ещё нужно уметь управлять… а «покорение» Tesla Model 3 доступно любому благоразумному водителю. Настройка ходовой части у Model 3 явно смещена в пользу острой управляемости и стабильности на высокой скорости. Так что расслабляющим комфортом тут и не пахнет: электромобиль жёсткий и в повадках весьма «нервный». Напомню, что в отличие от Model S тут нет пневмоподвески, поэтому Model 3 нельзя сделать ни мягче, ни жёстче – эта машина такая, какая она есть. Как ни странно, производитель не предусмотрел возможность переключения ездовых режимов, влияющих на уровень отдачи мощности мотора и скорость реакции установки на нажатие педали газа. Из всех доступных водителю регулировок, которые хоть как-то меняют повадки Model 3, – уже упомянутые несколько режимов работы усилителя рулевого управления и пара уровней интенсивности рекуперативного торможения. К слову, о торможении: как и все электромобили, новинка Tesla замедляется очень динамично даже без использования педали тормоза, после нажатия которой Model 3 будто врезается в бетонный блок! Пожалуй, главный вопрос, мучивший меня до начала теста, – удобно ли на ходу пользоваться 15-дюймовым экраном центральной панели, считывая показания приборов, а также взаимодействуя с системой климат-контроля и аудиосистемой? И, боюсь, однозначного ответа у меня нет до сих пор. С одной стороны – к подобной логике управления системами электромобиля можно привыкнуть. Тем более что важнейшие функции привязаны к отдельным кнопкам на панели. С другой – не могу сказать, что тыкать пальцами в плоский экран на ходу удобнее, чем нащупывать физические кнопки в салоне и считывать показания традиционных приборов перед глазами. Думаю, компания Tesla просто хотела продемонстрировать, что ещё можно изобрести велосипед, – и постаралась сделать это как можно оригинальнее и смелее. Что-то удалось – как, например, очень необычная, но тем не менее удобная система управления климат-контролем с прицельными зонами обдува. Что-то не очень – например, необходимость пользоваться сенсорной панелью для переключения режимов работы стеклоочистителей… В любом случае – тут ещё явно есть над чем поработать. ⇡#ЗаключениеТак случилась ли с дебютом Tesla Model 3 долгожданная электромобильная революция, которую человечеству пророчат уже не первое пятилетие? В России – точно нет. Но в США у новинки Tesla есть все шансы серьёзно потеснить машины с ДВС! Собственно, все слагаемые бестселлера налицо: красивый дизайн, приличный запас хода, оригинальные технические решения, развитая сеть зарядных станций, возможность быстрой зарядки (от терминала Supercharger заряд батареи Model 3 за полчаса пополнится на 200 км пробега!), низкая стоимость обслуживания и содержания, продвинутый автопилот (пусть и за дополнительную плату), исключительная безопасность и, конечно, вполне приемлемая цена. Российская действительность, разумеется, вносит свои коррективы в радужный букет достоинств нового седана Tesla: ни особо доступной цены (в чём «заслуга» заботливого государства, не делающего никаких скидок при таможенной очистке электромобилей), ни достаточного количества зарядных станций (ради интереса можете изучить интерактивную карту на www.plugshare.com – и увидите, насколько ничтожно мало их в России), ни низкой стоимости содержания (поскольку мощность двигателя тут выше 250 л. с. и никаких поблажек в отношении электромобилей не предусмотрено, владелец Model 3 автоматически «попадает» на транспортный налог – около 40 000 руб.)… Так что даже самая дешёвая Tesla в России – это красивый и необычный аксессуар состоятельного человека, а не доступный экотранспорт студента технологического университета. Model 3 – смелая попытка компании Tesla перезапустить мировой рынок электромобилей и, если угодно, «электрокар 2.0». Если абстрагироваться от специфики локальных рынков и оценить модель в целом, то попытка явно удачная. Несмотря на меньшую стоимость и некоторые упрощения конструкции по сравнению со «старшей» Model S, новинка Tesla лично мне кажется интереснее и привлекательнее. И, судя по рекордному количеству заказов на Model 3 в США, я далеко не единственный, кто так думает. А пока – ждём прибытия в Россию базовой версии электромобиля, который, надеюсь, получится потестировать подольше и в более разнообразных условиях. Электромобиль для теста предоставлен компанией Moscow Tesla Club, www.moscowteslaclub.ru.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|