⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор камеры Panasonic Lumix G90: беззеркалка для масс
⇡#Съемка в JPEG, особые возможностиНесмотря на то, что по своим возможностям Panasonic Lumix DC-G90 относится скорее к категории полупрофессиональных аппаратов, производитель позаботился о том, чтобы камера адаптировалась к потребностям всех категорий пользователей. Здесь очень много «фишек» и опций, которые позволяют делать разнообразные и интересные фото, не вдаваясь в тонкости настроек. Интеллектуальный авторежим. Новичок в мире фото может начать с этого режима, для чего на верхнем диске (справа от видоискателя) необходимо выбрать раздел Ai. В данном случае камера сама будет оценивать сюжет и подбирать наиболее адекватные настройки. Для большинства простых сюжетов такой вариант вполне подходит. В целом вы получите приятное глазу, достаточно сочное и контрастное изображение. Цвета смотрятся вполне естественно, без явных примесей посторонних оттенков или чрезмерно задранной насыщенности. Но на некоторых портретах, снятых в тени, я обратила внимание на уход цвета кожи в красноватый тон. Уровень детализации (та же фактура кожи, например) я не могу назвать впечатляюще высоким, независимо от того, на какой из объективов сделан снимок, но вопрос в том, с чем будет сравнивать его пользователь. Художественные фильтры. На колесе выбора режимов они обозначены палитрой с кистью. Камеры Panasonic отличаются своими интересными творческими фильтрами. В Lumix DC-G90 мы видим уже ставший классическим набор — 22 фильтра на любой вкус и цвет. Ряд из них не просто влияет на цвет/контрастность изображения, но и добавляет особые эффекты — например, солнечный свет в углу или лучики вокруг небольших источников освещения. В ситуации неспешной съемки весьма увлекательно бывает подобрать фильтр, наиболее подходящий сюжету или попробовать разные варианты, и посмотреть, как преобразится кадр. Для тех пользователей, кто не готов пока вникать в специальные программы по обработке снимков, подобное решение может стать палочкой-выручалочкой, которая поможет не скучать и внесет нотку творчества в съемочный процесс. Ниже вы можете увидеть пример съемки одного сюжета со всеми доступными фильтрами. Галерея снимков: Filers
Сюжетные режимы. На том же колесе управления они обозначены аббревиатурой SCN. В отличие от авторежима, где камера полностью анализирует тип снимаемой сцены, здесь пользователь сам может выбрать сюжет, подсказав камере необходимые настройки и получить более предсказуемый результат. Отчасти сюжетные режимы напоминают художественные фильтры — например, здесь также есть монохромный режим. Другие же ориентированы не столько на обработку изображения, сколько на выбор подходящих параметров экспозиции (например, категория «Четкие спортивные снимки). Помимо этого, сам набор сюжетных режимов можно рассматривать и как своеобразную шпаргалку на случай, когда кончилось вдохновение: полистав их, начинающий фотограф может почерпнуть идеи, что бы еще интересного сфотографировать: в списке есть такие забавные разделы как «соблазнительный десерт» или «милое детское лицо». Никто, впрочем, не обязывает использовать сюжетные программы по «прямому назначению»: скажем, вы вполне можете снять портрет в режиме «нежное изображение цветка», и получить интересный эффект. Фотостиль. В случаях, когда вам не нужна кардинальная корректировка изображения посредством фильтров, но хочется повлиять на некоторые базовые настройки — яркость, контраст, насыщенность, уровень шумоподавления, удобно воспользоваться вкладкой «фотостиль». Здесь уже есть ряд запрограммированных стилей: «портрет», «пейзаж», «яркий» и др. Каждый из них пользователь сможет подкорректировать под свои потребности. Можно создать и собственный стиль с нуля. Внимания заслуживают фирменные монохромные стили Panasonic: «Монохром», «L. Монохром» и «L. Монохром D». Меня, по крайней мере, они вдохновили на поиск графичных сюжетов, которые будут эффектно смотреться в черно-белом формате. HDR, Регулировка светов и теней. HDR — знакомая многим функция, которая позволяет расширить динамический диапазон снимка при съемке контрастных сюжетов. Камера делает три кадра с разной экспозицией и автоматически объединяет их в одно изображение – таким образом удается избежать пересветов и слишком глубоких теней на фото. Довольно интересная и уже знакомая по предыдущим камерам Panasonic опция «Свет/тени» позволяет регулировать контрастность изображения, управляя отдельно тенями и светами. Можно выбрать одну из доступных предустановок либо отрегулировать кривую вручную: доступна градация от +5 до -5, где большему числу соответствует наибольшая светлота теней/светов. Сделав тени максимально глубокими, а света – яркими, можно получить драматический контраст. В ситуации же, когда изображение, напротив, излишне контрастное, вы можете осветлить тени и приглушить света, таким образом расширив динамический диапазон: Помимо этого, в камере доступны функции «Интеллектуальный динамический диапазон» и «Компенсация теней» но эксперименты с ними не дали такого выраженного эффекта: разница в снимках получилась едва уловимой. Множественная экспозиция. Классический творческий прием, позволяющий объединить несколько (до четырех, в данном случае) кадров в одном изображении. Вы можете использовать разное фокусное расстояние при съемке кадров в рамках одной композиции, а также проконтролировать способ наложения снимков друг на друга (доступны два варианта). 4К-фото. Этот режим можно выбрать с помощью левого колеса управления. Он будет особенно интересен при съемке динамических сюжетов, где важно поймать наиболее удачный момент. Камера делает ряд кадров со сниженным разрешением, но на высокой скорости. Полученный результат можно просматривать как видеоролик, а также выбрать лучшие кадры и сохранить их в формате фото. Копнув глубже, мы можем обнаружить больше возможностей для работы с форматом 4К-фото. Например, производитель предлагает опцию склеивания нескольких кадров в один, что смотрится эффектно при съемке разных фаз движения. Однако мой эксперимент без штатива не увенчался успехом — результат вышел, прямо скажем, странный. Прием, пожалуй, не совсем для новичков, но с интересным потенциалом: Пост-фокус. Схожая с предыдущей опция, однако с несколько другим посылом: в данном случае камера также делает быстрый ряд кадров, который можно просмотреть в формате видеоролика, но при этом от кадра к кадру меняется фокусировка. Таким образом, фотограф уже после съемки может выбрать кадр, где фокус наиболее точен или соответствует художественному замыслу. В числе прочего это может быть интересно любителям макрофотографии, т. к. снимая мелкие объекты одним кадром не всегда удается идеально попасть в резкость. ⇡#Автофокус, серийная съемкаВозможности автофокусировки — одна из главных областей, в которых сейчас наблюдается бурное развитие и конкуренция среди фотокамер. Многие современные аппараты способны обеспечить отличное качество снимков в комфортных условиях, но, когда речь заходит о «живой» съемке, особенно о работе с динамикой, различия становятся более очевидными, и порой старшие модели проигрывают в этом плане более «шустрым» любительским камерам. Panasonic не отстает в этой гонке, и представляет сверхбыструю систему автофокусировки в своей камере Lumix DC-G90. Заявленное время срабатывания автофокуса — 0,07 секунды. В камере используется контрастная система фокусировки с 49 зонами. По современным меркам это не много — к примеру, у модели Sony a6400, про которую мы недавно писали, – 425 зон гибридного автофокуса (фазовые датчики совмещены с контрастными). Поэтому особенно интересно было проверить, как поведет себя камера в непростых съемочных ситуациях. Для меня один из главных проверочных сюжетов — съемка животных, поскольку это модели, которые не сидят долго на месте, и траекторию их движения невозможно предугадать. Покадровый фокус в таких ситуациях неэффективен, поэтому вся надежда на следящий режим. Задать камере объект для слежения очень легко — достаточно коснуться в нужном месте сенсорного экрана. После чего рамка фокусировки довольно надежно «приклеивается» к нужному объекту (в данном случае — к мордочке кота) и продолжает двигаться за ним периодически расширяясь или сужаясь. В случае существенных перемещений, однако, корректировка бывает необходима (также касанием объект задается заново), так как при съемке на открытой диафрагме глубина резкости небольшая, а получить резкость именно на глазах — критически важно. Но в целом мне понравилась скорость, с которой камера реагирует на объект, и то, как она ведет его по кадру. Процент брака для такого рода съемки получился не очень большой. Далее - «тестовый забег», который также позволяет оценить точность и скорость фокусировки и величину буфера. Скорость серийной съемки Panasonic Lumix DC-G90 составляет до 9 кадров в секунду (RAW) и до 30 кадров в секунду (JPEG, 8,3 Мп). В формате RAW+JPEG (максимального качества) мне удалось снять серию длиной 28 кадров. Это неплохой, но не предельный показатель для данного класса камер. Что же касается резкости снимков — на многих кадрах камера будто не поспевает за моделью. Очевидных ошибок вроде бы и нет, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что фокус немного ушел с лица. Едва ли это можно списать на проблему с микрорезкостью конкретного объектива, поскольку на других снимках (как динамичных, так и статичных) такая ситуация отсутствует. При съемке статичных сцен проблем с фокусировкой у меня не возникало. Фокус действительно очень быстрый и цепкий: камера одинаково удачно «схватывает» как яркий пейзаж за окном, так и затененные объекты на подоконнике. При съемке в темное время суток результат также порадовал. Как и в большинстве современных камер, в Panasonic Lumix DC-G90 есть функция распознавания лиц и глаз, однако нет возможности задать конкретное лицо для приоритета фокусировки на нем, а также приоритет левого или правого глаза. В съемочных ситуациях автоматика порой ошибается, фокусируясь на дальнем глазу модели. В этом случае понадобится ручная корректировка (указать нужный глаз можно, опять же, с помощью сенсорного экрана). В Panasonic Lumix DC-G90 используется литий-ионный аккумулятор DMW-BLC12 емкостью 8,7 Вт ·ч (1200 мА·ч, 7,2 В). Заявленная продолжительность работы на одном заряде по стандарту CIPA составляет 290 кадров. Реальная продолжительность, разумеется, зависит от того, как распоряжается камерой пользователь: снимает ли он через видоискатель или экран, как долго просматривает снимки на экране и т. д. По своему опыту могу сказать, что заряда камеры мне хватало на одну продолжительную прогулку, в ходе которой я снимала достаточно интенсивно. В путешествии можно ориентироваться на день неспешной съемки. Но поскольку ограничивать себя, экономя заряд батареи, все-таки не очень приятно, имеет смысл приобрести дополнительный аккумулятор или специальную батарейную ручку DMW-BGG1, которая удваивает время работы камеры без подзарядки. Этот аксессуар разработан специально для модели Lumix DC-G90, оснащен кнопками и колесиками такой же формы, как и на камере, и также обладает пыле- и влагозащитой. В камере доступна зарядка от USB. Возможность подзарядить батарею с помощью внешнего аккумулятора весьма удобна. Также можно подключить камеру к внешнему источнику питания непосредственно во время съемки. Размер матрицы — тема, из-за которой сломано немало копий. Важен ли он в реальности, заметит ли пользователь разницу в своей непосредственной съемочной практике или цифры так и останутся цифрами? Напомню, в Panasonic Lumix DC-G90 используется матрица формата Micro 4/3, а кроп-фактор составляет 2 — это отличает камеру от большинства прямых конкурентов, использующих сенсоры типа APS-C. И если споры по поводу визуальных достоинств полнокадровых снимков можно отнести к категории индивидуальных предпочтений, то уровень шума — показатель весьма конкретный, и в силу физических законов при прочих равных меньшая по размеру матрица при одинаковом разрешении даст более высокий уровень шумов. Давайте посмотрим несколько примеров съемки на высоких ISO и попробуем сделать выводы. Снимок ниже сделан на значении ISO 1250. Если посмотреть на оригинальный RAW-снимок, шумы на небе заметны невооруженным глазом. Для такого значения ISO шум можно назвать вполне существенным. Внутрикамерный шумодав справился с ним, но пришлось пожертвовать мелкими деталями, из-за чего появилась мыльность — пока не особенно большая и не режущая глаз. Съемка ночью в тумане на ISO 2500 дала неудовлетворительный результат. Вследствие работы шумодава на небе появились артефакты, цвет неравномерный, а снимок в целом смотрится мыльно. На оригинальном же RAW хорошо различим монохромный шум. Для сравнения сразу покажу тот же сюжет, снятый на ISO 16000 (это не максимум, максимум, напомню, 25600). Думаю, комментарии излишни — такое ISO никак нельзя назвать рабочим. Такие высокие значения ISO в реальной практике используются не очень часто, поэтому вернемся к значениям поменьше. ISO 6400 — рабочая чувствительность для большинства современных камер, в том числе «кропнутых» беззеркалок. Результат Panasonic Lumix DC-G90 не блестящий, но в принципе приемлемый, если фото планируется использовать для публикации небольшим форматом, например в соцсетях. А вот шумодав, на мой взгляд, лучше отключить — картинка получилась уж слишком замыленной и кажется просто нерезкой (обратите внимание, например, на поверхность воды). Конкретное приемлемое значение ISO может различаться в зависимости от сюжета — где-то ISO 2500 дает уже слишком шумную картинку, где-то можно использовать значения побольше. Но в целом мои опасения подтвердились — Panasonic Lumix DC-G90 все-таки оказался весьма шумной по современным меркам камерой. Ниже можно увидеть пример съемки тестовой сцены на разных значениях ISO. Система стабилизации изображения — традиционно одна из сильных сторон камер Panasonic. Отчасти она как раз компенсирует отсутствие чудес при съемке на высоких значениях ISO: там где на других камерах повышение светочувствительности видится неизбежным, с Lumix эту необходимость можно обойти, добившись верной экспозиции путем удлинения выдержки. При использовании фирменных объективов степень стабилизации достигает пяти ступеней, а это очень серьезный показатель. Увы, подобное решение актуально, разумеется, лишь для съемки статичных сюжетов. Фотографируя динамику, мы привязаны к короткой выдержке, а значит, стабилизатор нам никак не поможет, и повышение ISO становится неизбежным. Посмотрим, однако, каких результатов получится добиться, фотографируя пейзаж с рук в темное время суток. Ниже вы можете увидеть два кадра, снятые без дополнительной опоры. Выдержка на первом составила 1/5 секунды при фокусном расстоянии 27 мм, на втором — 1/2 секунды при фокусном расстоянии 20 мм. На обоих сохранена хорошая резкость на статичных объектах, смаза от дрожания рук нет. Отмечу, что это штатная ситуация, то есть мне не понадобилось выбирать один удачный кадр из множества бракованных — практически все снимки, сделанные с идентичными настройками, получились нормальными по резкости. На более длинных выдержках уже был заметен смаз, но не исключаю, что мои показатели — не предел. Стабилизатор, как обычно, показал себя отлично, и во многих ситуациях он действительно может выручить фотографа, обеспечив качество кадра. Для оценки динамического диапазона в формате RAW я выбрала контрастный сюжет, который при съемке в JPEG смотрится откровенно плохо, и попыталась его «спасти». Кадр сделан в сумерках. Небо еще достаточно светлое, на нем видны отсветы заката, нижняя же часть ушла в глубокую тень. Оригинальный кадр выглядит недоэкспонированным, при этом самая яркая часть неба пересвечена. Манипуляции в Adobe Camera RAW помогли улучшить снимок: на месте черных «провалов» теперь хорошо читается цвет и все детали. Шума, однако же, от осветления теней тоже получилось немало, при том, что снимок сделан на достаточно небольшом значении светочувствительности – ISO 500. Полноценно «вытащить» небо не получилось, но на нем деталей стало также ощутимо больше. Сократить пересвет до минимума можно, сильно уведя экспозицию в минус, и далее, склеив вручную «псевдо-HDR», получить более приемлемый результат. Но это уже другая история. Следующий сюжет несколько менее контрастный, в оригинале небо хотя и светлое, но с сохраненными деталями, поэтому результат манипуляций в RAW-конвертере выглядит более удовлетворительно. На подобном снимке шумы не сильно режут глаз, при желании их можно немного подавить в редакторе: Ниже вы можете увидеть еще несколько примеров обработки RAW: Panasonic Lumix DC-G90 в целом демонстрирует достойный своего класса динамический диапазон, без каких-либо чудес: запас в светах ограничен. Но и тени отдельно от общей экспозиции осветлять очень уж кардинально опасно: появляется выраженный шум, и можно упереться в «потолок», не дойдя до нужного уровня светлоты. Сильно контрастные сюжеты, в которых вам важно максимальное качество, лучше снимать в HDR и склеивать кадры вручную. Несмотря на то, что сам производитель позиционирует Lumix DC-G90 как аппарат для любителей не только фото, но и видео, большого прорыва в плане характеристик видеосъемки мы не наблюдаем. Камера способна снимать видео в качестве 4К с частотой 30 или 25 кадров в секунду, поддерживает съемку со скоростью 60, 90 и 120 к/с при пониженном разрешении. Из важных обновлений — в камере появился разъем для подключения наушников. К сожалению, изображение при видеосъемке забирается лишь с части сенсора, полностью, как в G9, он не используется – при съемке необходимо учитывать 1,25-кратный кроп (это, к примеру, означает, что 12-миллиметровый «широкий» конец зум-объектива в итоге по углу обзора получается ближе к 30-миллиметровому объективу в полнокадровом режиме, а не к 24 миллиметрам, как в режиме фото). И это не очень хорошие новости для Panasonic. Если раньше у компании практически не было конкурентов в этой области, то теперь та же Fujifilm X-T30 снимает видео 4K 30p с большей области сенсора без обрезки. Также у Panasonic Lumix DC-G90 есть и проблемы с шумами – съемка на высоких ISO возможна, но качеством придется пожертвовать слишком сильно. Для профессионального использования G90 не подойдет. Ну и, наконец, автофокус – он работает в режиме видео, но назвать его работу качественной язык не поворачивается. Объекты регулярно выпадают из области слежения, фокусировка «ерзает», теряется. Lumix DC-G90 неплоха в качестве любительской видеокамеры, но не соответствует нашим ожиданиям от камер Panasonic в этой области. ⇡#ЗаключениеPanasonic Lumix DC-G90 — неоднозначная камера, которая с первых минут внушает уважение своим исполнением и продуманным управлением, не разочаровывает при съемке простых сюжетов и радует обилием интересных фишек — съемкой с творческими фильтрами, в режимах 4К фото, пост-фокуса и т. д. При наличии интересной оптики (например, недорогого, но приятного в работе объектива 42,5 мм f/1,7) можно создавать качественные и объемные снимки. Однако в сложных съемочных ситуациях камера показывает себя не с лучших сторон. Съемка на высоких ISO – одно из главных разочарований. На ряде сюжетов значение ISO 2500 было уже критичным — списать это можно на меньший по сравнению с ближайшими конкурентами размер сенсора при достаточно высоком (20,3 Мп) разрешении. Автофокус, хотя и очень порадовал скоростью реакции, а также возможностью работы в темноте, на практике оказывается не всегда точным, и как будто не поспевает за быстрым движением в кадре. Камера может быть интересна любителям неспешной творческой съемки — если вы пейзажист или фотографируете портреты при хорошем освещении, описанные минусы вас сильно не затронут, зато возможность приобрести относительно недорогую оптику будет плюсом. Любителям репортажной съемки Panasonic Lumix DC-G90 я рекомендовать не могу. Travel-фотографы должны оценить хороший конструктив камеры, защиту от пыли и влаги, очень удобный поворотный экран и шикарный стабилизатор — но учесть необходимость иметь дополнительный аккумулятор, поскольку камера не очень долго держит заряд (есть и плюс — возможность зарядки по USB через портативное устройство). Новичкам, снимающим в авторежиме и любящим простые творческие эксперименты, Lumix DC-G90 почти наверняка понравится — в камере много интересного для тех, кто не готов вдаваться во все тонкости фотомастерства. Но нужен ли такой «солидный» аппарат этой категории пользователей? Для меня новинка Panasonic получилось недостаточно универсальной и не до конца понятной, но, возможно, она найдет своего ценителя. Галерея снимков
Достоинства:
Недостатки:
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|