Материнские платы

Подробности о чипсетах Intel H370, B360 и H310: с чем придётся мириться тем, кто сэкономит на материнской плате?

⇣ Содержание

#Описание тестовых систем и методики тестирования

Данное тестирование мы провели, чтобы выяснить, насколько серьёзны расхождения в быстродействии идентичных систем, основанных на похожих платах с флагманским и оверклокерским набором системной логики Z370 и с представителями семейства Cannon Lake PCH (например, в лице наиболее востребованного B360). В качестве полигона для таких испытаний были выбраны материнские платы компании ASUS.

Материнская плата ASUS ROG Strix B360-F Gaming

Материнская плата ASUS ROG Strix B360-F Gaming

При этом система с Z370 была сконфигурирована по умолчанию – с активированной функцией Multi-Core Enhancements и с памятью, работающей в режиме DDR4-3200. Тестовая система на базе B360 тоже была сконфигурирована по умолчанию, однако в этом случае функция Multi-Core Enhancements оказалась отключена, а память работала лишь в режиме DDR4-2666. Но к этому набору результатов для B360 был добавлен и второй вариант настоек, при котором мы принудительно отключали установленные спецификацией ограничения потребления процессора, чем эмулировали Multi-Core Enhancements.

Тесты были проведены с двумя шестиядерными процессорами: Core i5-8400 и Core i5-8600. Оба процессора не относятся к числу оверклокерских, то есть шанс их попадания в системы с наборами системной логики H370, B360 и H310 очень велик. При этом тепловой пакет обоих CPU установлен в 65 Вт, поэтому их эксплуатация в паспортном режиме с активированными ограничениями по потреблению может существенно сказываться на производительности.

В конечном итоге список задействованных в тестировании комплектующих получился таким:

  • Процессоры:
    • Intel Core i5-8600 (Coffee Lake, 6 ядер, 3,1-4,3 ГГц, 9 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-8400 (Coffee Lake, 6 ядер, 2,8-4,0 ГГц, 9 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: Noctua NH-U14S.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Maximus X Hero (LGA1151v2, Intel Z370);
    • ASUS ROG Strix B360-F Gaming (LGA1151v2, Intel B360).
  • Память:
    • 2 × 8 Гбайт DDR4-2666 SDRAM, 15-15-15-35 (G.Skill Sniper X F4-3400C16D-16GSXW);
    • 2 × 8 Гбайт DDR4-3200 SDRAM, 15-15-15-35 (G.Skill Sniper X F4-3400C16D-16GSXW).
  • Видеокарта: NVIDIA Titan X (GP102, 12 Гбайт/384-бит GDDR5X, 1417-1531/10000 МГц).
  • Дисковая подсистема: Samsung 960 PRO 2TB (MZ-V6P2T0BW).
  • Блок питания: Corsair RM850i (80 Plus Gold, 850 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Enterprise (v1709) Build 16299 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 18.10;
  • Intel Chipset Driver 10.1.1.45;
  • Intel Management Engine Interface Driver 11.7.0.1017;
  • NVIDIA GeForce 391.35 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Комплексные бенчмарки:

  • Futuremark PCMark 10 Professional Edition 1.0.1275 – тестирование в сценариях Essentials (обычная работа среднестатистического пользователя: запуск приложений, сёрфинг в интернете, видеоконференции), Productivity (офисная работа с текстовым редактором и электронными таблицами), Digital Content Creation (создание цифрового контента: редактирование фотографий, нелинейный видеомонтаж, рендеринг и визуализация 3D-моделей). Аппаратное ускорение OpenCL в тестировании было отключено.
  • Futuremark 3DMark Professional Edition 2.4.4264 — тестирование в сцене Time Spy Extreme 1.0.

Приложения:

  • Adobe Photoshop CC 2018 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic СС 7.1 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 16-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Fujifilm X-T1.
  • Adobe Premiere Pro CC 2018 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат H.264 Blu-Ray проекта, содержащего HDV 1080p25 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Blender 2.79b – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели из Blender Cycles Benchmark rev4.
  • Corona 1.3 – тестирование скорости рендеринга при помощи одноимённого рендерера. Измеряется скорость построения стандартной сцены BTR, используемой для измерения производительности.
  • WinRAR 5.50 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт. Используется максимальная степень компрессии.
  • x264 r2851 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
  • x265 2.7+344 — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется тот же видеофайл, что и в тесте скорости транскодирования кодером x264.

Игры:

  • Ashes of Singularity. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality Profile = Extreme.
  • Assassin’s Creed: Origins. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Very High.
  • Far Cry 5. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, Anti-Aliasing = TAA, Motion Blur = On.
  • Grand Theft Auto V. Разрешение 1920 × 1080: DirectX Version = DirectX 11, FXAA = Off, MSAA = x4, NVIDIA TXAA = Off, Population Density = Maximum, Population Variety = Maximum, Distance Scaling = Maximum, Texture Quality = Very High, Shader Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Reflection Quality = Ultra, Reflection MSAA = x4, Water Quality = Very High, Particles Quality = Very High, Grass Quality = Ultra, Soft Shadow = Softest, Post FX = Ultra, In-Game Depth Of Field Effects = On, Anisotropic Filtering = x16, Ambient Occlusion = High, Tessellation = Very High, Long Shadows = On, High Resolution Shadows = On, High Detail Streaming While Flying = On, Extended Distance Scaling = Maximum, Extended Shadows Distance = Maximum.
  • The Witcher 3: Wild Hunt. Разрешение 1920 × 1080, Graphics Preset = Ultra, Postprocessing Preset = High.
  • Watch Dogs 2. Разрешение 1920 × 1080: Field of View = 70°, Pixel Density = 1.00, Graphics Quality = Ultra, Extra Details = 100%.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений fps. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального fps обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Производительность в комплексных бенчмарках

Тестовый пакет PCMark 10 моделирует типичную нагрузку, которую создают своей работой среднестатистические пользователи, и, как можно судить по результатам, в этом случае какую-либо существенную разницу в производительности систем, построенных на платах на Z370 и H370, B360 и H310 увидеть будет тяжело. Однако говорить о том, что быстродействие идентично, мы бы всё же не стали. В «креативном» сценарии Digital Content Creation, например, некоторое влияние на производительность платы на базе B360 оказывает отсутствие включённой по умолчанию технологии Multi-Core Enhancements, но это можно исправить. А вот с отсутствием возможности запустить в платах с чипсетами H370, B360 и H310 память в режиме старше DDR4-2666 сделать ничего нельзя. Поэтому сборка, построенная вокруг флагманского набора логики, даже в таком тесте, как PCMark 10, показывает преимущество на уровне 1-2 процентов.

Примерно то же самое можно увидеть и в околоигровом тесте 3DMark. От включения MCE здесь нет почти никакого толка, и с настройкой соответствующих параметров в UEFI BIOS, кажется, можно вообще не заморачиваться. Но вот поддержка более быстрой памяти – вполне осязаемый плюс Z370. На него реагируют даже синтетические бенчмарки, которые обычно к таким мелочам остаются безразличны.

#Производительность в ресурсоёмких приложениях

Этот раздел не просто так озаглавлен «ресурсоёмкими» тестами. Все используемые здесь задачи грузят те или иные подсистемы процессора по полной программе, и поэтому нет ничего удивительного, что тут несложно увидеть имеющийся эффект от Multi-Core Enhancements. Если вы ориентируетесь на создание и обработку контента, то пренебрегать этой функцией явно не следует – она действительно позволит добавить к базовой производительности процессора дополнительные несколько процентов. Особенно полезна она в случае, когда в системе установлен достаточно быстрый CPU вроде Core i5-8600 или Core i7-8700, которые выходят за границы 65-ваттного TDP гораздо проще, чем более медленные собратья. И нам очень повезло, что Multi-Core Enhancements пусть и не в один клик, но всё же реализуема в системах с неоверклокерскими наборами системной логики H370, B360 и H310.

А вот с отсутствием в новых чипсетах поддержки скоростной DDR4-памяти придётся как-то мириться, хотя это и достаточно существенная потеря. DDR4-2666 по нынешним временам кажется памятью, обладающей слишком низкой скоростью, и в этом есть доля правды. Более высокочастотные модули почти не дороже, да и правильно подобранная ширпотребная память часто без особых проблем может быть разогнана до частот порядка 3 ГГц. Иными словами, использовавшиеся нами в системе с чипсетом Z370 модули DDR4-3200 не могут считаться чем-то из ряда вон выходящим. Но прирост производительности при этом они обеспечивают очень заметный.

Вполне естественно, что увеличение числа вычислительных ядер приводит к росту потребностей процессора в своевременной поставке данных, и более быстрая DDR4 SDRAM кажется вполне обоснованным запросом Coffee Lake. В результате сравниваемые нами системы с наборами логики Z370 и B360 и памятью с разной скоростью при прочих равных демонстрируют разницу в производительности в районе 2-3 процентов. Такова цена экономии на материнской плате.

Рендеринг:

Обработка фото:

Обработка видео:

Перекодирование видео:

Архивация:

#Производительность в играх

Игры относятся к числу приложений, которые очень активно работают с оперативной памятью компьютера, но редко когда в состоянии полностью загрузить работой центральный процессор. Вполне объяснимы и результаты игровых тестов. От включения Multi-Core Enhancements толку почти нет, а вот более быстрая память хорошо помогает в деле повышения частоты кадров, добавляя к показателям производительности от 3 до 7 процентов. Отсюда напрашивается и вывод: геймерам, желающим сэкономить на материнской плате, стоит серьёзно задуматься о своём выборе. Например, Core i5-8400 с платой на Z370 и DDR4-3200 оказывается быстрее, нежели Core i5-8600 c DDR4-2666 и платой на чипсете B360. Очень любопытный и показательный результат.

#Выводы

Конечно, от появления новых наборов логики H370, B360 и H310 никто не ожидал  революции. С помощью этих наборов микросхем Intel решала одну-единственную задачу – сделать системы на процессорах Coffee Lake доступнее для потребителей, поскольку отсутствие дешёвых материнских плат с разъёмом LGA1151v2 было одной из основных претензий к актуальной массовой платформе микропроцессорного гиганта. И здесь действительно наметился вполне заметный прогресс. Если самые доступные материнские платы на чипе Z370 стоят от $100, H370 понижает эту планку примерно на $10 – до $90, В360 позволяет появиться в продаже LGA1151v2-платам по цене порядка $70-$80, а H310 делает возможным существование бюджетных материнок под Coffee Lake с ценой всего лишь $55-$65.

Попутно новые чипсеты получили дополнительные возможности в виде поддержки USB 3.1 Gen2 и Wi-Fi, однако на практике это мало что значит для конечных пользователей. Скоростные порты USB с пропускной способностью 10 Гбит/с на платах были и до этого, а Wi-Fi в недорогих платформах всё равно не появится, потому что добавление соответствующей функциональности требует от производителей дополнительных и весьма ощутимых затрат. Иными словами, ничего такого, чего не было раньше, в новых материнских платах с чипсетами H370, B360 и H310 мы не увидим. А скорее даже наоборот. Платы на базе этих наборов системной логики стоят дешевле вариантов, построенных на Intel Z370, не просто так. Вопрос «С чем придётся мириться тем, кто сэкономит на материнской плате?» вынесен в заглавие этой статьи не ради красного словца.

Во-первых, LGA1151v2-платы второго поколения не позволяют разгонять процессор, что, впрочем, не слишком серьёзная утрата для большинства пользователей. Возможность разгона нужна лишь для Core i7-8700K, Core i5-8600K и Core i3-8350K, остальные же процессоры поколения Coffee Lake не разгоняются даже на платах с чипсетом Z370. Что же касается функции Multi-Core Enhancements, которая позволяет добавить производительности заблокированным CPU за счет отмены ограничений в энергопотреблении, то она, как оказалось, прекрасно настраивается и в платах на H370, B360 и H310. К тому же тесты показали, что эффект от этой функции переоценён: реальные приложения способны заставить интеловский шестиядерный процессор потреблять более заложенных в спецификации 65 Вт как минимум нечасто.

Но есть и во-вторых: материнские платы на H370, B360 и H310 не поддерживают память с частотой выше DDR4-2666. И это оказалось более серьёзной проблемой. Как следует из результатов тестов, быстрая память влияет на производительность систем с Coffee Lake очень положительно, и, ограничив её частоту, Intel в новых чипсетах фактически добавила своим процессорам заметный искусственный тормоз. Особенно сильно это проявляется в играх, где использование Z370-платы в комплекте с DDR4-3200 вместо платы с DDR4-2666 даёт эффект не хуже, чем можно получить от перехода на более быстрый по частоте CPU.

Именно поэтому мы рекомендуем не слишком увлекаться погоней за экономией при выборе LGA1151v2-материнских плат. Если вы собираетесь строить свою сборку вокруг шестиядерных процессоров Coffee Lake, отказываться от плат на базе Intel Z370 в пользу более дешёвых альтернатив на свежих чипсетах, на наш взгляд, не слишком рационально. Хотя это и неочевидно на первый взгляд, в конечном итоге можно потерять в производительности.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥