Сегодня 17 октября 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Программное обеспечение

Попытка номер три: обзор социальной AI-сети «Яндекс.Аура»

Упорству команды разработчиков «Яндекса» в попытках получить долю уже поделённого пирога на рынке социальных сетей можно только позавидовать. Ещё в далёком 2007 году компания предприняла попытку закрепиться в этом сегменте с выпуском собственного сервиса для ведения личных дневников и блогов «Я.ру» и приобретением службы поиска работы и сети деловых контактов «Мой круг». Тогда попытка оказалась так себе: первый проект продержался на плаву ровно 7 лет и был закрыт по причине потери к нему интереса со стороны пользовательской аудитории, вторая площадка просуществовала под крылом «Яндекса» на год дольше и в 2015-м была продана компании «Тематические медиа». Казалось бы, в этом вопросе окончательно поставлена точка, но не тут-то было! После четырёхлетнего затишья российский IT-гигант решил сделать третий заход на рынок соцсетей — на сей раз с проектом «Яндекс.Аура», созданным с прицелом на мобильную аудиторию и в полной мере использующим технологии машинного обучения и системы искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI) на базе нейронных сетей.

В настоящий момент подключиться к социальной сети «Яндекс.Аура» можно только по приглашениям от других пользователей и только при наличии аккаунта в «Яндекс.Почте» (на него высылается инвайт с заветной ссылкой). Сам разработчик объясняет такое ограничение особенностями программы бета-тестирования сервиса. На самом же деле это обычное стремление компании подогреть интерес публики к новинке на начальном этапе без каких-либо финансовых вложений, и не более того. Достаточно вспомнить, что всё это мы уже проходили на примере социальной сети Google+, вокруг которой тоже сначала создавался искусственный ажиотаж с рассылками приглашений, а теперь осуществляются рассылки несколько иного рода — о предстоящем закрытии этой так и не взлетевшей площадки. Впрочем, не будем о грустном.

Работает «Аура» внутри доступного для платформ Android и iOS универсального и довольно увесистого (под 300 Мбайт!) мобильного приложения «Яндекс». Увы, отдельного программного клиента для социальной сети не предусмотрено, веб-версии тоже. После активации приглашения значок нового сервиса становится доступным на главной странице приложения «Яндекс».

Перед началом работы с «Аурой» потребуется заполнить профиль — указать дату рождения и пол, определиться со списком интересов и загрузить фотографию, обязательно настоящую.

Как уже говорилось выше, ключевой особенностью «Ауры» является искусственный интеллект. Он автоматически подбирает пользователю возможных друзей и подходящие сообщества на основании данных о его возрасте, интересах и местонахождении. С помощью AI-технологий социальная сеть умеет находить людей с похожими увлечениями, единомышленников и интересных собеседников, живущих неподалёку. При поиске новых друзей сервис также учитывает окружение пользователя, то есть общих знакомых.

Помимо прямого общения с людьми в «Ауре» предусмотрены сообщества по интересам, в которых можно делиться своими впечатлениями, просить совета или комментировать чужие публикации. При размещении своих записей пользователи могут ограничить аудиторию по полу, возрасту и местонахождению. Сам редактор публикаций предельно прост и аскетичен — можно добавить только одно фото, текст объёмом до 2 200 знаков и выбрать цвет фона.

В отличие от других социальных сетей, публикации в «Ауре» отображаются не в виде бесконечной прокручиваемой ленты, а в форме пролистываемых влево-вправо карточек с фото, текстом и комментариями.

Не менее любопытной в мобильной социальной сети «Яндекса» является система оценки пользовательских публикаций. Так, чтобы поставить понравившемуся посту «лайк», карточку с записью нужно смахнуть с экрана смартфона или планшетного компьютера в правую сторону. Если же пост нейтральный либо не представляет интереса — просто пролистываем его влево, и в дальнейшем сервис будет предлагать меньше подобных материалов. В компании заверяют, что публикации, которые понравились многим, будут быстро набирать популярность, так что люди увидят их в первую очередь.

Наконец, ещё одной особенностью «Ауры» являются жёсткие требования к размещаемому контенту. Звучит странно, но это действительно так: в социальной сети «Яндекса» существуют строгая цензура и внушительный свод правил, запрещающих публикацию ненормативной лексики, шокирующих фотографий, оскорблений и ряда других материалов вплоть до заимствованного и содержащего в себе объекты авторских прав третьих лиц контента. Более того, правила площадки предписывают использование в пользовательском профиле только реальных фотографий участников соцсети — все изображения проходят модерацию на предмет соответствия установленным требованиям. Нарушение перечисленных требований может привести к удалению записей, блокировке аккаунта и другим ограничениям. Пожалуй, это самый спорный момент в новоявленном проекте «Яндекса».

Как бы то ни было, первые впечатления от сервиса довольно неоднозначные. С одной стороны, «Аура» привлекает идеями персонификации контента под конкретного пользователя с конкретными интересами и отказа от традиционной модели современных соцсетей, завязанной на кропотливом подборе френдленты и чтении публикаций узкого круга друзей. С другой — отталкивает «драконовскими мерами» в отношении размещаемого контента и откровенно сырой, даже на этапе бета-тестирования, реализацией. Сервис заметно притормаживает даже на мощном смартфоне, иногда дублирует записи, «подвисает» при пролистывании карточек и раздражает огромными плитками пользовательского интерфейса, начисто лишённого каких-либо настроек. Немало нареканий в адрес искусственного интеллекта «Ауры», алгоритмы которого почему-то склонны раз за разом транслировать в ленте просмотренные посты. Замечаний хватает, и нет ничего удивительного в том, что в «Яндексе» предпочитают умалчивать о сроках публичного запуска социальной сети.

Удастся ли «Яндексу» в третий раз штурмовать рынок соцсетей? Цензура, нацеленность исключительно на мобильных пользователей, отсутствие отдельного программного клиента и жёсткая привязка к сервисам «Яндекса» — все эти вещи играют не в пользу «Ауры». В описании проекта сказано, что он предназначен для общения «людей с похожими увлечениями и взглядами на жизнь». И это действительно так. Только вот найдутся ли у этих увлечённых людей мотивы регистрироваться и вести дискуссии на площадке с ограниченной свободой самовыражения, суровыми правилами игры и высокой вероятностью лишиться аккаунта за малейшее отступление от инструкций — это большой вопрос.

Аудитория соцсетей по своей природе инертна, и с ходу перетащить её на другой сервис не представляется возможным. Для свершения революции в этой сфере и переманивания пользователей на свою сторону недостаточного одних лишь громких фраз про "умные" алгоритмы, искусственный интеллект, машинное обучение и перекроенного на иной лад интерфейса программного решения. Необходим новый формат коммуникаций и совершенно иные подходы к сложившимся стандартам общения в Интернете, а этого новый сервис «Яндекса» на данный момент, увы, предложить не может. И по этой причине есть все основания полагать, что в перспективе, когда схлынет волна интереса к «Ауре», она станет сугубо нишевым социальным сервисом. Таким, как в своё время стал так и не оправдавший надежд разработчиков Google+.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Создатель Dead Space увидел в новых владельцах Electronic Arts шанс для Dead Space 4 и «уже начал делать звонки» 42 мин.
Бразилия стала главным мировым экспортёром DDoS-атак 2 ч.
Разработчики новой Painkiller объяснили, зачем превратили игру в динамичный кооперативный шутер 3 ч.
Трассировка лучей, «кошмарная» сложность и «Новая игра +»: Techland раскрыла план улучшений Dying Light: The Beast 4 ч.
Gemini научили выполнять цепочки действий в «Google Таблицах» 4 ч.
Власти Японии призвали OpenAI соблюдать авторские права по отношению к манге и аниме при генерации видео в Sora 2 6 ч.
Anthropic представила инструмент Skills, который сделает ИИ полезнее в реальной работе 15 ч.
Умер легендарный гейм-дизайнер Томонобу Итагаки — создатель Dead or Alive и отец современной Ninja Gaiden 16 ч.
OnePlus представила OxygenOS 16 в стиле iOS с расширенными ИИ-функциями и не только 17 ч.
Мультиплеерной игрой Quantic Dream оказалась условно-бесплатная MOBA — первый трейлер, геймплей и подробности Spellcasters Chronicles 18 ч.
G.Skill показала экстремальный разгон DDR5 без экстремального охлаждения — 48 Гбайт довели до 10 600 МГц 19 мин.
Дочка Xpeng представила шестиместный «летающий автобус» — дизайн подсмотрели у американцев 21 мин.
Президент РФ предложить запитать ЦОД от угольных электростанций 33 мин.
Xiaomi раскрыла дизайн доступного флагмана Redmi K90 Pro Max и объявила дату его презентации 2 ч.
Bloomberg узнал, где и когда Samsung представит свой первый трёхстворчатый складной телефон 2 ч.
Огромный ускоритель SpaceX Super Heavy картинно завис над водами залива, прежде чем навсегда исчезнуть в пучине 2 ч.
Легендарная Vertu представила смартфон Agent Q, который можно купить только в одном магазине в мире 2 ч.
Huawei представила самый доступный складной смартфон Nova Flip S — всего от $490 3 ч.
Открытая ИИ-модель Google DeepMind Cell2Sentence-Scale 27B совершила прорыв в терапии рака, который подтвердили учёные 3 ч.
SK hynix показала 245-Тбайт SSD серии PS1101 для дата-центров 4 ч.